ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


РуссоРУССО, Жан Жак (1712—78), выдающийся французский мыслитель, просветитель, мелкобуржуазный демократ, сыгравший большую роль в идеологической подготовке франц. бурж. революции 18 в. Главные работы Р.— «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства...» (1755), в котором, как отметил Ф. Энгельс, имеются глубокие диалектические мысли, и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) — книга, на которой воспитывались крупнейшие деятели французской революции. Социальное учение Р. было проникнуто материалистическими тенденциями. Свои передовые педагогические идеи Р. с наибольшей полнотой изложил в книге «Эмиль, или О воспитании» (4 тт., 1762).

По своим философским взглядам Р. был идеалистом; в вопросах религии он стоял на позициях деизма.

Большое влияние Р. оказал на художественную литературу (роман «Юлия, или Новая Элоиза», 1761, автобиографич. сочинение «Исповедь», 1766 — ок. 1780). В области музыки Р. известен как автор первой франц. комич. оперы «Деревенский колдун» (соч. и пост. 1752) и «лирической сцены» «Пигмалион» (1762—70, пост. 1775), а также как муз. теоретик.

 

 

Краткий философский словарь. 1954


руссоРУССО Жан Жак (1712—1778) — выдающийся французский просветитель, демократ, идеолог мелкой буржуазии, один из идейных предшественников якобинцев. В философских взглядах — деист. Наряду с существованием бога признавал также существование бессмертной души. В духе дуализма Руссо учил о материи и духе как двух извечно существующих началах. Материю Руссо считал пассивной и мёртвой. В теории познания Руссо стоял на позиции сенсуализма (см.), выводя все знания из ощущений. Вместе с тем Руссо признавал врождённость нравственных идей. Более радикальный характер носили социалистические взгляды Руссо. В работе «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754) Руссо выступил с резкой критикой феодально-сословных отношений и объявил причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Руссо предлагал не уничтожение частной собственности как таковой, а замену крупной собственности мелкой собственностью. Руссо идеализировал первобытный строй, отрицал учение Гоббса (см.) о том, что в первобытном обществе происходит война всех против всех. Руссо утверждал, что в «естественном состоянии» все люди были равны и не знали социального гнёта, нищеты и несправедливости. В своём главном труде «Общественный договор» (1762) Руссо развил мысль о создании государства в результате соглашения между людьми и признал за народом право на государственную власть. В противоположность Гоббсу, который в своей теории общественного договора оправдывал абсолютистское, монархическое государство, Руссо высказывался за государство, обеспечивающее буржуазно-демократические права. В этом огромное преимущество Руссо перед идеологами современной буржуазии, которая выбросила за борт знамя буржуазно-демократических свобод. Вместе с тем идеальное государство Руссо было всего лишь идеализированным царством буржуазии.

В работе «Эмиль, или воспитание» (1762) Руссо резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы целью воспитания была подготовка активных граждан, уважающих труд. Педагогические идеи Руссо носили мелкобуржуазный характер. Его идеалом является честный ремесленник. При всей относительной прогрессивности социологических взглядов Руссо они были так же идеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII в. Руссо выводил государство (см.) из сознательных намерений людей, не понимал классовой сущности государства, приписывал решающее значение в обществе правовым и моральным взглядам.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РУССО (Rousseau) Жан Жак (1712—78), франц. писатель и философ. В соч. «Об общественном договоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. В работе «Рассуждение о начале и основания неравенства...» (1755) указал, что причина социального неравенства — частная собственность. Будучи деистом по своим филос. взглядам, осуждал офиц. церковь и религ. нетерпимость. Пед. взгляды выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Оказал влияние на европ. прогресс. обществ. мысль, философию и лит-ру. Предст. сентиментализма, Р. своим худ. творчеством (ром. «Юлия, или Новая Элоиза», 1761; «Исповедь», 1782— 89) способствовал становлению психологизма в европ. лит-ре 19 в.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


