Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 61
РАДИЩЕВ, Александр Николаевич (1749—1802), великий русский революционер, борец против самодержавия и крепостничества, выдающийся писатель, философ-материалист и просветитель, основоположник русской революционной литературы. Родился в дворянской семье. С 1766 по 1771 учился в Лейпсигском ун-те. По возвращении в Россию служил в сенате и петербургской таможне, одновременно занимался литературной и научной деятельностью. В 1790 Р. анонимно издал свод основное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором нарисована потрясающая картина угнетения и эксплуатации крестьян в царской России. Обосновывая право крестьян на восстание против помещиков и царя, Р. выдвигал идею народной революции. По приказу Екатерины II Р. был арестован в 1790 и приговорён к смертной казни. Смертный приговор был заменён ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Книга Р. была сожжена. После смерти Екатерины в 1796 Р. был амнистирован, но травля его крепостниками продолжалась. 11 сентября 1802 Р. покончил жизнь самоубийством.
Р. оставил многочисленные экономич., историч. и философские работы, в к-рых он выступает как крупный учёный, мыслитель-материалист и горячий патриот родины. Р. продолжил материалистич. традиции М. В. Ломоносова и наряду с ним является основоположником русской материалистической философии. В борьбе с идеалистами и мистиками Р. доказывал материальность мира и его познаваемость. Движение Р. рассматривал как неотъемлемое свойство материи. К основным произведениям Р. относятся также «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782, изд. 1790), «Житие Федора Васильевича Ушакова» (впервые напечатано анонимно в 1789), «О человеке, о его смертности и бессмертии» (начато в 1792, изд. 1809), ода «Вольность» (1781—83, изд. 1906) и др. Труды и деятельность Р. сыграли огромную роль в развитии революц.-освободит. движения в России. Р. был идейным предшественником декабристов и русских революц. демократов 19 в.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1107
РАДИЩЕВ Ал-др Ник. (1749—1802), рус. рев. мыслитель, писатель, провозвестник рев. идей в России. Ода «Вольность» (1783), автобиогр. пов. «Житие Ф. В. Ушакова» (1789), философские соч.. В гл. произв. Р.— «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) — широкий круг идей рус. Просвещения, правдивое и исполненное сочувствие изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. Сосланный в Сибирь, Р. по возвращении (1797) в предложенных им проектах юрид. реформ (1801—02) вновь выступил за уничтожение крепостного права; угроза новых репрессий привела Р. к самоубийству.
Краткий философский словарь. — Москва, 1954
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — родоначальник освободительной, революционной мысли в России, основоположник русской революционной литературы. Развитие революционно-освободительной мысли в России было тесно связано с тем героическими традициями, начало которым положил своей деятельностью Радищев. Ленин высоко ценил заслуги Радищева как мыслителя и революционного деятеля, как борца с крепостничеством и царским деспотизмом.
В эпоху Радищева в России свирепствовало крепостное право в самых жестоких формах. Подавив «пугачёвский бунт», насмерть перепуганное правительство Екатерины II обрушилось на крестьян новыми карательными мерами, новыми свирепыми указами, усиливавшими и без того невыносимый крепостной гнёт. Крестьянство отвечало на это новыми бунтами. Вопрос о борьбе с крепостным правом вставал перед лучшими, передовыми людьми во всей своей остроте. Радищев не оставался спокойным наблюдателем разнузданного произвола и насилия над народом, он поднимал голос протеста против крепостного строя и самодержавия. Ярким свидетельством этого является его знаменитая книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), напечатанная в собственной типографии Радищева и вышедшая анонимно. Для России того времени выход книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был подобен раскату грома. Создание и опубликование её было героическим подвигом революционера. В своей книге Радищев мастерски рисует ужасы крепостного состояния, угнетённое положение русского трудящегося народа — кормильца общества, производителя всех богатств страны. В осуждении вопиющего произвола крепостников Радищев доходит до глубоких политических обобщений; корень зла он видит не в отдельных людях или нарушениях закона, а в самом законе, в крепостническом строе, в самодержавии. Екатерина II приказала арестовать автора и учинить над ним суровую расправу. Радищев был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, «на десятилетнее безысходное пребывание». Но ни тюрьма, ни угроза казни, ни ссылка не сломили свободолюбивого духа Радищева. В Сибири Радищев пишет знаменитый философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Этой работой Радищев включается в философскую борьбу того времени как материалист, решительно выступая против идеализма и мистики. Однако в этом произведении в некоторых рассуждениях Радищева (в 3-й и 4-й частях) проскальзывают элементы деизма.
