Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылки
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 5
Абсолютная истина. — Метафизика под абсолютной истиной понимает неизменность человеческого знания. Рассматривая все предметы и явления как неизменные и раз навсегда данные, метафизика и всякую истину принимает как раз навсегда данный и готовый результат познания. Диалектический материал отрицает такого рода абсолютной истины. Познание представляет собой исторический процесс движения от незнания к знанию, от знания отдельных явлений, отдельных сторон природы к более глубокому и полному ее познанию, к открытию все новых и новых законов ее развития. Каждая ступень познания ограничена уровнем науки, историческими условиями жизни общества, которые неизбежно делают наши знания о природе относительными, т. е. неполными. Но истины, открываемые нашим познанием, будучи относительными, вместе с тем содержат в себе и частицу абсолютной истины, так как они правильно, хотя и неполно, отражает объективный внешний мир. Поэтому познание посредством неполных, относительных истин приближает нас к абсолютной истине, т. е. к полному и всестороннему познанию объективного мира. Однако исчерпывающее познание объективного мира немыслимо. Это было бы возможно лишь при условии, если бы материальный мир перестал развиваться, если бы он остановился в своем движении и исчерпал себя. Но этого никогда не будет. Мир находится в состоянии вечного изменения и обновления. Следовательно, и познание, которое есть мысленное отражение внешнего мира, так же неисчерпаемо и не может никогда закончиться, как неисчерпаем и бесконечен мир.
стр. 203—204
Относительная истина, — Процесс познания мира и его законов так же бесконечен, как бесконечно развитие природы и общества. Наши знания на каждой данной ступени их развития относительно верны, все более углубляясь и уточняясь по мере развития науки. Так, атом считался неделимым до начала ХХ в., когда было доказано, что он в свою очередь состоит из электронов. Электронная теория строения материи. представляет углубление и расширение наших знаний о материи. Но и то, что известно теперь науке относительно строения материи, не является последней и окончательной истиной. «...Диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вес познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна» (Ленин). Утверждая относительный характер истин нашего познания, диалектический материализм в то же время считает, что каждая относительная истина означает приближение к а б с о л ю т н о й и с т и н е, что каждый шаг научного познания содержит элементы абсолютной, т. е. полной, истины. Непереходимой грани между относительной и абсолютной истиной нет. Совокупность относительных истин в их развитии дает абсолютную истину. «Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны» (Ленин).
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 10
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, см. в статье Истина.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА, см. в статье Истина.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 5—7
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — философские понятия, отражающие исторический процесс познания объективной действительностью. В противоположность метафизике, которая исходит из предпосылки о неизменности человеческого знания и всякую истину принимает как раз навсегда данный, готовый результат познания, диалектический материализм рассматривает познание как исторический процесс движения от незнания к знанию, от знания отдельных явлений, отдельных сторон действительности к более глубокому и полному знанию, и открытию всё новых и новых законов развития.
Процесс познания мира и его законов так же бесконечен, как бесконечное развитие природы и общества. Наши знания на каждой данной ступени развития науки обусловлены исторически достигнутым уровнем познания, уровнем развития техники, промышленности и т. д. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. В силу этого истины, познанные наукой на том или ином историческом этапе, не могут считаться окончательными, полными. Они по необходимости являются относительными истинами, т. е. истинами, нуждающимися в дальнейшем развитии, в дальнейшей проверке и уточнении. Так, атом считался неделимым до начала ХХ в., когда было доказано, что он и свою очередь состоит из электронов и протонов. Электронная теория строения материи представляет углубление и расширение наших знаний о материи. Современные представления об атоме значительно отличаются по своей глубине от тех, которые возникли в конце XIX и начале ХХ в. Особенно углубились наши знания об атомном ядре (см.). Но и то, что известно теперь науке относительно строения материи, не является последней и окончательной истиной: «...диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (Ленин, т. 14, с, 249).
Истины относительны также и в том смысле, что они наполнены конкретным историческим содержанием, и потому изменение исторических условий неизбежно ведёт к изменениям в истине. То, что истинно в одних исторических условиях, перестаёт быть истинным в других условиях. Так, например, положение Маркса и Энгельса о невозможности победы социализма в одной стране было верным в период домонополистического капитализма. В условиях империализма это положение перестало быть правильным,— Ленин создал новую теорию социалистической революции, теорию о возможности построения социализма в одной или нескольких странах и невозможности его одновременной победы во всех странах.
