Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета... Википедия |
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 224
СКАЗКА, повествовательный жанр народного поэтического творчества и письменной литературы. Существует у всех народов с древнейших времён. Сказочный эпос отображает жизнь народов, их борьбу на разных этапах истории, народные чаяния. С. по содержанию может быть фантастической (волшебной), богатырской, бытовой, сказкой-быличкой (о леших, домовых и пр.), сказка о животных и др. Народная сказка оказала большое влияние на письменную литературу. Содержание и художественную форму сказки использовали многие писатели — X. К. Андерсен, Ч. Диккенс, О. Бальзак, В. Гёте, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. Горький и др.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980
СКАЗКА, один из основных жанров фольклора, эпического, преимущественно прозаического производно волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабский — «Тысяча и одна ночь», индийский — «Панчатантра», немецкий — братьев В. и Я. Гримм, русский — А. Н. Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Х. К. Андерсена, В. Хауфа, А. С. Пушкина, вошли в мировую культуру.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986
СКА´ЗКА, -и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.). Все это с. И ты поверил этим бабьим сказком? ♦ Сказка про белого бычка (разг.) — погов. о бесконечном повторении одного и того же. Ни в сказке сказать, ни пером описать (разг.) — о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. || уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. сказочный, -ая, -ое, -чен, -чна (к 1 знач.).
СКА´ЗОЧНИК, -а, м. Рассказчик сказок (в 1 знач.). || ж. сказочница, -ы.
СКА´ЗОЧНЫЙ, -ая, -ое, -чен, -чна. 1. см. сказка. 2. перен. Необычный, небывалый. Сказочная быстрота. Сказочные темпы. Сказочные перемены.
СКАЗКА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017) // Новая версия |
СКА́ЗКА, один из осн. жанров фольклорной прозы с установкой на вымысел; известен у всех народов. В основе С. лежит антитеза между мечтой и действительностью; её сюжет строго последователен, однолинеен, развивается вокруг гл. героя, победа которого обязательна, и состоит из ряда мотивов с ярко развитым принципом повтора; персонажи С. – статичные образы-типы, которые полностью зависят от своей сюжетной роли и чётко разделяются на добрых и злых. С. обладают нац. особенностями, отражая историч. и природные условия жизни каждого народа; в то же время сюжетные типы большинства С. интернациональны.
Выделяются три осн. группы С.: о животных, волшебные и бытовые. У мн. народов на формирование С. о животных оказали влияние архаичные мифы о зооморфных культурных героях; в них широко используется приём наделения зверей речью и разумом, а человек выступает как равноправный участник событий. Одна из самых крупных повествоват. форм традиц. фольклора – волшебная (мифическая, чудесная, фантастическая) С., её историч. корни восходят к раннему земледельч. периоду, на что указывают следы мифологич. культов солнца, земли, воды; в них также трансформированы и более древние, тотемные представления. Сюжеты волшебных С., генетически связанные с обрядами инициации, сохраняют единообразие композиции – путешествие героя в «иное царство», приобретение там сказочных ценностей и чудесной невесты, возвращение. В основе бытовых С. лежат не чудеса, а события повседневной жизни; фантастич. образы (чёрт, Горе), появляющиеся иногда в бытовых С., нужны лишь для того, чтобы выявить реальный жизненный конфликт. Сюжет развивается благодаря столкновению героя со сложными жизненными обстоятельствами, из которых он выходит невредимым благодаря неожиданной удаче или собств. изворотливости. Бытовые С. подразделяются на анекдотические и новеллистические. Анекдотич. С. (о ловком воре, шутах, глупцах, злых жёнах, хозяине и работнике, попах, суде и судьях и др.) – сатирические или сатирико-комические; в них широко использованы гротеск, приём реализованной метафоры, пародия. Новеллистич. С., испытавшие лит. влияния, внесли в повествоват. фольклор интерес к внутреннему миру человека; их герои связаны любовными или родственными отношениями; их осн. сюжеты – о женитьбе или замужестве, об испытании женщин, о разбойниках. Среди С. выделяются также авантюрные, богатырские, легендарные, солдатские, лубочные и др. Особый тип представляют собой докучные С. («Про белого бычка») – разновидность небылиц, короткие пародии на сказочное повествование.
