ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Растрелли Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Растрелли Популярная художественная энциклопедия. 1986

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


Растрелли

РАСТРЕЛЛИ, Варфоломей Варфоломеевич (1700—71), выдающийся русский архитектор, яркий представитель русского барокко. Сын скульптора К. Б. Растрелли. Грандиозный пространственный размах и пластическое богатство архитектурных форм сочетаются в сооружениях Растрелли с чёткостью основных объёмов, строгостью прямолинейных планов. Замечательными произведениями Растрелли являются дома-дворцы М. И. Воронцова, С. Г. Строганова, Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (ныне г. Петродворец), Екатерининский дворец с парком и павильонами в Царском селе (ныне Пушкин), ансамбль Смольного монастыря в Ленинграде и мн. др.

 

РАСТРЕЛЛИ (Старший), Карло Бартоломео (ок. 1670—1744), выдающийся скульптор, представитель барокко. Работал с 1716 в России. Главные работы: памятник Петру I в Ленинграде, перед Инженерным замком, скульптурные портреты — Петра I, Меншикова, Анны Ивановны и др.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич (1700—71), русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, чёткость объёмов, строгость прямолинейных планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748—54) и Зимний дворец (1754—1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747—52), Екатериненский дворец в Царском Селе (1752—57).

РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Карло (1675—1744), скульптор. По национальности итальянец. С 1716 работал в Петербурге. Произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Ивановна с арапчонком», 1733—41).

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700—1771), рус. архитектор. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. Гл. предст. рус. барокко сер. 18 в. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725—30. В 1730—63 придворный архитектор. Ранние постройки близки к русской арх-ре 1-й четв. 18 в. (дворцы Бирона в Рундале, 1736—40, и Митаве, ныне Елгава, 1738—40). В зрелый период традиции европ. барокко были переосмыслены Р. под влиянием рус. художеств. культуры. Это проявилось в стремлении к пространств. размаху ансамбля, применении характерных для рус. зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растит. мотивами в декоре (Андреевская ц. в Киеве, проект — 1747, построена в 1748—67 арх. И. Ф. Мичуриным). В 1747—52 Р. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец). Сохранив осн. композицию дворца петровской эпохи, Р. расширил его ср. часть, пристроил к его торцам дворцовую церковь и «корпус под гербом», отличающиеся изяществом пропорций, выразительностью облика, заново создал все интерьеры, для к-рых характерны яркая полихромия, обилие декора. В 50—60-х гг. постройки Р. приобрели ещё большую пластичность. Рельефность архит. форм, сложный ритм размещения колоннад, пространств. размах сочетаются в них с чёткостью объёмов, ясностью силуэта, строгостью планов, часто прямолинейных (Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, ныне Пушкин; дворцы М. И. Воронцова, 1749—57, и С. Г. Строганова, 1752—54, в Петербурге).

Мощью и величием проникнуты Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, к-рые Р. задумал как грандиозные, замкнутые в себе гор. ансамбли.

В. В. Растрелли. Воронцовский дворец в Петербурге. 1749—57.

Лит.: Б. Р. Виппер, В. В. Растрелли, в кн.: ИРИ, т. 5, М., 1960; Ю. Денисов, А. Петров, Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963; Г. К. Козьмян, Ф.-Б. Растрелли. [Очерк, Л.], 1976; Ю. Овсянников, Ф. Б. Растрелли, Л.,1982.

 

РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Карло (1674—1744), скульптор. По происхождению итальянец. Предст. барокко. В 1716 приехал по приглашению Петра I в Петербург. Барочная парадность и пышность. стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Р. (особенно в портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели [портреты: Петра I, 1723, ГЭ; неизвестного (возможно, автопортрет), 1732, ГТГ; Анны Ивановны с арабчонком, 1733—41, ГРМ;— все бр.]. Создал конную статую Петра I (бр., 1743—44; в 1800установлена перед Инженерным замком в Петербурге). Участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе (см. Петродворец) и в работах по созданию модели Триумф. столпа в честь Петра I и Сев. войны (начата в 1721).

Лит.: Архипов Н. И., Раскин А. Г., Б. К. Растрелли, Л.—М., 1964; Петинова Е. Ф., Б. К. Растрелли, Л., 1979.

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024