Атеизм (франц. atheisme) — ЭнциклопедиЯ

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

библия

«Библия для верующих и неверующих»

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


АТЕИЗМ, (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный). безбожие; отрицание существование бога и связанное с этим отрицание религии. В СССР и других социалистических странах пропаганда атеизма является составной частью коммунистического воспитания трудящихся.

 

 

В. Даль. Толковый словарь


АТЕИЗМЪ м. греч. невѣрiе, безвѣрiе, безбожiе, невѣрованiе въ бытiе Бога. Атеистъ м. -тка ж., атей м. -ка ж. безбожникъ. Атеистскiй, -тическiй, къ нему относящiйся.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


АТЕИ´ЗМ [тэ], -а, м. Отрицание существования бога, отказ от религиозных верований. || прил. атеистический, -ая, -ое.

АТЕИ´СТ [мэ], -а, м. Последователь атеизма. || ж. атеистка, -и.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


АТЕИЗМ, безбожие; воззрение, отвергающее всякие религиозные верования. Теоретическую основу атеизма составляет философский материализм. Появление и развитие атеизма неразрывно связано с развитием классовой борьбы и ростом научных знаний. Атеизм возник еще в древности (Демокрит, Эпикур, Лукреций и др.). В России в 18—19 веках атеистические идеи выдвигали и отстаивали многие передовые люди, вольнодумцы и революционеры-демократические мыслители. А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов правильно рассматривали борьбу против религии как одну из сторон революционной борьбы против самодержавия и крепостничества. Западно-европейские буржуа А. (П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах и др.), связанный с борьбой против феодального строя, видел путь преодоления религии лишь в просветительстве, не колеблющем основ эксплуататорского строя. Идеологи современной империалистической буржуазии открыто насаждают религию, мистику, суеверия, стремясь отвлечь массы от революционной борьбы против капитализма.

Марксизм-ленинизм создал непоколебимый, теоретический фундамент атеистического воззрений, впервые дал научное объяснение социально-исторических корней возникновения и развития религиозных верований, неразрывно связал борьбу за преодоление религиозных предрассудков со всей борьбой рабочего класса и всех трудящихся за социалистическое преобразование общества, за построение коммунизма.

 

 

Краткий философский словарь. 1939


Атеизм (безбожие) — научно обоснованное отрицание религии, веры в чудеса, загробную жизнь и т. д. Атеизм возник в древней Греции. Материалисты Демокрит, Эпикур отрицали сверхестественное и учили, что в мире ничего нет, кроме материи, состоящей из атомов. В XVI—XVII вв., в период борьбы с феодализмом, научные открытия Коперника, Джордано Бруно, Галилея нанесли сокрушительный удар невежественным религиозным представлением о мире и его устройстве. Крупнейшие представители материализма XVIII в. (Дидро, Гельвеций, Гольбах, Ламетри и др.) беспощадно разоблачали шарлатанство религии и церкви, эксплуатирующих темноту народных масс. Но научное, глубокое понимание связи религии с классовым господством и эксплуатацией впервые дал только марксизм. Марксизм показал, что религия является орудием духовного порабощения трудящихся эксплуататорами. Вместе с ростом революционного движения и политической сознательности передовые слои рабочего класса и трудящихся еще в условиях капитализма порывают с религиозным предрассудками. Окончательное уничтожение религии возможно только с уничтожением капитализма и эксплуатации. Сталинская Конституция (ст. 124) предоставляет трудящимся полную свободу совести, свободу отправления религиозных культов и свободу антирелигиозной пропаганды. Пропаганда научного, материалистического мировоззрения и терпеливое разъяснение трудящимся вредности религии — очень важная задача политической и культурной работы. В результате успехов социализма, расцвета культуры и науки многие миллионы трудящихся СССР навсегда порвали с религией.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


