ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Ожегов С. И. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылка

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — C. 217


Познание — см. Гносеология, Теория отражения.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 682


ПОЗНАНИЯ ТЕОРИЯ, см. Теория познания.


 

Краткий философский словарь. 1954


ПОЗНАНИЕ.— Марксистская философия впервые в истории человеческой мысли раскрыла сущность познания и научно показала, как совершается процесс познания действительности. Марксистская теория познания, базируется на признании внешнего объективного мира, существующего независимо от сознания людей, считает познание отражением этого объективного мира. Марксизм исходит, далее, из того, что внешний мир вполне познаваем. Эти исходные положения марксизма в корне противоположны идеализму, который рассматривает познание или как познание некоей мистической «абсолютной идеи», духа, бога и т. п. (так называемый «объективный» идеализм — см.), или как познание субъективных переживаний, ощущений, состоящий самого человека (так называемый субъективной идеализм — см.). Марксизм нанёс поражение всякого рода идеалистическим теориям, отрицающим познаваемость мира. Учение диалектического материализма о познаваемости мира есть величайшее завоевание научной философии, оно вооружает уверенностью и способность человеческого разума проникнуть в глубочайшую сущность явлений, открыть объективные законы природы и общества и поставить их на службу людям.

Заслуга марксистской философии состоит, однако, не только в том, что она раскрыла природу познания, показала, что познание есть отражение объективной действительности, доказала познаваемость мира. Её крупная заслуга также и в том, что она впервые объяснила, как совершается познание. В домарксовской философии господствовали неправильные представления об этом важном вопросе. Одни философы, отстаивая позиции эмпиризма (см.), выдвигали на первый план роль ощущений, непосредственного наблюдения в познании и отрицали роль теоретического мышления, обобщения, абстракций. Другие философы, отстаивая позиции рационализма (см.), выдвигали на первый план деятельность разума, приписывали ему роль единственной силы познания и игнорировали значение чувственного познания, опыта, наблюдений. Домарксовские материалисты в борьбе против идеалистов правильно подчёркивали, что познание есть отражение объективно существующих предметов и явлений природы. Но они понимали познание метафизически, не учитывали всей сложности процесса познания, недооценивали активной роли мышления в процессе познания действительности. В противовес метафизическим материалистам идеалисты принцип активности мышления доводили до отрицания объективного мира, превращали мышление, сознание в творца природы. И самое главное — все домарксовские философы не понимали первенствующего значения практики в познании, рассматривали познание в отрыве от практики.

Только марксистская философия дала ответы на все эти вопросы. Она преодолела ограниченность эмпиризма и рационализма, ограниченность метафизического материализма и в центр вопроса о познании поставила практику. Марксизм установил, что познание есть не мертвое, «фотографическое» отражение действительности, а сложный диалектический процесс. Применив материалистическую диалектику к познанию, марксизм показал, что процесс познания имеет свои ступили развития, связанные между собой, закономерно вытекающие друг из друга. Ленин дал замечательно глубокую формулу, выражающую сущность этого процесса, его стадии, ступени, показал те формы, в которых совершается отражение действительности на каждой ступени диалектического процесса познания объективной истины. «От живого созерцания,— учит Ленин,— к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» («Философские тетради», 146—147).

Ощущения, восприятия, представления, короче говоря, живое созерцание действительности есть исходный пункт всякого познания. Ощущения суть те каналы, через которые внешний мир действует на сознание человека. Но на этой первой ступени познание даёт преимущественно образы единичных предметов, раскрывает лишь внешнюю сторону предметов. Ощущения, восприятия, представления неспособны сами по себе отразить внутреннюю, существенную связь явлений, открыть законы объективного мира. Целью же познания является открытие объективных законов природы. Это достигается лишь на второй ступени, при помощи абстрактного мышления. Обобщая данные ощущений и восприятий, абстрактное мышление отвлекается от всего несущественного, случайного в предметах и явлениях и проникает в их сущность. Результаты обобщения резюмируются, выражаются в создаваемых научным познанием понятиях, категориях, законах. Таковы, например, понятия материи, движения, класса, cпособа производства и т. д. или закона стоимости, законов классовой борьбы, основного экономического закона социализма и т. д. Обе эти ступени процесса познания — живого созерцания и абстрактного мышления — находятся в единстве, переходят одна в другую, они суть ступени единого диалектического процесса отражения действительности.

Основой всего процесса познания и каждой его ступени, высшим критерием истинности добытых зданий является практика. Человек познаёт окружающий его мир в процессе своей практической деятельности, своего активного воздействия на природу. Практическая проверка знаний есть высшая ступень процесса познания, отражения в человеческой голове законов объективного мира. Только в практике, в практической деятельности людей проверяется каждый шаг познания и только в практике испытывается добытая процессом мышления истина. «В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, предосторожность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. II, 383).

Глубоко ошибочным и по существу идеалистическим является утверждение, выключающее из познания практику и полагающее, будто процесс познания завершается абстрактным мышлением, так как практика ость материальная деятельность. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (см.) показал, что выключение из процесса познания практики есть по что иное, как махизм. «Если включить критерий практики в основу теории познания, то мы неизбежно получаем материализм,— говорит марксист. Практика пусть будет материалистична, а теория особь статья,— говорит Мах» (Ленин, т. 14, с. 127). Только познание, проверенное практикой, даёт объективную истину. Процесс познания не завершается на ступени абстрактного мышления, а поднимается на высшую ступень проверки истины практикой.