С изучением С. во многом было связано возникновение фольклористики как науч. дисциплины (см. Мифологическая школа, Миграционная школа). Сказковедение оформилось в 19–20 вв. в русле разных науч. направлений: труды бр. Гримм, Т. Бенфея, И. Больте – в Германии; А. Н. Афанасьева, Александра Н. Веселовского, В. Я. Проппа – в России, и др. Заметный вклад в выработку принципов междунар. систематизации С. внёс А. А. Аарне, выпустивший в 1910 «Указатель сказочных типов». В 1928 на его основе С. Томпсон создал многонац. сводный «Указатель сказочных сюжетов», а в 1929 Н. П. Андреевым был составлен рус. «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне». Система Аарне – Томпсона легла в основу вышедшего в 1979 «Сравнительного указателя сюжетов» вост.-слав. сказок Л. Г. Барага, И. П. Березовского, К. П. Кабашникова, Н. В. Новикова. Важнейшие издания рус. С. подготовили Афанасьев, Д. К. Зеленин, Н. Е. Ончуков, Д. Н. Садовников, бр. Б. М. и Ю. М. Соколовы, И. А. Худяков. Темы, сюжеты и образы нар. С. нашли отражение в произведениях, стихах и прозе для детей и взрослых: творчество Х. К. Андерсена, В. Гауфа, бр. Гримм, Ш. Перро, Э. Т. А. Гофмана, Э. По, О. Уайльда; в России – В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, В. И. Даля, П. П. Ершова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Толстого и др. К С. обращаются художники, композиторы, драматурги, кинематографисты.
Лит.: Веселовский А. Н. Собр. соч. М.; Л., 1938. Т. 16; Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958; Померанцева Э. В. Судьбы русской сказки. М., 1965; Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969; он же. Исторические корни волшебной сказки. М., 2009; Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1984; Зуева Т. В. Волшебная сказка. М., 1993; Корепова К. Е. Русская лубочная сказка. М., 2012.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М., изд. Русский язык, 1978
... || сказка, стар. объявленье, вѣсть, оглашенье. Въ 1672 году, янв. 15, была сказана у посольскаго приказа сказка о пораженiи Стеньки Разина, Полн. Собр. Зки. || Всякое дѣловое показанье, объясненье, отвѣтъ подсудимаго, речи свидѣтелей, отчетъ о случаѣ, о происшествiи. Отобрать сказку. Заручить сказку. Свидѣтели въ сказкахъ своихъ поразноречили. Сказка о женихѣ и невѣстѣ, удостовѣренье въ неродствѣ ихъ. || Ривизскiя сказки, сказки народной переписи, именные списки всего наличнаго населенья. Полно чужихъ козъ считать: вѣдь не сказку писать (не перепись)! Сказка, вымышленный разсказъ, небывалая и даже несбыточная повѣсть, сказанiе. Есть сказки богатырскiя, житейскiя, балагурныя ипр. Докучная, докучливая сказка, коротенькiй разсказъ, безъ большаго смысла, котораго конецъ переходитъ опять въ начало, и повторяется одно и то же; докучной сказкой дразнятъ ребятъ, которые сами докучаютъ просьбами сказать имъ сказку. Жилъ былъ царь Тофута — а сказка вся тута! Ты скажи, я скажи — не сказать ли тебѣ про бѣлаго бычка? Да скажи! ты скажи... ипр. Жила была старица одна въ сельцѣ, поставила старица зародъ сѣнца, а шло буде неладно — опять съ конца! Жилъ-былъ журавль съ журавлихой, поставила она стожекъ сѣнца — не сказать ли опять съ конца? Былъ себѣ человѣкъ Яшка (Сашка), на немъ сѣрая сермяжка, на затылкѣ пряжка, на шеѣ тряпка, на голове шапка — хороша ли моя сказка? Накосилъ мужичокъ сѣнца, поставилъ стожекъ среди польца, не сказать ли опять съ конца? Не вѣрь, это сказки, вздоръ, сплетни. Изъ пѣсни, изъ сказки слово не выкидывается, вм. съ позволения сказать, не при васъ будь сказано. Либо дѣло дѣлать, либо сказки сказывать. Въ Москву за сказками ушелъ. Сказка складка, а пѣсня быль. Дѣвичьи сны да бабьи сказки. Разсказывай сказки, ври больше. Дѣти до сказокъ, что мухи до браги. Сказывала и мы сказки. Не за былью и сказка гоняется. Сказка складомъ, пѣсня ладомъ красна. Скоро сказка сказывается, да нѣскоро дѣло дѣлается. Ни словами (ни въ сказкѣ) сказать, ни перомъ написать. Не дочитавъ сказки, не кидай указки. Сказка отъ начала на(по)чинается, до конца читается, а въ (по)середкѣ не перебивается. Вотъ тебѣ сказка, а мнѣ бубликовъ вязка! Сказочное преданье. Сказочный слогъ. Это сказочныя вѣсти, вздорные. Сказуемое, въ логикѣ, что говорится о подлежащемъ. Сказыватель, cказатель, —ница, скащик, —щица, сказываюшiй что подробно, разскащикъ, повѣствователь; говорящiй речь, проповѣдь, передающiй событiя, преданiя, лѣтописецъ. Сказитель ол. разскащикъ былинъ, думъ, пѣсенъ ипр. Сказочникъ, —ница, кто сказываетъ сказки, знаетъ ихъ много. Сказея ж., влд. то же, сказочница. Сказовати и —ся, црк. сказывать, -ся, въ знч. извѣщать, открывать, объявлять, повѣствовать. Сказкописатель, — составитель, — податель м. о сказкѣ судебной или по народной переписи.
Ссылка
- Сказ, сказание — ЭнциклопедиЯ