ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. В трёх томах. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. Электронная версия. 2016

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы. 1939 // с. 92—93


ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ. — Индукция (наведение) — способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям. Дедукция (выведение) — способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам. Философы-эмпиристы (Бэкон, Д. С. Милль) придавали исключительное значение индукции, подчиняя ей дедукцию. Философы-рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц), наоборот, на первое место ставили дедукцию. Материалистическая диалектика считает индукцию и дедукцию лишь особыми, но не самостоятельными видами исследования, не изолированными друг от друга. Одно невозможно без другого. Всякая научная дедукция является результатом предварительного индуктивного изучения материала и основывается на этом изучении. В свою очередь индукция является подлинно научной только тогда, когда изучение отдельных частных явлений основывается на знании общих законов развития. Надо «иметь в виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг другом» (Энгельс). Маркс в «Капитале» проанализировал колоссальнейший фактический материал и обобщил весь ход развития капитализма. При этом он пользовался одновременно и индукцией и дедукцией.

 

 

Энциклопедический Словарь. В трёх томах. БСЭ, Москва. 1953—1955 // т. 1, с. 684


ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, логические методы. Индукция (наведение) — умозаключение от частных случаев к общему выводу, от единичных фактов к обобщениям; дедукция (вывод) — умозаключение от более общих суждений к менее общим суждениям или отдельным фактам. Метод дедукции впервые систематически разработал Аристотель в своём учении о силлогизме. Индуктивный метод разрабатывали англ. философ 17 в. Ф. Бэкон и др. Развитие науки в конце 18 и 19 вв. всё больше обнаруживало неправильность отрыва индукции от дедукции и необходимость сочетания обоих методов. Материалистич. диалектика выяснила взаимную связь И. и д. необходимым образом связаны между собой в научном мышлении. Ф. Энгельс указывал, что вместо превознесения одного из этих методов за счёт другого надо применять каждый на своём месте, учитывая их связь , их взаимное дополнение.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. Изд. 4. Государственное издательство политической литературы. 1954 // с. 193—194


ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ.— Индукция (лат. inductio — наведение) — способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям. Дедукция (лат. deductio — выведение) — способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам. Философы-эмпирики (Ф. Бэкон — см. и др.) придавали исключительное значение индукции, подчиняя ей дедукцию. Философы-рационалисты (Декарт — см., Спиноза — см., Лейбниц — см.), наоборот, на первое место ставили дедукцию. В метафизическом представлении индукция и дедукция как способы исследования взаимно противоположны и исключают друг друга.

Материалистическая диалектика считает индукцию и дедукцию лишь особыми, но не самостоятельными видами исследования, не изолированными друг от друга. Всякая научная дедукция является результатом предварительного индуктивного изучения материала и основывается на этом изучении. Образование самого простейшего понятия может явиться лишь в результате движения познания от исследования фактов к обобщениям. В противном случае обобщение повисает в воздухе, перестает быть научным. Великий русский физиолог Павлов (см.) называл факты воздухом для учёного. Подлинное изучение природы началось тогда, когда естествознание прочно встало на путь опытного, опирающегося на исследование фактов познания. В свою очередь индукция является подлинно научной только тогда, когда изучение отдельных частных явлений основывается на знании общих законов развития. Энгельс в «Диалектике природы» (см.) даёт сокрушительную критику «индуктивистов», считающих одну индукцию «непогрешимым методом». Чисто эмпирическое накопление фактов без их теоретического обобщения неспособно дать научное знание. Дедукция на основании изучения фактов позволяет вскрывать их сущность, закон их развития.

И. И. Павлов, придававший огромное значение фактам, вместе с тем указывал, что всегда требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что «цеплять факты», чтобы было с чем двигаться вперёд. Факты, не освещённые теорией, остаются слепыми. Так, например, до Менделеева (см.) постепенно накапливались знания об отдельных химических элементах, но эти знания не раскрывали ещё действительной связи и взаимоотношения химических элементов. Опираясь на накопленные индуктивным путём факты, Менделеев создал свою знаменитую периодическую систему, которая открыла внутреннюю закономерную связь химических элементов. В свете теории Менделеева, его научных дедукций стало возможным ещё более глубокое понимание и объяснение фактов. Менделеев предсказал с помощью своей периодической системы существования не известных ещё элементов и подробно их описал.Эти элементы действительно вскоре были открыты. Никакая индукция сама по себе неспособна на такие научные прогнозы. Подлинно научный, диалектический метод опирается как на индукцию, так и на дедукцию, ибо они связаны между собой и дополняют друг друга. Индукция и дедукция связаны между собой так же, как анализ и синтез (см.).