После смерти Екатерины II друзья Радищева добились возвращения его из Сибири. Удалось даже включить его в комиссию по составлению законов. Но это не изменило отношения Радищева к крепостничеству и самодержавию. Он держался особняком, попрежнему резко выступал против произвола и выдвигал проекты коренного изменения государственного строя, возбуждая этим против себя крепостников. Ему угрожала новая ссылка. Затравленный слугами царя, Радищев покончил с собой. Перед смертью он сказал: «Потомство отмстит за меня».
Первый дворянский революционер Александр Николаевич Радищев был выдающимся мыслителем своего времени, художником слова. философом, экономистом. Вместе с Ломоносовым (см.) он с полным основанием считается основоположником русской материалистической философии. Его материализм замечателен своим революционным содержанием, протестом против крепостного права и царизма. Выступая против идеализма и мистики масонов, против их реакционных воззрений, Радищев доказывал первичность материи, утверждал, что мозг является материальным органом мысли. Во взглядах на материю он в целом не выходил, да и не мог в то время выйти, за рамки метафизических представлений XVIII в. Но идея развития уже заметно даёт о себе знать в его глубоких рассуждениях. На движение он смотрел, как на неотъемлемое свойство материи. Он критикует идеалистическую теорию преформизма (Галлера и Бонне) как лженаучную, как плод досужей фантазии, а также учение об «энтелехии» (см.), явившееся источником витализма. Радищев подходил к пониманию влияния среды на развитие организмов, к мысли о наследовании благоприобретённых признаков. Одновременно Радищев подвергал критике и теории вульгарных материалистов, приравнивавших мысль к веществу. В вопросах познания Радищев также стоял на материалистических позициях, считая, что мысль имеет своим источником чувственное восприятие действительности.
Выдвигая и обосновывая теорию естественного равенства всех людей без различия сословий и рас, Радищев клеймил и разоблачал угнетение одних людей другими. Он критиковал расистские теории «естественного» деления общества на рабов и рабовладельцев, осуждал дикий произвол самодержавия и обосновывал право угнетенного народа на восстание и свержение власти тиранов. Он клеймил позором рабовладение, господствовавшее в Америке. Ero обличительные слова против американских плантаторов и работорговцев не утратили своего значения и в наши дни Радищев высказывал гениальные для ХVIII в. мысли о роли земледелия, промышленности и технических изобретений в историческом прогрессе и в умственном развитии человека.
Связывая задачи общественного воспитания с общими задачами борьбы против крепостничества и самодержавия, Радищев внёс также большой вклад в развитие передовой русской и мировой педагогической науки. М. И. Калинин отмечал, что мысли Радищева о воспитании и по сей день могут считаться прогрессивными. Взгляды Радищева были высшим достижением общественно-политической мысли его времени. Значение его революционных идей, их влияние выходили далеко за пределы России. Но прежде всего Радищев оказал огромное влияние на последующее развитие революционной мысли в самой России. Декабристы (см.) и революционные демократы 40-х и 60-х годов учились у Радищева, их вдохновляла его беззаветная борьба против самодержавия. Всю жизнь Радищев отдал борьбе за свободу и счастье своего народа, своей Родины. Он глубоко верил в могучие силы русского народа, в великое будущее родной страны. Главные произведения Радищева: «Путешествие из Петербурга в Москву», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», «Житие Фёдора Васильевича Ушакова», «О человеке, о его смертности и бессмертии», ода «Вольность» и др. Избранные философские и общественно-политические произведения Радищева изданы в 1952 г.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987
РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — рус. писатель, родочальник революционной мысли в России, материалист. На формирование взглядов Р. существенное влияние оказали политические и социологические идеи Руссо, Гельвеция, Мабли, Дидро, Г. Рейналя, Т. Пейна. В примечании к своему переводу книги Мабли „Размышления о греческой истории" (1773) Р. осуждал самодержавие как „наипротивнейшее человеческому естеству состояние". В „Письме к другу, жительствующему в Тобольске" (1782) Р. утверждал, что цари никогда не поступались и не поступятся своей властью ради „вольности" народа. Ода Р. „Вольность" (1783) прославляла „великий пример" англ. и амер. революций — казнь Кромвелем короля и вооруженную борьбу амер. колонистов за свободу. В соч. „Житие Ф. В. Ушакова" (1789) Р. объявлял залогом освобождения „страждущего общества" восстание доведенного до „крайности" народа и проклинал тех, кто пытается „снять покров с очей власти", т. е. облегчить участь народа путем обращения к монархам. Разработанная в этих произв. концепция получила всестороннее обоснование на материале рус. жизни в гл. соч. Р.— „Путешествии из Петербурга в Москву" (1790). Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях либерального реформаторства и выдвинута задача революционного просвещения народа как условия грядущей народной революции. В основе политических идей Р. — обобщение важнейших событий 17—18 вв.: победоносных буржуазных революций Запада и краха политики „просвещенного абсолютизма" Екатерины II, показавшего (особенно наглядно после событий крестьянской войны 1773—75) бесплодность надежд на „верхи". За издание „Путешествия" Р. был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Р. написал философский трактат „О человеке, его смертности и бессмертии" (1792), где, рассматривая вопрос о т. наз. бессмертии души, столкнул две диаметрально противоположные системы взглядов: фр. и англ. материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеций, Пристли) и нем. идеалистов 17—18 вв. (Лейбниц, Гердер, М. Мендельсон) . Характеризуя доводы первых как основанные на опыте и доказательстве, а утверждения вторых — как умозрительные, смежные „воображению", Р. вместе с тем пытался применить в материалистической системе доказательств смертности души диалектические идеи, в частности идею Лейбница о том, что „настоящее чревато будущим". Он показывал, что в земной жизни человека нет ничего, свидетельствующего о возможности существования души после его смерти. Однако с позиций ограниченного метафизического материализма Р. все же не смог переосмыслить факт активности человеческого познания, на к-ром спекулировали представители нем. идеализма. В конце жизни Р. пережил разочарование в результатах фр. революции. Разделяя идею круговорота „вольности" и „рабства", Р. истолковал якобинскую диктатуру как новый (после Кромвеля) пример вырождения свободы в самовластие. В целом эволюция общественно-политических взглядов Р. четко отразила характерный для последнего поколения просветителей и вождей фр. революции (Рейналь, Пейн, Кондорсе, К. Демулен и др.) стремительный взлет буржуазно-демократического радикализма и его последующий спад, связанный с углублением классовых противоречий в ходе революции.
РАДИЩЕВ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Версия 2023 |
РАДИ́ЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва – 12(24).9.1802, С.-Петербург], рус. писатель. Дворянин. С кон. 1763 или нач. 1764 до нач. 1766 воспитывался в Пажеском корпусе в С.-Петербурге. В февр. 1766 в числе шести лучших пажей был командирован для учёбы в Лейпцигский ун-т. В кон. 1771 вернулся в С.-Петербург и начал службу протоколистом в Сенате. В мае 1773 перешёл на воен. службу, исполнял обязанности воен. юриста при штабе Финл. дивизии, в нач. 1775 вышел в отставку. С янв. 1777 служил в Коммерц-коллегии, пользовался доверием её президента А. Р. Воронцова, по рекомендации которого в марте 1780 был назначен помощником нач. С.-Петерб. таможни.
Все прижизненные публикации Р. анонимные. Единственное его выступление в печати до 1789 – перевод книги Г. Мабли «Размышления о греческой истории» (1773) (принадлежность Р. «Отрывка путешествия в*** И***Т***», опубл. в ж. «Живописец» в 1772 и приписываемого также Н. И. Новикову и др., остаётся спорной). В 1789 вышло «Житие Фёдора Васильевича Ушакова», посвящённое воспоминанию о друге юности Р. и времени обучения в Лейпциге. В 1790, обзаведясь домашней типографией, издал «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», написанное в 1782 по случаю открытия памятника Петру I в С.-Петербурге (здесь, наряду с преобладающими похвалами императору, есть осторожная критика его деспотизма).
