ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987

Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылки

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 47—49


Государство — политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий экономический порядок и подавлять сопротивление других классов. Государство «есть машина для поддержания господства одного класса над другим» (Ленин), «машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников» (Сталин). Государство возникло с разделением общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых, как продукт непримиримых классовых противоречий. В истории существовали три основных типа государства эксплуататоров:  р а б о в л а д е л ь ч е с к о е,  ф е о д а л ь н о е  и  б у р ж у а з н о е. Формы политического господства эксплуататоров могут быть различными. Так, формами политического господства буржуазии являются буржуазная монархия, демократическая республика, фашистская диктатура. Классовая сущность этих форм одна — диктатура капитала. Даже самая передовая политическая форма буржуазного государства — демократическая республика с парламентом и формальным признанием всеобщего избирательного права, остается орудием господства капитала. «Сила капитала — все, биржа — все, а парламент, выборы,— это марионетки, куклы» (Ленин). В результате социалистической революции пролетариат уничтожает буржуазное государство и создает принципиально новый тип государства — диктатуру пролетариата (см.). Переход к новому строю совершается путем насильственного, революционного ниспровержения господства эксплуататоров — ничтожного меньшинства населения. Задача диктатуры пролетариата — уничтожить эксплуатацию человека человеком, ликвидировать классы, осуществить построение коммунизма. «Мы идем дальше, вперед, к коммунизму. Сохранится ли у нас государство также и в период коммунизма? Да, сохранится, если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военных нападений извне... Нет, не сохранится и отомрет, если капиталистическое окружение будет ликвидировано, если оно будет заменено окружением социалистическим» (Сталин).

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 463—464


ГОСУДАРСТВО, орган классового господства. Г.— политич. учреждение господствующего класса. Оно возникло на основе раскола общества на враждебные классы. При первобытно-общинном строе, не знавшем классов и частной собственности на средства произ-ва, не было и Г. История знает следующие 3 типа эксплуататорского Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Деятельность бурж. Г. характеризуют 2 его основные функции: внутренняя (главная) — держать в узде пролетариат и все эксплуатируемые массы в интересах капиталистов, и внешняя (не главная) — расширять территорию за счёт территории др. стран или защищать в интересах эксплуататоров территорию своей страны от нападений со стороны других Г. Капиталистич. Г.— это аппарат эксплуатации и угнетения буржуазией своего народа и машина ограбления и удушения чужих народов. В прямой связи с этим находится разветвленная система политич. учреждений буржуазии в виде постоянной армии, привилегированного чиновничества, судебных и прокурорских органов, тюрем, полиции, органов разведки и т. п. В период общего кризиса капитализма происходит подчинение гос. аппарата капиталистов. монополиям. В одних случаях, при определённой политич. обстановке, буржуазия, стремясь скрыть антинародную сущность капиталистов. Г., привлекает социал-оппортунистов к осуществлению законодательной, исполнительной, судебной и прочей деятельности Г., в других случаях прибегает к фашистской диктатуре (см. Фашизм). В США миллионеры и миллиардеры непосредственно захватывают руководящие посты в гос. аппарате. Они осуществляют милитаризацию всего Г., используют гос. аппарат для подавления прогрессивных сил американского народа, для террористической расправы с американской компартией и другими организациями трудящихся.

Государством нового типа, принципиально отличным от эксплуататорских Г., является диктатура пролетариата. Для установления диктатуры пролетариата необходимы: революц. свержение буржуазии как господствующего класса, захват гос. власти рабочим классом, слом бурж. гос. машины и создание нового типа Г., полностью приспособленного к историч. задачам рабочего класса — уничтожению всякой эксплуатации человека человеком, защите завоеваний социалистической революции, построению коммунизма. Диктатура рабочего класса, являясь государством нового, высшего типа, обеспечивает подлинную, последовательную, до конца социалистическую демократию. Советское социалистическое государство впервые в мире создано в СССР в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции. В. И. Ленин открыл в Советах лучшую политич. форму диктатуры пролетариата, явился основателем Советского государства. И. В. Сталин развил учение о социалистическом государстве, доказав, что государство сохранится и при коммунизме, если к тому времени сохранится капиталистич. окружение. Государство отомрёт лишь после ликвидации капиталистич. окружения и замены его социалистическим окружением.

