Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ПОЭМА, эпич. стихотворный жанр. Содержание понятия «П.» весьма широко; оно включает такие эпич. произв., как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, романтич. поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, реалистич. поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Владимир Ильич Ленин» В. В. Маяковского. Н. В. Гоголь назвал П. своё произведение «Мёртвые души».
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ПОЭМА (греч. poiêma), 1) поэтич. лиро-эпич. жанр большого объема. В древности и ср. века П. наз. монумент. героич. эпос (эпопею)— «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпич. природу жанра П. и объясняет ряд её «наследств.» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирич. и эпич. начал как судьбы и позиции личности с внеличными (ист., социальными или космич.) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В совр. П. эпич. требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирич. пафосом: автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирич. поэма. 2) П. муз.— термин для обозначения небольших лирич. пьес свободной структуры, крупных одно-частных симф. произв., обычно программных (симф. поэма), а также хоровых и вок.-инстр. сочинений.
Большая российская энциклопедия. Том 27. — Москва, 2015. — С. 324-325. Электронная версия
ПОЭ́МА (греч. ποίημα, букв. – создание, творение, от ποιέω – создавать, творить, изготавливать), 1) лит. жанр; значительное по объёму стихотворное произведение лиро-эпического или (реже) лирического характера. П. присуще сочетание повествовательности (хотя сюжет П. может быть лишь намечен и слабо разработан) с отчётливо выраженным личностным началом, окрашивающим повествование в лирич. тона. Расцвет жанра, восходящего к традиции нар. баллады, отчасти – к ср.-век. рыцарскому роману, а также испытавшего воздействие элегии, связан с эпохой романтизма; один из первых образцов П. – «Кристабель» С. Т. Колриджа. Отличит. особенностями романтич. П. стали сосредоточенность повествования вокруг наиболее драматичных, «вершинных» (В. М. Жирмунский) моментов действия, порождающая композиц. отрывочность и недосказанность, обилие монологов и диалогов (раскрывающих внутреннюю жизнь центр. персонажа), а также разного рода восклицаний, вопросов, отступлений, свидетельствующих об эмоциональной вовлечённости автора в судьбу героя. К жанру П. в 1-й пол. 19 в. обращались Дж. Байрон («Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар» и др.), У. Вордсворт, Дж. Китс, П. Б. Шелли, А. де Виньи, А. Мицкевич, А. де Мюссе; в рус. лит-ре – А. С. Пушкин («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и др.), К. Ф. Рылеев («Войнаровский»), И. И. Козлов («Чернец»), Е. А. Боратынский («Эдда», «Бал»), М. Ю. Лермонтов («Демон»). Во 2-й пол. 19 в. П., утрачивая роль одного из ведущих жанров, развивается либо в русле романтич. традиций («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло), либо наполняется новым содержанием в соответствии с утверждающимися реалистич. тенденциями («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова). В 20 в. П., благодаря гибкости и ёмкости своей формы, вновь становится одним из востребованных жанров лит-ры: «Почин стены» Р. Фроста, «Полые люди» Т. С. Элиота, «Непрерывная поэзия» П. Элюара, и др. В зависимости от преобладающей проблематики выделяются разные типы П.: лирико-эпическая («Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака), лирико-психологическая («Облако в штанах», «Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), историческая («Тобольский летописец» Л. Н. Мартынова, «Рубрук в Монголии» Н. А. Заболоцкого) и др. Углубление лиризма и тяготение к монологу-исповеди приводят к появлению бессюжетной лирич. П. («Поэма Горы», «Поэма Конца» М. И. Цветаевой, «Поэма без героя» А. А. Ахматовой, «Оза» А. А. Вознесенского, и др.).
Известны также прозаич. произведения, обозначенные их авторами как П. с целью углубления ассоциативного контекста (напр., «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, «Москва – Петушки» В. В. Ерофеева; П. назвал свою притчу о Великом инквизиторе герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»).
Иногда к П. неверно относят произведения, обладающие иными жанровыми признаками и являющиеся по существу эпопеями («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Нибелунгах» и др.).
2) В музыке – инструментальная пьеса лирико-драматич. или лирико-повествоват. характера. Отличается свободой построения. Обычно для фп. или для к.-л. струнного смычкового инструмента с сопровождением фп. (П. для скрипки и фп. З. Фибиха), иногда оркестра (П. для скрипки и оркестра Э. Шоссона). Прообразом для П. послужил созданный Ф. Листом жанр симфонической поэмы. Наряду с обозначением «П.», пьесы этого жанра часто носят программные названия («Сатаническая поэма», поэма «К пламени» и др. фп. пьесы А. Н. Скрябина). В 20 в. П. стали называть и некоторые крупные вокальные или вокально-инструментальные сочинения («10 поэм для хора» Д. Д. Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. В. Свиридова).
Библиография
Изд.: Русская романтическая поэма. М., 1985; «Свободной музы приношенье…»: Европейская романтическая поэма. М., 1988.
Лит.: Соколов А. Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX в. М., 1955; Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978; Жаков А. Г. Современная советская поэма. Минск, 1981; Заманский Л. А. Русская советская историческая поэма 30-х гг. Челябинск, 1981; Коваленко С. А. Художественный мир советской поэмы: Возможности жанра. М., 1989; Петрова Н. А. Лироэпическая нефабульная поэма: Генезис, эволюция, типология. Пермь, 1991; Крупчанов А. Л. Русская поэма 1980–1989 гг.: Специфика жанра, генезис, типология. М., 1996.
Поэ́ма — литературный и музыкальный жанр.
Поэма в литературе
Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