Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 345
СУЖДЕНИЕ, одна из основных форм логич. мышления. С.— мысль, в к-рой что-либо утверждается или отрицается. В С. отражается явление действительности, их связи и отношения (напр., «сознание есть свойство высокоорганизованной материи»). С. состоит из: 1) субъекта — понятия о предмете (в приведённом С.— «сознание»); 2) предиката — того, что высказывается о предмете («свойство высокоорганизованной материи»), и 3) связки, устанавливающей определённое отношение между предметом и его признаком («есть». Словесной формой выражения С. является предложение.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Гос. издательство политической литературы, 1954. — С. 579—580
СУЖДЕНИЕ — одна из основных познавательных форм мышления. Суждение есть единый познавательный акт, при помощи которого, посредством утверждения или отрицания, раскрывается наличие или отсутствие того или иного признака у предмета, явления. Всякое знание — это прежде всего суждения нечто утверждают или отрицают. Уже когда мы отдаём себе отчёт в получаемых восприятиях, мы судим. Обычно суждение состоит из субъекта, предиката и связки, с помощью которой создаётся единый акт суждения. Например, в суждении «Иван есть человек» Иван — субъект, или подлежащее, человек — предикат, или сказуемое, а есть — связка. Иван — отдельное, человек — общее. Через сопоставление отдельного и общего мы высказываемся правильное суждение о предмете. В природе отдельное и общее представляют единство. Суждение в познавательных целях как бы разрывает природное единство, противоставляя субъект предикату («Иван есть человек»), но с тем, чтобы их вновь соединить в едином акте суждения, отобразив самую действительность, единство отдельного и общего. Связка есть очень важная составная часть суждения.
Подлинное понимание суждения дано марксистско-ленинской философией. В старой, метафизической логике суждение определялось как простое суждение определялось как простое соединение понятий, хотя Аристотель (см.) истолковывал суждение с материалистических позиций: «Прав тот, кто считает разделённое разделённым и соединённое соединённым, ошибается же тот,чьё мнение идёт вразрез с вещами». Всякое суждение является истинным или ложным. Истинные суждения — те, которые верно отражают объективную действительность, ложные суждения — те, которые не соответствуют действительности. Существуют два главных вида суждений: утвердительные и отрицательные; утвердительные связывают в мыслях то, что связано в действительности, отрицательные разобщают то, что разобщено в природе. Суждение никогда нельзя свести к формально-метафизической формуле: А есть А. Суждение неизменно расширяет знание. «Тот факт, что тождество содержит в себе различие, выражен в каждом предложении, где сказуемое по необходимости отлично от подлежащего. Лилия есть растение, роза красна: здесь либо в подлежащем, либо в сказуемом имеет нечто такое, что не покрывается сказуемым или подлежащим» (Энгельс, Диалектика природы, 169).
Энгельс в «Диалектике природы» дал глубокую диалектическую классификацию суждений, истолковав отдельные формы суждений как подготовляющие следующую, более высокую ступень. Начинает Энгельс с суждений единичности («трение есть источник теплоты»). Далее идут суждения особенности («всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту») — здесь раскрывается, что некоторая особая форма движения, а именно механическая, имеет свойство переходить при особых обстоятельствах в некоторую другую особую форму движения — в теплоту. Третье суждение есть суждение всеобщности — высшая форма («любая форма движения оказалась способной и вынужденной превращаться в любую другую форму движения»). Языковой формой суждения является предложение. Изучение строя суждений должно происходить в связи с изучением форм предложения в свете марксистского учения о единстве языка и мышления.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1296
СУЖДЕНИЕ, 1) то же, что высказывание; 2) умств. акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в её истинности или ложности.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, «Русский язык», 1986. — С. 676
СУЖДЕ’НИЕ, -я, ср. 1. В логике: форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из к-рых одно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат). 2. Мнение, заключение. Высказать свое с. Каково ваше с. по этому вопросу?
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 468
СУЖДЕНИЕ — мысль, выраженная в форме предложения, в к-ром нечто утверждается или отрицается об объектах, и является объективно либо истинной, либо ложной. Примеры С.: "Все планеты обращаются вокруг солнца", "Если число делится на 10, то оно делится и на 5", "Иванов сдаст экзамен на "отлично". Два первых С. истинны. Третье может оказаться и ложным (если выясниться, что Иванов не сдал экзамен на "отлично"), хотя высказывающий эту мысль мог полагаться, что высказывает истину. Гипотеза также представляет собой С. и является объективно либо истиной, либо ложью, хотя она еще не доказана и не опровергнута. Законы же науки — это С., истинность к-рых доказана. К числу С. не относятся мысли, к-рые не могут быть охарактеризованы с т. зр. истины или лжи (вопросы, приказания, просьбы и т. п.). С. можно разделить на простые и сложные. В качестве простых в той или иной логической системы рассматриваются такие, к-рые в пределах этой системы являются неразложимыми на иные С. Сложные С. составляются из простых посредством различных логических связок (напр., союзов "и" (конъюкция), "если... то" (импликация). Истинность или ложность сложных С. в рамках классической логики представляет собой функцию истинности или ложности простых: зная значения простых С., мы можем определять значения (истинность или ложность) сложных С.