АТЕИЗМ (греч. а — отрицание и theos — бог) — система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь и т. п.); отрицание всякой религии. В каждую историческую эпоху А. отражал достигнутый уровень знаний и интересы тех классов и социальных групп, идейным оружием к-рых он выступал. А. неразрывно связан с материалистическими воззрениями на природу. Как система взглядов А. возник в рабовладельческом об-ве. Значительные элементы А. содержались у Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Эпикура, Ксенофана, Лукреция Кара, пытавшихся обьяснить все явления естественными причинами. Их А. носил наивный, умозрительный, непоследовательный характер. В средние века в условиях засилья церкви и религии А. не получил значительного развития. Большое значение в подрыве господства религии имел буржуазный А., представителями к-рого были Спиноза, фр. материалисты 18 в., Фейербах и др. Разоблачение реакционности церкви буржуазными атеистами сыграло историческую роль в борьбе с феодализмом, способствовало его ниспровержению. Вместе с тем буржуазный А. был непоследовательным и ограниченным, носил просветительский характер и был обращен к узкому кругу людей. Воинствующими атеистами были рус. революционные демократы. Последовательную форму А. принимает в марксизме-ленинизме. Интересы пролетариата, его положение и роль в об-ве совпадают с объективными тенденциями развития об-ва, в силу чего марксистский А. свободен от классовой ограниченности, характерной для немарксистских его форм. Философской основой марксистского А. является диалектический и исторический материализм, поэтому впервые атеистические воззрения приобретают научный характер. Предмет научного А.— выяснение социальных и гносеологических корней, причин возникновения и существования религии, критика религиозных вероучений с т. зр. научной картины мира, выявление социальной роли религии в об-ве, определение путей преодоления религиозных предрассудков. Марксистский А. дает всестороннюю критику религии, указывая пути и средства ее преодоления. Устранение социально-экономического и национального гнета подрывает наиболее глубокие социальные корни религии. Однако религиозные предрассудки у части населения, отличающиеся большой живучестью, продолжают существовать. Для их преодоления необходимы не только социально-экономические преобразования, но и активная, гибкая, целенаправленная воспитательная работа. Как подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, важнейшая часть этой работы — повышение трудовой и социальной активности людей, их просвещение, широкое распространение новых обрядов и обычаев. В ходе строительства социализма и коммунизма происходит формирование нового человека, свободного от религиозных и др. пережитков прошлого, человека, вооруженного научным мировоззрением.
 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


Атеизмъ (отъ греческаго слова άθεος, т. е. безбожный) — означаетъ отрицанiе существованiя Бога или мнѣнiе, что наше представленiе о Богѣ, какъ о высшемъ существѣ или какъ о нравственномъ порядкѣ вещей не есть нѣчто реальное или существующее въ дѣйствительности. — А. называется скептическимъ, когда отрицается возможность доказать бытiе Бога на основанiи разума, догматическимъ, когда утверждаютъ, что небытiе Бога можетъ быть подтверждено извѣстными доказательствами. Различаютъ также А. теоретическiй и практическiй. Первый отвергаетъ только объективную реальность существованiя Бога, но признаетъ нравственный законъ, который долженъ руководить нами въ жизни; практическимъ же атеизмомъ вслѣдствiе тѣсной связи, установленной человѣческимъ разумомъ между нравственнымъ закономъ и представленiемъ о Богѣ, называется тотъ видъ невѣрiя, когда люди не считаютъ нравственный законъ естественной потребностью, вытекающей изъ самой сущности нашего разума, а лишь случайнымъ представленiемъ, вытекающим изъ получаемаго нами воспитанiя и изъ общественныхъ отношенiй. Такъ-какъ, по понятiямъ людей, вѣра въ существованiе Бога освящаетъ нравственный законъ, то распущенность нравовъ неизбѣжно влiяетъ на ослабленiе вѣры и вслѣдствiе этого въ эпоху глубокаго упадка нравовъ всегда обнаруживалось и невѣрiе, какъ это было въ Грецiи во времена Перикла, у римлянъ во времена Августа, въ среднiе вѣка въ эпоху упадка нравовъ среди духовенства и свѣтскихъ людей и въ распущенности нравовъ, существовавшей передъ Французской революцiей. Такъ какъ понятiе о Богѣ въ разныя времена и у разныхъ народовъ бываетъ весьма различное, то многихъ людей часто обвиняли въ А., тогда какъ эти обвиненiя основывались лишь на чисто субъективныхъ взглядахъ. Такъ, напр., древнiе греки обвиняли въ А. нѣкоторыхъ изъ своихъ философовъ, какъ Анаксагора и Сократа, отвергавшихъ не существованiе Бога, но многобожiе, признаваемое народомъ. Точно также въ христiанской церкви вслѣдъ за установленiемъ догмата Троицы обвинялись въ А. и наказывались всѣ отвергавшiе догматъ о трiипостасномъ Божествѣ и о Божественности Iисуса Христа. Въ новѣйшее время, исходя изъ христiанско-теистическаго представленiя о Богѣ какъ о личности, существующей внѣ мiра, обвиняютъ въ А. идеалистовъ и пантеистовъ (Спинозу, Фихте, Шеллинга и Гегеля), хотя они не отрицаютъ самаго существованiя Бога, но только не допускаютъ его существованiя независимо отъ Вселенной.

 

 

АТЕИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/religious_studies/text/1837142

АТЕИ́ЗМ (от греч. ἄθεος – безбожный), мировоззре­ние, отрицающее бытие Бога, а также существование сверхъестественного мира (ангелов, духов и т. п.); отрицание религии вообще. В европ. культуре под А. обычно понимается отрицание существования личного Бога (см. Теизм).