Маркс в «Капитале» (см.), исследуя колоссальнейший фактический материал и обобщая весь ход развития капитализма, пользовался одновременно и индукцией и дедукцией. Сила марксистско-ленинского учения состоит в том, что каждое его положение выведено из всестороннего и глубокого анализа массы реальных фактов и явлений. Его теоретические положения и идеи, открытые им законы развития освещают ярким светом самые запутанные факты, сложнейшие явления и события общественной жизни, помогая в них ориентироваться, позволяя не только познавать прошлое и настоящее, но и строго научно предвидеть ход развития в будущем.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. СЭ, Москва. 1980 // с. 497, 372


ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к нек-рой гипотезе (общему утверждению). Различают полную И., когда обобщение относиться к конечно-обозримой области фактов, и неполную И., когда оно относится к бесконечно или конечно-необозримой области фактов (см. Дедукция).

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья к-рой (высказывания) связаны отношением логич. следования. Началом (посылками) Д. являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки Д. истинны, то истины и её следствия. Д.— осн. средство доказательства (см. Аксиоматический метод, Индукция).

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987 // с. 165—166, 110—111


ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение) — один из типов умозаключение и метод исследования. Вопросы теории И. встречаются уже в работах Аристотеля, но особенно большое внимание начинает уделяться ей с появлением эмпирического естествознания в 17—18 вв. Большой вклад в разработку вопросов И. вносят Ф. Бэкон, Галилей, Ньютон, Дж. Гершель и Дж. С. Милль. Как форма умозаключения И. обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. Обычно выделяют три осн. вида индуктивных умозаключений; полную И.; через простое перечисление (популярную И.); научную И. (два последних вида образуют неполную И.). Полная И. представляет вывод общего положения о классах в целом на основе рассмотрения всех в целом на основе рассмотрения всех его элементов; она дает достоверный вывод, но сфера ее применения ограничена классами, число членов к-рых легко обозримо. В случае популярной И. наличие к.-л. признака у части элементов класса служит основанием для заключения о том, что и все элементы данного класса обладают этим признаком. Популярная И. обладает неограниченной сферой применения, но ее выводы образуют лишь вероятные положения, нуждающиеся в последующем доказательстве. Научная И. тоже представляет вывод от части элементов данного класса ко всему классу, но здесь основанием для вывода служит раскрытие у исследуемых элементов класса существенных связей, необходимо обусловливающих принадлежность данного признака всему классу. Осн. место в научной И. занимают поэтому приему раскрытия существенных связей. Последнее предполагает сложный анализ. В традиционной логике сформулированы нек-рые из таких приемов — т. наз. индуктивные методы исследования причинной связи: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединенный метод сходства и различия (метод двойного сходства), метод сопутствующих изменений и метод остатков. В качестве метода исследования И. понимается как путь опытного изучения явлений, в ходе к-рого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям, отдельные факты как бы наводят на общее положение. В реальном познании И. всегда выступает в единстве с дедукцией. Диалектический материализм рассматривает И. и дедукцию не как универсальные самодовлеющие методы, а как неразрывно связанные и обусловливающие друг друга моменты диалектического познания действительности и поэтому выступает против одностороннего преувеличения роли любой из них.

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio — выведение) — один из осн. способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле — доказательство или выведение утверждения  (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. В случае дедуктивного вывода следствия содержаться в посылках в скрытом виде, и они должны быть извлечены из них в результате применения методов логического анализа. Совр. понятие о Д. является далеко идущим обобщением аристотелевского истолкования Д. как вывода от общего к частному и показывает его односторонность.

