Александр Сергеевич Пушкин
(26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 янв. (10 февр.) 1837, С.-Петербург)
великий русский поэт
Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия
Большая российская энциклопедия
Ссылки
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 46—47
Пушкин Василий Львович...
Пушкин (б. Царское Село, позднее — Детское Село)...
Пушкино, город, р. ц. Московской обл...
Пушкинское (до 1937 с. Останкино; ныне входит...
ПУШКИН, Александр Сергеевич [26 мая (6 июня) 1799 — 29 янв. (10 февр.) 1837], великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы, утвердивший нормы русского лит. языка. Род. в Москве. В 1817 окончил Царскосельский лицей. Уже в лицейские годы П. стал сторонником идей политической свободы. Продолжая традиции А. Н. Радищева, он написал оду «Вольность» (1817), проникнутую ненавистью к самодержавию. Идеи революц. патриотизма и вольнолюбивые мотивы звучат в стих. «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. За политич. стихи, расходившиеся по стране в многочисл. списках, П. был выслан из Петербурга (1820). Перед отъездом на юг он закончил поэму «Руслан и Людмила» (изд. 1820). В изгнании были созданы романтич. поэмы «Кавказский пленник» (1820—21, изд. 1822), «Братья разбойники» (1821—22, изд. 1827), «Бахчисарайский фонтан» (1821—23, изд. 1824); начата поэма «Цыганы» (1824—25, изд. 1827). Романтич. поэмы проникнуты критич. отношением к существующему строю, в них воспета свобода личности. В 1824 П. был выслан из Одессы в именно отца — с. Михайловское Псковской губ. Здесь написаны первая в русской лит-ре подлинно народная реалистическая трагедия «Борис Годунов» (1824—25, изд. 1830) и часть романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—31, изд. 1825—32), к-рый, по выражению В. Г. Белинского, явился «энциклопедией русской жизни». «Евгений Онегин» положил начало русскому обществ.-психологич. роману. Богатство идейного содержания сочетается в нём с простотой, изяществом и лёгкостью стиха. После разгрома восстания декабристов над П., тесно связанным с этим движением, нависла угроза новой ссылки. Стремясь использовать в интересах самодержавия влияние поэта в стране, Николай I разыграл комедию его прощения. Однако в годы начавшейся политич. реакции П. попрежнему был в оппозиции к самодержавию и полон горячей симпатии к погибшим и сосланным декабристам («Во глубине сибирских руд...», 1827, «Арион», 1827, и др.). С конца 20-х годов П. уделяет особенно много внимания исторической тематике, гениально раскрывая значение деятельности Петра I в поэмах «Полтава» (1828, изд. 1829) и «Медный всадник» (1833, изд. 1837), правдиво изображая восстание под руководством Е. И. Пугачёва в «Капитанской дочке» (изд. 1836). В «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830, изд. 1831), особенно в «Станционном смотрителе», П. рисует образ мелкого чиновника, показывает жизнь простого человека. В «Истории села Горюхнна» (1830, изд. 1831) он даёт сатирич. изображение крепостничества. Изображению протеста против помещичьего произвола посвящена повесть «Дубровский» (1832—33). Необычайно многогранная лирика П. проникнута идеями гуманизма и пафосом жизнеутверждения. Замечательные пушкинские сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», 1830, «Сказка о золотом петушке», 1834, изд. 1835, и др.), созданные на материале устного народного творчества, являются острой сатирой на господствующие классы самодержавно-крепостнич. России. П. написал большую историч. работу «История Пугачевского бунта» (1833—34, изд. 2 чч., 1834), ряд публицистич. и лит.-критич. статей. С 1836 он начал издавать журн. «Современник».
Царское пр-во и придворная знать ненавидели П. С помощью низких интриг они создали конфликт П. с гвардейским офицером Дантесом — бежавшим в Россию франц. монархистом. Конфликт закончился дуэлью. П. был смертельно ранен и через неск. дней скончался.
Екатериненский дворец в г. Пушкин. Арх. В. В. Растрелли.
П.— народный русский поэт, один из величайших гениев мировой лит-ры. «Он у нас — начало всех начал»,— писал М. Горький. Творчество П. оказало громадное влияние на развитие русской реалистич. лит-ры, лит-ры всех братских народов СССР, а также зарубежных стран. Пушкинские юбилеи (1937, 1949) были отмечены в СССР как всенародные торжества. В Москве и Ленинграде установлены памятники П. работы известного русского скульптора А. М. Опекушина.
