В. Даль. Толковый словарь. 1978
ОДА ж. торжественое пѣсенное (лирическое) стихотворенье, воспѣвающее славу, хвалу, величiе, побѣду ипр.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ОДА, жанр лирич. поэзии, стихотворение на к.-л. торжеств. случай, отличающееся приподнятым тоном. Жанр этот возник в Древней Греции. В зап.-европ. поэзии получил широкое распространение в литературе классицизма (17—18 вв.). В русской поэзии 18 в. к жанру О. часто обращались М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и др. Известны революц. оды «Вольность» А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ОДА (от греч. õdõ — песня), жанр лирич. поэзии и музыки; торжественное патетич., прославляющее произведение. Как хоровая песня О. возникла в античности (Пиндар); в 16—18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также вок.-инстр. муз. произведение, написанное для придворных празднеств, в честь к.-л. события или знатного лица; в 1920 вв. создаются и чисто инструментальные О.
ОДА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия
О́ДА (греч. ᾠδή – песнь, песня), жанр лирич. поэзии и музыки. В античности слово «О.» сначала не имело терминологич. значения, затем стало обозначать преим. написанную строфами лирич. хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В визант. гимнографии О. называлась каждая из 9 частей канона. В эпохи Возрождения и барокко слово применялось в осн. к патетич. высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндар, Гораций) и написанной строфич. стихами (П. де Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, Дж. Драйден в Англии). В поэзии классицизма О. – ведущий жанр высокого стиля с канонич. темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости и др.), приёмами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и видами (О. духовные, торжественные – «пиндарические»; нравоучительные – «горацианские»; любовные – «анакреонтические»): Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен (Франция). В рус. поэзию О. ввёл В. К. Тредиаковский (1734); классиками жанра стали М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков (соответственно «восторженный» и «ясный» типы О.). В эпоху предромантизма жанровые признаки О. расшатываются (Г. Р. Державин и др.). В 19–20 вв. жанровая система в лирике размывается (О. романтиков – Дж. Китса, В. Гюго, А. Мандзони и др. лишены канонич. жанровых примет) и термин «О.» употребляется часто лишь в переносном значении («Ода революции» В. В. Маяковского, 1918).
С 17 в. в зап.-европ. странах термин «О.» стал обозначением муз. жанра – вокально-инструментальной (разновидности кантаты, оратории) или инструментальной композиции, обычно гимнического характера, созданной к празднованию к.-л. события либо прославляющей определённую идею (напр., «Ода к радости» на текст Ф. Шиллера в финале 9-й симфонии Л. ван Бетховена, «Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов С. С. Прокофьева). Встречаются О. сатирич. направленности: «Ода Наполеону» А. Шёнберга (на одноим. текст Дж. Байрона) для чтеца, фп., струнного квартета или струнного оркестра (1942), в которой объектом сатиры был А. Гитлер.
Лит.: Maddison C. Apollo and the Ninе: A history of the ode. L., 1960.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Античность
Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода — хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний:
Пусть Геродот теперь
Вознесён будет ввысь
На дивных крыльях
Муз Пиерид сладкогласных!
Пусть с пифийских он игр,
С олимпийских Алфея брегов
Честь принесёт семивратным Фивам!
В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).
Вещий внук Атланта, Меркурий! Мудро
Ты смягчил людей первобытных нравы
Тем, что дал им речь и благой обычай
Ввёл состязаний.
Вестник всех богов, я тебя прославлю
Песней. Ты творец криворогой лиры,
Мастер в шутку все своровать и спрятать,
Что бы ни вздумал.
Ты малюткой раз Аполлона стадо
Ловко скрыл, угнав. «Не отдашь коль…» — грозно
Тот стращал, — и вдруг рассмеялся: видит —
Нет и колчана.
Ты Приама вёл незаметно ночью:
Выкуп ценный нёс он за тело сына,
В вражий стан идя меж огней дозорных
Мимо Атридов.
В край блаженный ты беспорочных души
Вводишь; ты жезлом золотым смиряешь
Сонм бесплотный — мил и богам небесным,
Мил и подземным.— Ода
Средние века и Новое время
Со времени Возрождения и в эпоху барокко (XVI—XVII века) одами стали называть лирические произведения в патетически высоком стиле, ориентирующиеся на античные образцы. В классицизме ода стала каноническим жанром высокой лирики. В России одическая поэзия как лирический жанр появилась в восемнадцатом столетии в эпоху классицизма и стала основным жанром поэзии М. В. Ломоносова.
Знаменитые оды этого периода:
- Фридрих Шиллер: Ода к радости
- Г. Р. Державин: «Фелица» (1782), «Властителям и судиям» (1780), «Вельможа» (ноябрь 1794), «Бог» (1784), «Видение мурзы» (1783—1784), «На смерть князя Мещерского» (1779), «Водопад» (1791—1794)
- М. Ломоносов: «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны» 1742/1747 годов.
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: 'Бог.— Г.Р. Державин, «Бог» (1784)
Примечания
- Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М: Русский язык, 2000.
- Квинт Гораций Флакк. Оды
Ссылки
- Жарков, Николай Герасимович. «Оды» (в царствование Екатерины II).
- Ода Платону Зубову, вышитая девицами Смольного монастыря 1791 г. / Сообщ. Б. М. Федоровым // Русская старина, 1871. — Т. 4. — № 9. — С. 299.
- Ода графу Потоцкому / Публ. и коммент. М. И. Лонгинова // Русский архив, 1869. — Вып. 9. — Стб. 1377—1383. — Под загл.: Неизданная ода 1803 года.
- Ал. Морозов. Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл, 1968. — Т. 5. — С. 389—390.