Многообразие историч. форм А. затрудняет его классификацию. Самая общая классификация А. предполагает разделение его на следующие типы: по феноменологическому и социологическому основаниям – на А. индивидуально-личностный и А. коллективный; по принадлежности к теоретич. или практич. сфере – на А. теоретический (по преимуществу философский) и А. практический, в котором отрицание Бога выражается в действиях одного человека или группы людей, включая и т. н. гос. А., проявляющийся в законодат. системе и правовой практике государства.

В Ветхом Завете термин «безбожник» употребляется редко (2 Макк. 4:13; 3 Макк. 2:2); его функции выполняет слово «нечестивый» (ra̅ša̅‘), противоположное понятию «благочестивый». О богоотрицании говорится в Псалтири: «Сказал безумец в сердце своём: "нет Бога"» (Пс. 13:1) – «безумец» означает человека нечестивого и грешного, не имеющего страха Божия (Пс. 35:2–5), отрицающего Бога в помыслах своих (Пс. 9:25). В Ветхом Завете в тесной связи с отрицанием Бога стоят отступничество и измена своему Богу (Иов. 21:14), сотворение себе новых богов и поклонение им (Иер. 16:20). Мотив отступничества от истинного Бога или незнания Его подчёркивается в Новом Завете ап. Павлом в качестве осн. черты А. (безбожия): «…вы были в то время без Христа… были безбожники (ἄθεοι) в мире» (Еф. 2:12).

А. в Древней Греции возник в связи с отрицанием культа и мистерий, а также антропоморфизма греч. богов. Термин «безбожный» (θεος), изначально означающий «лишённый божества», впервые появляется у поэтов – Пиндара в «Пифийских одах» (4, 162), Эсхила в «Евменидах» (151) и Софокла в «Электре» (124). Цицерон в кн. «О природе богов» (I, 2; I, 63) к атеистам причисляет поэта Диагора Мелосского, философа Феодора из Кирены и философа-софиста Протагора, сочинение которого о богах было сожжено. Секст Эмпирик в кн. «Против учёных» называет атеистами софистов Продика и Крития (IX, 1, 50–57). Др.-греч. толкование «нечестивого» (ἀσεβής) как атеиста, не почитающего общепризнанных гос. богов, оскверняющего святыни, во многом близко к библейскому толкованию безбожия. Платон в 10-й кн. «Законов» (907d–910d) перечисляет религ. преступления, за которые следует сурово наказывать нечестивых: это «отрицание богов», «отрицание промысла богов», «богослужения, не предусмотренные законом». Примерами др.-греч. понимания А. стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смертной казни за «введение других богов», изгнание Анаксагора, обвинённого в «безбожии», и др. случаи преследования за действительные или мнимые расхождения с узаконенным почитанием богов. В Риме в 1–3 вв. н. э. гонению подвергались христиане, исповедовавшие веру в распятого на кресте и воскресшего Иисуса Христа, отрицавшую культ императора и поклонение ему как божеству, что считалось политически опасным.

Для религ. и филос. мысли средних веков А. не характерен. Связь христианского богословия и философии исключала в теоретич. области саму возможность сомнения в существовании Бога. Еретич. учения, сопровождавшие христианство в течение всей его истории, хотя иногда и назывались атеистическими, а их последователи – атеистами (безбожниками), в действительности таковыми не являлись.

Возрождение с его антропоцентризмом и стремлением к созданию нового культурного пространства, включающего ценности и достижения античной языческой культуры, подготовило условия для распространения А. в Европе, однако в своей основе оставалось эпохой религиозной. Из числа разнообразных направлений филос. мысли эпохи Возрождения наиболее близким к А. оказывается пантеизм. Этого мировоззрения придерживались П. Помпонацци, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Дж. Ч. Ванини (1585–1619).

В европ. философии 17–18 вв., проникнутой идеями рационализма и абсолютизации человеческого разума, ориентированной на научное (эмпирическое) познание законов природы, наиболее близки к А. пантеизм, деизм и материализм. Традиции пантеизма в 17 в. продолжал Б. Спиноза. Осн. представители англ. деизма – Дж. Толанд и А. Коллинз (1676–1729). Дальнейшее развитие деизм получил в 18 в. в филос. трудах Вольтера, Д. Юма, Ж. Ж. Руссо. В формировании «дехристианизированной» «религии Разума», идеологии Великой французской революции 18 в., особую роль сыграли деизм и франц. материализм. Механистические (см. Механицизм) и натуралистические (см. Натурализм) учения Ж. О. де Ламетри, Д. Дидро и К. А. Гельвеция могут быть отнесены к А., однако наиболее полно это мировоззрение представлено в сочинениях П. А. Гольбаха.

