ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2011
Ссылка

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Гос. издательство полит. литературы, 1939. — С. 156—166


Стр. 156Материализм — одно из двух главных направлений в философии, дающее единственно правильный ответ на основной вопрос философии об отношении мышления к бытию. Материализм в противоположность идеализму признает материю первичной, а сознание, мышление — вторичным. Высшей формой материализма является марксистский философский материализм, который преодолевает все недостатки и слабости прежних материалистических учений. Материализм в своем развитии опирался на науку, в частности на естествознание. Во всей истории философии, как правило, философский материализм являлся мировоззрением передовых общественных классов, боровшихся за прогресс, заинтересованных в развитии наук. Материализм зародился в колонии древней Греции — Ионии в конце VII и начале VI в. до н. э., в эпоху становления древнегреческих городов-государств, усиленного развития в них ремесел и торговли. Материалистическое мировоззрение первых древнегреческих мыслителей тесным образом связано с первыми шагами науки. Древнегреческие философы (VI в. до н. з.), представители так называемой ионийской философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), развивали стихийно-материалистическое и наивно-диалектическое мировоззрение. «Материалистическое мировоззрение было первоначально у греческих философов чем-то само собой разумеющимся» (Энгельc). Основной проблемой их философии была проблема первоначала, первоматерия. Фалес первоначалом всех вещей считал воду, Анаксимандр — неопределенное вещество — апейрон, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь. Энгельс, характеризуя философию ионийцев, писал: «...Здесь перед нами целиком первоначальный стихийный материализм, который естественно считает при своем возникновении само собою разумеющимся единство в бесконечном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определенно телесном, в чем-то особенном, как Фалес в воде». Беря за основу мира различные материальные начала, ионийцы рассматривали мир как связное целое, как бесконечный процесс изменения и превращения этих первовеществ. Все они были прирожденными диалектиками, всеобщая связь явлений в мире являлась у них результатом непосредственного созерцания. Этот наивный, но по существу правильный взгляд на мир ярче всех выразил Гераклит (ок. 544—484 до н. э.). Дальнейшее развитие материализма связано главным образом с именами Анаксагора (ок. 500—428 до н. э.), Эмпедокла (ок. 485—425 до н. э.) и особенно Демокрита (460—370 до н. э.), Эпикура (342—270 до н. э.) и Лукреция (99—55 до н. э.). Демокрит, Эпикур и Лукреций были представителями атомистического материализма древности. За основу всего они брали атомы — неделимые, непроницаемые мельчайшие материальные частицы, которые движутся в бесконечной пустоте. Из сочетаний этих частиц, различных по форме, образуется, по их мнению, все разнообразие явлений природы. Миров существует бесконечное множество. Они произошли из вихреобразного движения атомов. Одни миры возникают, другие уничтожаются. Атомистический материализм Демокрита, Эпикура и Лукреция был направлен против идеи вмешательства богов в судьбы мира и вообще против религиозных суеверий. Они считали, что душа материально, состоит из легчайших атомов, и отрицали бессмертие души. В средние века господствовали идеализм и схоластика. Философия была превращена в служанку богословия. Некоторые материалистические тенденции в схоластике проявилось у номиналистов (Дунс Скот, В. Оккам). Номиналисты утверждали, что общие понятия не существуют до вещей, как учили крайние реалисты. а являются лишь обозначениями единичных конкретных вещей. Развитие наук и возрождение материализма связано с разложением феодального общества и формированием нового, капиталистического способа производства. Великие географические открытия конца XV и начала ХVI в. (открытие Америки, морского пути в Индия, кругосветные путешествия) доказали шарообразность формы земли. Коперник (1473—1543) отверг защищавшееся церковью представление о неподвижной земле, находящейся в центре вселенной, и развил гелиоцентрическую систему мира, нанеся сокрушительный удар церковному, мировоззрению средневековья. Работы Кеплера (1571—1630) и Галилея (1564—1642) утвердили