И в годы мирного строительства, и в годы Великой Отечественной войны 1941—45 Советское социалистическое государство доказало свою силу, жизнеспособность, свои преимущества перед любым капиталистич. Г. Советское социалистическое государство, руководимое и направляемое Коммунистической партией,— главная сила в борьбе за построение коммунизма.

После 2-й мировой войны народы ряда стран Центр. и Юго-Вост. Европы и Азии установили у себя строй народной демократии. Великим примером для них служит Советское социалистическое государство.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 112—114


Стр. 112ГОСУДАРСТВО — политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий экономический порядок и подавлять сопротивление других классов. «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» (Ленин, т. 29, с. 441), «машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников» (Сталин, т. 6, с. 114). Государство возникло с разделением общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых, как продукт непримиримых классовых противоречий. Деятельность эксплуататорского государства характеризует две основные функцией: внутренняя и внешняя. Внутренняя функция является главной цель её — подавлять трудящиеся, эксплуатируемые массы, составляющие большинство общества. Внешняя функция эксплуататорского государства состоит в расширении своей территории путём захвата чужих земель, в защите своей территории от нападения со стороны других государств. Так было дело при рабовладельческом строе, при феодализме и при капитализме.

Орудия власти государства это армия, карательные органы, разведка, тюрьмы, государственный аппарат. Современные империалистические государства (США, Англия, Франция и др.) открытым террором и идеологическими методами воздействия подавляют стремление трудящихся масс улучшить своё положение (в США, например), действует закон, запрещающий стачки рабочих), преследуют всякое проявление освободительного движения, борьбу масс за мир и т. д. Внешняя функция современных крупных империалистических государств направлена на завоевание мирового господства и порабощение свободных и независимых народов.

В истории известны три основных типа государства эксплуататоров; рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Формы политического господства эксплуататоров могут быть различными. Так, формами политического господства буржуазии являются буржуазная монархия, демократическая республика, открыто террористическая фашистская диктатура. Классовая сущность этих форм одна — диктатура капитала. Даже самая передовая политическая форма буржуазного государства — демократическая республика с парламентом и формальным признанием всеобщего избирательного права — остается орудием господства капитала. «Сила капитала — все, биржа — все, а парламент, выборы — это марионетки, куклы...» (Ленин, т. 29, с. 450). Это особенно наглядно видно на современном государственном строе США, которые лишь по форме являются демократической республикой, по существу же в этой стране крупные монополисты безраздельно и диктаторски управляют государством. При оценке прогрессивности или реакционности той или иной формы государства марксисты всегда учитывают конкретные исторические условия. Марксисты признают, что демократическая буржуазная республика, несмотря на все её отрицательные стороны, исторически является более прогрессивной формой государственного устройства, чем, например, абсолютная монархия, которая существовала в России до 1917 г.

Самой прогрессивной, самой демократической формой государства является социалистическое государство. В результате социалистической революции пролетариат уничтожает буржуазное государство и создаёт принципиально новый тип государства — диктатуру пролетариата (см.). Переход к новому строю совершается путём насильственного, революционного ниспровержения господства эксплуататоров ничтожного меньшинства населения. Задача диктатуры пролетариата — уничтожить эксплуатации человека человеком, ликвидировать классы, осуществить построение коммунизма. В своё время Энгельс указывал, что государство должно отмереть после победы социалистической революции. И. В. Сталин дальше развил марксистско-ленинское учение о государстве применительно к современным условиям исторического развития. Oн доказал, что положение Энгельса имело в виду победу социализма во всех странах или в большинстве их, поэтому оно неприменимо к случаю, когда социализм победил в одной, отдельно взятой, стране, которая находится в капиталистическом окружении. В данном случае применимо другое положение: если социализм победил в одной стране, а в других странах господствует капитализм, то страна победившей революции должна не ослаблять, а всемерно усиливать своё государство, органы государства, органы разведки, армию. Это же положение остаётся в силе и для государства при коммунизме, если страна, построившая коммунизм, находится в капиталистическом окружении. Только тогда, когда капиталистическое окружение будет уничтожено, государство начнут отмирать.

После второй мировой войны в ряде страх Европы возникли государства народной демократии (см.). Государство народной демократии есть одна из форм диктатуры пролетариата. (См. также «Государство и революции»; Социалистическое государство.).

