ЭМПИРИЗМЪм. греч. слѣпой опытъ, безъ разумнаго примѣненья теорiи и вообще науки. —рическiй, основанный на одномъ опытѣ, не на ученiи. Эмпирикъ,пртвпл. теорикъ; кто слѣдуетъ одному опыту, практикѣ, отвергая разсужденье и науку.
ЭМПИРИЗМ (от греческого «эмпирия»— опыт) — философское учение, считающее чувственный опыт единственным источником наших знаний. Существует как идеалистический, так и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая тот факт, что в основе опыта лежит материальная природа. Материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, французские материалисты XVIII в.) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы. Диалектический материализм отвергает идеалистический эмпиризм и считает правильными исходные позиции материалистического эмпиризма. Однако диалектический материализм отвергает крайности одностороннего эмпиризма, которыми отличался домарксовский материализм, недооценивавший роли общих теорий и научных абстракций. Признавая, что в основе всего познания лежит чувственный опыт, диалектический материализм в то же время подчеркивает большую роль теорий, идей, понятий.
ЭМПИРИЗМ (греч. ἐμπειρία — опыт) — философское учение, считающее чувственный опыт единственным источником знаний. Существует как идеалистический, так и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли — см., Юм — см., Мах — см., Авенариус — см., Богданов — см, современные «логические эмпиристы» и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит материальная природа. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон — см., Гоббс — см., Локк — см., французские материалисты XVIII в.) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы. Диалектический материализм отвергает идеалистический эмпиризм и считает в основном правильными исходные позиции материалистического эмпиризма. Однако диалектический материализм отвергает односторонность эмпиризма, которой отличался домарксовский материализм, недооценивавший роль теорий и научных абстракций. Считая, что в основе всего познания лежит чувственный опыт, диалектический материализм в то же время признаёт большую роль научных теорий, идей, понятий. Ощущение и мышление — две ступени, стадии единого процесса познания. «Чтобы понять, нужно эмпирически начать понимание, изучение, от эмпирии подниматься к общему» (Ленин, Философские тетради. 178).
ЭМПИРИЗМ, учение признающее чувственный опыт единственным источником наших знаний и недооценивающее значение рационального логич. познания, теории и теоретич. обобщений. Э. ограничивается изучением отдельных фактов, скользит по поверхности явлений, не вскрывая их глубоких связей и закономерностей развития. Диалектический материализм отвергает односторонность Э. Считая, что в основе познания лежат чувственные восприятия, диалектический материализм в то же время признаёт большую роль научных теорий, идей, понятий, считает ощущение и мышление двумя ступенями единого процесса познания.
ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт), философ. направление, признающее чувственный опыт единств. источником знаний. Противостоит рационализму. Идеалистич. Э. (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, логич. эмпиризм) ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистич. Э. (Ф. Бэкон, Т. Гобсс, Дж. Локк, франц. материалисты 18 в.) признаёт источником чувственного опыта объективно существующий внеш. мир. Ограниченность Э.— в метафизич. абсолютизации опыта, чувственного познания, в принятии роли рационального познания (понятий, теории).
ЭМПИРИ´ЗМ, -а, м. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений. || прил. эмпирический, -ая, -ое.
ЭМПИ´РИК, -а, м. (книжн.). Последователь эмпиризма.
ЭМПИРИ´ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна (книжн.). Проникнутый эмпиризмом. Э. вывод. || сущ. эмпиричность, -и, ж.
ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Французский материализм 18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт разногласия в том, что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления (см. также: Сенсуализм, Позитивизм).
ЭМПИРИЗМ // Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 374. Электронная версия
ЭМПИРИ́ЗМ (от греч. ἐμπειρία – опыт), позиция в теории познания, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Знание, кажущееся внеопытным, рассматривается в Э. либо как сложный продукт опыта (логика и математика для Дж. С. Милля), либо как совокупность аналитич. утверждений, эксплицирующих некоторые особенности языка (логика и математика в трактовке логич. Э.), либо как бессмыслица (филос. метафизика для всех представителей Э.).
Первая и исторически наиболее распространённая форма Э. – сенсуализм. В нач. 20 в. после обнаружения (в частности, гештальтпсихологией) фактов, ставящих под сомнение возможность понимания восприятия как результата простой ассоциации «атомарных» ощущений, была сделана попытка интерпретировать восприятие (и знание вообще) в понятиях «чувственных данных» (Дж. Мур, Б. Рассел и др.). Концепция чувственных данных, дискуссии о которой занимали важное место в философии Э. 1-й пол. 20 в. (в неореализме, критическом реализме, раннем логич. позитивизме), наиболее чётко была подвергнута критике Г. Райлом (с позиций поздней философии Л. Витгенштейна) и М. Мерло-Понти (с позиций феноменологии), показавшим невозможность построения восприятия из ощущений или чувственных данных. Попытка Венского кружка трактовать опыт как совокупность протокольных предложений, использующих «вечный язык», с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физич. вещам (причём к этому опыту логич. Э. пытался свести всё знание), также потерпела неудачу: обнаружилось, что принятие в качестве базисных исходных эмпирич. утверждений неизбежно связано с их истолкованием.
К сер. 20 в. выявилась невозможность осуществления программы Э. в любой его форме, что было связано с тремя основополагающими моментами. Во-первых, была показана невозможность обоснования чисто опытным путём лежащих в основе науч. исследования постулатов науч. вывода (в частности, правил индукции, постулата независимых причинных линий, постулата аналогии и др., согласно Б. Расселу). Во-вторых, благодаря работам У. Куайна, показавшим условность и относительность разделения синтетических (опытных) и аналитических (внеопытных) высказываний, стало очевидно, что опыт не может быть «данным», он всегда нагружен интерпретацией, в случае науч. знания – это теоретич. интерпретация эмпирич. высказываний. В-третьих, в рамках совр. когнитивной психологии было показано, что в процессе чувственного восприятия играют важную роль врождённые перцептивные эталоны и когнитивные карты.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эмпири́зм, эмпирици́зм (от др.-греч. ἐμπειρία — «опыт», «знание» [приобретаемое опытом]) — направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого ощущения, либо сведено к нему... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