ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Философский словарь. 1987
Ссылка — Википедия

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 274—275


Стр. 274Теория и практика.— Марксистский философский материализм считает, что общественная практика является основой теории. Поэтому «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (Ленин). Данные науки всегда проверяются практикой, опытом. Теория, являясь обобщением опыта, практики, дает людям перспективу в их практической деятельности. Марксистско-ленинская теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его общем виде. «Сила марксистско-ленинской теории состоит в том, что она дает партии возможность ориентироваться в обстановке, понять внутреннюю связь окружающих событий, предвидеть ход событий и распознать не только то, как и куда развиваются события в настоящем, но и то, как и куда они должны развиваться в будущем» (Краткий курс истории ВКП(б). Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, а практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией. «... Теория может превратиться в величайшую силу рабочего движения, если она складывается в неразрывной связи с революционной практикой» (Сталин). Оппортунисты II Интернационала создали разрыв между теорией и практикой. Из теории марксизма они выхолостили живую революционную душу и превратили теорию, оторванную от живой, революционной борьбы масс, в жалкие догмы, опровергаемые практикой революционной борьбы. Единство теории и практики получает свое высшее выражение в деятельности большевистской партии. Марксизм-ленинизм есть подлинное единство революционной теории и революционной практики. «Овладеть марксистско-ленинской теорией — значит усвоить существа этой теории и научиться пользоваться этой теорией при решении практических вопросов революционного движения в различных условиях классовой борьбы пролетариата» (Краткий курс истории ВКП(б).

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 591—593


Стр. 591ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.— Вопрос о взаимоотношении теории и практики является одним из коренных вопросов марксистской науки в целом, марксистской теории познания в частности. Марксизм рассматривает теорию и практику в неразрывной связи и взаимодействии, притом решающей стороной этого взаимодействия марксизм считает практику. Под практикой следует понимать всю совокупность деятельности людей, направленной на создание необходимых условий существования общества. Для марксизма практика есть прежде всего материально-производственная деятельность, ибо от неё зависит существование общества, oна есть основа жизни людей. Практика включает в себя как один из важнейших составных элементов революционно-преобразующую деятельность классов, социальных групп, имеющую целью уничтожение отживших свой век общественных порядков и утверждение новых, передовых порядков, способствующих дальнейшему развитию общества. Теория вырастает на основе практики и является результатом обобщения практического опыта масс. Следовательно, без практики нет и не может быть научной теории. Практика ставит перед теорией вопросы, на которые теория должна дать ответ. Марксизму чуждо понимание теории, науки как самодовлеющего явления. Только та теория имеет глубокие корни в жизни, которая связана с практикой, обслуживает нужды практики и проверяется практикой. Отсюда — тезис марксизма о том, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (Ленин, т. 14, с. 130). Потребности практики, практической деятельности имели и имеют решающее значение для развития наук, научных теорий. Так, уже с самого начала развития науки потребности пастушеских и земледельческих народов, потребности мореплавания вызвали к жизни астрономию, математику. Потребности, связанные с развитием городов, крупных построек, судоходства и т. п., породили механику. Особенно быстро развиваются науки, естественнонаучные теории после средневековья, в связи с зарождением и развитием капиталистического производства. «Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой, то этим чудом мы опять-таки обязаны производству» (Энгельс, Диалектика природы, 145).

Полный простор для развития науки открывает социалистическая практика, практическая деятельность людей, освобождённых от капиталистического рабства. Социализм означает такое расширение всех областей человеческой практики, которое трудно сравнить с предыдущими историческими эпохами. Бурный рост промышленности, превращение мелкокрестьянского хозяйства в крупное социалистическое земледелие с небывалым применением новейшей техники в сельском хозяйстве, планомерное преобразование природы в невиданных масштабах и т. д.— всё это ставит грандиозные проблемы перед наукой и требует от неё их peшeния. Так, например, успехи мичуринской биологии(см.) можно понять, лишь приняв во внимание её тесную связь с новой практикой колхозного строительства, с запросами крупного социалистического земледелия. В равной степени это относится и к таким областям науки, как физика, химия, геология и т. д.

Вырастая на основе практической деятельности людей, теория, однако, обладает огромной силой воздействия на самую практику. Являясь обобщением опыта, практики, теория даёт людям перспективу в их практической деятельности. Так, марксистско-ленинская теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его обобщённом виде. Но в свою очередь без революционной теории нет революционной практики. Сила теории марксизма-ленинизма состоит в том, что, обобщая революционную практику, опыт истории общества, она даёт возможность видеть внутреннюю связь явлений, объективные закономерности развития и благодаря этому распознавать ход событий не только в настоящем, но и в будущем. Марксистско-ленинская теория даёт возможность также предвидеть на многие годы и даже десятилетия вперёд основные тенденции развития общества и потому является той силой, которая позволяет Коммунистической партии намечать строго научные планы практической деятельности. Таким образом, теория и практика взаимно обогащают, оплодотворяют друг друга. Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, а практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией. Теория должна не только обобщать имеющуюся уже практику, но и забегать вперёд, указывать путь практике, вооружать людей в их практической деятельности. Пример такой теории дают труды великих вождей пролетариата Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Оппортунисты из II Интернационала культивировали разрыв между теорией и практикой. Из теории марксизма они выхолостили её живую, революционную душу и превратили теорию, оторванную ими от живой, революционной борьбы масс, и жалкие догмы, опровергаемые практикой революционной борьбы. Единство теории и практики получило своё высшее выражение в деятельности Коммунистической партии Советского Союза. Марксизм-ленинизм есть подлинное единство революционной теории и революционной практики. Единство теории и практики является путеводной звездой партии пролетариата.