РУССО Жан Жак (1712—78) — представитель демократического крыла фр. Просвещения, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Р. придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Р. рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала (Дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей. Как социолог Р. занимал радикальную позицию. Он резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения. Выступал против имущественного неравенства, связывая его с возникновением частной собственности, к-рую критиковал с позиций мелкобуржуазного эгалитаризма, проповедующего всеобщую уравнительность. Будучи сторонником общественного договора теории, Р., в отличие от Гоббса, считал, что в „естественном состоянии" не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония. В работе „Эмиль,или О воспитании" (1762) Р. резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы его целью была подготовка активных граждан, уважающих труд. Основоположники марксизма-ленинизма высоко оценили историческую роль Р., отмечая в то же время его идеализм и буржуазную ограниченность. Осн. философские и социологические соч.: „Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей" (1755) и „Об общественном договоре" (1762) .
 

 

 

РУССО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Версия 2022

РУССО́ (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Же­не­ва – 2.7.1778, Эр­ме­нон­виль, близ Па­ри­жа; в 1794 прах Р. был пе­ре­не­сён в Пан­те­он), франц. пи­са­тель, фи­ло­соф, ком­по­зи­тор.

Портрет Ж. Ж. Руссо работы М. К. де Латура (1753). Музей искусства и истории (Женева).

