ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

стр. пушкин

Пушкин Василий Львович...
Пушкин (б. Царское Село, позднее — Детское Село)...
Пушкино, город, р. ц. Московской обл...
Пушкинское (до 1937 с. Останкино; ныне входит...

ПУШКИН, Александр Сергеевич [26 мая (6 июня) 1799—29 янв. (10 февр.) 1837], великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы, утвердивший нормы русского лит. языка. Род. в Москве. В 1817 окончил Царскосельский лицей. Уже в лицейские годы П. стал сторонником идей политической свободы. Продолжая традиции А. Н. Радищева, он написал оду «Вольность» (1817), проникнутую ненавистью к самодержавию. Идеи революц. патриотизма и вольнолюбивые мотивы звучат в стих. «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. За политич. стипушкин а. с.хи, расходившиеся по стране в многочисл. списках, П. был выслан из Петербурга (1820). Перед отъездом на юг он закончил поэму «Руслан и Людмила» (изд. 1820). В изгнании были созданы романтич. поэмы «Кавказский пленник» (1820—21, изд. 1822), «Братья разбойники» (1821—22, изд. 1827), «Бахчисарайский фонтан» (1821—23, изд. 1824); начата поэма «Цыганы» (1824—25, изд. 1827). Романтич. поэмы проникнуты критич. отношением к существующему строю, в них воспета свобода личности. В 1824 П. был выслан из Одессы в именно отца — с. Михайловское Псковской губ. Здесь написаны первая в русской лит-ре подлинно народная реалистическая трагедия «Борис Годунов» (1824—25, изд. 1830) и часть романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—31, изд. 1825—32), к-рый, по выражению В. Г. Белинского, явился «энциклопедией русской жизни». «Евгений Онегин» положил начало русскому обществ.-психологич. роману. Богатство идейного содержания сочетается в нём с простотой, изяществом и лёгкостью стиха. После разгрома восстания декабристов над П., тесно связанным с этим движением, нависла угроза новой ссылки. Стремясь использовать в интересах самодержавия влияние поэта в стране, Николай I разыграл комедию его прощения. Однако в годы начавшейся политич. реакции П. попрежнему был в оппозиции к самодержавию и полон горячей симпатии к погибшим и сосланным декабристам («Во глубине сибирских руд...», 1827, «Арион», 1827, и др.). С конца 20-х годов П. уделяет особенно много внимания исторической тематике, гениально раскрывая значение деятельности Петра I в поэмах «Полтава» (1828, изд. 1829) и «Медный всадник» (1833, изд. 1837), правдиво изображая восстание под руководством Е. И. Пугачёва в «Капитанской дочке» (изд. 1836). В «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830, изд. 1831), особенно в «Станционном смотрителе», П. рисует образ мелкого чиновника, показывает жизнь простого человека. В «Истории села Горюхнна» (1830, изд. 1831) он даёт сатирич. изображение крепостничества. Изображению протеста против помещичьего произвола посвящена повесть «Дубровский» (1832—33). Необычайно многогранная лирика П. проникнута идеями гуманизма и пафосом жизнеутверждения. Замечательные пушкинские сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», 1830, «Сказка о золотом петушке», 1834, изд. 1835, и др.), созданные на материале устного народного творчества, являются острой сатирой на господствующие классы самодержавно-крепостнич. России. П. написал большую историч. работу «История Пугачевского бунта» (1833—34, изд. 2 чч., 1834), ряд публицистич. и лит.-критич. статей. С 1836 он начал издавать журн. «Современник».

Царское пр-во и придворная знать ненавидели П. С помощью низких интриг они создали конфликт П. с гвардейским офицером Дантесом — бежавшим в Россию франц. монархистом. Конфликт закончился дуэлью. П. был смертельно ранен и через неск. дней скончался.

екатериненский дворец

Екатериненский дворец в г. Пушкин. Арх. В. В. Растрелли.

П.— народный русский поэт, один из величайших гениев мировой лит-ры. «Он у нас — начало всех начал»,— писал М. Горький. Творчество П. оказало громадное влияние на развитие русской реалистич. лит-ры, лит-ры всех братских народов СССР, а также зарубежных стран. Пушкинские юбилеи (1937, 1949) были отмечены в СССР как всенародные торжества. В Москве и Ленинграде установлены памятники П. работы известного русского  скульптора А. М. Опекушина.

