Содержание:
Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь : в трёх томах. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Ссылка
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 1. — М.: изд. Русский язык, 1978. — С. 450
ДОГМА ж. или догматъ м. греч. одно изъ основныхъ положенiй ученiя о вѣрѣ, исповѣданiи. Догматическiй, къ догматамъ относящiйся. Догматическое изложенiе науки, отрѣшенное, законченное, въ нынѣшнемъ видѣ ея, противпл. историческое. Догматика ж. наука о догматахъ. Догматикъ м. знатокъ или ученый писатель догматики. || Стихъ въ похвалу Прсв. Богородицы, въ которомъ упоминаются догматы. Догматствовать, учить догматамъ, освященнымъ церковiю.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 75
ДОГМА, ДОГМАТИЗМ.— Догма — недоказанное положение, принимаемое слепо, на веру. Догматизм характерен для всех религий, для всех теоретических систем, отстаивающих отжившее, старое, реакционное и борющихся против нового, развивающегося. Особенно догматичны реакционные социальные теории, не находящие опоры в развивающейся действительности. Правильное само по себе положение, применяемое недиалектически, без учета конкретной, изменившейся обстановки, может превратиться в догму. В этом смысле Маркс и Энгельс всегда говорили, что «наше учение не догма, а руководство для действия». Ленин, Сталин решительно боролись против догматического опошления марксизма, которое предпринималось оппортунистами всех родов с целью изгнания из марксизма его революционное содержание. Подлинно революционный марксизм есть творческий марксизм, беспрерывно обогащающий теорию новыми данными общественного развития, революционной практики масс.
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 567
ДОГМА, положение, принимаемое слепо на веру; неизменная формула, применяемая без учёта конкретных историч. условий. См. Догматизм.
ДОГМА ПРАВА, формально-логич. положения норм права, рассматриваемые бурж. юристами в отрыве от породивших эти нормы социально-экономич. условий.
ДОГМАТ, 1) религ. верование, выдаваемое церковью за непреложную истину, не подлежащую критике. 2) То же, что догма.
ДОГМАТИЗМ, мышление неизменными, застывшими положениями, формулами, характерное для всех религий и реакц. теорий. Любая теория, любое положение может превратиться в догму, если рассматривать его без учёта изменяющихся конкретно-историч. условий. «Оппортунизм не всегда означает прямое отрицание марксистской теории или ее отдельных положений и выводов. Оппортунизм проявляется иногда в попытках уцепиться за отдельные положения марксизма, ставшие уже устаревшими, и превратить их в догмы, чтобы задержать тем самым дальнейшее развитие марксизма,— следовательно,— задержать такое развитие революционного движения пролетариата» [История ВКП(б). Краткий курс]. Марксизм — не догма, а руководство к действию. Классики марксизма-ленинизма всегда решительно боролись против догматич. опошления и извращения марксизма оппортунистами, меньшевиками и другими мнимыми социалистами. Марксизм не признаёт неизменных выводов и формул, обязательных для всех эпох и периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма. Догматизм — преграда на пути развития науки, ибо никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики. Марксизм как подлинная наука постоянно развивается и совершенствуется, обогащается новым опытом, новыми знаниями; отдельные его положения с течением времени заменяются новыми положениями, соответствующими новым историч. задачам. В. И. Ленин и И. В. Сталин двинули вперёд марксистскую теорию и обогатили её новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата, на деле показали творческий характер марксизма.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 154—155
ДОГМА, ДОГМАТИЗМ.— Догма — положение, принимаемое слепо, на веру, не критически, без учёта условий его применения. Догматизм характерен для всех теоретических систем, отстаивающих отжившее, старое, реакционное и борющихся против нового, развивающегося. Догматичны социальные теории, уже не находящие опоры в развивающейся действительности. Правильное само по себе положение, применяемое не диалектически, без учёта конкретной изменившейся обстановки, может превратиться в догму.В этом смысле Маркс и Энгельс всегда указывали, что их учение не догма, а руководство для действия. Ленин и Сталин решительно боролись против догматического опошления марксизма, которое предпринималось оппортунистами всех родов с целью притупить критическое и революционное остриё этого теоретического оружия пролетариата. Например, русские меньшевики догматически подходили к оценке революции 1905 г., проводя полную аналогию между ней и буржуазными революциями, происходившими в XVIII—XIX вв. Будучи догматиками, они не поняли и не могли понять, что историческая обстановка в эпоху империализма изменилась, существенно видоизменилась закономерности осуществления буржуазно-демократической революции. Они не поняли того, что в новых условиях главной движущей силой революции является пролетариат, выступающий как гегемон революции, и крестьянство, а не буржуазия и т. д. Ленин разбил меньшевистские догмы и гениально разработал основы тактики большевистской партии в демократической революции (см. «Две тактики социал-демократии в демократической революции»).