Сын ча­сов­щи­ка-каль­ви­ни­ста. Са­мо­стоя­тель­но обу­чал­ся разл. ре­мёс­лам, мно­го чи­тал; слу­жил ла­ке­ем, гу­вер­нё­ром, учи­те­лем му­зы­ки, до­маш­ним сек­ре­та­рём. Во вре­мя стран­ст­вий сбли­зил­ся со швейц. дво­рян­кой Л. де Ва­ран, в до­ме ко­то­рой жил с пе­ре­ры­ва­ми в те­че­ние 1730-х гг., изу­чал ис­то­рию, фи­ло­со­фию, ма­те­ма­ти­ку, бо­та­ни­ку и му­зы­ку и под влиянием ко­то­рой принял католицизм. До кон­ца жиз­ни за­ра­ба­ты­вал пе­ре­пис­кой нот. В 1741 прие­хал в Па­риж. В 1743–44 сек­ре­тарь франц. по­сла в Ве­не­ции. С 1749 пи­сал для «Эн­цик­ло­пе­дии», из­да­вав­шей­ся Д. Дид­ро и Ж. Д’Аламбером (пре­им. ста­тьи о му­зы­ке, ко­то­рые вы­зы­ва­ли воз­ра­же­ния Ж. Ф. Ра­мо), од­на­ко фи­лос. и об­ществ. взгля­ды Р. от­ли­ча­лись от пред­став­ле­ний стар­ших эн­цик­ло­пе­ди­стов. В то вре­мя как про­све­ти­те­ли (см. Про­све­ще­ние) свя­зы­ва­ли со­ци­аль­ный и нравств. про­гресс с раз­ви­ти­ем нау­ки, Р. про­ти­во­пос­та­вил при­ро­ду и ци­ви­ли­за­цию, «ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние» и «об­ще­ст­вен­ное», ут­вер­ждая, что чем бли­же че­ло­век к при­ро­де (где нет пром-сти, на­ук и ис­кусств), тем он чи­ще и доб­ро­де­тель­нее: трак­тат «Рас­су­ж­де­ние о нау­ках и ис­кус­ст­вах» («Discours sur les sciences et les arts», 1750, рус. пер. 1768), при­нёс­ший ему из­вест­ность. Р. осу­дил пред­ло­же­ние Воль­те­ра от­крыть те­атр в Же­не­ве и ос­по­рил ут­вер­жде­ние Д’Алам­бе­ра о том, что те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния спо­соб­ст­ву­ют очи­ще­нию нра­вов («Пись­мо Д’Аламберу о зре­ли­щах», «Lettre à M. D’Alem­bert sur les specta­cles», 1758). Ра­зо­рвав от­но­ше­ния с Дид­ро, Д’Аламбером и Воль­те­ром, Р. со­сре­до­то­чил­ся на кри­ти­ке су­ще­ст­вую­щих со­ци­аль­ных норм как про­ти­во­ре­ча­щих приро­де и на ут­вер­жде­нии не­об­хо­ди­мо­сти воз­вра­та в «ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние», ко­то­рое мыс­ли­лось им как пер­во­на­чаль­ный этап су­щест­во­ва­ния че­ло­ве­че­ст­ва, от­ме­чен­ный сво­бо­дой, ра­вен­ст­вом и доб­ро­де­те­лью: трак­тат «Рас­су­ж­де­ние о про­ис­хо­ж­де­нии и ос­но­ва­ни­ях не­ра­вен­ст­ва ме­ж­ду людь­ми» («Discours sur l’origine et les fon­de­ments de l’inégalité parmi les hommes», 1755, рус. пер. 1770). При­чи­ну со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва Р. ус­мат­ри­вал в став­шей ос­но­вой гражд. об­ще­ст­ва ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, ко­то­рая от­сут­ст­во­ва­ла в «ес­те­ст­вен­ном со­стоя­нии». Осоз­на­вая, од­на­ко, что вер­нуть­ся к это­му со­стоя­нию нель­зя и что толь­ко вла­де­ние ча­ст­ной соб­ст­вен­но­стью пре­вра­ща­ет ин­ди­ви­да в от­вет­ст­вен­но­го чле­на об­ще­ст­ва, Р. в трак­та­те «Об об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре, или Прин­ци­пы по­ли­ти­че­ско­го пра­ва» («Du contrat so­cial ou principes du droit politique», 1762, рус. пер. 1903), при­нёс­шем ему наи­боль­шую, хо­тя и по­смерт­ную, сла­ву, обос­но­вал не­об­хо­ди­мость за­клю­че­ния до­го­во­ра ме­ж­ду людь­ми во вре­мя пе­ре­хо­да от ес­те­ст­вен­но­го со­стоя­ния к об­ще­ст­вен­но­му. В от­ли­чие от дру­гих кон­цеп­ций об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра 17–18 вв., Р. пред­ла­гал не до­говор пра­ви­те­ля с под­дан­ны­ми, но со­гла­ше­ние рав­ных лиц друг с дру­гом или об­ще­ст­ва как це­ло­го с ка­ж­дым из ин­ди­ви­дов, его со­став­ляю­щих («все они при­ни­ма­ют на се­бя обя­за­тель­ст­ва на од­них и тех же ус­ло­ви­ях и все долж­ны поль­зо­вать­ся оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми»). Гл. по­ня­тия трак­та­та – «су­ве­рен» и «об­щая во­ля». На­род, не­су­щий бре­мя за­ко­но­дат. вла­сти, объ­яв­лял­ся Р. «су­ве­ре­ном», власть ко­то­ро­го не­де­ли­ма и не­от­чу­ж­дае­ма; де­пу­та­ты при­зна­ют­ся лишь упол­но­мо­чен­ны­ми на­ро­да, об­ла­даю­щи­ми ис­клю­чи­тель­но со­ве­ща­тель­ным го­ло­сом. Для при­ня­тия за­ко­нов – ак­тов «об­щей во­ли» – тре­бу­ет­ся со­б­ра­ние всех гра­ж­дан (пря­мая де­мо­кра­тия), при этом на­род не мо­жет быть со­зи­да­те­лем за­конов: ему ну­жен за­ко­но­да­тель, по­ни­маю­щий че­ло­ве­че­ские сла­бо­сти, но не под­вер­жен­ный ни од­ной из них. Ко­гда мо­нар­хия пре­вра­ща­ет­ся в дес­по­тию, а ра­вен­ст­во всех гра­ж­дан ока­зы­ва­ет­ся ра­вен­ст­вом всех пе­ред ти­ра­ном, воз­мож­но на­силь­ст­вен­ное нис­про­вер­же­ние дес­по­тиз­ма: в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мых для спа­се­ния оте­че­ст­ва мер Р. до­пус­кал и ре­во­лю­цию, и дик­та­ту­ру, од­на­ко счи­тал их край­ни­ми и крат­ко­вре­мен­ны­ми сред­ст­ва­ми. Взгля­ды и со­чи­не­ния Р. бы­ли осу­ж­де­ны Па­риж­ским пар­ла­мен­том, а за­тем и вла­стя­ми Же­не­вы; он ук­рыл­ся от пре­сле­до­ва­ний в Мо­тье (близ Нё­вша­те­ля), а в 1766 по при­гла­ше­нию Д. Юма уе­хал в Анг­лию. Вер­нув­шись в 1767 в Па­риж, Р. в по­след­ние го­ды жиз­ни стра­дал ма­ни­ей пре­сле­до­ва­ния, жил под по­пе­чи­тель­ст­вом мар­ки­за Р. Л. Жи­рар­де­на в его зам­ке в Эр­ме­нон­ви­ле.