гелиоцентрическую систему мира как единственно научную, несмотря на запрет этого учения церковью и жестокую расправу с его защитниками. Новая материалистическая философия, обобщающая завоевания научной мысли, ведет борьбу со схоластикой, с церковными авторитетами, обращается к опыту как к истинному учителю и к природе как к подлинному объекту философии. Родоначальником материализма нового времени был английский философ Фр. Бэкон (1561—1626). Бэкон выступил против схоластики, в защиту опытного знания; он считал ощущения, опыт источником наших знаний. Материализм Бэкона, хотя и заключал в себе механистические тенденции, однако не принял еще односторонне-механического характера. У Гоббса (1588—1679), который является систематизатором бэконовского материализма, материализм принял ярко выраженный механический характер. «Чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра. Физическое движение приносится в жертву механическому, или математическому, движению» (Маркс). Механистический материализм развивает в своей физике французский философ Декарт (1596—1650), оставаясь в своей метафизике на позициях идеализма. Философ Гассенди (1592—1655) возрождает атомистической материализм Эпикура и борется с идеалистической метафизикой Декарта. Великий голландский философ Спиноза (1632—1677) преодолевает дуализм Декарта. Спиноза берет за основу единую субстанцию — природу. Протяжение и мышление он рассматривает как необходимые и неотъемлемые свойства (атрибуты) этой единой субстанции. Стремление понять единство мира и объяснить мир из него самого нашло у Спинозы выражение в учении о субстанции как причины самой себя. Несмотря на целый ряд слабых сторон и недостатков, философия Спинозы представляет грандиозный синтез знаний того времени. Философия Локка (1632—1704), несвободная от идеализма и агностицизма, но развивавшая материалистическое положение о том, что восприятия, получаемые органами чувств от внешнего мира, являются источником познания, оказала влияние на теорию познания французских материалистов XVIII в. Французский материализм (Ламетри (1709—1751), Гольбах (1723—1789), Дидро (1713—1784), Гельвеций (1715—1771) и др.), обобщивший успехи естествознания XVII и XVIII вв. и явившийся накануне французской революции 1789 г. теоретическим оружием борьбы революционной буржуазии против феодальной идеологии, носил особенно боевой и прогрессивный характер. Французские материалисты выступали борцами за научный прогресс, против религиозного мракобесия, против идеалистической метафизики XVII в. Французский материализм не выходил, однако за рамки метафизического материализма, механического понимания движения. Французские материалисты были идеалистами в объяснении общественных явлений. Последним крупным представителем домарксовского материализма был немецкий философ Л. Фейербах (1804—1872). Борясь с идеализмом Гегеля, Фейербах утверждал, что природа существует независимо от сознания, что человек — продукт природы. Однако Фейербах рассматривал человека абстрактно, только как человека вообще, но не как конкретного общественного человека, изменяющего окружающий его мир. Не поняв значения общественной практики, Фейербах остался на позициях созерцательного материализма, а в объяснении общественных явлений — идеалистом. Фейербах выступил с резкой критикой религии. Однако он не был в состоянии вскрыть социальные корни религии и пришел к утверждению новой религии — религии сердца, религии любви. Отбрасывая идеализм Гегеля, он отбросил и его диалектику и остался на позициях метафизического материализма. Только Маркс и Энгельс — идеологи единственного последовательно-революционного класса — пролетариата, переработав все то ценное, что дала предшествующая научная и философская мысль, создали высшую форму материализма — материализм диалектический. Маркс и Энгельс впервые распространили материализм на познание общества, создав исторический материализм. После Маркса и Энгельса буржуазные философы и ученые иногда пытались воскресить прежние формы материализма, придавая им упрощенный и вульгарный характер (вульгарные материалисты — Бюхнер, Фохт, Молешотт, выступившие в Германии в 50—60-х годах XIX в.). Маркс и Энгельс боролись против такого плоского, вульгарного материализма. Диалектический материализм, развитый дальше в трудах Ленина и Сталина, является философским мировоззрением большевистской партии.   

