ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


РуссоРУССО, Жан Жак (1712—78), выдающийся французский мыслитель, просветитель, мелкобуржуазный демократ, сыгравший большую роль в идеологической подготовке франц. бурж. революции 18 в. Главные работы Р.— «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства...» (1755), в котором, как отметил Ф. Энгельс, имеются глубокие диалектические мысли, и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) — книга, на которой воспитывались крупнейшие деятели французской революции. Социальное учение Р. было проникнуто материалистическими тенденциями. Свои передовые педагогические идеи Р. с наибольшей полнотой изложил в книге «Эмиль, или О воспитании» (4 тт., 1762).

По своим философским взглядам Р. был идеалистом; в вопросах религии он стоял на позициях деизма.

Большое влияние Р. оказал на художественную литературу (роман «Юлия, или Новая Элоиза», 1761, автобиографич. сочинение «Исповедь», 1766 — ок. 1780). В области музыки Р. известен как автор первой франц. комич. оперы «Деревенский колдун» (соч. и пост. 1752) и «лирической сцены» «Пигмалион» (1762—70, пост. 1775), а также как муз. теоретик.

 

 

Краткий философский словарь. 1954


руссоРУССО Жан Жак (1712—1778) — выдающийся французский просветитель, демократ, идеолог мелкой буржуазии, один из идейных предшественников якобинцев. В философских взглядах — деист. Наряду с существованием бога признавал также существование бессмертной души. В духе дуализма Руссо учил о материи и духе как двух извечно существующих началах. Материю Руссо считал пассивной и мёртвой. В теории познания Руссо стоял на позиции сенсуализма (см.), выводя все знания из ощущений. Вместе с тем Руссо признавал врождённость нравственных идей. Более радикальный характер носили социалистические взгляды Руссо. В работе «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754) Руссо выступил с резкой критикой феодально-сословных отношений и объявил причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Руссо предлагал не уничтожение частной собственности как таковой, а замену крупной собственности мелкой собственностью. Руссо идеализировал первобытный строй, отрицал учение Гоббса (см.) о том, что в первобытном обществе происходит война всех против всех. Руссо утверждал, что в «естественном состоянии» все люди были равны и не знали социального гнёта, нищеты и несправедливости. В своём главном труде «Общественный договор» (1762) Руссо развил мысль о создании государства в результате соглашения между людьми и признал за народом право на государственную власть. В противоположность Гоббсу, который в своей теории общественного договора оправдывал абсолютистское, монархическое государство, Руссо высказывался за государство, обеспечивающее буржуазно-демократические права. В этом огромное преимущество Руссо перед идеологами современной буржуазии, которая выбросила за борт знамя буржуазно-демократических свобод. Вместе с тем идеальное государство Руссо было всего лишь идеализированным царством буржуазии.

В работе «Эмиль, или воспитание» (1762) Руссо резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы целью воспитания была подготовка активных граждан, уважающих труд. Педагогические идеи Руссо носили мелкобуржуазный характер. Его идеалом является честный ремесленник. При всей относительной прогрессивности социологических взглядов Руссо они были так же идеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII в. Руссо выводил государство (см.) из сознательных намерений людей, не понимал классовой сущности государства, приписывал решающее значение в обществе правовым и моральным взглядам.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РУССО (Rousseau) Жан Жак (1712—78), франц. писатель и философ. В соч. «Об общественном договоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. В работе «Рассуждение о начале и основания неравенства...» (1755) указал, что причина социального неравенства — частная собственность. Будучи деистом по своим филос. взглядам, осуждал офиц. церковь и религ. нетерпимость. Пед. взгляды выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Оказал влияние на европ. прогресс. обществ. мысль, философию и лит-ру. Предст. сентиментализма, Р. своим худ. творчеством (ром. «Юлия, или Новая Элоиза», 1761; «Исповедь», 1782— 89) способствовал становлению психологизма в европ. лит-ре 19 в.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


РУССО Жан Жак (1712—78) — представитель демократического крыла фр. Просвещения, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Р. придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Р. рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала (Дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей. Как социолог Р. занимал радикальную позицию. Он резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения. Выступал против имущественного неравенства, связывая его с возникновением частной собственности, к-рую критиковал с позиций мелкобуржуазного эгалитаризма, проповедующего всеобщую уравнительность. Будучи сторонником общественного договора теории, Р., в отличие от Гоббса, считал, что в „естественном состоянии" не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония. В работе „Эмиль,или О воспитании" (1762) Р. резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы его целью была подготовка активных граждан, уважающих труд. Основоположники марксизма-ленинизма высоко оценили историческую роль Р., отмечая в то же время его идеализм и буржуазную ограниченность. Осн. философские и социологические соч.: „Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей" (1755) и „Об общественном договоре" (1762) .
 

 

 

РУССО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017) // Версия 2022

РУССО́ (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева – 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа; в 1794 прах Р. был перенесён в Пантеон), франц. писатель, философ, композитор.

Портрет Ж. Ж. Руссо работы М. К. де Латура (1753). Музей искусства и истории (Женева).

