Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылки
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 199
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА.— Объективной истиной марксизм считает такое содержание наших представлений, которое правильно отображает природу, объективный мир. Например, утверждение естествознания, что земля существовала до человечества, есть объективная истина. Идеалисты, отрицающие объективный мир, существующие вне и независимо от сознания, не признают объективной истины. В противовес идеализму диалектический материализм утверждает, что наши знания, проверенные на практике, являются достоверными знаниями, имеющие значение объективных истин.
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 532
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА, такое содержание человеческих представлений, к-рое правильно отображает объективную действительность и не зависит от субъекта, от человеческого сознания. См. Истина.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 414—416
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА — правильное отражение в сознании людей, в положениях науки объективного мира, объективной действительности. Таковы, например, утверждения естествознания, что земля существовала до человека, что мир материален, что человек мыслит при помощи мозга и т. п. Идеалисты, отрицают объективный мир, существующий вне и независимо от создания, не признают объективной истины; для них истина — нечто субъективное, произвольное. Вопрос об объективной истине является одним из важнейших вопросов, вокруг которого шла и ныне идёт ожесточённая борьба двух противоположных лагерей, партий в философии — материализма и идеализма. Отрицание объективной истины служит в руках идеалистов средством борьбы против науки и научного познания, средством защиты фидеизма, поповщины. Как прежние, так и современных субъективные идеалисты утверждают, что ощущения, представления, понятия — лишь знаки, символы, инструменты, которые создаются человеком в целях «удобства» познания, но что они не отражают самих объективных вещей, предметов, явлений. Так, например, махист Богданов (см.) заявлял, что нет и не может быть объективной' истины: истина есть лишь «идеологическая форма — организующая форма человеческого опыта». С этой точки зрения объективной истиной можно объявить самые дикие предрассудки людей, например веру в леших, в домовых, ибо эта вера есть также «идеологическая форма опыта». Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» (см.) разоблачил лживость и реакционность махистской теории истины, показал её несовместимость с естествознанием. «Отрицание объективной истины Богдановым,— указывает Ленин,— есть агностицизм и субъективизм... Утверждение естествознания, что земля существовала до человечества, есть объективная истина. С философией махистов и с их учением об истине непримиримо это положение естествознания: если истина есть организующая форма человеческого опыта, то не может быть истинным утверждение о существовании земли вне всякого человеческого опыта» (т. 14, с. 111). Современные буржуазные идеалисты — прагматисты, логические позитивисты и т. п.— сделали основным предметом своей реакционной философии отрицание объективной истины. Именно через отрицание объективной истины они стремятся так «обработать» новейшие данные науки, чтобы привести к выводу, что кроме человеческих ощущений и представлений никакого мира не существует, что внешний мир есть лишь комплекс ощущений. «Физический» идеализм целиком основан на такой идеалистической «обработке» данных науки. Диалектический материализм разоблачил эти идеалистические фокусы и дал подлинно научную разработку вопроса об объективной истине как вопроса о том, «может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества?» (Ленин, т. 14, с. 110).
Наука и практика показывают, что каждая научная истина, верно отражающая действительность, проверенная практикой, есть объективная истина. Так, например, марксистский философский материализм учит, что материя и движение неразрывны, что нет материи без движения. Учение современной физики об атоме, о внутриатомной энергии целиком подтверждает это положение материализма. Практическое же овладение законами расщепления атома, овладение атомной энергией даёт высший критерий истинности этого положения. Следовательно, положение о неразрывности материи и движения есть ебъективая истина, ибо в этом положении отражено содержание, взятое из самого объективного мира, независимое от субъекта.
Такой же объективной истиной является учение марксизма о социализме. Это учение есть выражение объективных законов исторического развития человечества, оно подтверждается всей практикой развития общества. Победа социализма в СССР, переход на путь строительства социализма в странах народной демократии, борьба всех народов за мир, демократию и социализм, против капиталистического варварства есть практическое доказательство неизбежности замены капитализма социализмом. Вот почему диалектический материализм учит, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 924
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА, см. Истина.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва, Издательство политической литературы, 1987. — С. 336
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА — такое содержание человеческих знаний, к-рое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обусловливает ее объективность. Учение об О. и. направлено против всевозможных концепций истины субъективно-идеалистического толка, согласно к-рым истина произвольно конструируется человеком, является результатом соглашений между людьми. Такое понимание истины антинаучно, поскольку позволяет рассматривать как истины всевозможные суеверия, религиозные верования и т. п., коль скоро они разделяются большинством людей. Совр. буржуазная философия, как правило, выступает против объективности истины, что ведет к субъективизации научного знания и тем самым к подрыву и дискредитации науки. Так, прагматизм считает то или иное положение истинным, если его принятие обеспечивает успех в жизни; неопозитивизм объявляет математические и логические истины конвенциями (Конвенционализм) и т. д.
Ссылки
- Абсолютная и относительная истина — ЭнциклопедиЯ