Содержание:
Нацiя — В. Даль. Толковый словарь
Нация — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Нация — Краткий философский словарь. 1954
Нация — Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Нация — Философский словарь. 1987
Нация — Большая российская энциклопедия. 2017
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 2. — М., изд. Русский язык, 1978. — С. 493
НАЦIЯ ж. фрн. народъ, въ обширномъ знач., языкъ, племя, колѣно; однородцы, говорящiе однимъ общимъ языкомъ, всѣ сословiя. Нацiональный, народный или народу свойственый; иногда, ошибч. вм. простонародный. —ность ж. народность.
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 879-880
НАЦИЯ, «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» (И. В. Сталин). Только наличие всех этих признаков, взятых вместе, образует Н. Возникновение Н. было связано с возникновением капитализма. Буржуазные Н., сложившиеся на основе развития капитализма, расколоты на враждебные классы. В противоположность буржуазным Н., социалистические Н. сложившиеся в СССР в результате ликвидации капитализма, состоят из дружественных трудящихся классов. Свободные и равноправные социалистические нации СССР успешно развивают свою культуру, национальную по форме, социалистическую по содержанию. Среди социалистических наций СССР русский народ является наиболее выдающейся нацией, заслужившей общее признание как руководящая сила. Дружба народов СССР — одна из движущих сил советского общества. После победы социализма во всём мире, когда Н. объединятся в единой системе мирового социалистического народного хозяйства, будут созданы условия для постепенного слияния Н.
Краткий философский словарь. — Москва, 1954. — С. 393-395
НАЦИЯ — «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» (Cталин, т 2, с. 296). Указанные в этом определении признаки нации — общность языка, территории, экономической жизни и психического склада — являются необходимыми признаками; только наличие всех этих признаков, взятых вместе, даёт нацию, и, наоборот, достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией. Нацию нельзя смешивать ни с расой (см.), ни с племенем. В отличие от расы, характеризующейся определенными внешними биологическими признаками (например, цветом кожи, волос и т. д.), нация представляет собой не биологическую, а социальную категорию. В отличие от племени, являющегося категорией этнографической, характерной для первобытно-общинного, родового строя, нация представляет категорию историческую, возникшую впервые лишь в эпоху подымающегося капитализма. Исторически нации складывались из людей различных рас и племён. Так, например, итальянская нация образовалась из римлян, германцев, этрусков, греков, арабов и т. д., французская нация — из галлов, римлян, бриттов, германцев и т. д. Признаки нации складывались исподволь, ещё в докапиталистический период. Однако они находились тогда в зачаточном состоянии и содержали в cебе лишь возможность образования пации в будущем при известных благоприятных условиях. Эта возможность превратилась в действительность лишь в период подымающегося капитализма его национальным рынком, с его экономическими и культурными центрами. Развитие капитализма npивело к уничтожению феодальной раздробленность, и развитию экономических связей между отдельными областями, к объединению местных рынков в один общенациональный рынок. Таким образом складывалась общность экономической жизни, а на её основе развивалась культурная общность и т. д. Так как основой этого процесса являлось развитие капиталистического способа производства, то создание национальных связей было созданием связей буржуазных.
Сложившиеся в эпоху подымающегося капитализма нации являлись буржуазными нациям, ибо их собирала воедино и цементировала буржуазия, ибо их главной руководящей силой являлись буржуазия и её националистические партии. Это наложило отпечаток на весь духовный и социально политический облик этих наций. «Классовый мир внутри нации ради «единства нации»; расширение территории своей нации путём захвата чужих национальных территорий; недоверие и ненависть к чужим нациям; подавление национальных меньшинств; единый фронт с империализмом, — таков идейный и социально-политический багаж этих наций» (Сталин, т. 11, с. 338). Неизбежным следствием этого явились раздор и ненависть между нациями, национальные конфликты, которым может положить конец только ликвидация капиталистического строя. Раскол буржуазного общества на антагонистические классы не исключает единства нации как устойчивой зкономической общности людей, ибо буржуа и пролетарии связаны между собой всеми нитями экономики.