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 334


ГОСУДАРСТВО, осн. орудие полит. власти в классовом об-ве. Возникло в результате обществ. разделения труда, появления частной собственности и образования аптагонистич. классов. Признаками Г. являются: 1) наличие особой системы органов и учреждений (механизм Г.), осуществляющих функции гос. власти; 2) право, закрепляющее определ. систему норм, санкционированных Г.; 3) определ. терр., на к-рую распространяется юрисдикция данного Г. Эксплуататорское Г. всегда является диктатурой определ. эксплуататорского класса, закрепляет и охраняет интересы этого класса, выгодный ему правопорядок. Ист. типы такого Г.: рабовладельч., феод., буржуазное. Каждому из этих типов соответствовали различные формы правления (абс. или конституц. монархия, республика аристократич., бурж.-демократич. и т. п.). На смену эксплуататорскому Г. приходит принципиально новый тип Г.— социалистич. Г., возникающее в результате социалистич. рев-люции. Первое в истории социалистич. Г.— Сов. гос-во. Первоначально сциалистич. Г. существовало в форме диктатуры пролетариата; после завершения социалистических преобразований и победы социализма оно перерастает в общенародное государство.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 100—101


Стр. 100ГОСУДАРСТВО — осн. институт политической системы классового об-ва, осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной структуры: в классово антагонистических об-вах находится в руках экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социальных противников. Типология Г. опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Тип Г. определяется тем, какому классу (или классам) оно служит, а значит, в конечном счете — экономическим базисом данного об-ва. Истории известны следующие осн. социально-классовые типы Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. На этапах перехода от одной формации к др. существовали и существуют Г. исторически переходного типа. В совр. мире имеются два осн. типа Г.: капиталистические и социалистические, а также большая группа Г. неосн. типов в развивающихся странах, к-рые придерживаются либо капиталистической, либо социалистической ориентации. Г. различаются по формам правления и устройства осн. институтов политической власти. Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархической форме правления таким источником государственной власти является одно лицо — монарх. При республиканской форме по закону источником власти является народное большинство. С т. зр. государственного устройства Г. подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения). Важное значение имеет различение Г. с т. зр. существующего в них политического режима. Для совр. буржуазного Г. характерны парламентский, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский, полуфашистский и нек-рые др. политические режимы. Осн. функции совр. Г. принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в об-вах, разделенных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядкам поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п. Внешние функции составляют: защита интересов данного Г. в его взаимоотношениях с др. Г. на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении др. Г. (агрессивные Г.); развитие нормальных отношений с др. Г., развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования Г. с различным социальным строем. Для Г. социалистического типа к внешним функциям добавляются развитие социалистической интеграции и участие в международном социалистическом разделении труда, сотрудничество на основе принципов интернационализма. Осн. тенденции эволюции совр. империалистических Г. сводятся к расширению их экономических функций и функций принуждения, а также к росту идеологической активности внутри и вне страны. Одновременно происходит все более полное сращивание монополий с верхушкой государственного аппарата, возникает единый механизм, деятельность к-рого направлена на спасение капиталистического строя, обогащение монополий, подавление рабочего движения и национально-освободительной борьбы. Это сопровождается дальнейшим сужением буржуазной демократии, стремлением к ограничению демократических прав и свобод граждан. В результате социалистических революций сложились и развиваются социалистические Г. рабочего класса, в союзе с к-рым выступают др. трудящиеся классы и слои. Маркс и Энгельс выдвинули идею диктатуры пролетариата и определили наиболее существенные задачи Г. на первоначальном этапе социалистической революции. Развивая их учение, Ленин открыл Советы как новую форму диктатуры пролетариата. Известны три осн. формы политической власти рабочего класса: Парижская коммуна (1871), Советская власть, народная демократия. Выполнив свою историческую миссию, диктатура пролетариата в СССР переросла в политическую власть всех трудящихся, а пролетарское Г.— в общенародное. Оно выступает орудием совершенствования социализма в нашей стране, а на международной арене осуществляет функции защиты социалистических завоеваний, упрочения позиций мирового социализма, противодействия агрессивной политике империалистических сил, развития мирного сотрудничества со всеми народами. Руководящей и направляющей силой Советского Г., ядром его политической системы является КПСС. На совр. этапе стратегическая линия развития политической системы об-ва, определенная ХХVII съездом КПСС, состоит в совершенствовании советской демократии, все более полном осуществлении социалистического самоуправления народа на основе активного и действенного участия трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни. В процессе коммунистического строительства осуществляется постепенный переход к коммунистическому общественному самоуправлению. С т. зр. внутренних условий экономические предпосылки отмирания Г. заключаются в высоком развитии производительных сил, осуществлении принципа коммунизма „От каждого — по способностям, каждому — по потребностям". Процесс отмирания Г. зависит также и от внешних условий. Пока остается опасность агрессии со стороны империализма, полностью сохраняется функция обороны страны, к-рая может отмереть лишь тогда, когда социализм окончательно победит в мировом масштабе.

