ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939

Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2014

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1939. — С. 275—277


Теория отражения.— «... В основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове» (Ленин). Человеческие ощущения и понятия являются копиями, снимками, отображениями вещей и процессов объективного мира. Ощущения являются первой, исходной ступенью познания мира. Познание начинается с ощущений. «... Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (Ленин). Ощущения есть лишь первая ступень познания человеком природы. Вторая ступень познания — обобщение единичных явлений, создание понятий, категорий, открытие законов, отражающих существенные черты объективного мира. В научных понятиях мир отражается глубже, чем непосредственно в ощущениях, так как при помощи науки познаются законы развития предметов и явлений. Человек познает окружающий его мир в процессе своей практической деятельности, своего активного воздействия на природу. «... Вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления — образы их. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных дается практикой» (Ленин). Практическая проверка наших знаний есть третья ступень процесса познания, отражения в человеческой голове законов объективного мира. Отражение действительности в сознании людей в классовом обществе носит классовый характер. Источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов нужно искать в конечном счете в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются эти идеи, теории, взгляды.

Теория познания — или гносеология (см.).

Теория познания марксизма — см. Теория отражения (т).

 

 

Энциклопедический Словарь. Т. 2.— Москва, 1953—1955. — С. 580


ОТРАЖЕНИЯ ТЕОРИЯ, основа теории познания диалектического материализма, рассматривающего ощущение, мышление, сознание как отражение вне нас существующего объективного мира. Отражение, познание — не пассивный акт созерцания, а активный процесс всё более глубокого проникновения в сущность вещей. Исходной ступенью познания является ощущения, непосредственное живое созерцание действительности. При помощи абстрактного мышления данные ощущения и восприятия обобщаются и выражаются в понятиях, категориях, законах, отражающих существенные связи и закономерности природы и общества. Основой процесса познания и критерием истинности этого познания является обществ. практика людей. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В. И. Ленин).

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1954. — С. 597—599


ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ — материалистическая теория познания, согласно которой человеческие отношения, понятия, научное познание в целом есть отражение объективно существующей действительности. В борьбе против идеалистической теории познания, рассматривающей человеческую мысль как творца материального мира, марксизм развил и обосновал единственно научную гносеологию (см.), центральным пунктом которой является понимание сознания (см.), мышления (см.) как отражения вне и независимо от нас существующего внешнего мира. «Для Гегеля,— писал Маркс,— процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» («Капитал», т. 1, 19). Философский идеализм не признаёт мышления как отражения действительности, ибо это означало бы признание той исходной материалистической предпосылки, что материя, материальный мир первичны, а сознание, мысль вторичны. В полном противоречии с наукой, неоспоримо установившей факт отражения в человеческой голове объективной реальности, существующей независимо от сознания, идеалисты отстаивают свой ложный, реакционный тезис о том, что материальные предметы есть лишь комплекс ощущений, что помимо ощущений ничего нет и не может быть, что человеку не дано знать, есть ли что-либо за ощущениями, что наши понятия и представления —лишь символы, иероглифы, знаки, создаваемые человеком для «удобства» познания, и т. и. Особенно широкое распространение эти взгляды, выдвинутые ещё в первой половине XVIII в. английским епископом Беркли (см.), получили в конце XIX и начале XX в. (махизм — см., эмпириомонизм — см. и т. п.). Эти взгляды господствуют в современной буржуазной философии (прагматизм — см., позитивизм — см., логический позитивизм — см. и т. д.).

В книге «Материализм и эмпириокритицизм» (см.) Ленин подверг глубокой и уничтожающей критике идеалистическую гносеологию и творчески, всесторонне развил марксистскую теорию отражения. Ленин указывал, что в основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове. Ленин беспощадно клеймил всякую малейшую уступку идеализму и агностицизму (см.) в этом вопросе. Ленин резко раскритиковал Плеханова (см.) за допущенную им ошибку при изложении материализма, за утверждение, что человеческие ощущения, понятия являются иероглифами. Ленин показал, что путаница по такому принципиальному вопросу неизбежно ведёт к агностицизму и идеализму (см. Теория иероглифов). В действительности ощущения и понятия человека являются копиями действительных вещей и процессов природы. На примере глубочайшего кризиса физики в условиях капиталистического общества начала XIX в. Ленин показал, что наука не может двигаться вперёд, отступая от материалистического понимания познания как отражения объективной природы. В отступлении от этого материалистического учения заключается суть кризиса. Это положение Ленина актуально и для нынешнего этапа развития науки и борьбы против идеализма. Современные «клоуны буржуазной науки», как называл Ленин буржуазных профессоров, приспособляющих результаты науки к интересам защиты фидеизма (см.) и поповщины, пытаются дискредитировать материалистическое теорию отражения, навязать естествоиспытателям мнение, что положения и формулы науки не могут быть отражением объективной внешней природы, что это лишь произвольная конструкция ума. И ныне ряд областей естествознания в буржуазных странах, отражая углубление общего кризиса капитализма, находится в состоянии глубокого кризиса. В основе этого кризиса лежит нежелание многих буржуазных естествоиспытателей встать на позиции материалистической теории отражения, их борьба против материализма. Отсюда такие глубоко враждебные науке явления, как вейсманизм-морганизм (см.) в биологии, многочисленные разновидности современного «физического» идеализма (см.) и т. д.