С падением капитализма сходят со сцены и буржуазные нации. На развалинах старых, буржуазных наций развиваются новые, социалистические нации, представляющие собой принципиально новый тип нации. Эти нации складываются на основе подымающегося социализма. Руководящей и направляющей силой, скрепляющей эти новые нации, является рабочий класс и его интернационалистическая партия. Сообразно этому коренным образом изменяется и облик наций. «Союз рабочего класса и трудового крестьянства внутри нации для ликвидации остатков капитализма во имя победоносного строительства социализма; уничтожение остатков национального гнёта во имя равноправия и свободного развития наций и национальных меньшинств; уничтожение остатков национализма во имя установления дружбы между народами и утверждения интернационализма; единый фронт со всеми угнетёнными и неполноправными нациями в борьбе против политики захватов и захватнических войн, в борьбе против империализма, таков духовный и социально-политический облик этих наций» (Сталин, т. 11, с. 339). В результате образования социалистических наций изменяются коренным образом и отношения между нациями: исчезают остатки былого недоверия между ними, развивается дружба народов (см.), которая становится одной из важнейших движущих сил социалистического общества. Социалистические нации являются несравненно более сплоченными и жизнеспособными, чем буржуазные нации, ибо они свободны от непримиримых классовых противоречий, разъедающих буржуазные нации. Ликвидация национального гнёта и установление равноправия всех народов, фактическое осуществление взаимной помощи народов во всех областях хозяйственной и общественной жизни, преодоление хозяйственной и культурной отсталости народов, запоздавших в своём развитии, создали все условия для расцвета социалистических наций в СССР. Многие народы, которые не успели или не имели возможности сложиться в нации в условиях дореволюционной России, впервые консолидировались в нации в СССР (например, туркмены, киргизы и др ). Результатом этого явилось увелечение числа наций в СССР. Таким образом, вопреки утверждениям врагов ленинизма социализм повлёк за собой не отмирание, а, наоборот, расцвет наций. Нации являются при советском строе уже не обычными современными нациями, а нациями социалистическими.
Большую роль в подъёме хозяйства и культуры ранее отсталых наций сыграла помощь русского народа, являющегося наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза, и заслужившего общее признание как руководящая нация.
Будучи исторической категорией, нация имеет не только свое начало, но и свой конец. В будущем, после победы социализма в мировом масштабе, когда нации объединятся в единой системе мирового социалистического народного хозяйства, создадутся реальные условия, необходимые для постепенного слияния всех наций в одно целое. По эти условия сложатся не сразу. Вреднейшей ошибкой было бы думать, что первый этап периода всемирной диктатуры пролетариата будет началом отмирания наций и национальных языков. Наоборот, это будет этап роста и расцвета ранее угнетённых наций и национальных языков, этап утверждения равноправия наций, ликвидации взаимного национального педов<рия, налаживания и укрепления интернациональных связей между нациями. Только па втором эта и периода всемирной диктатуры пролетариата, по мсро того как будет складываться единое мировое социалистическое хозяйство, возникнет необходимость иметь наряду со своими национальными языками общий межнациональный язык. Возможно, что первоначально будет существовать не один общий для всех наций мировой экономический центр с одним общим языком, а несколько зональных экономических центров для отдельных групп наций с общим зональным языком для каждой группы. Только на следующем этапе периода всемирной диктатуры пролетариата, когда мировая социалистическая система хозяйства достаточно окрепнет и социализм войдёт в быт народов, когда нации убедятся на практике в преимуществах общего языка перед национальными языками,различия между нациями начнут отмирать и вместо различных национальных языков будет существовать один общий интернациональный язык. Этот общий международный язык не будет ни немецким, ни русским, пи английским. Это будет новый язык, вобравший в себя лучшие элементы национальных и зональных языков.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 879-880