 

 

ГОСУДАРСТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. 2016


ГОСУДА́РСТВО, основной институт политич. системы общества, способ социального бытия в условиях политич. отчуждения власти. Наука и междунар. право до настоящего времени не располагают единым и общепризнанным определением понятия «государство». Ни ООН, ни др. междунар. организации не имеют полномочий фиксировать наличие гос. статуса. Признание нового Г. или правительства – это акт, который могут совершить или отказаться совершить только сами Г. и правительства.

В совр. науч. лит-ре Г. обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая спец. аппарат управления и принуждения, способная делать свои веления обязательными для населения всей страны. Термин, как правило, используется в правовом и политич. контекстах.

Признаки и функции государства

 Г. сложилось в процессе историч. развития общества как социальный институт, регулирующий действия его членов и отношения между ними с целью обеспечить внутр. и внешние условия поддержания порядка, основанного на традициях и законах. Г. отличают от других социальных институтов особые признаки. Одним из них является разделение и организация населения по территориальному принципу. Другие важные признаки Г. – суверенитет, понимаемый как двуединство верховенства и единственности власти Г. на определённой территории по отношению к отд. лицам и сообществам внутри страны, и независимость во взаимоотношениях с др. государствами. Внутри гос. территории верховная власть принадлежит строго определённым в соответствии с внутр. правопорядком органам. С суверенитетом связан ещё один признак Г. – публичный характер власти. Именно этим Г. отличается от любых образований, в которых осуществляется частная власть, и детерминируется необходимость выделения группы людей, специализирующихся на осуществлении гос. управления. Олицетворённая в гос. органах и учреждениях публичная власть становится той реальной силой, которая обеспечивает гос. принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит спец. учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.). К признакам Г. относятся также налоги, пошлины и прочие сборы (они могут частично заменяться или дополняться отбыванием некоторых повинностей). Получаемые от налогов и иных сборов средства идут на исполнение Г. его функций, в т. ч. и на поддержание аппарата управления. Какая-то часть населения может освобождаться от налогов и др. сборов, но полностью без налогов Г. просуществовать не может. Признаком Г. является также исключит. право принимать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

Г. является одним из гл. признаков цивилизации. В процессе исторического развития оно превращается из примитивного образования принудительно-репрессивного характера в политич. организацию общества, где активно функционирует комплекс гос. институтов в соответствии с принципом разделения властей. Общечеловеческое предназначение Г. состоит в том, чтобы быть инструментом верховенства закона, социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества разл. слоёв населения и обществ. сил, охраны прав и свобод личности.

Это предназначение Г. конкретизируется в осн. направлениях (функциях) его внутр. и внешней деятельности. К внутр. функциям Г. относятся экономико-организационная, социальная, охраны обществ порядка и обеспечения безопасности человека и государства. При этом с развитием Г. усиливается роль бюрократии, которая, по мнению одних (М. Вебер), способствует усилению рационального начала в принятии решений и формирует препятствия на пути волюнтаризма и, по мнению других (Р. Дарендорф), полностью подчинена воле правящих социальных групп и классов и служит для них инструментом.

Развитие экономико-организац. функции предполагает разработку чётких гос. приоритетов, стратегии развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Она выражается в поддержании и развитии базовых отраслей экономики, обеспечении единого экономического пространства, выравнивании условий и возможностей развития отд. территорий, регулировании правил хозяйственной деятельности и стимулировании заинтересованности в ней населения, обеспечении наилучших условий для экономического развития.

Социальная функция в Г. смыкается с экономико-организационной, её выполнение во многом зависит от материальных возможностей общества. Это особенно наглядно проявляется в таких сферах, как образование, наука, здравоохранение, демографич. политика и т. п. Важнейшие приоритеты в данной области – создание условий, в которых люди смогли бы сами обеспечить себе нормальное (для данного уровня развития общества) существование; социальная защита лиц, действительно нуждающихся в материальной поддержке; смягчение социальных противоречий; обеспечение надлежащих условий жизни посредством определённого гарантированного объёма социальных благ и занятости населения.