ПУШКИН, Василий Львович (1767—1830), русский поэт. Дядя А. С. Пушкина. Писал в духе салонной эпикурейской поэзии. Большой успех имела его шуточная поэма «Опасный сосед» (1810).
ПУШКИН (б. Царское Село, позднее — Детское Село), город в Ленинградской обл. РСФСР, ж.-д. станция. Назван в честь А. С. Пушкина. Замечателен дворцово-парковым ансамблем 18 в., имеющим мировое значение и превращённым в годы Советской власти в музей. До 1917 служил резиденцией русских царей. Арх. В. В. Растрелли созданы в стиле барокко Екатерининский дворец (окончен в 1756) и парковые павильоны «Эрмитаж» и «Грот». К 80—90-м гг. 18 в. относятся сооружения в стиле классицизма: «Камеронова галлерея» (1783—86), «Агатовые комнаты» (1780—85) и др. постройки арх. Ч. Камерона; Александровский дворец (1792—96), «Концертный зал» (1782) и др.— арх. Дж. Кваренги. В начале 19 в. ряд сооружений в городе (оранжереи, придворные конюшни, манеж) и в парке выполнил арх. В. П. Стасов. В 1837 от Петербурга к Царскому Селу и дальше до Павловска была проведена 1-я в России ж. д. (электрифицирована в 1953). Значительно разрушенные в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками город и дворцовый ансамбль восстанавливаются. Выстроен новый вокзал.
ПУШКИНО, город, р. ц. Московской обл. РСФСР, ж.-д. станция в 31 км от Москвы. Текст. пром-сть.
ПУШКИНСКОЕ (до 1937 с. Останкино; ныне входит в территорию г. Москва), б. подмосковная усадьба Шереметьевых с уникальным дворцово-парковым ансамблем конца 18 в. и церковью 17 в. (зодчий П. Потехин). Деревянный дворец-театр построен в стиле русского классицизма (в основном в 1792—97) крепостными архитекторами во главе с П. И. Аргуновым.
Останкинский дворец-музей.
С 1917 дворец, как исключительный памятник зодчества, театральной культуры и декоративного иск-ва, превращён в музей, называемый «Останкинский дворец-музей творчества крепостных». Останкинский парк с 1930-х гг.— Парк культуры и отдыха имени Ф. Э. Дзержинского.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1096
ПУШКИН Ал-др Сер. (1799—1837), рус. писатель, родоначальник новой рус. лит-ры, создатель рус. лит. языка. Был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество П. претерпело эволюцию от ранней лирики его поэтич. ученичества и романтизма юж. поэм («Кавказский пленник», 1820—1821, «Бахчисарайский фонтан», 1823, и др.) к реализму. П. впервые поставил мн. ведущие проблемы рус. лит-ры 19 в.: народ как движущая сила истории («Борис Годунов», 1825); отношения личности, понятой как социальный продукт среды и обстоятельств, и общества («Евгений Онегин», 1823—31), личности и гос-ва («Медный всадник», 1833); судьба «маленького человека» («Повести Белкина», 1830); власть денег над людскими душами («Пиковая дама», 1833) и др. В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и др.), филос. лирике 30-х годов обратился к коренным вопросам человеческого бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия П.— величайший пример гармонически прекрасного иск-ва в рус. и мировой лит-рах.
Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799—1837), поэт, прозаик, драматург, журналист, историк. С кон. XV до нач. XVII в. на терр. Водской земли жили представители новгородской ветви рода Пушкиных. После Сев. войны в Ингерманландии поселились предки П. по двум жен. линиям — Головины и Ганнибалы. Прадеду П. А. П. Ганнибалу в С.-Петерб. губ. принадлежали дер. Суйда (Воскресенское), Кобрино, Пижма, Мельница, Кузнецово, Елицы. А. П. Ганнибал скончался в Суйде и похоронен на местном кладб. (см. «Суйда», музей-усадьба). Вслед за ним дер. Кобрино владел дед П. О. А. Ганнибал, а с 1781 — мать П. Надежда Осиповна. Родители поэта С. Л. Пушкин и Н. О. Ганнибал венчались в церкви с. Воскресенского. В 1780-90-х в Кобрино жила будущая няня П. А. Р. Яковлева. В 1797 она взята кормилицей в дом Пушкиных (см. «Домик няни А. С. Пушкина», музей). Ок. 1800 Пушкины продали Кобрино, его владелицей стала Ш. К. Жандр. П. многократно останавливался на почтовых ст., к-рые находились в пределах столичной губ., по Моск. дороге (Ям-Ижора, Тосно, Любань и др.) и по Белорусскому тракту (Гатчина, Выра, Луга и др.). В повести «Станционный смотритель» отражены путевые впечатления П. и дорожный быт его эпохи (см. «Дом станционного смотрителя», музей). В 1827—28 П. бывал в усадьбе Олениных Приютино. Он сватался к мл. дочери А. Н. Оленина Анне Алексеевне, но получил отказ ее родителей. С А. А. Олениной связывают цикл лирических стихотв. П. 1828: «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», «Предчувствие» и др. В альбом Олениной П. вписал стихотв. «Я вас любил: любовь еще, быть может». С 1986 в Гатчинском р-не ежегодно проходят Пушкинские праздники.
Соч.: Полн. собр. соч. Т. I–XVI. М.; Л., 1937–1949.
Лит.: Модзалевский Б.Л., Муравьев М.В. Пушкин: Родословная роспись. Л., 1932; Вегнер М. Предки Пушкина. М., 1937; А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1-2. М., 1974; Телетова Н.К. Забытые родственные связи А.С. Пушкина. Л., 1981; Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз. Л., 1983; Грановская Н.И. «Если ехать вам случится…»: Очерк-путеводитель. Л., 1983; Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И.З., Бочаров С.Г. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района: Южное направление. Гатчина, 2003. С. 20-36.
А. Д. Марголис
ПУШКИН // Большая российская энциклопедия. 2015. Новая версия |
ПУШКИН Александр Сергеевич [26.5(6.6). 1799, Москва – 29.1(10.2).1837, C.-Петербург; похоронен в Святогорском монастыре, ныне Псковская обл.], рус. поэт, драматург, прозаик, историк, лит. критик и журналист. Из рода Пушкиных. Отец – Сергей Львович (1767 или 1771 – 1848), мать – Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал (1775–1836), внучка генерал-аншефа А. П. Ганнибала. Детство провёл в Москве, где получил первые представления о светской и лит. жизни, рус. истории и культуре, приобщился к чтению сочинений русских и в особенности франц. авторов, создал первые лит. произведения, в т. ч. комедию «Похититель» и поэму «Толиада» (1809–11, не сохр.). Определённое влияние на становление лит. интересов юного П. оказал его дядя – В. Л. Пушкин.
Портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина. 1827. Всероссийский музей А. С. Пушкина (г. Пушкин).
В 1811 П. принят в новооткрытый Царскосельский лицей, где изучал классич. мифологию, античную (преим. римскую), франц., рус. лит-ру, европ. историю. В лицее у П. появились друзья, которым было суждено повлиять на его мировоззрение (И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер); здесь же к нему пришло первое признание: его лит. дарование оценили Г. Р. Державин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков и В. А. Жуковский, которых П. считал своими наставниками в поэзии. Из других рус. писателей наибольшее влияние на него оказали М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. П. Петров, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов; из европейских – Ж. де Лафонтен, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Э. Парни и вся школа франц. «лёгкой поэзии». Осн. темы лицейской лирики П. – любовь, вино, дружба, поэзия; первое опубликованное стих. «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814, № 13). Во 2-й пол. 1810-х гг. на первый план выступили иные интонации: подражая «унылым» элегиям Жуковского, П. обратился к темам непреодолимого одиночества, предчувствия смерти, утрат и ударов судьбы; элегич. топика проникла и в жанр послания: «Городок (К***)» (1815), «К Жуковскому» (1816, опубл. в 1840). Характерны эксперименты с поэтикой рус. оды, преим. «торжественной» и «политической»: ориентированные на этот жанр лицейские стихотворения осложнены ассоциациями с элегией («Воспоминания в Царском Селе», 1814), балладой («Наполеон на Эльбе», 1815), посланием (прямое обращение к адресату в стих. «Принцу Оранскому», 1816, опубл. в 1841) и в меньшей степени с топикой идиллии (тема детства в «Воспоминаниях в Царском Селе» и в оде «На возвращение Государя Императора из Парижа в 1815 году», 1815). Незавершёнными остались лицейские поэмы: «антиклерикальная» («Монах», 1813, опубл. в 1928–29) и «богатырская» («Бова», 1814, опубл. с цензурной правкой в 1841, полностью – в 1899).