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 347


МАТЕРИАЛИЗМ, единственно научное направление в философии, к-рое исходит из того, что мир по природе своей материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, а сознание вторично, производно, что мир и его закономерности вполне познаваемы. М. в корне противоположен идеализму и всегда развивался в борьбе с ним. Как правило, М. являлся мировоззрением передовых общественных классов и групп, выступавших против реакц. и отживающих сил общества. М. всегда опирался на естествознание и в свою очередь помогал его развитию. Древнейшая форма М. сложилась в рабовладельческую эпоху в Вавилонии, Египте, Индии, Китае, Греции, Риме; наиболее видными представителями античного М. были Гераклит, Демократ, Эпикур и Лукреций. В средние века, когда господствовало религ. мировоззрение, философия была низведена до роли служанки богословия и материалистич. тенденции получали выражение лишь во взглядах отдельных передовых мыслителей (Ибн-Сина, Ибн-Рошд, номиналисты). Развитие буржуазии в недрах феодализма и её борьба за утверждение капитализма вызвали к жизни новую историч. форму материализма — метафизический материализм 17—18 вв., необходимый буржуазии как для критики религ. мировоззрения, защищавшего феодальный строй, так и для развития естествознания, в успехах к-рого она нуждалась (Г. Галилей в Италии, Ф. Бэкон, Т. Гоббс в Англии, Ж. Ламетри, П. Гольбах и др. во Франции). Ограниченность M. бурж. идеологов состояла в антидиалектич. характере и механистичности их взглядов, в идеалистич. истолковании явлений общественной жизни. Огромную историч. роль в развитии М. и передового естествознания в 18 в. сыграли выдающиеся русские деятели М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев. В 19 в. крупным представителем домарксовского М. был нем. философ Л. Фейербах, к-рый, однако, не сумел преодолеть ограниченность М. 18 в.

Высшим достижением домарксовского М. был М. русских революционных демократов 19 в.— В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. М. русских революционных демократов был теоретич. знаменем крестьянской революции, революционной борьбы против угнетения народа. Русские революционные демократы успешно разрабатывали материалистич. диалектику, стремились соединить материализм с диалектич. идеей развития, последовательно выступали против религии, создали материалистич. эстетику. Однако в силу историч. условий России того времени они, вплотную подойдя к диалектич. материализму, остановились перед историч. материализмом.

Высшей формой М. является диалектич. и историч. материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развитый в новых условиях В. И. Лениным и учеником и продолжателем дела В. И. Ленина И. В. Сталиным. Создание диалектич. и историч. материализма означало великий революционный переворот в философии. Диалектический и исторический материализм составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретические основы марксисткой партии.

См. Диалектический материализм, Исторический материализм, Марксистский философский материализм, Марксистский диалектический метод.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 780


МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный), филос. направление, к-рое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемые. М. противоположен идеализму; их борьба составляет содержание ист.-филос. процесса. Термин «М.» употребляется с 17 в. гл. обр. в смысле физ. представлений о материи, а с нач. 18 в.— в филос. смысле для противопоставления М. идеализму. Ист. формы М.: материалистич. учения Др. Востока, античный М. (Демокрит, Эпикур), М. эпохи Возрождения (Б. Tелезио, Дж. Бруно), метафизич. (механистич.) М. 17—18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза;  за; франц. М. 18 в.— Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологич. М. (Л. Фейербах), М. рус. революц. демократов (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). Диалектич. и историч. М. создан в сер. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом и развит В. И. Лениным в новой историч. обстановке. Весь ход развития науки и об-ва подтверждает истинность высш. форм филос. М.— диалектич. и историч. М. (см. Диалектический материализм и Исторический материализм).

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986. — С. 293


МАТЕРИАЛИ´ЗМ, -а, м. Научное философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования т сознания людей и его познаваемость. Диалектический м. (философия марксизма-ленинизма, базирующаяся на материалистическом понимании объективного мира и диалектическом методе его познания). Исторический м. (составная часть марсистско-ленинской философии, наука о наиболее общих законах о наиболее общих законах развития общества).

МАТЕРИАЛИ´СТ, -а, м. 1. Последователь материализма. 2. Человек, крайне практический по своим интересам, заботящийся об узколичных житейских выгодах, удобствах (устар.). || сущ. материалистка, -и (ко 2 знач.).