Как пи­са­те­лю из­вест­ность Р. при­нёс эпи­сто­ляр­ный ро­ман «Юлия, или Но­вая Элои­за» («Julie ou la Nouvelle Héloїse», 1761, сокр. рус. пер. 1769; рус. пер. 1803–04), на­пи­сан­ный под влия­ни­ем С. Ри­чард­со­на и спо­соб­ст­во­вав­ший раз­ви­тию сен­ти­мен­та­лиз­ма во Фран­ции. В нём в рус­ле тео­ре­тич. воз­зре­ний Р. пред­став­ле­на ис­то­рия люб­ви дво­рян­ки Юлии к сво­ему учи­те­лю Сен-Пре – че­ло­ве­ку не­знат­но­му, но бла­го­род­но­му и доб­ро­де­тель­но­му, а так­же ис­то­рия её за­му­же­ст­ва не по люб­ви, а по во­ле от­ца, и ги­бе­ли; тон­кий пси­хо­ло­гизм ро­ма­на, опи­са­ние «жиз­ни серд­ца» и доб­ро­де­тель­ной чув­ст­ви­тель­но­сти гл. ге­ро­ев со­че­та­ют­ся с со­ци­аль­ной кри­ти­кой. Пси­хо­ло­гич. про­зу ро­ман­тиз­ма пред­вос­хи­ти­ла «Ис­по­ведь» («Les Confessions», 1765–70, изд. в 1782–89, сокр. рус. пер. 1797), в ко­то­рой Р. по­ка­зал се­бя «во всей прав­де при­ро­ды». Во мно­гом ав­то­био­гра­фич­ны так­же его позд­ние со­чи­не­ния: «Рус­со су­дит Жан-Жа­ка» («Rousseau juge de Jean-Jac­ques», 1772–75), «Про­гул­ки оди­но­ко­го меч­та­те­ля» («Les Rêveries du promeneur solitaire», 1776). Сре­ди др. лит. про­из­ве­де­ний: по­этич. сб-ки, ко­ме­дии «Нар­цисс» («Narcisse», 1733, пост. в 1752, изд. в 1753), «Во­ен­но­плен­ные» («Les pri­son­niers de guerre», 1743, изд. в 1782).