Единство теории и практики марксизм понимает диалектически, учитывая в атом единстве момент противоречия. В ходе развития закономерно возникают противоречия между некоторыми старыми теориями, теоретическими положениями, научными формулами и новыми данными практики. Это противоречие преодолевается путём обобщения новой практики и приведения в соответствие с ней теории, теоретических положений. Практические данные, имеющиеся в распоряжении людей, ограничены конкретными историческими условиями и не могут считаться исчерпывающими. Новые исторические условия расширяют практику, практическую деятельность лицей и требуют пересмотра тех или иных теоретических положений в свете новых данных практики. Практика является не только первоосновой и источником развития науки, теории, но и единственно научным критерием истинности познания (см. Критерии истины).

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва, Издательство политической литературы, 1987. — С. 478—479


Стр. 478ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА — философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны общественно-исторической предметной деятельности людей: познания и преобразования природы и об-ва. Т. — результат общественного духовного производства, формирующего цели деятельности и определяющего средства их достижения, существующий в форме развивающихся понятий о предметах человеческой деятельности. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает П. не как чувственный субъективный опыт личности, эксперимент ученого и т. п. П.— это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие об-ва, и прежде всего объективный процесс материального производства, составляющий основу жизни людей, а также революционно-преобразующая деятельность классов и все др. формы практической общественной деятельности, ведущие к изменению мира. В познании именно П. является его основой и критерием истины. Деятельность людей всегда целесообразна. На заре человеческой истории труд наших предков, знавших лишь поло-возрастное его разделение, также был целесообразным: цель определялась родовым ритуалом общения как наглядным образцом поведения и связанных с ним представлений и эмоций. Производство идей, представлений, сознания было вплетено здесь в „язык реальной жизни" (Маркс), в ритуальное „означивание" средств и способов деятельности. Но ни особой теоретической деятельности, ни Т. еще не было. Общественное разделение труда на земледелие и скотоводство привело к возникновению труда производительного, впервые обособившего производство средств производства (напр., обработка земли для посева и посев) от производства средств потребления (сбор, хранение, переработка урожая), что привело в свою очередь к распаду кровнородственных общностей, а вместе с ними — и ритуальной формы целеполагания. Однако данное разделение труда имело более отдаленные фундаментальные последствия: такие, как отделение умственного труда от физического и классовое расслоение об-ва. Вместе с ними формируются и предпосылки возникновения и обособления Т. и . п. Производство средств производства не удовлетворяет непосредственные жизненные потребности. Оно служит основой для реализации конечных общественных целей, а его собственные цели требуют организации труда и управления им. Так впервые появляется особая форма труда, предметом к-рого стал не сам по себе природный объект, а производственная деятельность с ним, ее средства и способы, лишь во всеобщей форме отражающие свойства самих объектов. Напр., планировать будущую работу на невспаханном поле — это значит видеть его пока еще не существующие реально границы, идеальной линией отгораживать поле от необрабатываемых территорий. Обособившаяся в общественном разделении труда деятельность, предметом к-рой служат общезначимые способы и средства целесообразного изменения объектов, в условиях классового расслоения общества, когда „голова заставляет работать чужие руки", отрывается от собственно материально-практической деятельности, от П., превращаясь в особое духовное производство, где господствует уже умственный труд. С разделением труда на умственный и физический происходит действительное отделение друг от друга Т. и п., их превращение в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Развитие „чистой" Т. в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших скачков в истории человечества, позволило людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С др. стороны, единство Т. и п. стало не таким явным. На этой основе и в сочетании с характерным для частнособственнического об-ва индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на Т. как на результат индивидуального пассивного созерцания „теоретиком" окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. C этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно есть нечто иное, чем осознание существующей практики..." (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв., т. 2, с. 28). Капиталистический способ производства, обобществивший труд и развивший невиданные до него производительные силы, создает объективные предпосылки для преодоления отрыва Т. от П. При этом неизмеримо повышается роль Т. не только в процессе производства. Практическое движение масс, направленное на ликвидацию буржуазного строя, соединяется с передовой марксистской Т., раскрывающей объективные законы об-ва и направляющей всю деятельность партии пролетариата на достижение научно осознанной цели — коммунизма. С освобождением труда и ликвидацией классовых антагонизмов, устранением противоположности между умственным и физическим трудом исчезают объективные условия для разрыва и противопоставления Т. и п. Всестороннее и планомерное совершенствование социализма и постепенный переход к коммунизму невозможны без органической связи Т. и п., без постоянного теоретического обобщения практического опыта народных масс, без внедрения в П. передовой научной Т.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Теории и практики (Theory&Practice, T&P) (theoryandpractice.ru) — российский просветительский интернет-ресурс, продвигающий философию непрерывного образования (Lifelong learning) и развития на протяжении всей жизни, специализирующийся на публикации научно-популярных материалов различной тематики, ресурс публикует статьи о науке, экономике, бизнесе, культуре, жизни общества... Читать далее

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024