Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 45
Гносеология (по-гречески «гносис» — познание и «логос» — учение) — теория познания, философское учение о способности человека познать действительность и постичь истину, учение об источниках познания (чувства, разум) и формах, в которых оно совершается (восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение и т. д.). Исходным пунктом всякой гносеологии является материалистическое или идеалистическое разрешение вопроса о том, как относится наше познание об окружающем нас мире к самому миру. Материалистическая гносеология исходит из того, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, что наши ощущения суть образы внешнего мира. Идеалистическая философия утверждает, что познание человека либо является отражением идеи (Платон, Гегель), либо совпадает с самим бытием, которое существует лишь в восприятиях человека ( субъективный идеализм Беркли и махистов), либо принципиально отрицает возможность познания мира (агностицизм Юма и Канта). В марксистской философии нет особой науки гносеологии: материалистическая диалектика, вскрывающая общие законы природы, общества и мышления, и есть единственно научная теория познания. Она «включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией» (Ленин).
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. «гносис» — знание и «логос» — учение), см. Теория познания.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 109
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. γνῶσις — знание и λόγος — слово, учение), или теория познания,— философское учение о способности человека познать действительность, постичь истину, учение об источниках познания и формах, в которых процесс познания совершается. Исходным пунктом гносеологии является материалистическое или идеалистическое решение основного вопроса философии. Материалистическая гносеология исходит из того, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, что наши ощущения суть образы, отражения внешнего мира. Идеалистическая философия либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи («объективный» идеализм Платона — см., Гегеля — см.), либо считает, что мир создаётся в процессе восприятия, так как предметы суть «комплексы ощущения» (субъективный идеализм Беркли — см. и махистов), либо в принципе отрицает возможность познания мира (агностицизм Юма — см. и Канта — см.). Реакционная буржуазная философия эпохи империализма стремиться всяческими способами ограничить, принизить человеческое познание. Она, как указал Ленин, специализируется на гносеологии с целью оправдания всякой мистики и чертовщины. Гносеологию она использует для того, чтобы доказать принципиальную невозможность познания объективного мира и тем самым подорвать веру людей в возможность познать его закономерности и революционным путём преобразовать мир. Домарксовский материализм признавал возможность познания мира, но рассматривал познание метафизически, не умея применить диалектику к процессу познания, понять истину как результат развития познания. Старый материализм сводил познание к созерцанию природы, так как исходил из абстрактного представления о человеке, не понимал решающей роли общественно-производственной деятельности людей в развитии познания. Лишь марксистский философский материализм впервые в истории разработал научную теорию познания (см. Познание; Теория отражения; Теория и практика).
Материалистическая диалектика, вскрывающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, даёт единственно научную теорию познания. Она «включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию» (Ленин, т. 21, с. 38).