В. Даль. Толковый словарь. 1978
СТИХЪ м. мѣрная строка; извѣстное число стопъ, соединенныхъ въ одну строку или составляющихъ отдѣльную часть размѣра. Стихи метрическiе, мѣрные, извѣстное число стопъ, со счетомъ долгихъ и короткихъ слоговъ; стихи силлабическiе, слоговые, по одному счету слоговъ, безъ мѣры ихъ (французскiе, италiянскiе, польскiе); стихи рускiе, рускаго, тоническаго, пѣвучаго размѣра, безъ счета слоговъ, а съ извѣстнымъ числомъ пѣсенныхъ ударенiй на стихѣ. Писать стихи, стихами, въ стихахъ. Бѣлые стихи, безъ риѳмъ. Хорошенькiй стишокъ, стишки. И онъ кропаетъ стишонки. Семипяденные стишищи. || Црк. отдѣлъ словъ, имѣющихъ полный смыслъ; перiодъ речи. Нѣсколько библейскихъ стиховъ вмѣстѣ составляютъ зачало. Въ первой главѣ Премудрости Соломона 16 стиховъ. || Народн. всякое изреченье, отдѣльная мысль, полное выраженье, статья, пословица. || Стихъ находитъ, нашелъ на кого, состоянье, расположенье. На него такой стихъ находитъ, охота къ чему, или внезапная блажь, странность, причуда; дурь. Не добрый на него стихъ нашелъ. || Стихъ, стихеръ, народн. легенда, сказанiе, преданiе въ стихахъ, иногда риѳмованныхъ, о предметахъ духовныхъ, о вѣрѣ, чтимыхъ ею святыхъ ипр. Стихеръ о Лазарѣ, о Iосифѣ прекрасномъ, объ Алексѣе Божьемъ человѣкѣ ипр. || Стихъ, юж. зап. полоска плетенья, строка, дорожка въ лаптяхъ. Стихира ж. похвальный тропарь, на утрени и вечерни. Стихира воскресная. Стихирарь м. книга церковныхъ стихировъ. Стихерный, стихирный, ко стихерамъ, стихирамъ отнсщ. Стиховой, стиховный, стишной, ко стихамъ отнсщ. || Стиховный, писаный, сочиненный стихами. Стиховой человѣкъ, неровный, причудливый, своенравный, на кого находит стихъ. Стиховна ж. црк. собранье стиховъ, поемыхъ на вечерни послѣ сугубой эктенiи и литiи. Стихе(и)рникъ сѣв. нищiй или вообще старикъ, знающiй много народныхъ стихеровъ или думъ. Стихотворенье, сочиненье, писаное стихами, пртвпл. проза. Стихотворное искуство или стихотворство ср. даръ, умѣнье, наука выражаться стихами; поэзiя, въ низшемъ значен. Стихотворческое дарованье. Стихотворецъ, —рица, поэтъ, кто сочиняетъ, пишетъ стихи. Сотихотворъ, —рка, —плетъ, —плетка, —кропатель, —ница, —ткачъ, —плутъ, —блудъ, плохой стихослагатель, —ница, риѳмоплетъ, риѳмоплутъ, риѳмачь. Стихологiя црк. чтенье или пѣнiе псалмовъ по стихамъ. —гисати, пѣть по стихамъ псалмы идр. цркв. пѣсни. Стихословiе, —вити, то же. —сложенье, стихослаганье, сочиненiе, писанiе стиховъ; || образъ, видъ или родъ стиховъ, складъ, размѣръ. Стихосложенье ямбическое (~-), хореическое (-~) ипр.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система организации стихотворной речи, в основе к-рой лежит ритм, закономерное повторение соизмеримых звуковых частей речи (напр., слога). Различные виды С. развиваются в зависимости от свойств, особенностей того или иного языка и историч. условий его развития. Метрическое С. (античное) было основано на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. В силлабическом С. чередуются стихотворные строки, одинаковые по числу слогов. Силлабо-тоническое С. основано не только на чередовании стихотворных строк с равным количеством слогов, но и на чередовании ударных и неударных слогов в каждой строке. В зависимости от расположения ударений различают двусложные размеры (с ударением через слог — ямб (я), хорей (х)) и трёхсложные размеры (с ударением через два слога — дактиль (д), амфибрахий (ам), анапест (ан)). Тоническое С. основано на чередовании стихотворных строк с более или менее одинаковым количестном ударных слогов при переменном числе безударных слогов. Кроме этих осн. европ. систем С., существуют стиховые системы народов Востока: китайское С., индийское С., арабское С., С. ираноязычных народов, С. тюркоязычных народов.
