ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 3. — Москва, 1978. — С. 664


ЭМПИРИЗМЪ м. греч. слѣпой опытъ, безъ разумнаго примѣненья теорiи и вообще науки. —рическiй, основанный на одномъ опытѣ, не на ученiи. Эмпирикъ, пртвпл. теорикъ; кто слѣдуетъ одному опыту, практикѣ, отвергая разсужденье и науку.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1939. — С. 309—310


ЭМПИРИЗМ (от греческого «эмпирия»— опыт) — философское учение, считающее чувственный опыт единственным источником наших знаний. Существует как идеалистический, так и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая тот факт, что в основе опыта лежит материальная природа. Материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, французские материалисты XVIII в.) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы. Диалектический материализм отвергает идеалистический эмпиризм и считает правильными исходные позиции материалистического эмпиризма. Однако диалектический материализм отвергает крайности одностороннего эмпиризма, которыми отличался домарксовский материализм, недооценивавший роли общих теорий и научных абстракций. Признавая, что в основе всего познания лежит чувственный опыт, диалектический материализм в то же время подчеркивает большую роль теорий, идей, понятий.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, 1954. — С. 686


ЭМПИРИЗМ (греч. ἐμπειρία — опыт) — философское учение, считающее чувственный опыт единственным источником знаний. Существует как идеалистический, так и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли — см., Юм — см., Мах — см., Авенариус — см., Богданов — см, современные «логические эмпиристы» и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит материальная природа. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон — см., Гоббс — см., Локк — см., французские материалисты XVIII в.) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы. Диалектический материализм отвергает идеалистический эмпиризм и считает в основном правильными исходные позиции материалистического эмпиризма. Однако диалектический материализм отвергает односторонность эмпиризма, которой отличался домарксовский материализм, недооценивавший роль теорий и научных абстракций. Считая, что в основе всего познания лежит чувственный опыт, диалектический материализм в то же время признаёт большую роль научных теорий, идей, понятий. Ощущение и мышление — две ступени, стадии единого процесса познания. «Чтобы понять, нужно эмпирически начать понимание, изучение, от эмпирии подниматься к общему» (Ленин, Философские тетради. 178).

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 684


ЭМПИРИЗМ, учение признающее чувственный опыт единственным источником наших знаний и недооценивающее значение рационального логич. познания, теории и теоретич. обобщений. Э. ограничивается изучением отдельных фактов, скользит по поверхности явлений, не вскрывая их глубоких связей и закономерностей развития. Диалектический материализм отвергает односторонность Э. Считая, что в основе познания лежат чувственные восприятия, диалектический материализм в то же время признаёт большую роль научных теорий, идей, понятий, считает ощущение и мышление двумя ступенями единого процесса познания.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1562


ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт), философ. направление, признающее чувственный опыт единств. источником знаний. Противостоит рационализму. Идеалистич. Э. (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, логич. эмпиризм) ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистич. Э. (Ф. Бэкон, Т. Гобсс, Дж. Локк, франц. материалисты 18 в.) признаёт источником чувственного опыта объективно существующий внеш. мир. Ограниченность Э.— в метафизич. абсолютизации опыта, чувственного познания, в принятии роли рационального познания (понятий, теории).

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986. — С. 789


ЭМПИРИ´ЗМ, -а, м. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений. || прил. эмпирический, -ая, -ое.

ЭМПИ´РИК, -а, м. (книжн.). Последователь эмпиризма.

ЭМПИРИ´ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна (книжн.). Проникнутый эмпиризмом. Э. вывод. || сущ. эмпиричность, -и, ж.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Москва, 1987. — С. 562


ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Французский материализм 18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт разногласия в том, что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления (см. также: Сенсуализм, Позитивизм).

 

 

ЭМПИРИЗМ // Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 374. Электронная версия


ЭМПИРИ́ЗМ (от греч. ἐμπειρία – опыт), по­зи­ция в тео­рии по­зна­ния, со­глас­но ко­то­рой ис­точ­ни­ком и обос­но­ва­ни­ем всех зна­ний яв­ля­ет­ся чув­ст­вен­ный опыт. Зна­ние, ка­жу­щее­ся вне­опыт­ным, рас­смат­ри­ва­ет­ся в Э. ли­бо как слож­ный про­дукт опы­та (ло­ги­ка и ма­те­ма­ти­ка для Дж. С. Мил­ля), ли­бо как со­во­куп­ность ана­ли­тич. ут­вер­жде­ний, экс­пли­ци­рую­щих не­ко­то­рые осо­бен­но­сти язы­ка (ло­ги­ка и ма­те­ма­ти­ка в трак­тов­ке ло­гич. Э.), ли­бо как бес­смыс­ли­ца (фи­лос. ме­та­фи­зи­ка для всех пред­ста­ви­те­лей Э.).

