Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылка
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 217
Понятие — форма человеческого мышления, в которой мы выражаем общие признаки вещей. Формальная логика рассматривает понятие формально, вне связи с действительностью. Материальная диалектика, наоборот, не отрывает понятия от действительности, а исходит из того, что правильные, а не вздорные понятия отражают действительность и обобщают существенные, наиболее важные признаки этой действительности.
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 703
ПОНЯТИЕ, форма отображения материального мира в сознании человека; мысль, отображающая существенные признаки предмета или класса предметов. П. сложились в процессе обществ. практики людей; в научных П. выражены результаты углубленного изучения мира (напр., П. массы, энергии — в физике, П. изменчивости, наследственности — в биологии, и т. д.). П.— «высший продукт мозга, высшего продукта материи» (В. И. Ленин).
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 469—471
ПОНЯТИЕ — форма человеческого мышления, с помощью которой познается общие, существенные признаки вещей, явлений объективной действительности. Процесс познания человеком природы начинается с чувственных восприятий, с непосредственного созерцания тех или иных вещей и явлений природы. Но познание не останавливается на этой первой ступени; оно идёт дальше — образованию понятий. Понятия — «высший продукт мозга, высшего продукта материи» (Ленин, Философские тетради, 143). Понятие ость результат обобщения массы единичных явлений. В процессе этого обобщения мы отвлекаемся, абстрагируемся от случайных моментов, несущественных свойств и образуем понятия, которые отражают существенные, основные, решающие связи, свойства явлений, вещей. Каждая наука, обобщая явления объективного мира, оперирует понятиями, отражающими тот или иной круг явлений. Так, например, физика оперирует понятиями массы, энергии, атома, электрона и т. п., биология — понятиями наследственности, изменчивости, естественного отбора и т. и., политическая экономия — понятиями стоимость, прибавочной стоимости, капитала и т. п. Философия, будучи наукой о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, выражает результаты своих обобщений в наиболее широких понятиях, каковыми являются понятия материи, движения, причины (см. Причинность), необходимости, случайности, качества, количества и т. д. Каждое из научных понятий выведено из самой реальной действительности путём обобщения и является слепком с неё.
Идеализм основан на отрыве понятия от действительности. Например, понятие числа возникло путём отвлечения от отдельных чисел, обозначающих то или иное количество конкретных вещей. Однако идеалисты до сих пор считают, что понятие числа, как и другие понятия математики, является априорным, т. е. существующим до и независимо от всякого опыта человека. Идеалистическая логика учит, что понятие как общее оторвано от всего особенного и конкретного. В противоположность этому метафизическому взгляду диалектический материализм исходит из того, что понятия, являющиеся подлинно научным обобщением действительности, содержат в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного.
Научные понятия, проверенные практикой, являются объективной истиной, дают глубокое отражение действительности. Ленин в «Философских тетрадях» следующим образом определяет роль научных понятий в познании: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное...—от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, п о л н е е» (с. 146).
Материалистическая диалектика требует, чтобы наши понятия были гибкими, подвижными; она борется против всякой окостенелости понятий. Если явления природы, общества взаимосвязаны, подвижны, переходят друг в друга, то ясно, что и человеческие понятия могут быть верной копией действительности лишь тогда, когда они будут столь же изменчивыми и гибкими. Диалектический материализм поэтому враждебен всякой косности, метафизичности, консерватизму в познании. Диалектика, подчеркивает Ленин, и есть теория познания, а это значит, что все законы и положения диалектики о развитии, изменении, о борьбе противоположностей и т. д. должны быть в полной мере применены к познанию, к понятиям.
Умение диалектически подходить и понятиям, как к формам человеческого мышления, отражавшим изменяющуюся и беспрерывно развивающуюся действительность, имеет огромное значение в политической борьбе, в практической деятельности партии пролетариата. Классические образцы такого диалектического подхода дают классики марксизма-ленинизма, которые бичевали метафизиков от политики, оперировавших понятиями вне времени и пространства, бравших то или иные понятия как неподвижные и неизменные. Так, например, понятие защиты отечества, прогрессивное лишь в определённой исторической обстановке, оппортунисты из II Интернационала применяли с демагогической целью к периоду империалистической войны 1914—1918 гг., когда этот лозунг уже не соответствовал действительности. Ленин и Сталин, разоблачая предательство социал-шовинистов, показали, что понятие «защиты отечества» изменяется в соответствии с исторической ситуацией. В условиях, когда войну между собой ведут за свои интересы разные группы империалистических хищников, понятие «защиты отечества» означает защиту интересов «своей» буржуазии и предательство интересов рабочего класса. Напротив, когда народ ведёт справедливую войну против чужеземного врага, когда народ отстаивает свою свободу, понятие «защиты отечества» выражает интересы прогрессивных сил. В войне против немецко-фашистских захватчиков лозунг защиты социалистического отечества, выдвинутый партией, был величайшей движущей силой. Он мобилизовывал народ на священную войну за свою Родину, за великие завоевания Октября. Таким образом, понятия должны быть, по выражению Ленина), обтёсаны, обломаны, гибки, подвижны, иначе они не дадут верного отражения действительности.