Пе­да­го­гич. воз­зре­ния Р. от­ра­зи­лись в кн. «Эмиль, или О вос­пи­та­нии» (« ́Emi­le, ou De l’éducation», 1762, сокр. рус. пер. 1779), со­че­таю­щей чер­ты трак­та­та и ху­дож. про­из­ве­де­ния, в ко­то­рой на при­ме­ре ис­то­рии за­глав­но­го ге­роя Р., в про­ти­во­вес книж­но­му свет­ско­му вос­пи­та­нию, пред­ла­гал осо­бую сис­те­му фор­ми­ро­ва­ния «серд­ца», а не «ума» по­сред­ст­вом тру­да и об­ще­ния с при­ро­дой. Из­ме­нить об­ществ. ук­лад, вос­соз­дать по­до­бие «ес­те­ст­вен­ных» по­ряд­ков мо­жет, по Р., ли­бо ре­во­люц. на­си­лие, ли­бо про­све­ще­ние и над­ле­жа­щее вос­пи­та­ние; от вер­но­го вос­пи­та­ния за­ви­сит бла­го­по­лу­чие не толь­ко го­су­дар­ст­ва, но и ка­ж­до­го инди­ви­да. Ра­зум муд­ре­ца, си­ла ат­ле­та, тру­до­лю­бие, на­вы­ки по­лез­но­го ре­мес­ла, не­вос­при­им­чи­вость к со­блаз­нам ци­ви­ли­за­ции, пред­рас­суд­кам и дур­ным влия­ни­ям, уме­ние вла­деть со­бой, со­раз­ме­рять же­ла­ния с воз­мож­но­стя­ми – та­ко­вы ка­че­ст­ва со­вер­шен­но­го че­ло­ве­ка. Ка­ж­дый че­ло­век об­ла­да­ет не­по­вто­ри­мым фи­зич. и пси­хич. скла­дом, тре­бую­щим от пе­да­го­га ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да, по­это­му у ка­ж­до­го ре­бён­ка дол­жен быть соб­ст­вен­ный на­став­ник, яв­ляю­щий­ся и вос­пи­та­те­лем, и учи­те­лем. Из­ло­жен­ная в «Эми­ле» и др. про­из­ве­де­ни­ях Р. мо­дель ес­теств. вос­пи­та­ния бы­ла во мно­гом ги­по­те­ти­че­ской. По сло­вам Р., он стре­мил­ся дать не прак­тич. ре­ко­мен­да­ции, а изо­бра­зить иде­ал, к ко­то­ро­му нуж­но стре­мить­ся. Пе­да­го­гич. тео­рия Р. ока­за­ла су­ще­ст­вен­ное влия­ние на сис­те­мы вос­пи­та­ния в кон. 18 – нач. 19 вв.

«Му­зы­каль­ный сло­варь» Р. («Dic­tion­naire de musique», 1768, не­од­но­крат­но пе­ре­из­дан, в т. ч. на иностр. язы­ках) – од­но из са­мых ав­то­ри­тет­ных в 18 в. спра­воч­ных из­да­ний о му­зы­ке. Муз. эс­те­ти­ка Р. близ­ка иде­ям эн­цик­ло­пе­ди­стов: он про­по­ве­до­вал про­сто­ту, ес­те­ст­вен­ность, не­по­сред­ст­вен­ную эмо­цио­наль­ность и ут­вер­ждал, что ос­но­вой му­зы­ки яв­ля­ет­ся ме­ло­дия. В раз­ра­зив­шей­ся в 1752 в Па­ри­же «вой­не буф­фо­нов» за­нял про­италь­ян­ские по­зи­ции (из­дал за свой счёт пар­ти­ту­ру «Слу­жан­ки-гос­по­жи» Дж. Б. Пер­го­ле­зи, в 1753 вы­сту­пил в пе­ча­ти с по­ле­мич. «Пись­мом о фран­цуз­ской му­зы­ке»). Яз­ви­тель­ная кри­ти­ка в ад­рес франц. ба­роч­ной опе­ры со­дер­жа­лась и в ро­ма­не Р. «Юлия, или Но­вая Элои­за». В по­след­ние го­ды жиз­ни вы­сту­пил в под­держ­ку опер­ной ре­фор­мы К. В. Глю­ка. Од­но­акт­ная опе­ра Р. «Де­ре­вен­ский кол­дун» («Le devin du village», на собств. текст; Фон­тенб­ло, 1752) – од­но из пер­вых про­из­ве­де­ний жан­ра опе­ра-ко­мик. Пре­мье­ра ме­ло­дра­мы «Пиг­ма­ли­он» (текст Р., му­зы­ка в со­ав­тор­ст­ве с О. Ку­а­нье; Ли­он, 1770) по­ро­ди­ла мо­ду на этот жанр в Ев­ро­пе. Ав­тор не­сколь­ких мо­те­тов, 3 сб-ков во­каль­ных пьес и др.