НАЦИЯ (от лат. ratio — племя, народ), ист. общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их терр., экон. связей, лит. яз., нек-рых особенностей культуры и характера. Возникает в период преодоления феод. раздробленности на основе капиталистов. экон. связей, образования внутр. рынка, складывается из разл. племён и народностей (см. Этническая общность). В условиях капитализма состоит из классов с противоположными интересами, идеологиями; в каждой нац. культуре есть две нац. культуры: культура эксплуататоров и культура демократическая, народная. При социализме, ликвидирующем социальные и нац. антагонизмы, преобразуются в социалистич. Н., основа к-рых экон., социально-политич. и идейное единство; протекает процесс расцвета и сближения Н., развития их братского сотрудничества и взаимопомощи на основе принципов интернационализма. В СССР сложилась исторически новая социальная и интернац. общность — советский народ. Крепнет содружество социалистич. гос-в. В зрелом коммунистич. об-ве можно предвидеть слияние Н. в единое человечество.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 311
НАЦИЯ (лат. natio — народ) — исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка„известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н.— более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации. Экономической основой возникновения Н. послужили ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Руководящей силой возникавших в этот период Н. была буржуазия, что наложило определенный отпечаток на их социально-политический и духовный облик. Внутри них все более обостряются социальные противоречия, проявляется противоположность классов. Буржуазия, стремясь заглушить классовые противоречия, разжигает межнациональные антагонизмы. Она проповедует идеологию национализма и национального эгоизма. Пролетариат противопоставляет буржуазному национализму идеологию и политику интернационализма. С ликвидацией капитализма коренным образом меняется облик Н. Они преобразуются в новые, свободные от классовых антагонизмов, социалистические Н., основой к-рых является союз рабочего класса и трудового крестьянства. Изменяются коренным образом и отношения между Н.: исчезают остатки былого недоверия между ними, развивается дружба народов. Ликвидация национального гнета и установление равноправия всех народов, осуществление взаимной помощи, преодоление хозяйственной и культурной отсталости народов, запоздавших в своем развитии, создали все условия для расцвета социалистических Н. в СССР. При социализме происходит, с одной стороны, развитие и расцвет наций, с др.— их сближение. На этой основе сложилась в СССР новая социальная и интернациональная общность людей — многонациональный советский народ. Последовательное проведение ленинской национальной политики, всемерное укрепление дружбы народов — составная часть совершенствования социализма. В условиях перехода на путь социалистического развития все новых стран происходит формирование новых, социалистических Н. После полной победы коммунизма всестороннее сближение наций приведет к постепенному исчезновению национальных различий.
НАЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017) // Новая версия
НА́ЦИЯ (от лат. natio, букв. – народ, племя), распространённое в науке и общественном сознании понятие с различным смысловым содержанием. В совр. науке и праве под Н. понимаются два типа человеческих сообществ: совокупность граждан одного государства (политич., или гражданская, Н.) и этническая общность (этнич. Н., этнонация, культурная Н.).
В лат. церковных текстах раннего Средневековья слово «Н.» служило синонимом греч. ἔϑνος , обозначавшего язычников. Позднее Н. чаще понималась как университетское землячество. Университетские Н. объединялись по месту происхождения, языку и системе правил, по которым они жили вне своих стран. Н. могли образовывать выходцы из одного города. Купечество и церковные соборы также делились на Н. по принципу происхождения. Назв. «Н.» распространялось на высшие сословия феод. государств Европы. В России уже в 18 в. термин «Н.» использовался применительно к дворянству, а Пётр I мечтал сделать Россию «регулярной политической нацией» по примеру европейских.
Понятие Н. широко употреблялось в эпоху формирования совр. государств вместо феодальных династич. и религ. образований. В государствах Нового времени с утверждением единых управления, экономич. рынка и массового образования распространялись культурно-языковое единообразие вместо локального своеобразия или наряду с ним, общие гражданские и правовые нормы, а также и общая идентичность. Так возникли гражданские Н. в Европе и в регионах переселенческих колоний (Сев. Америка, Австралия, Новая Зеландия), а также в Лат. Америке на базе колоний Испании и Португалии. В Азии и Африке понятие Н. было заимствовано из Европы, особенно в ходе деколонизации и образования суверенных государств в 20 в.