Функция охраны обществ. порядка и обеспечения безопасности человека и Г. предполагает охрану прав и законных интересов граждан, их собственности, обеспечение законности, правопорядка, суверенитета, единства и территориальной целостности Г., защиту существующего политич. строя и правовой системы, борьбу с преступностью, использование гос.-правовых средств для разрешения разл. конфликтов и др.

Внешняя функция заключается в эффективной защите интересов соответствующей страны на междунар. арене, включая вопросы экономич., политич. и воен. характера.

Типы и формы государства

 Тип Г. зависит от уровня развития цивилизации или характера производств. отношений, а также культурно-исторических традиций той или иной страны. В науч. лит-ре конкурируют два осн. методологич. подхода при типологизации Г.: формационный и цивилизационный. Первый из них выводит тип Г. из обществ.-экономич. отношений (рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое); второй во главу угла ставит уровень технич. развития общества (аграрное, индустриальное, постиндустриальное и т. д.). В последнее время наблюдается тенденция к конвергенции этих подходов. Каждая из стадий развития Г. может, в свою очередь, подразделяться на этапы со специфич. чертами. Г. различаются по форме. Определение формы того или иного Г. позволяет установить его внутр. структуру, территориальную организацию, способ формирования верховной власти, возможности граждан воздействовать на деятельность Г., обеспеченность прав и свобод лиц, проживающих в стране. Форма государства проявляется в диалектич. единстве трёх составляющих – формы правления, т. е. организации верховной власти и способа взаимоотношения органов гос. власти и граждан (монархия или республика), структуры гос. устройства – соотношения целого и частей, центр. и региональных органов власти (унитарные государства, федерации и конфедерации), а также политич. режима [демократич., авторитарные, тоталитарные, теократические (см. Теократия) и др.]. Впервые глубоко продуманную классификацию форм Г. дали мыслители античной эпохи – Аристотель и Платон, выделившие главные из них. Их концепции Г. столетиями питали политич. и правоведческую мысль Европы и сохраняют своё значение до сих пор, несмотря на неизбежную трансформацию содержания выработанных ими категорий и понятий.

Буржуазные революции в Европе 17–18 вв., начавшие разрушать абсолютистские порядки и сословные перегородки, поставили вопрос о гражданских правах, а учения эпохи Просвещения – о естественном праве и разделении властей (наибольший вклад в развитие этой концепции внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё), что в совокупности составило теоретич. и политич. базис для формирования представлений о правовом государстве.

Переход к индустр. обществу вызвал разрушение освящённых многовековыми традициями связей между людьми и обострение социальных противоречий, что потребовало активного участия Г. в регулировании обществ. отношений. Со 2-й пол. 20 в. широкое распространение получает понятие социальное государство. Оно присутствует в междунар. правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Междунар. пакт об экономич., социальных и культурных правах, Европ. социальная хартия и др.), в конституциях ряда стран, принятых в последние десятилетия. Тем самым подчёркивается роль Г. в перераспределении имеющихся в обществе материальных и иных благ в соответствии с принципами «социальной справедливости».

В совр. мире типологич. конструкции, относящиеся к Г., претерпевают изменения под влиянием процессов трансформации гос. идентичности, связанных с явлениями глобализации. Новая геополитич. картина мира складывается на основе 3 фундам. реалий: «государство-нация» («Etat-Nation»), т. е. традиц. исторически сложившееся Г.; регион, т. е. адм., этнич. или культурное пространство, которое включает неск. «государств-наций», обладающих при этом значит. степенью политико-экономич. и культурной автономии; формирующееся глобальное сообщество.

Теории происхождения государства

 Существует множество теорий генезиса Г., по-разному объясняющих его происхождение и, как правило, абсолютизирующих один из аспектов этого процесса. Разл. историч. эпохи и социальные условия, в которых жили творцы этих теорий, их приверженность определённым идеологич. и филос. воззрениям предопределяли субъективный характер взглядов на процессы развития общества и государства. К числу осн. теорий, объясняющих политогенез... ЧИТАТЬ — НОВАЯ ВЕРСИЯ

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024