Например, такие понятия, как «прибавочный» труд, «необходимое» и «прибавочное» время, и тому подобные понятия, которые заимствованы из «Капитала» Маркса и сформулированы применительно к капиталистическому обществу, не применимы к совершенно новым условиям социалистического общества.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1051
ПОНЯТИЕ, 1) (филос.) форма мышления, Отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Осн. логич. функция П.— выделение общего, к-рое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике — мысль, в к-рой обобщаются и выделяются предметы нек-рого класса по определ. общим и в совокупности специфич. для них признакам.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: изд. Русский язык, 1986. — С. 485
ПОНЯ´ТИЕ, -я, ср. 1. Логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-н. П. науки. П. общественного класса. 2. Представление, сведения о чем-н. Иметь п. о чем-н. Дать п. о чем-н. 3. Обычно мн. Способ, уровень понимания чего-н. У детей свои понятия. ♦ Понятия не имею без доп. и ком-чем (разг.) — не знаю, не имею представления о ком-чем-н. Когда уходит поезд? — Понятия не имею. С понятием (кто-н. или делать что-н.; прост.) — понимает (об умном человеке) или со знанием дела (делает что-н.). || прил. понятийный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец).
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 371—372
ПОНЯТИЕ — одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений, П. называют также мысль, представляющую собой обобщение (и мысленное выделение) предметов нек-рого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, растения, общественно-экономические формации и т. п.) могут обобщаться в П. по разным совокупностям признаков. П. имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание), по к-рым обобщаются предметы. По мере того как из признаков, составляющих осн. содержание П., выводятся другие общие признаки обобщенных в П. предметов (и тем самым осуществляется объяснение качественной специфики этих предметов), П. превращается в определенную систему знаний. Развитие знаний выражается гл. обр. в углублении П., в переходах от одних П. (о данных предметах) к другим, фиксирующим более глубокую сущность предметов и, т. обр., представляющим более адекватное их отражение, П. фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл (Значение и смысл) соответствующих выражений языка. Одна из логических функций П. состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы. Каждая наука оперирует определенными П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Сами П., по характеристике Ленина, представляют собой высший продукт мозга, высшего продукта материи (т. 29, с. 149). Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения — сложный процесс, в к-ром применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. При этом П. науки часто создаются вначале лишь на основе гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр., П. атома). На основе познания законов, тенденций развития П. о нек-рых предметах может быть образовано до возникновения самих предметов (П. о коммунизме). Т. обр., в формировании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех в использовании созданных П. всецело зависит от того, насколько точно в них отражается объективная реальность. Всякое П. представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода П. от действительности. На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное, неполно отражающееся в отдельных П., может быть с той или иной степенью полноты воспроизведено посредством совокупности П., отражающих различные его стороны. Чтобы наиболее точно отражать действительность, П. должны быть, по выражению Ленина, „обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир" (т. 29, с. 131). Это положение — одна из самых существенных сторон учения диалектической логики о П. Хотя в П. выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном. Поскольку оно составляет основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. На основе общего П. класса только и становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов, а также отдельных предметов этого класса. Диалектика-материалистический подход к П. подтверждается развитием всей совр. науки и служит методом научного познания.
Большая российская энциклопедия. Том 27. — Москва, 2015. — С. 129—130. Электронная верси
ПОНЯ́ТИЕ, структурная единица мышления, обеспечивающая порождение и сохранение нового знания, его понимания и коммуникации. П. является междисциплинарным объектом исследования, изучавшимся в рамках философии, логики, лингвистики и психологии. В совр. когнитивной науке, лингвистике и культурологии используется близкий термин концепт, включающий, помимо инвариантного понятийного ядра, также ассоциативно-образные и ценностные представления о нём.