Диалектический материализм вооружает науку знанием законов, по которым всё глубже и глубже познаётся объективный мир. (См. также Абсолютная и относительная истина; Гносеология; Объективная истина; Понятие; Теория и практика).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980


ПОЗНАНИЕ, обусловленный развитием обществ.-ист. практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом к-рого является новое знание о мире.

ПОЗНАНИЯ ТЕОРИЯ, см. Теория познания.

 

 

Ожегов С. И. Словарь русского языка. — Москва, Русский язык, 1986. — С. 473


ПОЗНА´НИЕ, -я, ср. 1. см. познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания. 3. мн. Совокупность знаний в какой-н. области. У него большие познания в медицине.

ПОЗНА´ТЬ, -аю, -аешь; познанный; сов. (книжн.). 1. кого-что. Постигнуть, приобрести знание о чем-н., узнать вполне. П. природу. П. сущность вещей. П. жизнь. П. друга в несчастье. 2. что. Испытать, пережить. П. радость. П. горечь разлуки. || несов. познавать, -аю, -аёшь. Мир познаваем. || сущ. познание, -я, ср. (к 1 знач.).

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 368


ПОЗНАНИЕ — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы действий. В истории классовых формаций, где существует противоположность между умственным  и физическим трудом, где творческая,открывающая и созидающая новое деятельность социально противопоставлена деятельности исполнительской, рутинной П. выступало, как правило, особой функцией тех, кто профессионально осуществлял тот или иной вид духовного производства (научную, эстетическую, этическую, религиозно-нравственную и др. виды деятельности). Поэтому теория П. разрабатывалась как теория особенной, собственно духовной деятельности, обособившейся от практики (Теория и практика), что порождало агностицизм и идеализм в понимании П. Диалектико-материалистическая теория П. рассматривает практическую деятельность как основание П. и критерии истинности знания. У истоков П. находится активное воздействие людей на природу, переработка вещества природы, производственное использование свойств вещей. Тот или иной способ практической деятельности есть одновременно и способ общения людей, хранящий и предоставляющий им во всеобщей форме предметы их деятельности. В трудовых процессах обработки камня, металлов и т. п. отражались и закреплялись существенные свойства этих объектов. Поэтому камень или металл представали перед человеком не просто в виде комбинации внешних, чувственно воспринимаемых качеств. Созерцая объект, человек как бы "накладывает" на него исторически сформировавшиеся навыки его переработки и использования, а тем самым этот объект предстает перед человеком и как цель его действия. Чувственный образ имеет в себе черты объективно всеобщего, отраженного навыками практической деятельности. В этом смысле Маркс писал, что "чувства непосредственно в своей практике стали теоретиками" (т. 42, с. 120), и особо подчеркивал, что "образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории" (там же, с. 122). Живое созерцание объектов является, т. обр., моментом чувственно-практической деятельности. Оно осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление и т. п. Свойства, функции вещей, их объективное значение, закрепилось в сигнально-речевой деятельности людей, становятся значением и смыслом слов, с помощью к-рых человек посредством абстрагирующей деятельности мышления создает свои представления о вещах, об их свойствах и проявлениях. Логическая деятельность мышления осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, индукция и дедукция, анализ и синтез и т. п., в создании идей, гипотез. Однако только тогда, когда общественно-производственная практика подтверждает совпадение идей, гипотез с действительностью, только тогда можно говорить об их истинности. Ленин писал: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" (т. 29, с. 152—153). Истины П. практически проверяются не только в каком-то одном изолированном, специально проводимом эксперименте (опыте). Вся общественно-производственная материальная деятельность, все бытие об-ва на протяжении всей его истории конкретизируют и углубляют, проверяют знания. Будучи настолько определенной, чтобы отличать объективную истину от заблуждения, подтвердить истинность наших знаний, практика вместе с тем является развивающим процессом, который ограничен на каждом этапе возможностями производства, его техническим уровнем и т. д. Это значит, что она также относительна, в силу чего ее развитие не дает истине превращаться в догму, в неизменный абсолют (Абсолютная и относительная истина). Революционное преобразование старого об-ва, практическое строительство нового — социализма и коммунизма — возможны только при истинном П. объективных общественных и природных законов.

 

 

Большая российская энциклопедия. 2016


ПОЗНАНИЕ, см. в статьях Теория познания, Знание.

 

 

Приложение


«МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии», осн. труд В. И. Ленина по философии (1909). На основе глубокой и всесторонней критики субъективно-идеолистич. философии эмпириокритицизма (махизма) и его разновидностей — эмпириомонизма и эмпириосимволизма — Ленин обосновал и развил важнейшие положения марксистской философии — осн. вопрос философии, категории (материя, сознание, опыт, пространство и время, причинность, свобода и необходимость и др.), теорию познания (особенно теорию отражения, роль практики и познания, место и роль ощущений, проблему истины). Ленин обобщил новые достижения естествознания, раскрыл значение науч. революции на рубеже 19 и 20 вв. и показал что т. н. «кризис в физике» есть выражение несостоятельности идеализма в истолковании нового этапа в развитии науки.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024