ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. 1978


ОДА ж. торжественое пѣсенное (лирическое) стихотворенье, воспѣвающее славу, хвалу, величiе, побѣду ипр.

 

 

 Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ОДА, жанр лирич. поэзии, стихотворение на к.-л. торжеств. случай, отличающееся приподнятым тоном. Жанр этот возник в Древней Греции. В зап.-европ. поэзии получил широкое распространение в литературе классицизма (17—18 вв.). В русской поэзии 18 в. к жанру О. часто обращались М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и др. Известны революц. оды «Вольность» А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ОДА (от греч. õdõ — песня), жанр лирич. поэзии и музыки; торжественное патетич., прославляющее произведение. Как хоровая песня О. возникла в античности (Пиндар); в 16—18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также вок.-инстр. муз. произведение, написанное для придворных празднеств, в честь к.-л. события или знатного лица; в 1920 вв. создаются и чисто инструментальные О.

 

 

ОДА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


О́ДА (греч. ᾠδή – песнь, пес­ня), жанр ли­рич. по­эзии и му­зы­ки. В ан­тич­но­сти сло­во «О.» сна­ча­ла не име­ло тер­ми­но­ло­гич. зна­че­ния, за­тем ста­ло обо­зна­чать пре­им. на­пи­сан­ную стро­фа­ми ли­рич. хо­ро­вую пес­ню тор­же­ст­вен­но­го, при­под­ня­то­го, мо­ра­ли­зи­рую­ще­го ха­рак­те­ра (осо­бен­но пес­ни Пин­да­ра). В ви­зант. гим­но­гра­фии О. на­зы­ва­лась ка­ж­дая из 9 час­тей ка­но­на. В эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко сло­во при­ме­ня­лось в осн. к па­те­тич. вы­со­кой ли­ри­ке, ори­ен­ти­рую­щей­ся на ан­тич­ные об­раз­цы (Пин­дар, Го­ра­ций) и на­пи­сан­ной стро­фич. сти­ха­ми (П. де Рон­сар во Фран­ции, Г. Кьяб­ре­ра в Ита­лии, Дж. Драй­ден в Анг­лии). В по­эзии клас­си­циз­ма О. – ве­ду­щий жанр вы­со­ко­го сти­ля с ка­но­нич. те­ма­ми (про­слав­ле­ние Бо­га, оте­че­ст­ва, жиз­нен­ной муд­ро­сти и др.), приё­ма­ми («ти­хий» или «стре­ми­тель­ный» при­ступ, на­ли­чие от­сту­п­ле­ний, доз­во­лен­ный «ли­ри­че­ский бес­по­ря­док») и ви­да­ми (О. ду­хов­ные, тор­же­ст­вен­ные – «пин­да­ри­че­ские»; нра­во­учи­тель­ные – «го­ра­ци­ан­ские»; лю­бов­ные – «анак­ре­он­ти­че­ские»): Ф. Ма­лерб, Воль­тер, Ж. Б. Рус­со, Э. Леб­рен (Фран­ция). В рус. по­эзию О. ввёл В. К. Тре­диа­ков­ский (1734); клас­си­ка­ми жан­ра ста­ли М. В. Ло­мо­но­сов и А. П. Су­ма­роков (со­от­вет­ст­вен­но «вос­тор­жен­ный» и «яс­ный» ти­пы О.). В эпо­ху пред­ро­ман­тиз­ма жан­ро­вые при­зна­ки О. рас­ша­ты­ва­ют­ся (Г. Р. Дер­жа­вин и др.). В 19–20 вв. жан­ро­вая сис­те­ма в ли­ри­ке раз­мы­ва­ет­ся (О. ро­ман­ти­ков – Дж. Кит­са, В. Гю­го, А. Манд­зо­ни и др. ли­ше­ны ка­но­нич. жан­ро­вых при­мет) и тер­мин «О.» упот­реб­ля­ет­ся час­то лишь в пе­ре­нос­ном зна­че­нии («Ода ре­во­лю­ции» В. В. Мая­ков­ско­го, 1918).

С 17 в. в зап.-ев­роп. стра­нах тер­мин «О.» стал обо­зна­че­ни­ем муз. жан­ра – во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной (раз­но­вид­но­сти кан­та­ты, ора­то­рии) или ин­ст­ру­мен­таль­ной ком­по­зи­ции, обыч­но гим­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра, соз­дан­ной к празд­но­ва­нию к.-л. со­бы­тия ли­бо про­слав­ляю­щей оп­ре­де­лён­ную идею (напр., «Ода к ра­до­сти» на текст Ф. Шил­ле­ра в фи­на­ле 9-й сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на, «Ода на окон­ча­ние вой­ны» для 8 арф, 4 флейт, кон­тра­ба­сов, ду­хо­вых и удар­ных ин­ст­ру­мен­тов С. С. Про­кофь­е­ва). Встре­ча­ют­ся О. са­ти­рич. на­прав­лен­но­сти: «Ода На­по­ле­о­ну» А. Шён­бер­га (на од­но­им. текст Дж. Бай­ро­на) для чте­ца, фп., струн­ного квар­те­та или струн­но­го ор­ке­ст­ра (1942), в ко­то­рой объ­ек­том са­ти­ры был А. Гит­лер.

Лит.: Maddison C. Apollo and the Ninе: A history of the ode. L., 1960.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


О́да (от др.-греч. ᾠδή < ἀοιδή «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.

Античность

Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода — хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний:

Пусть Геродот теперь
Вознесён будет ввысь
На дивных крыльях
Муз Пиерид сладкогласных!
Пусть с пифийских он игр,
С олимпийских Алфея брегов
Честь принесёт семивратным Фивам!

Истмийская ода. Эпод Е

В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).

Вещий внук Атланта, Меркурий! Мудро
Ты смягчил людей первобытных нравы
Тем, что дал им речь и благой обычай
Ввёл состязаний.

Вестник всех богов, я тебя прославлю
Песней. Ты творец криворогой лиры,
Мастер в шутку все своровать и спрятать,
Что бы ни вздумал.

Ты малюткой раз Аполлона стадо
Ловко скрыл, угнав. «Не отдашь коль…» — грозно
Тот стращал, — и вдруг рассмеялся: видит —
Нет и колчана.

Ты Приама вёл незаметно ночью:
Выкуп ценный нёс он за тело сына,
В вражий стан идя меж огней дозорных
Мимо Атридов.

В край блаженный ты беспорочных души
Вводишь; ты жезлом золотым смиряешь
Сонм бесплотный — мил и богам небесным,
Мил и подземным.

Ода

Средние века и Новое время

Со времени Возрождения и в эпоху барокко (XVI—XVII века) одами стали называть лирические произведения в патетически высоком стиле, ориентирующиеся на античные образцы. В классицизме ода стала каноническим жанром высокой лирики. В России одическая поэзия как лирический жанр появилась в восемнадцатом столетии в эпоху классицизма и стала основным жанром поэзии М. В. Ломоносова.

Знаменитые оды этого периода:

  • Фридрих Шиллер: Ода к радости
  • Г. Р. Державин: «Фелица» (1782), «Властителям и судиям» (1780), «Вельможа» (ноябрь 1794), «Бог» (1784), «Видение мурзы» (1783—1784), «На смерть князя Мещерского» (1779), «Водопад» (1791—1794)
  • М. Ломоносов: «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны» 1742/1747 годов.

 

О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: 'Бог.

Г.Р. Державин, «Бог» (1784)

Примечания

  1. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М: Русский язык, 2000.
  • Квинт Гораций Флакк. Оды

Ссылки

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024