 

 

ИНДУКЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ИНДУ́КЦИЯ (лат. inductio – на­ве­де­ние), по­зна­ва­тель­ная про­це­ду­ра, по­сред­ст­вом ко­то­рой из срав­не­ния на­лич­ных фак­тов вы­во­дит­ся обоб­щаю­щее их ут­вер­жде­ние. В от­ли­чие от де­дук­ции, в ко­то­рой ис­тин­ность за­клю­че­ния не­об­хо­ди­мо сле­ду­ет из ис­тин­но­сти по­сы­лок, ин­дук­тив­ный вы­вод яв­ля­ет­ся лишь ве­ро­ят­но­ст­ным, или прав­до­по­доб­ным.

Ин­дук­тив­ные рас­су­ж­де­ния об­су­ж­да­лись Со­кра­том и Ари­сто­те­лем, ко­то­рый в «Ана­ли­ти­ках» рас­смат­ри­вал их как вспо­мо­га­тель­ные сред­ст­ва обос­но­ва­ния по­сы­лок сил­ло­гиз­мов.

Сис­те­ма­тич. изу­че­ние ин­дук­тив­ных про­це­дур на­чал Ф. Бэ­кон, пред­ло­жив­ший ме­тод ана­ли­за, от­бо­ра и обоб­ще­ния дан­ных опы­та, ве­ду­щий к по­зна­нию их при­чин (таб­ли­цы при­сут­ст­вия, от­сут­ст­вия и сте­пе­ней свойств изу­чае­мых яв­ле­ний). Он рас­смат­ри­вал И. как един­ст­вен­но на­уч. спо­соб по­зна­ния, про­ти­во­пос­тав­ляя её умо­зрит. рас­су­ж­де­ни­ям.

Опи­ра­ясь на идеи Бэ­ко­на, Дж. С. Милль пред­ло­жил пять ме­то­дов ин­дук­тив­ных рас­су­ж­де­ний (ме­то­ды Мил­ля), по­сред­ст­вом ко­то­рых вы­во­дят­ся за­клю­че­ния о при­чин­ных свя­зях ме­ж­ду яв­ле­ния­ми (ме­то­ды сход­ст­ва, раз­ли­чия, объ­еди­нён­ный ме­тод сход­ст­ва и раз­ли­чия, ме­тод ос­тат­ков и ме­тод со­пут­ст­вую­щих из­ме­не­ний). Ин­дук­тив­ные ме­то­ды Мил­ля, яв­ляю­щие­ся при­ме­ра­ми прав­до­по­доб­ных рас­су­ж­де­ний, по­лу­чи­ли ряд уточ­не­ний сред­ст­ва­ми совр. ло­ги­ки (Г. Х. фон Вригт, В. К. Финн и др.).

При­зна­ние И. в ка­че­ст­ве ре­шаю­щей по­зна­ват. про­це­ду­ры ха­рак­те­ри­зу­ет тео­рию по­зна­ния эм­пи­риз­ма.

Скеп­тич. взгляд Д. Юма на И., cо­гласно ко­то­рому ин­дук­тив­ные обоб­ще­ния не мо­гут быть обос­но­ва­ны и яв­ля­ют­ся лишь ре­зуль­та­том ас­со­циа­ции идей, был раз­вит К. Поп­пе­ром, счи­тав­шим, что пра­ви­ла ин­дук­тив­но­го вы­во­да не мо­гут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны, и от­ри­цав­шим по­зна­ват. зна­че­ние ин­дук­ции.

Тео­рии И., ос­но­ван­ные на ве­ро­ят­но­ст­ном под­хо­де, бы­ли раз­ви­ты в ин­дук­тив­ной ло­ги­ке Х. Рей­хен­ба­ха и Р. Кар­на­па. В совр. ис­сле­до­ва­ни­ях по ис­кус­ст­вен­но­му ин­тел­лек­ту фор­ма­ли­за­ция И. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся сред­ст­ва­ми ло­ги­ки, ал­го­рит­мич. язы­ков и баз дан­ных с не­пол­ной ин­фор­ма­ци­ей.

Библиография

Лит.: Милль Д. С. Сис­те­ма ло­ги­ки сил­ло­ги­сти­че­ской и ин­дук­тив­ной. М., 1900; Финн В. К. Син­тез по­зна­ва­тель­ных про­це­дур и про­бле­ма ин­дук­ции // На­уч­но-тех­ни­че­ская ин­фор­ма­ция. 1999. Сер. 2. № 1/2. См. так­же лит. при ст. Ин­дук­тив­ная ло­ги­ка.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024