Пер­вая и ис­то­ри­че­ски наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма Э. – сен­суа­лизм. В нач. 20 в. по­сле об­на­ру­же­ния (в ча­ст­но­сти, геш­тальт­пси­хо­ло­ги­ей) фак­тов, ста­вя­щих под со­мне­ние воз­мож­ность по­ни­ма­ния вос­при­ятия как ре­зуль­та­та про­стой ас­со­циа­ции «ато­мар­ных» ощу­ще­ний, бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка ин­тер­пре­ти­ро­вать вос­при­ятие (и зна­ние во­об­ще) в по­ня­ти­ях «чув­ст­вен­ных дан­ных» (Дж. Мур, Б. Рас­сел и др.). Кон­цеп­ция чув­ст­вен­ных дан­ных, дис­кус­сии о ко­то­рой за­ни­ма­ли важ­ное ме­сто в фи­ло­со­фии Э. 1-й пол. 20 в. (в нео­реа­лиз­мекри­ти­че­ском реа­лиз­ме, ран­нем ло­гич. по­зи­ти­виз­ме), наи­бо­лее чёт­ко бы­ла под­верг­ну­та кри­ти­ке Г. Рай­лом (с по­зи­ций позд­ней фи­ло­со­фии Л. Вит­ген­штей­на) и М. Мер­ло-Пон­ти (с по­зи­ций фе­но­ме­но­ло­гии), по­ка­зав­шим не­воз­мож­ность по­строе­ния вос­при­ятия из ощу­ще­ний или чув­ст­вен­ных дан­ных. По­пыт­ка Вен­ско­го круж­ка трак­то­вать опыт как со­во­куп­ность про­то­коль­ных пред­ло­же­ний, ис­поль­зую­щих «веч­ный язык», с по­мо­щью ко­то­ро­го в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни опи­сы­ва­ют­ся не­по­сред­ст­вен­но дан­ные со­бы­тия, от­но­ся­щие­ся к фи­зич. ве­щам (при­чём к это­му опы­ту ло­гич. Э. пы­тал­ся све­сти всё зна­ние), так­же по­тер­пе­ла не­уда­чу: об­на­ру­жи­лось, что при­ня­тие в ка­че­ст­ве ба­зис­ных ис­ход­ных эм­пи­рич. ут­вер­жде­ний не­из­беж­но свя­за­но с их ис­тол­ко­ва­ни­ем.

К сер. 20 в. вы­яви­лась не­воз­мож­ность осу­ще­ст­в­ле­ния про­грам­мы Э. в лю­бой его фор­ме, что бы­ло свя­за­но с тре­мя ос­но­во­по­ла­гаю­щи­ми мо­мен­та­ми. Во-пер­вых, бы­ла по­ка­за­на не­воз­мож­ность обос­но­ва­ния чис­то опыт­ным пу­тём ле­жа­щих в ос­но­ве на­уч. ис­сле­до­ва­ния по­сту­ла­тов на­уч. вы­во­да (в ча­ст­но­сти, пра­вил ин­дук­ции, по­сту­ла­та не­за­ви­си­мых при­чин­ных ли­ний, по­сту­ла­та ана­ло­гии и др., со­глас­но Б. Рас­се­лу). Во-вто­рых, бла­го­да­ря ра­бо­там У. Ку­ай­на, по­ка­зав­шим ус­лов­ность и от­но­си­тель­ность раз­де­ле­ния син­те­ти­че­ских (опыт­ных) и ана­ли­ти­че­ских (вне­опыт­ных) вы­ска­зы­ва­ний, ста­ло оче­вид­но, что опыт не мо­жет быть «дан­ным», он все­гда на­гру­жен ин­тер­пре­та­ци­ей, в слу­чае на­уч. зна­ния – это тео­ре­тич. ин­тер­пре­та­ция эм­пи­рич. вы­ска­зы­ва­ний. В-треть­их, в рам­ках совр. ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии бы­ло по­ка­за­но, что в про­цес­се чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия иг­ра­ют важ­ную роль вро­ж­дён­ные пер­цеп­тив­ные эта­ло­ны и ког­ни­тив­ные кар­ты.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Эмпири́зм, эмпирици́зм (от др.-греч. ἐμπειρία — «опыт», «знание» [приобретаемое опытом]) — направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого ощущения, либо сведено к нему... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024