Ныне понятие гражданской Н. как сообщества под единой суверенной властью отражено в понятиях национальное государство, «здоровье Н.», «лидер Н.», «нац. экономика», «нац. интересы» и пр. В политич. языке Н. иногда называют просто государство (отсюда назв. Организация Объединённых Наций и др.). Понимание Н. как гражданско-политич. общности, образующей суверенное государство, с 1990-х гг. утверждается также в России и в др. странах быв. СССР. Члены политич. Н. отличаются общегражданским самосознанием, или нац. идентичностью, выражающейся в соотнесении гражданина со своей страной, что отражается прежде всего в названии её жителей (напр., американцы, британцы, индийцы, испанцы, китайцы, мексиканцы, россияне, французы). Членов Н. отличает чувство общих историч. судьбы и культурного наследия (особенно высокой проф. культуры).
В отличие от предшествующих эпох, когда преобладала установка на культурную гомогенность Н. через механизмы ассимиляции, в последние десятилетия за счёт интенсивной миграции, роста локальных идентичностей и группового (этнического) самосознания увеличились культурная гетерогенность и этнорасовое многообразие европейских и других Н. Вместо идеи «плавильного котла» символич. формулой совр. Н. чаще является формула «единство в многообразии» (см. Мультикультурализм). В то же время совр. государства предпринимают усилия по формированию общегражданской идентичности и сохранению целостности Н. через утверждение патриотизма, общих ценностей и символов, а также через политику поддержки этнокультурного разнообразия и внутр. формы самоопределения (регионально-территориальная и национально-культурная автономия). Согласно нац. законодательствам и международно-правовым нормам, в большинстве стран мира представители меньшинств (если это не иммигранты без гражданства) являются равноправными членами Н.; они и считают себя таковыми (индейские народы и натурализованные иммигрантские группы в странах Америки; корсиканцы и бретонцы среди французов; шотландцы, ирландцы, уэльсцы среди британцев; франкофоны, индейцы, эскимосы, давние иммигрантские группы среди канадцев; неханьские народы среди китайцев; шведы среди финнов; саамы среди норвежцев).
Понимание Н. как этнич. общности имеет истоки в идеологии австромарксизма и вост.-европ. социал-демократии, у которых оно было заимствовано сов. обществоведением, где сложилась концепция Н. как «высшего типа» этнич. общности. После 1-й мировой войны на основе доктрины «национального самоопределения» в многоэтничных государствах Вост. Европы, возникших при распаде Австро-Венгерской и Оттоманской империй, а затем также в СССР и в зоне его влияния (Китай и др.) проводилась «нац. политика» по социальному конструированию этнич. Н. на основе адм.-гос. образований и за счёт упразднения или ослабления локальных различий. Так, в СССР из многоплеменного населения возникли аварская, алтайская, азербайджанская, грузинская, казахская, киргизская, таджикская, туркменская, узбекская и др. «социалистические Н.». При этом существовали общесоветская идентичность (сформировавшаяся на основе прежней, общероссийской) и историко-политич. общность (сов. народ). Идеология сов. патриотизма и доктрина «единого сов. народа» заменяли доктрину гражданской нации.
Этнический национализм, особенно в его крайней форме сепаратизма, стал одной из причин распада СССР, и он же представляет собой серьёзный вызов гражд. нациестроительству в постсоветских государствах. Тем не менее в России этнич. понимание Н. сохраняет своё влияние, и это отражается в политич. и науч. лексике, а также в массовом сознании. По этой причине часть экспертов, политиков и обществ. активистов отрицают понимание рос. народа как социально-политической и историко-культурной целостности в форме гражд. Н., настаивая на исключит. использовании понятия Н. в отношении этнич. общностей (русских, татар, башкир, чеченцев и т. д.). Однако все авторитетные опросы населения страны показывают, что рос. идентичность («мы – россияне») стоит на первом месте среди всех др. форм коллективной идентичности.