Марксистско-ленинская теория отражения обоснована великими открытиями науки, в том числе открытиями корифеев русской науки — Сеченова (см.) и Павлова (см.). Сеченов и Павлов раскрыли физиологический механизм психических процессов открыли законы высшей нервной деятельности и неопровержимо доказали, что психическая деятельность возможна лишь как отражение внешнего мира, как результат воздействия объективной реальности на органы чувств, на мозг животных (и человека). Марксизм разработал вопрос о том, как совершается и человеческой голове процесс отражения объективной действительности. В отличие от метафизической теории отражения старших, домарксовских материалистов, понимавших «отражение» как пассивное, мёртвое отображение в сознании предметов и явлений внешнего мира, марксистско-ленинская, диалектика — материалистическая теория отражения понимает процесс познания, процесс отображения внешнего мира и человеческом сознании как активный, диалектически развивающийся, внутренне противоречивый процесс. Вопрос о том, как совершается процесс познания объективной истины, имеет огромное значение для всех наук, для любой области человеческого знания (см. Познание).

Отражение общественной жизни в сознании людей в классовом обществе носит классовый характер. источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов нужно искать в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются идеи, теории, взгляды.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 961


ОТРАЖЕНИЕ (филос.), всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из осн. понятий материалистич. теории познания. В качественно разл. формах О. присуще телам неорганич. природы (напр., след, произведённый воздействием одного предмета на другой), растениям и протейшим организмам (напр., раздражимость), животным и человеку (психич. О. как свойство высокоорганизованной материи). Высшая, специфически человеческая форма О.— сознание.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Москва, 1987. — С. 479—480


ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ — в марсистской  философии составляет основу диалектика-материалистической теории познания. Т. о. имеет специфические задачи: раскрытие наиболее общих черт и закономерностей, присущих всем уровням и формам отражения; исследование возникновения и развития форм психического отражения, включая вопросы происхождения сознания и специально-научного обоснования возможностей познавательной деятельности человека; изучение связи характеристик содержания и формы образа, знания; раскрытие сущности отражения в неживой природе; выяснение особенностей отражения (сигнализации) в технике связи и управления, в частности соотношения и связи человека и кибернетических устройств. Исходным для Т. о. и марксистской гносеологии в целом служит диалектика-материалистический принцип отражения, согласно к-рому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику — оригиналу. Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале. Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, как отмечал Ленин, осн. бедой старого материализма было неумение применить диалектику к Т. о., вследствие чего отражение понималось как пассивное, мертвое „фотографирование" внешнего мира. Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в к-ром человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Поэтому лишены всякого основания попытки критиковать марксистскую Т. о. как „конформистскую", к-рая якобы обрекает познающего субъекта на пассивное и недеятельное созерцание окружающего мира. Напротив, активная предметная деятельность человека и человечества возможна лишь на базе отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствии с объективными законами.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 24. — М., 2014. — С. 679. Электронная версия


ОТРАЖЕ́НИЕ в философии, понятие теории познания, свойственное разл. версиям философского реализма и характеризующее познавательный процесс либо как непосредственную данность сознанию познаваемого предмета, либо как его воспроизведение (репрезентацию) с помощью образов как самостоятельных идеальных образований. Концепция О. предполагает, что предмет познания не конструируется познающим субъектом, но существует в качестве объективной реальности независимо от него. Понятие О. восходит к выдвинутой Демокритом теории «истечений» – образов (εἲδωλα), исходящих от предметов и запечатлевающихся в душе человека. Развитое В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), оно стало центр. понятием теории познания диалектического материализма.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024