В философии и логике
В философии и логике П. рассматривается как форма рационального познания, которая выделяет из некоторой предметной области и обобщает разнородные объекты посредством указания на их общие и отличит. признаки, не присущие в этой комбинации др. объектам исходной предметной области – универсума, или рода, П. В естеств. языке П. выражаются описат. терминами вида «объект из универсума U, обладающий признаком А», а в языке логики предикатов – конструкциями αА(α), где α – переменная (или кортеж переменных) по объектам универсума, а А(α) – запись признака, на основе которого производится обобщение.
Каждое П. имеет две осн. логич. характеристики – экстенсиональную (объём) и интенсиональную (содержание). Объём П. αА(α) – класс объектов, выделяемых из универсума и обобщаемых в данном П. Отд. объекты из данного класса – элементы объёма П. Содержание П. αА(α) – признак А(α), с помощью которого производится обобщение. Напр., П. «четырёхугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет в универсуме четырёхугольников класс квадратов (объём П.) на основе признака «иметь равные стороны и равные углы» (содержание П.). Объёмы и содержания П. находятся в тесной взаимозависимости, фиксируемой в «законе обратного отношения» между содержаниями и объёмами П.: если одно П. шире другого по объёму, то первое беднее второго по содержанию, и наоборот.
П., используемые в науке и др. сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и др. характеристикам. В зависимости от характера обобщающего признака П. делятся на простые (их содержание указывает на присущность или неприсущность отд. свойства, напр. «разумное существо») и сложные (их содержание фиксирует связь между свойствами, напр. «существо, способное летать и плавать»), на безотносительные (объект характеризуется сам по себе, напр. «древний город») и относительные (объект характеризуется через отношение к др. объектам, напр. «город, расположенный южнее Москвы»).
По количеству элементов объёма различают пустые П. (не содержащие элементов объёма) и непустые П. (объём которых имеет по крайней мере один элемент). П. может оказаться пустым, во-первых, в силу сложившихся обстоятельств («французский король 20 в.») или в силу законов природы («вечный двигатель») – это фактически пустые П.; во-вторых, в силу логич. противоречивости его содержания («режиссёр, поставивший все пьесы Чехова и не поставивший чеховской "Чайки"») – это логически пустые П. Непустые П. бывают единичными (их объём содержит ровно один элемент) и общими (объём содержит более одного элемента), а общие делятся на регистрирующие и нерегистрирующие (в зависимости от того, поддаётся ли на практике точному подсчёту количество элементов их объёмов).
На основании отношения объёма П. к его роду (универсуму) выделяют универсальные и неуниверсальные П.: объёмы первых совпадают с родом («теплопроводный металл»), у вторых они у́же рода («драгоценный металл»).
По структуре элементов объёма различают несобирательные П., элементами объёмов которых являются отдельно взятые объекты («человек, родившийся в 1900 г.») или их кортежи – пары, тройки и т. д. («люди, родившиеся в одном и том же году»), и собирательные П. – элементами их объёмов являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое («политическая партия»).
По природе обобщаемых объектов П. делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные П. обобщают индивидов («монархическое государство»), кортежи индивидов («изотопы») или множества индивидов («пучок параллельных прямых»). В абстрактных П. обобщаются отд. характеристики индивидов – свойства, отношения и т. п. («родственное отношение»), кортежи характеристик («противоположные человеческие качества») или множества характеристик («совокупность всех свойств строения и жизнедеятельности организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями среды»).
Логич. отношения устанавливают между П. с одинаковым родом (сравнимыми П.). Существуют три фундам. отношения между двумя П. по объёму: совместимость (в объёмах П. имеется общий элемент), исчерпываемость (объединение объёмов совпадает с универсумом), включение (каждый элемент объёма первого П. входит в объём второго).
Над П. могут осуществляться разл. операции: деление (переход от исходного П. к совокупности подчинённых ему П. на основе модификации некоторой характеристики), являющееся основой классификации; обобщение и ограничение – переход от П. с данным объёмом к П. с более широким (с более узким) объёмом. В результате применения к объёмам П. «булевых операций» – объединения, пересечения, дополнения и разности множеств – получается объём некоторого сложного П., образуемого из содержаний исходных П. Напр., пересечение объёмов П. α А(α) и α В(α) даёт объём сложного соединительного П. α (А(α)&В(α)).