В мае 1790 в своей типографии Р. напечатал «Путешествие из Петербурга в Москву», на что получил цензурное разрешение ещё в нач. 1789 (с тех пор представлявшийся в цензуру текст Р. переработал, и объём его увеличился почти вдвое). Бо́льшая часть книги была написана во 2-й пол. 1780-х гг., но в неё вошли в переработанном виде некоторые ранее созданные произведения: «Слово о Ломоносове» (1780), тираноборческая ода «Вольность» (ок. 1783). Книга представляет собой монтаж отрывков разной тематики, объединённых пафосом отрицания существующего миропорядка с рассудочно-моралистич. позиций, и проникнута гневом и состраданием. Критика Р. носит тотальный характер: ей подвергнуты не только самодержавие и крепостное право (лейтмотивы в книге), но и сам принцип государства как основанного на насилии и неравенстве, цензура и образоват. учреждения, родительская власть, семья и брак, Церковь и вообще христианство, даже совр. лит. нормы и обычаи. Заимствуя у европ. (в основном франц.) авторов эпохи Просвещения противоречащие порой друг другу идеи, Р. последовательно избирает из них наиболее радикальные. Книга, изобилующая инверсиями и славянизмами, написана намеренно трудным, архаизиров. языком, который в своей торжеств. возвышенности должен ассоциироваться со стилем Библии.
Сочинение Р. возмутило имп. Екатерину II, встревоженную событиями Франц. революции. Она назвала Р. «бунтовщиком хуже Пугачёва» и заподозрила (ошибочно) в участии в заговоре. 30.6.1790 он был арестован и уже через месяц приговорён к лишению дворянства и смертной казни, которую в сент. 1790 по случаю мира со Швецией заменили на 10-летнюю ссылку в Илимский острог под Иркутском. Там Р. прожил с янв. 1792 до февр. 1797, написав за это время большой филос. трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», поэму «Песнь историческая» (1795–1796?) и др. По указу имп. Павла I ему было разрешено поселиться в родовом имении Немцово Калужской губ., где он жил с июля 1797 до нач. 1801. В этот период созданы поэмы «Бова» (1799; сохр. 1-я песнь из 12), «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» (1801), а также лит.-критич. сочинение о «Тилемахиде» В. К. Тредиаковского «Памятник дактилохореическому витязю» (1801). В начале царствования имп. Александра I Р. были возвращены дворянство и чин коллеж. сов. Он переехал в С.-Петербург, в авг. 1801 был зачислен в Комиссию для составления законов. Написал неск. статей по законодательству и ряд стихотворений («Осьмнадцатое столетие», «Сафические строфы»). В 1802, видимо, создана повесть «Дневник одной недели» (датировка спорная, некоторые исследователи предлагают другие даты – 1772 или кон. 1790-х гг.). Обстоятельства смерти Р. не вполне ясны. По одной версии, он покончил с собой в приступе паники из-за намёка на возможность вторичной ссылки; по другой – его смерть стала результатом несчастного случая.
В 1806–11 вышло подготовленное сыновьями «Собрание оставшихся сочинений» Р. (ч. 1–6). «Путешествие из Петербурга в Москву» впервые было переиздано в Лондоне А. И. Герценом в 1858. В либеральной и революц. среде был канонизирован образ Р. как бесстрашного обличителя самодержавия и проповедника свободы, «пророка и предтечи революции» (А. В. Луначарский). Науч. изучение и издание сочинений Р., начавшееся только в 20 в., существенно уточнило этот образ, обнаружив в Р. оригинального и разностороннего мыслителя, выдающегося прозаика и стихотворца.
Соч.: Полн. собр. соч. М.; Л., 1938–1952. Т. 1–3; Стихотворения / Вступ. статья, подгот. текста и прим. В. А. Западова. Л., 1975; Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подгот. В. А. Западов. СПб., 1992.
Лит.: Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М., 1956; Биография А. Н. Радищева, написанная его сыновьями / Подгот. текста, статья и прим. Д. С. Бабкина. М.; Л., 1959; Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г. Запретная мысль обретает свободу: 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Радищева. М., 1966; Кулакова Л. И., Западов В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»: Комментарий. М., 1974; Шторм Г. П. Потаенный Радищев: Вторая жизнь «Путешествия из Петербурга в Москву». 3-е изд. М., 1974; Кулакова Л. И., Салита Е. Г., Западов В. А. Радищев в Петербурге. Л., 1976; А. Н. Радищев и литература его времени // XVIII век. Л., 1977. Сб. 12; Татаринцев А. Г. Радищев в Сибири. М., 1977; он же. А. Н. Радищев: Архивные разыскания и находки. Ижевск, 1984; Старцев А. И. Радищев. Годы испытаний: Очерки. М., 1990; А. Н. Радищев: Русское и европейское просвещение. СПб., 2003; Живу в душе друзей моих... Пенза, 2004; Костин А. А. Религиозные взгляды А. Н. Радищева // XVIII век. СПб., 2006. Сб. 24.