ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. В трёх томах. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 9—10


Анализ и синтез. — 1) Анализ (по-гречески  ἀνάλυσις — разложение) — расчленение предмета или явления на его составные простые части. 2) Синтез (по-гречески σύνθεσις — составление) — соединение частей предмета или явления в целое, рассмотрение предмета в единстве, восхождение от простого к сложному. Метафизика противопоставляет друг другу анализ и синтез. Материалистическая диалектика, напротив, учит о единстве анализа и синтеза. «...Мышление состоит столько же в разложении объектов сознания на их элементы, сколько в объединении родственных элементов в единстве. Без анализа не бывает синтеза» (Энгельс). Поэтому в процессе познания необходимо применять как метод анализа, так и метод синтеза, который как подчиненные моменты включаются в метод материалистической диалектики. Например, анализируя устройство человеческого организма, ученые детально, подробно изучают в отдельности каждый орган. Но для полного и глубокого понимания значения, роли и функции каждого органа одного анатомического анализа недостаточно. Организм необходимо брать как целое, как живой и действующий организм и изучать составляющие его части в единстве, в синтезе.

 

 

Энциклопедический Словарь : в трёх томах. — М.: изд. БСЭ, 1953—1955. — т. 1, с. 68; т. 3, с. 218


АНАЛИЗ, метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные части. При А. исследуемые предметы подвергаются фактич. расчленению, либо изучаемые вопросы мысленно расчленяются посредством логич. абстракций.

СИНТЕЗ (в науке), метод исследования, состоящий в теоретическом или в экспериментальном воссоздании целого из его составных частей. Противоположен анализу.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — с. 12—13


АНАЛИЗ И СИНТЕЗ.— 1) Анализ (греч. ἀνάλυσις — разложение) — расчленение предмета или явления на его составные, простые части. 2) Синтез (греч. σύνθεσις — соединение, составление) — соединение частей предмета или явления в целое, рассмотрение предмета в единстве.

Метафизика противопоставляет анализ и синтез как взаимно исключающие друг друга методы. Материалистическая диалектика, напротив, учит о единстве анализа и синтеза. Энгельс писал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в единство. Без анализа нет синтеза» («Анти-Дюринг», 40). В. И. Ленин также подчёркивает единство анализа и синтеза в познании. Одним из элементов диалектики, указывает В. И. Ленин, является «соединение анализа и синтеза,— разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе» («Философские тетради», 193).

Анализ и синтез являются мощными средствами человеческого познания. Без них невозможны даже элементарные и простейшие формы психической деятельности — ощущения, восприятия. Объективный мир, объективные вещи и явления предстают перед человеком во всей своей сложности и конкретности. Конкретность есть единство многообразного. Нельзя познать конкретное, не расчленяя его на составные части и элементы, не анализируя их. Химик ничего не мог бы знать о химических процессах, о законах ассоциации и диссоциации атомов, если бы анализ не дал ему возможность выделить составные части этих процессов — химические элементы, атомы, молекулы. Точно так же экономист ничего не мог бы знать о капитализме и законах его экономического развития, если бы путём анализа он не выделил его элементы — товар, цена, стоимость, прибавочная стоимость и т. д.— и не познал их сущность.

Анализ сам по себе, однако, не может дать полного познания предметов. Он требует дополнения в виде синтеза, который опираясь на результат анализа, познаёт предметы и явления как целое. Маркс, давший в «Капитале» (см.). гениальный образец диалектического познания, не ограничивается одним анализом. Проанализировав отдельные стороны, элементы капиталистического способа производства, Маркс затем даёт величественный синтез, показывающий капиталистический способ производства в целом, в диалектической взаимосвязи всех его сторон и законов.

Яркие образцы диалектического применения анализа и синтеза к познанию сложных вопросов общественной жизни и борьбы дают труды Ленина и Сталина. Так, например, Ленин в произведении «Империализм, как высшая стадия капитализма», развивая идеи «Капитала» в применении к новому историческому периоду капитализма и глубоко раскрывая сущность империализма, пользуется при этом как анализом, так и синтезом. Сначала В. И. Ленин исследует путём анализа различные стороны, признаки империализма, как новой, высшей стадии капитализма. Выделив и осветив эти признаки, В. И. Ленин далее суммирует их путём синтеза и даёт общее определение сущности империализма. И. В. Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос», определяет сущность нации, вначале путём анализа выделяет присущие ей характерные черты, признаки: общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Затем И. В. Сталин путём синтеза даёт глубокое определение понятия «нация», которое заключает в себе в обобщённом виде все основные её признаки.

Таким образом, в процессе познания необходимо применять как анализ, так и синтез, которые как подчинённые моменты включаются в метод материалистической диалектики.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: изд. СЭ, 1980. — с. 53, 1233


АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение). 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; А. неразрывно связан с синтезом (соединение элементов в единое целое); 2) синоним науч. иссл. вообще; 3) в формальной логике — уточнение логич. формы (структуры) рассуждения.

СИНТЕЗ (от греч. synthesis — соединение), соединение (мысленное или реальное) разл. элементов объекта в единое целое (систему); С. неразрывно связан с анализом (расчленение объекта на элементы).

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — с. 15—16


АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. analesis — разложение и synthesis — соединение) — в самом общем значении процессы мысленного или фактического целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связаны с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. д. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его А. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделять существенное от несущественного, сложное свести к простому; одной из форм А. служит классификация предметов и явлений. А. развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции и т. д. В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложному к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель А.— познание частей как элементов сложного целого. Однако А. приводит к выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. С., напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А. и находится с ним в неразрывном единстве. Диалектико-материалистическому пониманию А. и с. противостоит их идеалистическая трактовка как только мыслительных приемов, не связанных с объективным миром и практикой человека, а также метафизическое обособление А. и с. их противопоставление и абсолютизация одного из этих двух процессов. В истории философии противопоставление А. и с. связано с возникновением в естествознании и классической буржуазной политической экономии в 17—18 вв. аналитического метода. Заменив умозрительные конструкции опытным изучением эмпирической действительности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. Последующее развитие науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпосылка тесно с ним связанного синтетического метода. С т. зр. теоретико-познавательной значимости и тот и др. метод, лишенные односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024