П. играют важнейшую роль как в науке, так и в повседневной жизни. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (науке, области права, медицине и т. д.) обращается на точность используемой терминологии, для чего возможно более тщательно фиксируются смыслы употребляемых терминов – П. о предметах, репрезентируемых данными терминами. Адекватное понимание разл. контекстов употребления языка предполагает знание того, о каких типах объектов в них идёт речь, т. е. знание П., связываемых с языковыми выражениями в составе данных контекстов (см. Прагматика).
В лингвистике и психологии
В традиц. лингвистике содержание термина «П.» рассматривается в контексте соотношения: знак/слово – денотат (реальный, мыслимый или воображаемый предмет, обозначенный данным знаком/словом) – сигнификат (значение, или понятийное содержание, соответствующего знака/слова). П. рассматривается при этом либо как совпадающее со значением слова (Ф. де Соссюр и др.), либо как один из его компонентов, а именно как часть лексического значения слова в отличие от грамматического значения и коннотативного (Ю. Д. Апресян и др.). В совр. лингвистич. исследованиях, в частности в рамках когнитивной лингвистики, проблема П. практически не обсуждается. В этом качестве выступают «прототипы», «концепты», «концептуальные метафоры», «ментальные пространства» и т. п.
В истории психологии П. предстаёт как элемент мыслительной деятельности индивида, как некоторая ментальная структура. Так, Л. С. Выготский изучал природу П. в контексте речевого мышления, единицей которого он считал значение слова, т. е. обобщение, или П. Развитие мышления ребёнка проходит три осн. ступени: мышление в синкретах (представления в виде множества бессвязных впечатлений о предметах), мышление в комплексах (конкретные наглядные связи между предметами с элементами систематизации) и мышление в П. (упорядоченная система частных и общих признаков предметов, основанная на анализе и обобщении). Мышление в П., складывающееся в подростковом возрасте, обеспечивает возможность понимания др. людей и самого себя. Важнейшая характеристика П. – «мера общности»: место данного П. в системе др. понятий, определяемое его «долготой» (степень обобщённости П., характеризующая его положение на «вертикальной оси» знания между крайне наглядной и крайне отвлечённой мыслью об объекте) и «широтой» (отношение данного П. к определённому фрагменту предметной действительности). Мера общности П. обусловливает системность понятийного мышления: природа каждого отдельного П. предполагает наличие к.-л. системы П., вне которой оно не может существовать. Характеристики меры общности определяют всю совокупность возможных операций мысли с данным понятием.
Ж. Пиаже не использовал термин «П.», однако описал ментальную структуру, являющуюся его аналогом, – схему «формальных операций», формирующуюся в подростковом возрасте. Эта схема выступает как результат обратимых действий композиции и декомпозиции, группировки и перегруппировки, выполняемых не только над объектами, но и над самими операциями. Пиаже выделил четыре вида мыслительных преобразований, выполняемых подростком в ходе поиска правильного решения: тождество (I), отрицание (N), реципрокность (R), коррелятивность (C). Общая форма группы INRC рассматривается как модель познания в этом возрасте, обеспечивающая доказательный, гипотетико-дедуктивный и вероятностный характер мышления подростка.
В работах Л. М. Веккера (1918–2001) под П. понимается «психическая структура» (или «концепт»), отличит. черты которой: иерархический характер (наличие признаков разной степени обобщённости), пространственно-временна́я организация (процессы словесно-образного перевода в пространстве концепта), сложность состава (в нём сохраняются элементы всех более ранних форм познават. активности – сенсорной, визуальной, мнемической и т. д.). В когнитивной психологии концепты рассматриваются как разновидность схематич. ментальной репрезентации, посредством которой воспринимаемая информация кодируется, преобразуется, оценивается и обобщается в форме той или иной категории. Психологич. анализ концептуальных структур позволяет рассматривать их как основу семантич. памяти, процессов мышления и интеллекта (М. А. Холодная).
Библиография
Лит.: Войшвилло Е. К. Понятие. М., 1967; он же. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. М., 2009; Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1976. Т. 2; Percepts, concepts and categories / Ed. B. Burns. Amst., 1992; Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994; Li R. A theory of conceptual intelligence: Thinking, learning, creativity and giftedness. Westport, 1996; Кузнецов В. И. Понятие и его структуры: Методологический анализ. К., 1997; Fodor J. A. Concepts: Where cognitive science went wrong. Oxf., 1998; Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. М., 2011; Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика. СПб., 2011; Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2012; Холодная М. А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. М., 2012.
Ссылка
- Понятие — Википедия