ПУШКИН, Василий Львович (1767—1830), русский поэт. Дядя А. С. Пушкина. Писал в духе салонной эпикурейской поэзии. Большой успех имела его шуточная поэма «Опасный сосед» (1810).

ПУШКИН (б. Царское Село, позднее — Детское Село), город в Ленинградской обл. РСФСР, ж.-д. станция. Назван в честь А. С. Пушкина. Замечателен дворцово-парковым ансамблем 18 в., имеющим мировое значение и превращённым в годы Советской власти в музей. До 1917 служил резиденцией русских царей. Арх. В. В. Растрелли созданы в стиле барокко Екатерининский дворец (окончен в 1756) и парковые павильоны «Эрмитаж» и «Грот». К 80—90-м гг. 18 в. относятся сооружения в стиле классицизма: «Камеронова галлерея» (1783—86), «Агатовые комнаты» (1780—85) и др. постройки арх. Ч. Камерона; Александровский дворец (1792—96), «Концертный зал» (1782) и др.— арх. Дж. Кваренги. В начале 19 в. ряд сооружений в городе (оранжереи, придворные конюшни, манеж) и в парке выполнил арх. В. П. Стасов. В 1837 от Петербурга к Царскому Селу и дальше до Павловска была проведена 1-я в России ж. д. (электрифицирована в 1953). Значительно разрушенные в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками город и дворцовый ансамбль восстанавливаются. Выстроен новый вокзал.

ПУШКИНО, город, р. ц. Московской обл. РСФСР, ж.-д. станция в 31 км от Москвы. Текст. пром-сть.

ПУШКИНСКОЕ (до 1937 с. Останкино; ныне входит в территорию г. Москва), б. подмосковная усадьба Шереметьевых с уникальным дворцово-парковым ансамблем конца 18 в. и церковью 17 в. (зодчий П. Потехин). Деревянный дворец-театр построен в стиле русского классицизма (в основном в 1792—97) крепостными архитекторами во главе с П. И. Аргуновым.

останкинский дворец

Останкинский дворец-музей.

С 1917 дворец, как исключительный памятник зодчества, театральной культуры и декоративного иск-ва, превращён в музей, называемый «Останкинский дворец-музей творчества крепостных». Останкинский парк с 1930-х гг.— Парк культуры и отдыха имени Ф. Э. Дзержинского.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПУШКИН Ал-др Сер. (1799—1837), рус. писатель, родоначальник новой рус. лит-ры, создатель рус. лит. языка. Был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество П. претерпело эволюцию от ранней лирики его поэтич. ученичества и романтизма юж. поэм («Кавказский пленник», 1820—1821, «Бахчисарайский фонтан», 1823, и др.) к реализму. П. впервые поставил мн. ведущие проблемы рус. лит-ры 19 в.: народ как движущая сила истории («Борис Годунов», 1825); отношения личности, понятой как социальный продукт среды и обстоятельств, и общества («Евгений Онегин», 1823—31), личности и гос-ва («Медный всадник», 1833); судьба «маленького человека» («Повести Белкина», 1830); власть денег над людскими душами («Пиковая дама», 1833) и др. В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и др.), филос. лирике 30-х годов обратился к коренным вопросам человеческого бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия П.— величайший пример гармонически прекрасного иск-ва в рус. и мировой лит-рах.

 

 

Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия


ПУШКИН Александр Сергеевич (1799—1837), поэт, прозаик, драматург, журналист, историк. С кон. XV до нач. XVII в. на терр. Водской земли жили представители новгородской ветви рода Пушкиных. После Сев. войны в Ингерманландии поселились предки П. по двум жен. линиям — Головины и Ганнибалы. Прадеду П. А. П. Ганнибалу в С.-Петерб. губ. принадлежали дер. Суйда (Воскресенское), Кобрино, Пижма, Мельница, Кузнецово, Елицы. А. П. Ганнибал скончался в Суйде и похоронен на местном кладб. (см. «Суйда», музей-усадьба). Вслед за ним дер. Кобрино владел дед П. О. А. Ганнибал, а с 1781 — мать П. Надежда Осиповна. Родители поэта С. Л. Пушкин и Н. О. Ганнибал венчались в церкви с. Воскресенского. В 1780-90-х в Кобрино жила будущая няня П. А. Р. Яковлева. В 1797 она взята кормилицей в дом Пушкиных (см. «Домик няни А. С. Пушкина», музей). Ок. 1800 Пушкины продали Кобрино, его владелицей стала Ш. К. Жандр. П. многократно останавливался на почтовых ст., к-рые находились в пределах столичной губ., по Моск. дороге (Ям-Ижора, Тосно, Любань и др.) и по Белорусскому тракту (Гатчина, Выра, Луга и др.). В повести «Станционный смотритель» отражены путевые впечатления П. и дорожный быт его эпохи (см. «Дом станционного смотрителя», музей). В 1827—28 П. бывал в усадьбе Олениных Приютино. Он сватался к мл. дочери А. Н. Оленина Анне Алексеевне, но получил отказ ее родителей. С А. А. Олениной связывают цикл лирических стихотв. П. 1828: «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», «Предчувствие» и др. В альбом Олениной П. вписал стихотв. «Я вас любил: любовь еще, быть может». С 1986 в Гатчинском р-не ежегодно проходят Пушкинские праздники.

Соч.: Полн. собр. соч. Т. I–XVI. М.; Л., 1937–1949.
Лит.: Модзалевский Б.Л., Муравьев М.В. Пушкин: Родословная роспись. Л., 1932; Вегнер М. Предки Пушкина. М., 1937; А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1-2. М., 1974; Телетова Н.К. Забытые родственные связи А.С. Пушкина. Л., 1981; Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз. Л., 1983; Грановская Н.И. «Если ехать вам случится…»: Очерк-путеводитель. Л., 1983; Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И.З., Бочаров С.Г. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района: Южное направление. Гатчина, 2003. С. 20-36.

А. Д. Марголис

 

 

ПУШКИН // Большая российская энциклопедия. 2015

ПУШКИН Александр Сергеевич [26.5(6.6). 1799, Москва – 29.1(10.2).1837, C.-Петербург; похоронен в Святогорском монастыре, ныне Псковская обл.], рус. поэт, драматург, прозаик, историк, лит. критик и журналист. Из рода Пушкиных. Отец – Сергей Львович (1767 или 1771 – 1848), мать – Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал (1775–1836), внучка генерал-аншефа А. П. Ганнибала. Детство провёл в Москве, где получил первые представления о светской и лит. жизни, рус. истории и культуре, приобщился к чтению сочинений русских и в особенности франц. авторов, создал первые лит. произведения, в т. ч. комедию «Похититель» и поэму «Толиада» (1809–11, не сохр.). Определённое влияние на становление лит. интересов юного П. оказал его дядя – В. Л. Пушкин.

Портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина. 1827. Всероссийский музей А. С. Пушкина (г. Пушкин).

В 1811 П. принят в новооткрытый Царскосельский лицей, где изучал классич. мифологию, античную (преим. римскую), франц., рус. лит-ру, европ. историю. В лицее у П. появились друзья, которым было суждено повлиять на его мировоззрение (И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер); здесь же к нему пришло первое признание: его лит. дарование оценили Г. Р. Державин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков и В. А. Жуковский, которых П. считал своими наставниками в поэзии. Из других рус. писателей наибольшее влияние на него оказали М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. П. Петров, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов; из европейских – Ж. де Лафонтен, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Э. Парни и вся школа франц. «лёгкой поэзии». Осн. темы лицейской лирики П. – любовь, вино, дружба, поэзия; первое опубликованное стих. «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814, № 13). Во 2-й пол. 1810-х гг. на первый план выступили иные интонации: подражая «унылым» элегиям Жуковского, П. обратился к темам непреодолимого одиночества, предчувствия смерти, утрат и ударов судьбы; элегич. топика проникла и в жанр послания: «Городок (К***)» (1815), «К Жуковскому» (1816, опубл. в 1840). Характерны эксперименты с поэтикой рус. оды, преим. «торжественной» и «политической»: ориентированные на этот жанр лицейские стихотворения осложнены ассоциациями с элегией («Воспоминания в Царском Селе», 1814), балладой («Наполеон на Эльбе», 1815), посланием (прямое обращение к адресату в стих. «Принцу Оранскому», 1816, опубл. в 1841) и в меньшей степени с топикой идиллии (тема детства в «Воспоминаниях в Царском Селе» и в оде «На возвращение Государя Императора из Парижа в 1815 году», 1815). Незавершёнными остались лицейские поэмы: «антиклерикальная» («Монах», 1813, опубл. в 1928–29) и «богатырская» («Бова», 1814, опубл. с цензурной правкой в 1841, полностью – в 1899).