Сын часовщика-кальвиниста. Самостоятельно обучался разл. ремёслам, много читал; служил лакеем, гувернёром, учителем музыки, домашним секретарём. Во время странствий сблизился со швейц. дворянкой Л. де Варан, в доме которой жил с перерывами в течение 1730-х гг., изучал историю, философию, математику, ботанику и музыку и под влиянием которой принял католицизм. До конца жизни зарабатывал перепиской нот. В 1741 приехал в Париж. В 1743–44 секретарь франц. посла в Венеции. С 1749 писал для «Энциклопедии», издававшейся Д. Дидро и Ж. Д’Аламбером (преим. статьи о музыке, которые вызывали возражения Ж. Ф. Рамо), однако филос. и обществ. взгляды Р. отличались от представлений старших энциклопедистов. В то время как просветители (см. Просвещение) связывали социальный и нравств. прогресс с развитием науки, Р. противопоставил природу и цивилизацию, «естественное состояние» и «общественное», утверждая, что чем ближе человек к природе (где нет пром-сти, наук и искусств), тем он чище и добродетельнее: трактат «Рассуждение о науках и искусствах» («Discours sur les sciences et les arts», 1750, рус. пер. 1768), принёсший ему известность. Р. осудил предложение Вольтера открыть театр в Женеве и оспорил утверждение Д’Аламбера о том, что театральные представления способствуют очищению нравов («Письмо Д’Аламберу о зрелищах», «Lettre à M. D’Alembert sur les spectacles», 1758). Разорвав отношения с Дидро, Д’Аламбером и Вольтером, Р. сосредоточился на критике существующих социальных норм как противоречащих природе и на утверждении необходимости возврата в «естественное состояние», которое мыслилось им как первоначальный этап существования человечества, отмеченный свободой, равенством и добродетелью: трактат «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» («Discours sur l’origine et les fondements de l’inégalité parmi les hommes», 1755, рус. пер. 1770). Причину социального неравенства Р. усматривал в ставшей основой гражд. общества частной собственности, которая отсутствовала в «естественном состоянии». Осознавая, однако, что вернуться к этому состоянию нельзя и что только владение частной собственностью превращает индивида в ответственного члена общества, Р. в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» («Du contrat social ou principes du droit politique», 1762, рус. пер. 1903), принёсшем ему наибольшую, хотя и посмертную, славу, обосновал необходимость заключения договора между людьми во время перехода от естественного состояния к общественному. В отличие от других концепций общественного договора 17–18 вв., Р. предлагал не договор правителя с подданными, но соглашение равных лиц друг с другом или общества как целого с каждым из индивидов, его составляющих («все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами»). Гл. понятия трактата – «суверен» и «общая воля». Народ, несущий бремя законодат. власти, объявлялся Р. «сувереном», власть которого неделима и неотчуждаема; депутаты признаются лишь уполномоченными народа, обладающими исключительно совещательным голосом. Для принятия законов – актов «общей воли» – требуется собрание всех граждан (прямая демократия), при этом народ не может быть созидателем законов: ему нужен законодатель, понимающий человеческие слабости, но не подверженный ни одной из них. Когда монархия превращается в деспотию, а равенство всех граждан оказывается равенством всех перед тираном, возможно насильственное ниспровержение деспотизма: в качестве необходимых для спасения отечества мер Р. допускал и революцию, и диктатуру, однако считал их крайними и кратковременными средствами. Взгляды и сочинения Р. были осуждены Парижским парламентом, а затем и властями Женевы; он укрылся от преследований в Мотье (близ Нёвшателя), а в 1766 по приглашению Д. Юма уехал в Англию. Вернувшись в 1767 в Париж, Р. в последние годы жизни страдал манией преследования, жил под попечительством маркиза Р. Л. Жирардена в его замке в Эрменонвиле.

Как писателю известность Р. принёс эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Héloїse», 1761, сокр. рус. пер. 1769; рус. пер. 1803–04), написанный под влиянием С. Ричардсона и способствовавший развитию сентиментализма во Франции. В нём в русле теоретич. воззрений Р. представлена история любви дворянки Юлии к своему учителю Сен-Пре – человеку незнатному, но благородному и добродетельному, а также история её замужества не по любви, а по воле отца, и гибели; тонкий психологизм романа, описание «жизни сердца» и добродетельной чувствительности гл. героев сочетаются с социальной критикой. Психологич. прозу романтизма предвосхитила «Исповедь» («Les Confessions», 1765–70, изд. в 1782–89, сокр. рус. пер. 1797), в которой Р. показал себя «во всей правде природы». Во многом автобиографичны также его поздние сочинения: «Руссо судит Жан-Жака» («Rousseau juge de Jean-Jacques», 1772–75), «Прогулки одинокого мечтателя» («Les Rêveries du promeneur solitaire», 1776). Среди др. лит. произведений: поэтич. сб-ки, комедии «Нарцисс» («Narcisse», 1733, пост. в 1752, изд. в 1753), «Военнопленные» («Les prisonniers de guerre», 1743, изд. в 1782).

