ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 264,


Субъективный идеализм — одна из основных разновидностей идеализма (см.).

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 340—341


СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, одна из двух основных разновидностей идеалистич. философии. С. и. отрицает объективное, независимое от субъекта, существование внешнего мира и признаёт единственной реальностью ощущения, представления, индивидуальное сознание. С. и. неизбежно ведёт к солипсизму.  Гл. представители С. и.— англ. философы Дж. Беркли, Д. Юм, нем. философ И. Г. Фихте. Обществ.-историч. практика в корне опровергает антинаучную субьективно-идеалистич. философию, к-рая всегда играла революционную роль. С. и. является ныне господствующим направлением в философии империалистич. реакции.

 

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4, М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 579


СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из разновидностей идеализма (см.).

 

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1294


СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, см. Идеализм.

 

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5, М.: издательство политической литературы, 1987. — С. 466—467


Субъективный идеализмСУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — философское направление, представители к-рого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в к-ром живет и действует субъект, С. и. считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. Проведенный последовательно С. и. приводит к солипсизму. Представители классической формы С. и.— Беркли, Фихте, Юм; ряд идей С. и. развивал Кант. С. и. 20 в. имеет много разновидностей, включая разные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.). У сторонников совр. С. и. и прежде всего у неопозитивистов, заметна тенденция к устранению резко выраженного субъективизма, психологизма и релятивизма, характерны попытки найти какие-то критерии выделения „общезначимых истин". На этом пути нередко стирается ранее отчетливая грань между идеализмом субъективным и объективным, к-рые объединяются, напр., в разных течениях неореализма. Совр. С. и. все чаще выступает под флагом „реализма". Вместе с тем в нем часто усиливаются моменты иррационализма (особенно в философии экзистенциализма). Теоретико-познавательной основой С. и. является абсолютизация активности субъекта в познании и практической деятельности. Диалектический материализм показывает, что такая активность не является произволом, она не только не противоречит существованию объективного мира и его законов, независимых от человеческого сознания, а, напротив, предполагает это существование. Субъективная форма познания не отрицает объективного его источника и содержания. Более того, сами формы познания отражают наиболее общие характеристики объективного мира и практики в нем. Поэтому противопоставление субъективного и объективного допустимо лишь в рамках осн. вопроса философии.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только субъект восприятия, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из неё экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).

См. также

  • Солипсизм
  • Сенсуализм
  • Радикальный конструктивизм
  • Имматериализм
  • Объективный идеализм
  • Волюнтаризм (философия)
  • Реализм (философия)
  • Мозг в колбе

Примечания

  1. Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма // Беркли Дж. Сочинения / Сост., общ. ред. и вступит. статья И. С. Нарского. — М.: Мысль, 2000. — С. 495-528. — 560 с. — (Классическая философская мысль). — 5000 экз.
  • Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, гл.4, 1

Литература

  • Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024