Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 200
Объективный идеализм — одна из основных разновидностей идеализма (см.).
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4, М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 416
«ОБЪЕКТИВНЫЙ» ИДЕАЛИЗМ — одна из основных разновидностей идеализма, признающая некую мистическую идею, существующую якобы независимо от людей, от человеческого сознания и порождающую в своём развитии материальный мир. Таков, например, «объективный» идеализм Гегеля (см.). На самом деле, конечно, таких идей не существует. «Объективная» идея, независимая от природы, от человеческого сознания, есть выдумка идеалистов, проповедь фидеизма. Всякая идея создаётся человеком, человеческим сознанием. В противовес идеализму материализм учит, что идеи являются отражением объективно существующего внешнего мира, природы.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5, М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 337—338
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — одна из осн. разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — „абсолютный дух", „мировой разум" и т. д. Рассматривая понятие как нечто первичное по отношению к материальным предметам, О. и. тем самым мистифицирует действительные отношения между ними. Так, уже Платон считал общие понятия извечно существующими в „мире идей", а материальные предметы — бледными отблесками, тенями этих идей. „Абсолютный дух" Гегеля является, по существу, не чем иным, как абсолютизированным понятием, оторванным от материи и противопоставленным ей. Отрыв общего (идей, понятий) от единичного (вещей) и абсолютизация первого представляют собой, по словам Маркса, „тайну спекулятивной конструкции" О. и. Помимо той разновидности О. и., к-рая абсолютизирует отдельные стороны рационального познания, существует еще и такая, к-рая в качестве первоосновы признает „неразумное идеальное" (Шопенгауэр, Э. Гартман). Эта разновидность О. и. становится характерной для периода упадка буржуазной философии, когда в ней особенно усиливаются иррационалистические течения (Иррационализм). В совр. буржуазной философии О. и. представлен неотомизмом, персонализмом и др. школами. О. и., как правило, сливается с теологией и является своеобразной философской основой религии.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование не зависящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.
Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Это идеальное, духовное начало, существующее объективно, порождает мир вещей, предметов, а также и человеческое сознание.
Идеи объективно существуют независимо от сознания субъекта... Читать далее