МАТЕРИАЛИСТИ´ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Относящийся к материализму, выражающий принципы материализма. Материалистическая философия. Материалистическое понимание чвлений природы.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 267—269


МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis — вещественный) — научное философское направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая т. обр. познаваемость природы. В истории философии М., как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев об-ва, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, М. способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что, в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. В процессе взаимодействия М. и специальных наук изменялись вид и формы самого М. Первые учения М. появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих об-вах древн. Индии, Китая и Греции — за несколько вв. до н. э.— в связи с прогрессом в области астрономии, математики и др. наук. Общая черта древн., во многом еще наивного, М. (Лаоцзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древн. М. было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Мн. древн. материалисты были стихийными диалектиками. Однако большинство из них еще не проводили четкого различения между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (Гилозоизм). Развитие материалистических и диалектических положений сочеталось еще в древн. М. с влиянием мифологической идеологии. В средние вв. материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о „совечности природы и бога" и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения М. (Телезио, Бруно и др.) часто был облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал М. античности. Дальнейшее свое развитие М. получил в 17—18 вв. в странах Европы (Бзкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк). Эта форма М. возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. М. 17—18 вв. связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Др. особенностью М. этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития. Среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают фр. материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро, Гельвеций и Гольбах). Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за Толандом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. Много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким М. и атеизмом, у фр. материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы М. на Западе был „антропологический" М. Фейербаха. Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому М. созерцательность. В России и др. странах Вост. Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии М. явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Ботев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Высшей и самой последовательной формой М. стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический М. Он не только преодолел указанные выше недостатки старого М., но и присущее всем его представителям идеалистическое понимание человеческого об-ва. В дальнейшей истории М. уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического М., с одной стороны, и ряд упрощенных и вульгаризованных разновидностей М.— с др. Среди последних наиболее типичным был вульгарный М., приближавшийся к позитивизму; к последнему тяготеют и те разновидности М., к-рые возникли на рубеже 19—20 вв. как искажение диалектического М. (механистическая ревизия марксизма и др.), а также т. наз. „научный материализм" (Дж. Смарт, М. Бунге и др.) . Во второй половине 19 в. М. в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии. Буржуазные философы обвиняют М. в аморализме, непонимании природы сознания и отождествляют М. с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм М., нек-рые из них вынуждены были тем не менее в интересах развития производства и естествознания допускать отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как „подлинный" и „наиболее совр." М. (Карнап, Башляр, Сартр). Затушевывая в ряде случаев противоположность М. и идеализма, буржуазные философы прибегают не только к позитивизму и неореализму, но и к таким аморфным и двусмысленным построениям, как совр. американский натурализм. С др. стороны, среди ученых в прошлом было немало таких, к-рые, декларативно признавая идеализм или по-позитивистски чураясь „всякой философии", в специальных научных исследованиях фактически занимали позиции М. (естественноисторические М. Геккеля, Больцмана и др.) Для совр. передовых ученых характерна эволюция от естественнонаучного к сознательному, а в конечном счете к диалектическому М. (Ланжевен, Жолио-Кюри и др.). Одна из особенностей развития диалектического М.— обогащение его новыми идеями. Совр. развитие науки требует, чтобы ученые-естественники становились сознательными сторонниками диалектического материализма. Вместе с тем развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии М. Последнее происходит в постоянной борьбе М. с новейшими разновидностями идеалистической философии.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 19. — Москва, 2011. — С. 360 // Новая версия


МАТЕРИАЛИ́ЗМ (от лат. materia), филос. течение, считающее основополагающим принципом реальности материальное (вещественное, телесное; см. Материя). Термины «материалисты» и «идеалисты» (см. Идеализм) введены Г. В. Лейбницем для обозначения сторонников противоположных филос. направлений, представленных «гипотезами Эпикура и Платона» (к материалистам Лейбниц относил последователей Демокрита, Т. Гоббса и др., «отвергающих всякую нематериальную субстанцию»). В филос. лексиконе И. Г. Вальха (1726) М. называется учение, допускающее только телесные и отрицающее духовные субстанции и выводящее все события и действия природных тел только из особенностей материи, её величины, фигуры, тяжести, разъединения и соединения.