Педагогич. воззрения Р. отразились в кн. «Эмиль, или О воспитании» (« ́Emile, ou De l’éducation», 1762, сокр. рус. пер. 1779), сочетающей черты трактата и худож. произведения, в которой на примере истории заглавного героя Р., в противовес книжному светскому воспитанию, предлагал особую систему формирования «сердца», а не «ума» посредством труда и общения с природой. Изменить обществ. уклад, воссоздать подобие «естественных» порядков может, по Р., либо революц. насилие, либо просвещение и надлежащее воспитание; от верного воспитания зависит благополучие не только государства, но и каждого индивида. Разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации, предрассудкам и дурным влияниям, умение владеть собой, соразмерять желания с возможностями – таковы качества совершенного человека. Каждый человек обладает неповторимым физич. и психич. складом, требующим от педагога индивидуального подхода, поэтому у каждого ребёнка должен быть собственный наставник, являющийся и воспитателем, и учителем. Изложенная в «Эмиле» и др. произведениях Р. модель естеств. воспитания была во многом гипотетической. По словам Р., он стремился дать не практич. рекомендации, а изобразить идеал, к которому нужно стремиться. Педагогич. теория Р. оказала существенное влияние на системы воспитания в кон. 18 – нач. 19 вв.

«Музыкальный словарь» Р. («Dictionnaire de musique», 1768, неоднократно переиздан, в т. ч. на иностр. языках) – одно из самых авторитетных в 18 в. справочных изданий о музыке. Муз. эстетика Р. близка идеям энциклопедистов: он проповедовал простоту, естественность, непосредственную эмоциональность и утверждал, что основой музыки является мелодия. В разразившейся в 1752 в Париже «войне буффонов» занял проитальянские позиции (издал за свой счёт партитуру «Служанки-госпожи» Дж. Б. Перголези, в 1753 выступил в печати с полемич. «Письмом о французской музыке»). Язвительная критика в адрес франц. барочной оперы содержалась и в романе Р. «Юлия, или Новая Элоиза». В последние годы жизни выступил в поддержку оперной реформы К. В. Глюка. Одноактная опера Р. «Деревенский колдун» («Le devin du village», на собств. текст; Фонтенбло, 1752) – одно из первых произведений жанра опера-комик. Премьера мелодрамы «Пигмалион» (текст Р., музыка в соавторстве с О. Куанье; Лион, 1770) породила моду на этот жанр в Европе. Автор нескольких мотетов, 3 сб-ков вокальных пьес и др.

Влияние Р. на зап. культуру очень велико; его учение положило начало широкому идейно-филос. движению – руссоизму, популяризировавшему миф о «добродетельном дикаре»; политич. взгляды Р. способствовали развитию демократии, оказали существенное влияние на Т. Джефферсона и др. руководителей Войны за независимость в Северной Америке 1775–83, явились идейным основанием для радикальных течений Французской революции 18 в. Отд. формулировки «Общественного договора» были включены в Декларацию прав человека и гражданина. Сочинения Р. широко известны в России с 18 в.; среди его наиболее ярких почитателей – М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Л. Н. Толстой; А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» назвал Р. «красноречивым сумасбродом» и «защитником вольностей и прав».

Литература

Соч.: Собр. соч. СПб., 1866. Т. 1. Вып. 1: Теории воспитания; Об искусстве. Л.; М., 1959; Œuvres complètes. P., 1959–1995. Vol. 1–5; Избр. соч.: В 3 т. М., 1961; Трактаты. М., 1969; Педагогические соч.: В 2 т. М., 1981.

Лит.: Компейре Г. Ж. Ж. Руссо и воспитание естественное. М., 1903; Асмус В. Ф. Ж.-Ж. Руссо. М., 1962; Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII в. // Эпоха Просвещения. Л., 1967; Fay B. J.-J. Rousseau: Оu le rêve de la vie. P., 1974; Starobinski J. J.-J. Rousseau. Oxf., 1976; Верцман И. Е. Ж.-Ж. Руссо. 2-е изд. М., 1976; Ahrbeck R. J.-J. Rousseau. Lpz., 1978; Дворцов А. Т. Ж. Ж. Руссо. М., 1980; Brunet E., Fauconnier G. Index de l’œuvre lyrique et théâtrale de J.-J. Rousseau. Gen., 1986; Paquette D. J.-J. Rousseau compositeur et theoricien de la musique. Gen., 1986; Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. 2-е изд. М., 1989; Dauphin C. Rousseau musicien des Lumières. Montréal, 1992; Eigeldinger F. S., Trousson R. J.-J. Rousseau au jour le jour. P., 1998; Ж.-Ж. Руссо: Pro et contra. СПб., 2005; Cottret B., Cottret M. J.-J. Rousseau et son temps. P., 2005; Dent N. J. H. Rousseau. L.; N. Y., 2005; Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения: Монтескье. Вольтер. Руссо. М., 2006; Занин С. В. Общественный идеал Ж.-Ж. Руссо и французское Просвещение XVIII в. СПб., 2007; Hamman Chr. Déplaire au public: Le cas Rousseau. P., 2012; Морлей Д. Руссо. М., 2012.

 

 

Ссылка


Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения... Википедия

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024