Подчёркивая относительный характер научных истин, диалектический материализм в то же время считает, что каждая относительная истина означает ступень в познании абсолютной истины, что каждый шаг научного познания содержит элементы абсолютной, т. е. полной, истины, которая не может быть опровергнута в будущем. Непереходимой грани между относительной и абсолютной истиной нет. Совокупность относительных истиц в их развитии даёт абсолютную истину. Диалектический материализм признаёт относительность всех наших знаний не в смысле отрицания истины, а лишь и том смысле, что мы не можем в каждый данный момент позвать её до конца, исчерпать всю. Это положение диалектического материализма о характере относительных истин имеет принципиальное значение. Развитие наук ведёт к тому, что постоянно возникают всё новые и новые понятия и представления о внешнем мире, которые заменяют некоторые старые, отжившие понятия и представления. Идеалисты используют этот неизбежный и закономерный момент в процессе познания, чтобы доказать невозможность существования объективной истины, чтобы протащить идеалистическое измышление о том, что внешний материальный мир не существует, что мир есть лишь комплекс ощущений. Раз истины относительны, говорят идеалисты, то, значит, они есть не что иное, как субъективные представления и произвольные построения человека; значит, за ощущениями человека ничего нет, никакого объективного мира, или же мы ничего о нём знать но можем. Этот шарлатанский приём идеалистов широко используется в современной буржуазной философии с целью замены науки религией, фидеизмом. Диалектический материализм разоблачает фокусы идеалистов. To oбстоятельство, что данная истина не может считаться окончательной, полной, свидетельствует не о том, что она не отражает объективный мир, но есть объективная истина, а о том, что этот процесс отражения сложен, зависит от исторических существующего уровня развития науки, что абсолютная истина не может быть познана сразу.
Огромная заслуга в разработке этого вопроса принадлежит Ленину, разоблачившему потуги махистов свести признание относительной истины к отрицанию внешнего мира и объективной истины, к отрицанию абсолютной истины. «Исторически условны контуры картины (т. е. картины природы, описанной наукой.— Ред.), но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель. Исторически условно тд, когда и при каких условиях мы подвинулись в своем познании сущности вещей до открытия ализарина в каменноугольном дегте или до открытия электронов в атоме, но безусловно то, что каждое такое открытие есть шаг вперед «безусловно объективного познания». Одним словом, исторически условна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа» (Ленин, т. 14, с. 123).
Поэтому признание абсолютной истины есть признание существования внешнего объективного мира, признание того, что наше познание отражает объективного истину. Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества, истину, учит марксизм, значит так или иначе признавать абсолютную истину. Всё дело только в том, что эта абсолютная истина познается по частям, f ходе поступательного развития человеческого познания. «Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемые, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (Ленин, т. 14, с. 122).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 10, 960
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, см. Истина.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА, см. Истина.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М,: Издательство политической литературы, 1987. — С. 3—4
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, по останется неопровержимым. Учение об А. и о. и. дает ответ на вопрос: „...могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?" (Ленин В. И., т. 18, с. 123). В связи с этим А. и. понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности (1) и как тот элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем (2) . Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая О. и. означает шаг вперед в познании А. и., содержит, если она научна, элементы, крупицы А. и. Непереносимой грани между А. и о. и. нет. Из суммы О. и. складывается А. и. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер развития познания. В процессе развития наука все глубже и полнее раскрывает свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию А. и., что подтверждается успешным применением теории на практике (в общественной жизни, в производстве и т. п.). С др. стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр., гипотеза о существовании эфира), др. подтверждаются и становятся доказанными истинами (напр., гипотеза о существовании атомов); одни понятия устраняются из науки (напр., „теплород" и „флогистон"), др. уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инерции в классической механике и в теории относительности). Учение об А. и о. и. направлено против метафизики, объявляющей каждую истину вечной, неизменной („абсолютной"), и против различных идеалистических концепций релятивизма, утверждающих, по всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть объективной истины. В действительности же, по выражению Ленина, исторична „всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа" (т. 18, с. 138).
Ссылки
- Истина — ЭнциклопедиЯ