Франц. механистич. М. 18 в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.), сложившийся на основе новоевропейского математич. естествознания 17–18 вв. (прежде всего механики Г. Галилея и И. Ньютона) и возрождённого П. Гассенди и Р. Бойлем античного атомизма (его классич. выражением явилась поэма Лукреция «О природе вещей»), представляет собой первую законченную систему материалистич. миропонимания с характерными для него радикальным атеизмом, утилитаристской этикой, сенсуалистич. теорией познания, трактовкой «протяжённой субстанции» Р. Декарта как единственного и всеобъемлющего принципа мироздания (материя как «великое целое», совокупность всего существующего в «Системе природы» Гольбаха).

Л. Фейербах, критик нем. классич. идеализма, не считая истиной ни М., ни идеализм, ни физиологию, ни психологию (таковой является для него только «антропология»), усматривал источник М. прежде всего в природе человека как чувственного, телесного существа, болезни и страдания которого не могут устранить никакие «идеалистические предписания и категорические императивы». Концепция Фейербаха, наряду с переосмысленной К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектич. логикой Г. В. Ф. Гегеля, явилась одним из источников диалектического материализма, ставшего в 20 в. офиц. филос. доктриной в СССР. Понятие социально-историч. практики лежит в основе разрабатывавшегося Марксом и Энгельсом «материалистического понимания истории» (термин «исторический материализм» впервые употреблён Энгельсом в 1892 во введении к англ. переводу его соч. «Развитие социализма от утопии к науке»), которое исходит из того, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 7).

В сер. 19 в. в Германии возникает естественно-науч. М., ориентированный на достижения химии и физиологии (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Вслед за П. Ж. Ж. Кабанисом, рассматривавшим деятельность мозга по аналогии с процессами пищеварения, Фогт в споре с нем. физиологом Р. Вагнером (т. н. спор о М. 1854) выдвинул тезис о том, что мысли так же соотносятся с мозгом, как жёлчь с печенью и моча с почками.

Неокантианец Ф. А. Ланге в своём фундам. труде «История материализма и критика его значения в настоящее время» («Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart», Bd 1–2, 1866, рус. пер., т. 1–2, 1881–83) выделял наряду с «теоретическим» М. также «этический» М., возводя его к античному гедонизму (Аристипп, Эпикур), а в Новое время усматривая его в этике А. Смита.

Во 2-й пол. 20 в. в русле идей аналитической философии в англоязычных странах (Великобритания, США, Канада, Австралия) сложилось течение т. н. науч. М., представленного разл. версиями философии сознания. Опираясь на данные естеств. наук (физики, физиологии, нейропсихологии, когнитивной науки и др.), представители этого течения рассматривают явления психики и сознания как эпифеномен физиологич. процессов, происходящих в мозгу и центральной нервной системе («теория тождества» – Г. Фейгль, США; Д. Армстронг, Австралия; «аномальный монизм» Д. Дэвидсона; «элиминативный» М., устраняющий при описании психич. явлений повседневный язык «народной психологии» и заменяющий его языком нейрофизиологии, – П. Черчленд, Р. Рорти), истолковывают их, по аналогии с работой компьютера («информационные» и «вычислительные» парадигмы Х. Патнэм и Дж. Фодора), как «сопровождение» (супервенцию) физич. событий (Д. Льюис) и т. п.

Лит.: Bloch E. Das Materialismusproblem, seine Geschichte und Substanz. Fr./M., 1972; Vitzthum R. C. Materialism: an affirmative history and definition. Amherst, 1995; Materialism and the mind-body problems / Ed. D. Rosenthal. 2nd ed. Indianapolis, 2000; Ланге Ф. А. История материализма и критика его значения в настоящее время: история материализма до Канта. 3-е изд. М., 2009; он же. История материализма и критика его значения в настоящее время: история материализма после Канта. 3-е изд. М., 2010. См. также лит. при ст. Материя.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024