Многозначное использование понятия Н. сохраняется в совр. общественно-политич. языке, хотя его этнич. смысл не признаётся международно-правовыми нормами и нормами большинства государств мира. Науч. содержание термина «Н.» разрабатывалось как философами прошлого (И. Г. Гердер, О. Бауэр, К. Каутский, М. Вебер, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин), так и совр. обществознанием (Дж. Армстронг, Б. Андерсон, Э. А. Баграмов, Ю. В. Бромлей, Э. Геллнер, Л. Н. Гумилёв, А. Г. Здравомыслов, Ю. И. Семёнов, У. Коннор, Э. Смит, Э. Хобсбаум, М. Хрох, П. Чаттерджи). В мировой науке не существует общепризнанной дефиниции Н. До недавнего времени в обществознании было распространено понимание Н. как реальной общности и даже как социального организма (субстанции). Субстанционалистская (или примордиалистская) трактовка Н. присутствует и на уровне массового сознания. Такой взгляд на Н. разделяют и некоторые сторонники модернистских и конструктивистских подходов, которые рассматривают Н. как результат индустриализации и распространения «печатного капитализма» (Геллнер), роста коммуникац. и транспортных сетей и, наконец, интегрирующего воздействия государства (т. е. не Н. создаёт государство, а государство создаёт Н.). Этот подход характерен и для тех, кто подчёркивает субъективные факторы, как, напр., общий миф, историч. память или самосознание. В этом случае Н. понимается как социально сконструированная, но всё же реально существующая группа.
В последнее десятилетие обществ. теории отходят от трактовки социальных коалиций (групп социальных) как реальных, субстанциональных общностей. Это – переход от структуралистских взглядов, при которых группа рассматривается как исходный компонент социальной структуры, к конструктивистским подходам, делающим упор на индивидуальные стратегии и «групповость» (groupness) как на конструируемый, контекстный и подвижный феномен, как форма сложной и невзаимоисключающей идентичности (и кастилец, и испанец; и корсиканец, и француз; и русский, и российский). С этих позиций критикуется превращение категории Н. как интеллектуальной практики в результат реального социального процесса и её восприятие как статистического и даже биологич. (этногенетич.) множества (Ф. Барт, Р. Брубейкер, Р. Суни, П. Холл, Г. Р. Уикер, Т. Х. Эриксен, Л. М. Дробижева, В. С. Малахов, С. В. Соколовский, В. А. Тишков). Этот подход к Н. даёт возможность рассматривать её как семантико-метафорич. категорию, которая обрела в совр. истории эмоциональную и политич. легитимность, но не стала и не может быть науч. дефиницией. В свою очередь, национальное как коллективно разделяемый образ и национализм как политич. доктрина и практика могут существовать и без признания Н. как реально существующей общности.
Лит.: Armstrong J. A. Nations before nationalism. Chapel Hill, 1982; Giddens A. Nation-state and violence. Camb. (Mass.); L., 1985; Chatterjee P. Nationalist thought and the colonial world. L., 1986; Smith A. D. The ethnic origins of nations. Oxf., 1986; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Национализм и формирование наций: теории – модели – концепции. М., 1994; Brubaker R. Nationalism reframed. Nationhood and the national question in the New Europe. Camb., 1996; Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб., 1998; Тишков В. А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3; он же. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. № 9; он же. Российский народ. М., 2010; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Хюбнер К. Нация. От забвения к возрождению. М., 2001; Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности. М., 2003; Данн О. Нации и национализм в Германии, 1770–1990. СПб., 2003; Смит Э. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004; Абдулатипов Р. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005; Калхун К. Национализм. М., 2006; Брубейкер Р. Именем нации: размышления о национализме и патриотизме // Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма. М., 2010; Кедури Э. Национализм. М., 2010; Российская нация: становление и этнокультурное разнообразие / Под ред. В. А. Тишкова. М., 2011; Мартин Т. Империя «положительной деятельности»: нации и национализм в СССР, 1923–1939. М., 2011.