Влия­ние Р. на зап. куль­ту­ру очень ве­ли­ко; его уче­ние по­ло­жи­ло на­ча­ло ши­ро­ко­му идей­но-фи­лос. дви­же­нию – рус­со­из­му, по­пу­ля­ри­зи­ро­вав­ше­му миф о «доб­ро­де­тель­ном ди­ка­ре»; по­ли­тич. взгля­ды Р. спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию де­мо­кра­тии, ока­за­ли су­ще­ст­вен­ное влия­ние на Т. Джеф­фер­со­на и др. ру­ко­во­ди­те­лей Вой­ны за не­за­ви­симость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83, яви­лись идей­ным ос­но­ва­ни­ем для ра­ди­каль­ных те­че­ний Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. Отд. фор­му­ли­ров­ки «Об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра» бы­ли вклю­че­ны в Дек­ла­ра­цию прав че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Со­чи­не­ния Р. ши­ро­ко из­вест­ны в Рос­сии с 18 в.; сре­ди его наи­бо­лее яр­ких по­чи­та­те­лей – М. В. Ло­мо­но­сов, Н. М. Ка­рам­зин, Л. Н. Тол­стой; А. С. Пуш­кин в ро­ма­не «Ев­ге­ний Оне­гин» на­звал Р. «крас­но­ре­чи­вым су­ма­сбро­дом» и «за­щит­ни­ком воль­но­стей и прав».

Литература

Соч.: Со­бр. соч. СПб., 1866. Т. 1. Вып. 1: Тео­рии вос­пи­тания; Об ис­кус­ст­ве. Л.; М., 1959; Œuvres complètes. P., 1959–1995. Vol. 1–5; Из­бр. соч.: В 3 т. М., 1961; Трак­та­ты. М., 1969; Пе­да­го­ги­че­ские соч.: В 2 т. М., 1981.

Лит.: Ком­пей­ре Г. Ж. Ж. Рус­со и вос­пи­та­ние ес­те­ст­вен­ное. М., 1903; Ас­мус В. Ф. Ж.-Ж. Рус­со. М., 1962; Лот­ман Ю. М. Рус­со и рус­ская куль­ту­ра XVIII в. // Эпо­ха Про­све­ще­ния. Л., 1967; Fay B. J.-J. Rousseau: Оu le rêve de la vie. P., 1974; Starobinski J. J.-J. Rousseau. Oxf., 1976; Верц­ман И. Е. Ж.-Ж. Рус­со. 2-е изд. М., 1976; Ahrbeck R. J.-J. Rousseau. Lpz., 1978; Двор­цов А. Т. Ж. Ж. Рус­со. М., 1980; Brunet E., Fauconnier G. Index de l’œuvre lyrique et théâtrale de J.-J. Rousseau. Gen., 1986; Paquette D. J.-J. Rousseau com­po­siteur et theoricien de la musique. Gen., 1986; Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. 2-е изд. М., 1989; Dauphin C. Rousseau musicien des Lumières. Mon­tréal, 1992; Eigeldinger F. S., Trous­son R. J.-J. Rousseau au jour le jour. P., 1998; Ж.-Ж. Рус­со: Pro et contra. СПб., 2005; Cottret B., Cottret M. J.-J. Rousseau et son temps. P., 2005; Dent N. J. H. Rousseau. L.; N. Y., 2005; Длу­гач Т. Б. Три порт­ре­та эпо­хи Про­све­ще­ния: Мон­тес­кье. Воль­тер. Рус­со. М., 2006; За­нин С. В. Об­ще­ст­вен­ный иде­ал Ж.-Ж. Рус­со и фран­цуз­ское Про­све­ще­ние XVIII в. СПб., 2007; Hamman Chr. Déplaire au public: Le cas Rousseau. P., 2012; Мор­лей Д. Рус­со. М., 2012.

 

 

Ссылка


Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения... Википедия

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024