ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Ссылка

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1939. — С. 237—238


Рационализм (от латинского «рацио»— разум) — направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного познания, в противоположность эмпиризму, который считает единственным источником познания истины чувство. Диалектический материализм преодолел односторонности рационализма и эмпиризма, научно решил вопрос о чувственном и логическом моментах в познании, рассматривая их в органической связи и единстве. Чувственный опыт является исходным моментом познания, а логические понятия, т. е. рациональный момент, есть переработка чувственных данных в головах людей. Виднейшими представителями рационализма были Декарт, Спиноза, Лейбниц.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 78


РАЦИОНАЛИЗМ, направление в теории познания, признающее разум, абстрактное мышление высшим источником знания и критерием его истинности. Р. сыграл прогрессивную роль в борьбе против религ. догматизма и схоластики средних веков. Односторонность и ограниченность Р. состояла в непонимании значения чувственной ступени познания, в отрыве рационального познания от чувственного, в непонимании роли общественно-исторической практики в процессе познания. Виднейшими представителями Р. были голл. философ Б. Спиноза, франц. учёный Р. Декарт, нем. учёный Г. Лейбниц.

Диалектический материализм утверждает неразрывное единство чувственной и рациональной ступеней познания. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и  о т  н е г o  к  п р а к т и к е — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В. И. Л е н и н).

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1954. — С. 506—507


РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный) — направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания в противоположность эмпиризму (см.), который считает единственным источником познания чувственный опыт. Виднейшими представителями рационализма были Декарт (см.), Спиноза (см.). Они вели борьбу против религиозно-догматического мировоззрения феодализма, за утверждение разума и его прав, и эта борьба имела прогрессивный характер.

Родоначальником рационализма является Декарт. Он обосновывал всесилие разума, считая, что критерий истины в разуме. Рационалисты видели идеал науки в математике; для них это была «чистая» наука, якобы независимая от опыта. Декарт считал, что, подобно тому как математик силой ума решает мать математические задачи, так и философ может постичь истину одной лишь силой ума. По мнению рационалистов, чувственные данные нас обманывают, только разумом мы можем постигнуть существующее. В нашей душе якобы имеются врождённые понятия, существующие в готовом виде. Признавая источником познания разум, Лейбниц (см.) в отличие от Декарта считал, что идеи находятся в душе лишь как способность, как «врождённые принципы». Спиноза тоже считал, что знания, получаемые из опыта, являются недостоверными, случайными, «смутными», тогда как разум даёт необходимое и достоверное знание. В этом выражалась непоследовательность материализма Спинозы. Если эмпиризм возводит опыт в абсолют и недооценивают роль разума в познании, то рационализм отрывает разум от чувственного опыта, от ощущений и абсолютизирует понятия, мышление. Отрыв логического от чувственного неизбежно ведёт к идеализму, так как понятия превращаются в голые абстракции, лишённые конкретного содержания. «...Рационалист ограничивается рассуждением и притом абстрактным»,— отмечает Ленин (т. 23, с. 36).

Диалектический материализм преодолел односторонности рационализма и эмпиризма, научно решил вопрос о чувственном и логическом моментах в познании, рассматривая их в органической связи и единстве как необходимые ступени познания, дополняющие друг друга. Чувственный опыт является исходным моментом познания. Подлинное знание начинается с данных, которые дают человеческие ощущения, органы чувств. Но непосредственное чувственное восприятие не даёт ещё полного, глубокого знания. Познание внутренних связей и отношений возможно при помощи разума, теоретического мышления. Логические понятия, т. е. рациональный момент в познании, представляют собой переработку чувственных данных в мышлении. Таким образом, чувственное и логическое в диалектическом материализме взаимосвязаны и лишь в единстве составляют процесс познания.

Марксистская философия рассматривает как чувственное, так и рациональное, логическое познание и тесной связи с практикой, с практической деятельностью людей. Диалектический путь познания истины, познания объективной реальности, указывает Ленин, идёт «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...» («Философские тетради», 146). (См. также Познание; Сенсуализм.)

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1118


РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против ср.-век. схоластики и религ. догматизма, классический Р. 17—18 вв. исходил из идеи естеств. порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Науч. (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно Р., достижимо только посредством разума — источника знания и критерия его истинности. Ограниченность Р. состояла в отрыве рацион. познания от чувственного, и идеалистич. концепции врождённых идей. Принципы Р. разделяли как материалисты (Б. Спиноза), так и идеалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц), Р.— один из филос. источников идеологии Просвещения.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986


РАЦИОНАЛИ´ЗМ, -а, м. 1. Философское идеалистическое направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее разум единственной основой научного познания закономерностей природы и общества. 2. Рассудочное отношение к жизни (книжн.). || прил. рационалистический, -ая, -ое.

РАЦИОНАЛИ´СТ, -а, м. 1. Последователь рационализма (в 1 знач.). 2. Рационалистичный человек (книжн.). || ж. рационалистка, -и.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Москва, 1987. — С. 404—405


РАЦИОНАЛИЗМ — (лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врождённых идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него будто бы не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17 в.— Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность Р.— в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. была преодолена марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика). Р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит иррационализму. 2. В богословии Р.— направление, согласно к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума.

 

 

Рационализм (философия)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024