После окончания лицея в июне 1817 П. поступил в С.-Петербурге на службу в Коллегию иностр. дел в чине коллежского секретаря и, обратив на себя внимание светского общества демонстрацией независимого поведения, энергично включился в лит. жизнь. Если в лицее он выступал против литераторов архаического направления на стороне писателей – последователей Н. М. Карамзина, объединившихся в лит. об-во «Арзамас», то в 1817, формально став членом обва и получив некогда желанную возможность заседать в «Арзамасе», ею почти не воспользовался, предпочитая вечера у осмеивавшегося им ещё недавно А. А. Шаховского. Смена лит. ориентиров оказалась плодотворной: именно в это время формируется пушкинский худож. метод, основанный на парадоксальном сближении разнородного жизненного материала и принципиально разных лит. традиций. На мировоззрение П. в 1817–20 повлияли Н. И. Тургенев и П. Я. Чаадаев: первый старался приобщить его к идеологии европ. либерализма, второй разъяснял необходимость интеллектуальной независимости.

Осн. произведение П. этого периода – поэма «Руслан и Людмила» (1817–20, опубл. в 1820), в которой лёгкость слога сочеталась со знанием рус. фольклора, истории, традиций рус. «богатырской» поэмы и зап.-европ. рыцарских романов. Оригинальность построения поэмы состояла в резких переходах от «отступлений» и описаний к сюжетной динамике, в насыщенности лит.-полемич. подтекстами, имевшими пародийный оттенок. В состав поэмы вошла, в частности, пародия на «Двенадцать спящих дев» В. А. Жуковского, который не без скрытой иронии надписал П. свой портрет: «Победителю-ученику от побеждённого учителя…».

В лирике П. петербургского периода, продлившегося по начало мая 1820, особое место занимают политич. стихотворения, как не противоречившие гос. идеологии и политике («Деревня», 1819, строки 1–34 опубл. в 1826 под назв. «Уединение»; полностью – в «Полярной звезде на 1855 год», Лондон; в России – в 1870), так и резко оппозиционные, среди них самая известная – ода «Вольность» (1817 или 1819, опубл. в 1856), в которой рассказывалось об истинных обстоятельствах убийства имп. Павла I, что было воспринято как обвинение имп. Александра I во лжи: офиц. версия утверждала, что Павел I скончался от апоплексич. удара. В апр. 1820 Александр I распорядился начать следствие о возмутительных стихах. П., благодаря помощи друзей, собств. находчивости и стечению обстоятельств, сумел избежать серьёзного наказания, получив назначение в Кишинёв в канцелярию ген. И. Н. Инзова.

В Кишинёве П. проводил время в обществе М. Ф. Орлова, неск. раз общался с П. И. Пестелем, установил приятельские отношения с В. Ф. Раевским, а также с И. П. Липранди (который станет прототипом Сильвио в повести «Выстрел», 1830); был принят в масонскую ложу «Овидий» [4(16).5.1821], история которой до сих пор в полной мере не прояснена: в частности, остаётся неизвестным, почему П. утверждал, что именно из-за деятельности «Овидия» в России «уничтожили все ложи». П. не был деятельным масоном: его единственное произведение, с уверенностью атрибутируемое как масонское, – послание «Генералу Пущину» (1821, опубл. в 1874), подчёркнуто риторич. и патетическое, допускавшее возможность иронич. интерпретации.

На юге П. увлёкся творчеством Дж. Байрона; отчасти в подражание ему были созданы поэмы «Кавказский пленник» (1820–21, опубл. в 1822), которая имела большой успех, «Бахчисарайский фонтан» (1821–23, опубл. в 1824) и «Цыганы» (1824, отд. изд. – 1827) – с их «местным колоритом», лаконизмом повествования, отступлениями, намёками, умолчаниями и страстями. Герои этих поэм не верили в достижимость счастья, не умели и не хотели примириться с несовершенством мира, не понимали своего предназначения, искали и не находили свободы. «Байронизмом» отмечены некоторые лирич. стихотворения П. («Погасло дневное светило…», 1820, «К морю», 1824) и в меньшей степени «роман в стихах» «Евгений Онегин», который он начал писать в 1823. Почти одновременно с работой над поэмой «Бахчисарайский фонтан», в которой тема христианства представлена как высокая и значительная, в 1821 создан обширный цикл кощунственных произведений: «<В. Л. Давыдову>» (опубл. в 1884), «Христос воскрес, моя Ревекка!..», «Гавриилиада» (оба опубл. в 1861). Любовная лирика южного периода сочетала демонстрацию интимности пылких чувств с умолчаниями и недосказанностями, граничившими с мистификацией: до сих пор в популярной литре обсуждается миф о «потаённой любви» П. и кандидатуры на роль его гл. героини (как правило, называются имена Е. К. Воронцовой, М. Н. Раевской, А. Ризнич или К. Собаньской).

В духовной биографии П. 1823 стал переломным: поэт разочаровался в идеологии и практике революц. конспирации, открывшихся ему не столько героикой подвига и самопожертвования, сколько претенциозным пустословием и борьбой за лидерство. О заведомой неадекватности либеральных иллюзий совр. историч. реальности – стих. «Свободы сеятель пустынный…» (1823, опубл. в 1856). В 1824 в послании «К морю» революц. «просвещенье» и тирания предстанут как две равно неприемлемые возможности. Со своей стороны декабристы с самого начала знакомства с П. ценили его лит. дарование, но не доверяли ему как человеку, полагая его слишком легкомысленным и беспечным. При этом отношение П. к бывшим лицеистам, участвовавшим в событиях 14(26).12.1825, И. И. Пущину и В. К. Кюхельбекеру, оставалось неизменно дружеским («И. И. Пущину», 1826, опубл. в 1841; «19 октября <1827>», опубл. в 1830; и др.).

Летом 1823 П. переведён в Одессу в распоряжение ген.-губернатора М. С. Воронцова, который вскоре стал тяготиться присутствием П., демонстративно пренебрегавшего служебными обязанностями, острого на язык и склонного к эпатажу; обычно предполагается, что свою роль сыграло увлечение П. его женой – Е. К. Воронцовой [ей посвящены стихотворения «Сожжённое письмо» (1825, опубл. в 1826) и «Храни меня, мой талисман...» (1825, опубл. в 1916)]. Письма П. перлюстрировались; в одном из них говорилось о его интересе к «чистому афеизму». Власти признали служебную карьеру П. завершённой, и летом 1824 он был сослан в родовое имение Ганнибалов-Пушкиных с. Михайловское Псковской губ. под надзор местных властей (полицейский надзор над П. не был снят до конца жизни).

Рисунки А. С. Пушкина на черновой рукописи поэмы «Полтава». 1828. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (С.-Петербург).

Досуг П. заполнили чтение Библии, произведений У. Шекспира и И. В. Гёте, изучение рус. истории и фольклора. В центре его лит. размышлений – проблема романтизма, что во многом объясняется полемикой вокруг «Бахчисарайского фонтана»: поэма была опубликована с обширным предисловием П. А. Вяземского, описавшего рус. лит. ситуацию в категориях борьбы романтизма и классицизма и безоговорочно принявшего сторону первого. В отличие от Вяземского, П. полагал, что «русского классицизма» не существует. В наброске ст. «О поэзии классической и романтической» (1825, опубл. частично в 1855) он рассматривал классицизм и романтизм как категории, обобщающие историю лит. жанров, связывая с классицизмом формы, известные античной лит-ре, и относя к романтизму те, «которые не были известны древним» или претерпели изменения. Полагая, что истинный классицизм в России – дело будущего, П. со 2-й пол. 1820-х гг. всё чаще обращался к античным формам, одновременно пытаясь воскресить поэтику торжеств. оды и эпич. поэмы [мотивы и стилистика этих жанров нашли отражение в эпилоге «Кавказского пленника», позднее – в поэмах «Полтава» (1828, опубл. в 1829), «Медный всадник» (1833, опубл. в 1837, посм.)].

Нараставший интерес к классицизму... Читать — новая версия

 

 

Материал из Википедии


пушкин а. с.

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века...  Читать далее

 

 

Ссылки

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024