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, короткое поэтич. произведение б. ч. лирич. характера, написанное в прозаич. форме (напр., «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева).
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
СТИХ (от греч. stichos — ряд, строка), худ. речь, чётко расчленённая на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отд. строку.
СТИХОВЕДЕНИЕ, отрасль филологии, изучает стихотв. природу лит. произв. Разделы С.— фоника (о сочетаниях звуков в стихе), метрика и ритмика (о сочетании сильных и слабых мест в стихе), строфика (о сочетаниях стихов).
СТИХОСЛОЖЕНИЕ, способ орг-ции стихотв. речи, противопоставляющий ее прозе. В основе всякого С. лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной интонацией стихотворной. С. бывает 3 степеней сложности.
1) Тексты, не имеющие иной орг-ции, кроме членения на стихи,— свободный стих.
2) Обычно к этой орг-ции добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабич. С. основой соизмеримости строк служит общее кол-во слогов; в др. системах С.— кол-во слогов определ. высоты (мелодич. С.), долготы (метрич., или квантитативное, С.) или силы (тонич., или квалитативное, С.). 3) Системы С., осн. на неск. признаках: чаше всего одноврем. упорядочивается общее кол-во слогов и расположение слогов определ. высоты, долготы или силы на определ. позициях слогового ряда (силлабо-мелодич., силлабо-метрич., силлабо-тонич. С.); это упорядоч. расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе наз. метром. Т. о., С. есть система упорядоченности отвлеч. звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста — звуков (аллитерации), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматич. конструкций (параллелизм) и пр. В разных яз. разл. системы С. развиваются в разл. степени в зависимости от фонетич. строя яз. (так, в рус. стихе невозможны мелодич. и метрич. С., т. к. высота и долгота звуков в рус. яз. не фонологичны — не смыслоразличительны) и от культурно-ист. традиций и влияний (так, рус. нар. и раннее лит. С. было тонич.; в 17 в. усвоено силлабич., с 18 в. силлабо-тонич. С., в 20 в, рядом с ним возрождается чисто-тонич.).
CTИXOTBOPEHИЕ, написанное стихами лит. произв. небольшого объема (ср. с поэмой); 19—20 вв.— преим. форма лирики.
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирич. произв. в прозаич. форме: небольшой объем, повыш. эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей сближают С. в п. с лирич. поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет («Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева).
СТИХ // Большая российская энциклопедия. Том 31. — Москва, 2016. — С. 254. Электронная версия
СТИХ (греч. στίχος – ряд, строка), худож. речь, фонически расчленённая на относительно короткие отрезки (каждый из них также называется С.), которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые. Противоположное понятие – проза (см. Поэзия и проза); по сравнению с прозой членение С. обладает двумя особенностями: 1) членящие паузы могут не совпадать с синтаксическими (анжамбман); 2) выделение членящих пауз в С. твёрдо задано. Членение на С. обычно отмечается графич. оформлением текста (печатание отд. строчками) и часто сопровождается рифмой и др. фонич. признаками. Средством подчеркнуть сопоставимость и соизмеримость стихов является метр – чередование внутри С. сильных и слабых мест; но он может и отсутствовать (в чисто-тоническом С., свободном стихе и пр.).
Примечания
АМФИБРАХИЙ, в стихосложении трёхсложная стопа, с ударением на среднем слоге (–´–); напр.: «...Кто часто их видел, тот, верю я, любит крестьянских детей» (Н. А. Некрасов).
АНАПЕСТ, в стихосложении трёхсложная стопа, в к-рой вслед за двумя неударными слогами стоит ударный слог (– – ´); напр.: «Что ты жадно глядишь на дорогу в стороне от весёлых подруг?» (Н. А. Некрасов).
ДАКТИЛЬ, в силлабо-тонич. стихе (см. Стихосложение) трёхсложная стопа с ударением на первом слоге: напр.: «Тучки небесные, вечные странники!» (М. Ю. Лермонтов).
ХОРЕЙ (трохей), стихотворный размер с двусложными стопами, в к-рых ударение падает на первый слог (´– ) напр.: «Буря мглою небо кроет» (А. С. Пушкин). См. Стихосложение.
ЯМБ, в силлабо-тонич. стихосложении стихотворный размер с двусложными стопами, в к-рых ударение падает на 2-й слог (–´). Напр., «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог...» (А. С. Пушкин).