СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система организации стихотворной речи, в основе к-рой лежит ритм, закономерное повторение соизмеримых звуковых частей речи (напр., слога). Различные виды С. развиваются в зависимости от свойств, особенностей того или иного языка и историч. условий его развития. Метрическое С. (античное) было основано на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. В силлабическом С. чередуются стихотворные строки, одинаковые по числу слогов. Силлабо-тоническое С. основано не только на чередовании стихотворных строк с равным количеством слогов, но и на чередовании ударных и неударных слогов в каждой строке. В зависимости от расположения ударений различают двусложные размеры (с ударением через слог — ямб (я), хорей(х)) и трёхсложные размеры (с ударением через два слога — дактиль(д), амфибрахий (ам), анапест (ан)). Тоническое С. основано на чередовании стихотворных строк с более или менее одинаковым количестном ударных слогов при переменном числе безударных слогов. Кроме этих осн. европ. систем С., существуют стиховые системы народов Востока: китайское С., индийское С., арабское С., С. ираноязычных народов, С. тюркоязычных народов.
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, короткое поэтич. произведение б. ч. лирич. характера, написанное в прозаич. форме (напр., «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева).
СТИХ (от греч. stichos — ряд, строка), худ. речь, чётко расчленённая на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отд. строку.
СТИХОВЕДЕНИЕ, отрасль филологии, изучает стихотв. природу лит. произв. Разделы С.— фоника (о сочетаниях звуков в стихе), метрика и ритмика (о сочетании сильных и слабых мест в стихе), строфика (о сочетаниях стихов).
СТИХОСЛОЖЕНИЕ, способ орг-ции стихотв. речи, противопоставляющий ее прозе. В основе всякого С. лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной интонацией стихотворной. С. бывает 3 степеней сложности.
1) Тексты, не имеющие иной орг-ции, кроме членения на стихи,— свободный стих.
2) Обычно к этой орг-ции добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабич. С. основой соизмеримости строк служит общее кол-во слогов; в др. системах С.— кол-во слогов определ. высоты (мелодич. С.), долготы (метрич., или квантитативное, С.) или силы (тонич., или квалитативное, С.). 3) Системы С., осн. на неск. признаках: чаше всего одноврем. упорядочивается общее кол-во слогов и расположение слогов определ. высоты, долготы или силы на определ. позициях слогового ряда (силлабо-мелодич., силлабо-метрич., силлабо-тонич. С.); это упорядоч. расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе наз. метром. Т. о., С. есть система упорядоченности отвлеч. звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста — звуков (аллитерации), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматич. конструкций (параллелизм) и пр. В разных яз. разл. системы С. развиваются в разл. степени в зависимости от фонетич. строя яз. (так, в рус. стихе невозможны мелодич. и метрич. С., т. к. высота и долгота звуков в рус. яз. не фонологичны — не смыслоразличительны) и от культурно-ист. традиций и влияний (так, рус. нар. и раннее лит. С. было тонич.; в 17 в. усвоено силлабич., с 18 в. силлабо-тонич. С., в 20 в, рядом с ним возрождается чисто-тонич.).
CTИXOTBOPEHИЕ, написанное стихами лит. произв. небольшого объема (ср. с поэмой); 19—20 вв.— преим. форма лирики.
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирич. произв. в прозаич. форме: небольшой объем, повыш. эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей сближают С. в п. с лирич. поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет («Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева).
СТИХ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)
СТИХ (греч. στίχος – ряд, строка), худож. речь, фонически расчленённая на относительно короткие отрезки (каждый из них также называется С.), которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Противоположное понятие – проза (см. Поэзия и проза); по сравнению с прозой членение С. обладает двумя особенностями: 1) членящие паузы могут не совпадать с синтаксическими (анжамбман); 2) выделение членящих пауз в С. твёрдо задано. Членение на С. обычно отмечается графич. оформлением текста (печатание отд. строчками) и часто сопровождается рифмой и др. фонич. признаками. Средством подчеркнуть сопоставимость и соизмеримость стихов является метр – чередование внутри С. сильных и слабых мест; но он может и отсутствовать (в чисто-тоническом С., свободном стихе и пр.).
Примечания
АМФИБРАХИЙ, в стихосложении трёхсложная стопа, с ударением на среднем слоге (–´–); напр.: «...Кто часто их видел, тот, верю я, любит крестьянских детей» (Н. А. Некрасов).
АНАПЕСТ, в стихосложении трёхсложная стопа, в к-рой вслед за двумя неударными слогами стоит ударный слог (– – ´); напр.: «Что ты жадно глядишь на дорогу в стороне от весёлых подруг?» (Н. А. Некрасов).
ДАКТИЛЬ, в силлабо-тонич. стихе (см. Стихосложение) трёхсложная стопа с ударением на первом слоге: напр.: «Тучки небесные, вечные странники!» (М. Ю. Лермонтов).
ХОРЕЙ (трохей), стихотворный размер с двусложными стопами, в к-рых ударение падает на первый слог (´– ) напр.: «Буря мглою небо кроет» (А. С. Пушкин). См. Стихосложение.
ЯМБ, в силлабо-тонич. стихосложении стихотворный размер с двусложными стопами, в к-рых ударение падает на 2-й слог (–´). Напр., «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог...» (А. С. Пушкин).