После окончания лицея в июне 1817 П. поступил в С.-Петербурге на службу в Коллегию иностр. дел в чине коллежского секретаря и, обратив на себя внимание светского общества демонстрацией независимого поведения, энергично включился в лит. жизнь. Если в лицее он выступал против литераторов архаического направления на стороне писателей – последователей Н. М. Карамзина, объединившихся в лит. об-во «Арзамас», то в 1817, формально став членом обва и получив некогда желанную возможность заседать в «Арзамасе», ею почти не воспользовался, предпочитая вечера у осмеивавшегося им ещё недавно А. А. Шаховского. Смена лит. ориентиров оказалась плодотворной: именно в это время формируется пушкинский худож. метод, основанный на парадоксальном сближении разнородного жизненного материала и принципиально разных лит. традиций. На мировоззрение П. в 1817–20 повлияли Н. И. Тургенев и П. Я. Чаадаев: первый старался приобщить его к идеологии европ. либерализма, второй разъяснял необходимость интеллектуальной независимости.
Осн. произведение П. этого периода – поэма «Руслан и Людмила» (1817–20, опубл. в 1820), в которой лёгкость слога сочеталась со знанием рус. фольклора, истории, традиций рус. «богатырской» поэмы и зап.-европ. рыцарских романов. Оригинальность построения поэмы состояла в резких переходах от «отступлений» и описаний к сюжетной динамике, в насыщенности лит.-полемич. подтекстами, имевшими пародийный оттенок. В состав поэмы вошла, в частности, пародия на «Двенадцать спящих дев» В. А. Жуковского, который не без скрытой иронии надписал П. свой портрет: «Победителю-ученику от побеждённого учителя…».
В лирике П. петербургского периода, продлившегося по начало мая 1820, особое место занимают политич. стихотворения, как не противоречившие гос. идеологии и политике («Деревня», 1819, строки 1–34 опубл. в 1826 под назв. «Уединение»; полностью – в «Полярной звезде на 1855 год», Лондон; в России – в 1870), так и резко оппозиционные, среди них самая известная – ода «Вольность» (1817 или 1819, опубл. в 1856), в которой рассказывалось об истинных обстоятельствах убийства имп. Павла I, что было воспринято как обвинение имп. Александра I во лжи: офиц. версия утверждала, что Павел I скончался от апоплексич. удара. В апр. 1820 Александр I распорядился начать следствие о возмутительных стихах. П., благодаря помощи друзей, собств. находчивости и стечению обстоятельств, сумел избежать серьёзного наказания, получив назначение в Кишинёв в канцелярию ген. И. Н. Инзова.
В Кишинёве П. проводил время в обществе М. Ф. Орлова, неск. раз общался с П. И. Пестелем, установил приятельские отношения с В. Ф. Раевским, а также с И. П. Липранди (который станет прототипом Сильвио в повести «Выстрел», 1830); был принят в масонскую ложу «Овидий» [4(16).5.1821], история которой до сих пор в полной мере не прояснена: в частности, остаётся неизвестным, почему П. утверждал, что именно из-за деятельности «Овидия» в России «уничтожили все ложи». П. не был деятельным масоном: его единственное произведение, с уверенностью атрибутируемое как масонское, – послание «Генералу Пущину» (1821, опубл. в 1874), подчёркнуто риторич. и патетическое, допускавшее возможность иронич. интерпретации.