Подлинно революционный марксизм есть творческий марксизм, беспрерывно обогащающий теорию новыми данными общественного развития, революционной практики масс. Догматизм является врагом революционной теории и практики. Быть верным марксистской теории — это не значит придерживаться только буквы марксизма, но это значит исходит из духа марксизма, обогащать, конкретизировать его применительно к новым историческим условиям. Догматизм основан на разрыве теории и практики. Марксизм основан на неразрывном единстве теории и развивающейся практики. (См. также Творческий марксизм.)
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 407
ДОГМА (от греч. dogma — мнение, учение, постановление), положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.
ДОГМА ПРАВА, название одного из направлений юридич. науки. Заключается в изучении, комментировании, систематизации и толковании норм действующего права.
ДОГМА СМИТА, в учении А. Смита представление о том, что цена или меновая стоимость годового продукта об-ва распадается на доходы: заработную плату, прибыль и ренту. Игнорирование постоянного капитала как элемента стоимости сделало для Смита невозможным науч. анализ простого и расширенного воспроизводства.
ДОГМАТ, 1) в религии утверждённое высш. церк. инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Система Д. имеют христ-во, иудаизм, ислам, буддизм. 2) То же, что догма.
ДОГМАТИЗМ, метафизически одностороннее, схематич. окостеневшее мышление,оперирующее догмами. В основе Д.— слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений. Д. характерен для религ. мышления. В рабочем движении Д. приводит к вульгаризации марксизма, правому и «левому» оппортунизму, сектантству, полит. авантюризму. Марксизм-ленинизм противопоставляет Д. творч. развитие теории, диалектич. принцип конкретности истины.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: изд. Русский язык, 1986. — С. 145
ДО´ГМА, -ы, ж. Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.
ДО´ГМАТ, -ы, м. Основное положение в религиозном учении, принимаемое слепо на веру и не подлежащее критике. Догматы христианства.
ДОГМАТИ´ЗМ, -а, м. Некритическое мышление, опирающееся на догмы.
ДОГМА´ТИК, -а, м. Тот, кто склонен к догматизму.
ДОГМАТИ´ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. Основанный на положениях, к-рые принимаются как непререкаемые, как догмы. Догматическое мышление. 2. Не допускающий возражений, категорический. Д. тон.
ДОГМАТИ´ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. То же, что догматический. Догматичное рассуждение. || сущ. догматичность, -и, ж.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 131—132
ДОГМАТИЗМ (греч. dogma — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учёта новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретной истины. Возникновение Д. исторически связано с развитием религиозных представлений, требований веры в догматы религии, утверждаемые в качестве непреложных истин, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих. Сторонники античного скептицизма причисляли к Д. всякое положительное учение о мире. В новое время Кант назвал "догматической" рационалистическую философию от Декарта до Вольфа и противопоставил ей свой критицизм. В совр.философии Д. связан с антидиалектическими концепциями, отрицающими идею изменяемости и развития мира, а также с пониманием того, что сами диалектические законы развития проявляются по-разному и в разных исторических условиях, в разных объектах и процессах. В политике Д. ведёт к сектанству, отказу от творческого марксизма, к субъективизму, отрыву от практики. В совр. условиях Д. наряду с ревизионизмом представляет большую опасность для международного рабочего движения. Догматики не учитывают изменившихся условий мирового развития, настаивая на старых формулах, соответствующих иной обстановке. Для Д. характерно бравирование "левой" фразеологией и "ультрареволюционными" лозунгами, оборачивающимися на практике далеко не революционной политикой. Ленин призывал вести беспощадную борьбу против всех видов Д.
Ссылка
- ДОГМА ПРАВА — Большая российская энциклопедия