ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 3. — Москва, 1978. — С. 664


ЭМПИРИЗМЪ м. греч. слѣпой опытъ, безъ разумнаго примѣненья теорiи и вообще науки. —рическiй, основанный на одномъ опытѣ, не на ученiи. Эмпирикъ, пртвпл. теорикъ; кто слѣдуетъ одному опыту, практикѣ, отвергая разсужденье и науку.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1939. — С. 309—310


ЭМПИРИЗМ (от греческого «эмпирия»— опыт) — философское учение, считающее чувственный опыт единственным источником наших знаний. Существует как идеалистический, так и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая тот факт, что в основе опыта лежит материальная природа. Материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, французские материалисты XVIII в.) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы. Диалектический материализм отвергает идеалистический эмпиризм и считает правильными исходные позиции материалистического эмпиризма. Однако диалектический материализм отвергает крайности одностороннего эмпиризма, которыми отличался домарксовский материализм, недооценивавший роли общих теорий и научных абстракций. Признавая, что в основе всего познания лежит чувственный опыт, диалектический материализм в то же время подчеркивает большую роль теорий, идей, понятий.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1954. — С. 686


ЭМПИРИЗМ (греч. ἐμπειρία — опыт) — философское учение, считающее чувственный опыт единственным источником знаний. Существует как идеалистический, так и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли — см., Юм — см., Мах — см., Авенариус — см., Богданов — см, современные «логические эмпиристы» и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит материальная природа. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон — см., Гоббс — см., Локк — см., французские материалисты XVIII в.) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы. Диалектический материализм отвергает идеалистический эмпиризм и считает в основном правильными исходные позиции материалистического эмпиризма. Однако диалектический материализм отвергает односторонность эмпиризма, которой отличался домарксовский материализм, недооценивавший роль теорий и научных абстракций. Считая, что в основе всего познания лежит чувственный опыт, диалектический материализм в то же время признаёт большую роль научных теорий, идей, понятий. Ощущение и мышление — две ступени, стадии единого процесса познания. «Чтобы понять, нужно эмпирически начать понимание, изучение, от эмпирии подниматься к общему» (Ленин, Философские тетради. 178).

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 684


ЭМПИРИЗМ, учение признающее чувственный опыт единственным источником наших знаний и недооценивающее значение рационального логич. познания, теории и теоретич. обобщений. Э. ограничивается изучением отдельных фактов, скользит по поверхности явлений, не вскрывая их глубоких связей и закономерностей развития. Диалектический материализм отвергает односторонность Э. Считая, что в основе познания лежат чувственные восприятия, диалектический материализм в то же время признаёт большую роль научных теорий, идей, понятий, считает ощущение и мышление двумя ступенями единого процесса познания.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1562


ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт), философ. направление, признающее чувственный опыт единств. источником знаний. Противостоит рационализму. Идеалистич. Э. (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, логич. эмпиризм) ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистич. Э. (Ф. Бэкон, Т. Гобсс, Дж. Локк, франц. материалисты 18 в.) признаёт источником чувственного опыта объективно существующий внеш. мир. Ограниченность Э.— в метафизич. абсолютизации опыта, чувственного познания, в принятии роли рационального познания (понятий, теории).

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986. — С. 789


ЭМПИРИ´ЗМ, -а, м. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений. || прил. эмпирический, -ая, -ое.

ЭМПИ´РИК, -а, м. (книжн.). Последователь эмпиризма.

ЭМПИРИ´ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна (книжн.). Проникнутый эмпиризмом. Э. вывод. || сущ. эмпиричность, -и, ж.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Москва, 1987. — С. 562


ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Французский материализм 18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт разногласия в том, что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления (см. также: Сенсуализм, Позитивизм).

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 374. Электронная версия


ЭМПИРИ́ЗМ (от греч. ἐμπειρία – опыт), позиция в теории познания, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Знание, кажущееся внеопытным, рассматривается в Э. либо как сложный продукт опыта (логика и математика для Дж. С. Милля), либо как совокупность аналитич. утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика и математика в трактовке логич. Э.), либо как бессмыслица (филос. метафизика для всех представителей Э.).

Первая и исторически наиболее распространённая форма Э. – сенсуализм. В нач. 20 в. после обнаружения (в частности, гештальтпсихологией) фактов, ставящих под сомнение возможность понимания восприятия как результата простой ассоциации «атомарных» ощущений, была сделана попытка интерпретировать восприятие (и знание вообще) в понятиях «чувственных данных» (Дж. Мур, Б. Рассел и др.). Концепция чувственных данных, дискуссии о которой занимали важное место в философии Э. 1-й пол. 20 в. (в неореализмекритическом реализме, раннем логич. позитивизме), наиболее чётко была подвергнута критике Г. Райлом (с позиций поздней философии Л. Витгенштейна) и М. Мерло-Понти (с позиций феноменологии), показавшим невозможность построения восприятия из ощущений или чувственных данных. Попытка Венского кружка трактовать опыт как совокупность протокольных предложений, использующих «вечный язык», с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физич. вещам (причём к этому опыту логич. Э. пытался свести всё знание), также потерпела неудачу: обнаружилось, что принятие в качестве базисных исходных эмпирич. утверждений неизбежно связано с их истолкованием.

К сер. 20 в. выявилась невозможность осуществления программы Э. в любой его форме, что было связано с тремя основополагающими моментами. Во-первых, была показана невозможность обоснования чисто опытным путём лежащих в основе науч. исследования постулатов науч. вывода (в частности, правил индукции, постулата независимых причинных линий, постулата аналогии и др., согласно Б. Расселу). Во-вторых, благодаря работам У. Куайна, показавшим условность и относительность разделения синтетических (опытных) и аналитических (внеопытных) высказываний, стало очевидно, что опыт не может быть «данным», он всегда нагружен интерпретацией, в случае науч. знания – это теоретич. интерпретация эмпирич. высказываний. В-третьих, в рамках совр. когнитивной психологии было показано, что в процессе чувственного восприятия играют важную роль врождённые перцептивные эталоны и когнитивные карты.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Эмпири́зм, эмпирици́зм (от др.-греч. ἐμπειρία — «опыт», «знание» [приобретаемое опытом]) — направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого ощущения, либо сведено к нему... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024