На юге П. увлёкся творчеством Дж. Байрона; отчасти в подражание ему были созданы поэмы «Кавказский пленник» (1820–21, опубл. в 1822), которая имела большой успех, «Бахчисарайский фонтан» (1821–23, опубл. в 1824) и «Цыганы» (1824, отд. изд. – 1827) – с их «местным колоритом», лаконизмом повествования, отступлениями, намёками, умолчаниями и страстями. Герои этих поэм не верили в достижимость счастья, не умели и не хотели примириться с несовершенством мира, не понимали своего предназначения, искали и не находили свободы. «Байронизмом» отмечены некоторые лирич. стихотворения П. («Погасло дневное светило…», 1820, «К морю», 1824) и в меньшей степени «роман в стихах» «Евгений Онегин», который он начал писать в 1823. Почти одновременно с работой над поэмой «Бахчисарайский фонтан», в которой тема христианства представлена как высокая и значительная, в 1821 создан обширный цикл кощунственных произведений: «<В. Л. Давыдову>» (опубл. в 1884), «Христос воскрес, моя Ревекка!..», «Гавриилиада» (оба опубл. в 1861). Любовная лирика южного периода сочетала демонстрацию интимности пылких чувств с умолчаниями и недосказанностями, граничившими с мистификацией: до сих пор в популярной литре обсуждается миф о «потаённой любви» П. и кандидатуры на роль его гл. героини (как правило, называются имена Е. К. Воронцовой, М. Н. Раевской, А. Ризнич или К. Собаньской).
В духовной биографии П. 1823 стал переломным: поэт разочаровался в идеологии и практике революц. конспирации, открывшихся ему не столько героикой подвига и самопожертвования, сколько претенциозным пустословием и борьбой за лидерство. О заведомой неадекватности либеральных иллюзий совр. историч. реальности – стих. «Свободы сеятель пустынный…» (1823, опубл. в 1856). В 1824 в послании «К морю» революц. «просвещенье» и тирания предстанут как две равно неприемлемые возможности. Со своей стороны декабристы с самого начала знакомства с П. ценили его лит. дарование, но не доверяли ему как человеку, полагая его слишком легкомысленным и беспечным. При этом отношение П. к бывшим лицеистам, участвовавшим в событиях 14(26).12.1825, И. И. Пущину и В. К. Кюхельбекеру, оставалось неизменно дружеским («И. И. Пущину», 1826, опубл. в 1841; «19 октября <1827>», опубл. в 1830; и др.).
Летом 1823 П. переведён в Одессу в распоряжение ген.-губернатора М. С. Воронцова, который вскоре стал тяготиться присутствием П., демонстративно пренебрегавшего служебными обязанностями, острого на язык и склонного к эпатажу; обычно предполагается, что свою роль сыграло увлечение П. его женой – Е. К. Воронцовой [ей посвящены стихотворения «Сожжённое письмо» (1825, опубл. в 1826) и «Храни меня, мой талисман...» (1825, опубл. в 1916)]. Письма П. перлюстрировались; в одном из них говорилось о его интересе к «чистому афеизму». Власти признали служебную карьеру П. завершённой, и летом 1824 он был сослан в родовое имение Ганнибалов-Пушкиных с. Михайловское Псковской губ. под надзор местных властей (полицейский надзор над П. не был снят до конца жизни).
Досуг П. заполнили чтение Библии, произведений У. Шекспира и И. В. Гёте, изучение рус. истории и фольклора. В центре его лит. размышлений – проблема романтизма, что во многом объясняется полемикой вокруг «Бахчисарайского фонтана»: поэма была опубликована с обширным предисловием П. А. Вяземского, описавшего рус. лит. ситуацию в категориях борьбы романтизма и классицизма и безоговорочно принявшего сторону первого. В отличие от Вяземского, П. полагал, что «русского классицизма» не существует. В наброске ст. «О поэзии классической и романтической» (1825, опубл. частично в 1855) он рассматривал классицизм и романтизм как категории, обобщающие историю лит. жанров, связывая с классицизмом формы, известные античной лит-ре, и относя к романтизму те, «которые не были известны древним» или претерпели изменения. Полагая, что истинный классицизм в России – дело будущего, П. со 2-й пол. 1820-х гг. всё чаще обращался к античным формам, одновременно пытаясь воскресить поэтику торжеств. оды и эпич. поэмы [мотивы и стилистика этих жанров нашли отражение в эпилоге «Кавказского пленника», позднее – в поэмах «Полтава» (1828, опубл. в 1829), «Медный всадник» (1833, опубл. в 1837, посм.)].
Нараставший интерес к классицизму...
Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Ссылки
- Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
- А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 в. Л., Художник РСФСР, 1985
- В. Сиповскiй. Историческая Хрестоматiя по исторiи русской словесности. Петроградъ. 1917
- Карл Фёдорович Фукс (1776—1846) — профессор...
- Александра Андреевна Фукс (1805—1852) — писательница...
- Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина