Рационализм (от латинского «рацио»— разум) — направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного познания, в противоположность эмпиризму, который считает единственным источником познания истины чувство. Диалектический материализм преодолел односторонности рационализма и эмпиризма, научно решил вопрос о чувственном и логическом моментах в познании, рассматривая их в органической связи и единстве. Чувственный опыт является исходным моментом познания, а логические понятия, т. е. рациональный момент, есть переработка чувственных данных в головах людей. Виднейшими представителями рационализма были Декарт, Спиноза, Лейбниц.
РАЦИОНАЛИЗМ, направление в теории познания, признающее разум, абстрактное мышление высшим источником знания и критерием его истинности. Р. сыграл прогрессивную роль в борьбе против религ. догматизма и схоластики средних веков. Односторонность и ограниченность Р. состояла в непонимании значения чувственной ступени познания, в отрыве рационального познания от чувственного, в непонимании роли общественно-исторической практики в процессе познания. Виднейшими представителями Р. были голл. философ Б. Спиноза, франц. учёный Р. Декарт, нем. учёный Г. Лейбниц.
Диалектический материализм утверждает неразрывное единство чувственной и рациональной ступеней познания. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и о т н е г o к п р а к т и к е — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В. И. Л е н и н).
РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный) — направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания в противоположность эмпиризму (см.), который считает единственным источником познания чувственный опыт. Виднейшими представителями рационализма были Декарт (см.), Спиноза (см.). Они вели борьбу против религиозно-догматического мировоззрения феодализма, за утверждение разума и его прав, и эта борьба имела прогрессивный характер.
Родоначальником рационализма является Декарт. Он обосновывал всесилие разума, считая, что критерий истины в разуме. Рационалисты видели идеал науки в математике; для них это была «чистая» наука, якобы независимая от опыта. Декарт считал, что, подобно тому как математик силой ума решает мать математические задачи, так и философ может постичь истину одной лишь силой ума. По мнению рационалистов, чувственные данные нас обманывают, только разумом мы можем постигнуть существующее. В нашей душе якобы имеются врождённые понятия, существующие в готовом виде. Признавая источником познания разум, Лейбниц (см.) в отличие от Декарта считал, что идеи находятся в душе лишь как способность, как «врождённые принципы». Спиноза тоже считал, что знания, получаемые из опыта, являются недостоверными, случайными, «смутными», тогда как разум даёт необходимое и достоверное знание. В этом выражалась непоследовательность материализма Спинозы. Если эмпиризм возводит опыт в абсолют и недооценивают роль разума в познании, то рационализм отрывает разум от чувственного опыта, от ощущений и абсолютизирует понятия, мышление. Отрыв логического от чувственного неизбежно ведёт к идеализму, так как понятия превращаются в голые абстракции, лишённые конкретного содержания. «...Рационалист ограничивается рассуждением и притом абстрактным»,— отмечает Ленин (т. 23, с. 36).
Диалектический материализм преодолел односторонности рационализма и эмпиризма, научно решил вопрос о чувственном и логическом моментах в познании, рассматривая их в органической связи и единстве как необходимые ступени познания, дополняющие друг друга. Чувственный опыт является исходным моментом познания. Подлинное знание начинается с данных, которые дают человеческие ощущения, органы чувств. Но непосредственное чувственное восприятие не даёт ещё полного, глубокого знания. Познание внутренних связей и отношений возможно при помощи разума, теоретического мышления. Логические понятия, т. е. рациональный момент в познании, представляют собой переработку чувственных данных в мышлении. Таким образом, чувственное и логическое в диалектическом материализме взаимосвязаны и лишь в единстве составляют процесс познания.
Марксистская философия рассматривает как чувственное, так и рациональное, логическое познание и тесной связи с практикой, с практической деятельностью людей. Диалектический путь познания истины, познания объективной реальности, указывает Ленин, идёт «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...» («Философские тетради», 146). (См. также Познание; Сенсуализм.)
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против ср.-век. схоластики и религ. догматизма, классический Р. 17—18 вв. исходил из идеи естеств. порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Науч. (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно Р., достижимо только посредством разума — источника знания и критерия его истинности. Ограниченность Р. состояла в отрыве рацион. познания от чувственного, и идеалистич. концепции врождённых идей. Принципы Р. разделяли как материалисты (Б. Спиноза), так и идеалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц), Р.— один из филос. источников идеологии Просвещения.
РАЦИОНАЛИ´ЗМ, -а, м. 1. Философское идеалистическое направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее разум единственной основой научного познания закономерностей природы и общества. 2. Рассудочное отношение к жизни (книжн.). || прил.рационалистический, -ая, -ое.
РАЦИОНАЛИ´СТ, -а, м.1. Последователь рационализма (в 1 знач.). 2. Рационалистичный человек (книжн.). || ж. рационалистка, -и.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Москва, 1987. — С. 404—405
РАЦИОНАЛИЗМ — (лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врождённых идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него будто бы не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17 в.— Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность Р.— в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. была преодолена марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика). Р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит иррационализму. 2. В богословии Р.— направление, согласно к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума.
Рационализм (философия)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