Широкое распространение теоретич. А. получил в 19–20 вв.; он связан с филос. направлениями своего времени – позитивизмом, антропологич. философией, анархизмом, материализмом, нигилизмом и философией жизни. Осн. представители этих филос. направлений – А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, П. Ж. Прудон, К. Маркс, Ф. Ницше. Атеистич. взгляды разделяли отд. представители экзистенциализма (Ж. П. Сартр, А. Камю) и аналитич. психологии (З. Фрейд, Т. Райк, Э. Фромм). Агностиком считал себя философ-неопозитивист Б. Рассел.

В России теоретич. А. получил распространение лишь в 19 в. Большинство атеистич. учений в России берёт начало в европ. философии 18–19 вв. Такие течения, как позитивизм (Н. К. Михайловский), анархизм и нигилизм (М. А. Бакунин, Н. А. Добролюбов, С. Г. Нечаев, П. Н. Ткачёв), а также разл. направления социализма (Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) обозначили осн. вехи распространения А. в России.

Своеобразие рус. А. проявилось в превращении его в целостное мировоззрение, в разновидность «веры», по словам Ф. М. Достоевского, и в стремлении к немедленному практическому применению этой веры.

Гос. А. представляет собой возведённую в ранг гос. политики идеологию; в той или иной форме он предполагает: ограничение гражд. и политич. прав верующих посредством законодательства или подзаконных актов, использование гос., политич. и общественных институтов для борьбы с религией и верующими, установление цензуры на религ. лит-ру, воспитание граждан в духе А. Гос. А. получил распространение в СССР, КНР, Камбодже и некоторых др. странах.

С распадом СССР и принятием Конституции РФ А. перестал играть роль гос. идеологии. В РФ он продолжает существовать в качестве мировоззрения определённой части общества, как одно из течений общественной мысли.

Лит.: Ланге А. История материализма. СПб., 1881–1883. Т. 1–2; Корсунский И. Н. Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания Древней Греции. Хар., 1890; Mauthner F. Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande. Stuttg.; B., 1920–1923. Bd 1–4; Маутнер Ф. Атеизм в эпоху Великой Французской революции. Л.; М., 1924; Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР. М., 1926; Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955. М., 1990; Lubac H. de. Le drame de l’humanisme athée. P., 1983; Scepticism and irreligion in the seventeenth and eighteenth centuries / Ed. R. H. Popkin, A. Vanderjagt. Leiden; N. Y., 1993; Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.; СПб., 2000.

 

 

Ссылка


  • Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание бога», «безбожие»; от ἀ — «без» + θεός — «бог») в широком смысле — отвержение веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует... Википедия

 

 

Материал по теме


«НАСТОЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ КОЛХОЗНИКА 1939», ОГИЗ. Гос. издательство колхозной и совхозной литературы

МАРКС, ЭНГЕЛЬС, ЛЕНИН О РЕЛИГИИ И БОРЬБЕ С НЕЮ

«Религия — это вздох угнетённой твари... Она — опиум народа».

Маркс

 

«Каждая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму сверхъестественных».

Энгельс

 

«Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса».

Ленин

 

Общественные организации

СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ

Союз воинствующих безбожников СССР (сокращенно СВБ) — добровольная массовая общественная организация трудящихся СССР, насчитывающая в своих рядах около двух млн. человек. СВБ СССР является секцией Всемирного союза свободомыслящих.

Задача союза воинствующих безбожников — активно использовать свободу антирелигиозной пропаганды, обеспеченную 124-й статьей Конституции СССР, в целях полного освобождения верующих от вредного влияния религии и религиозных организаций.

СВБ воспитывает своих членов в духе коммунизма, терпеливо разъясняет трудящимся, еще не порвавшим связи с религией, вред религиозных предрассудков и помогает им выработать материалистическое, марксистско-ленинское мировоззрение. Вместе с другими общественными организациями СССР, СВБ активно участвует в социалистическом строительстве. СВБ ведет и поддерживает массовую антирелигиозную пропаганду и агитацию через клубы, избы-читальни, выставки, музеи, радиовещание, школы, кино, библиотеки, посредством публичных лекций, индивидуальных бесед и т. д. СВБ создает свои первичные организации в колхозах, совхозах, на предприятиях, в домах, учебных заведениях, организует кружки и семинары для подготовки кадров антирелигиозников-агитаторов, издает литературу и т. д.

Членом СВБ может быть каждый гражданин СССР, достигший 15-летнего возраста и порвавший с религией. Основным звеном организации СВБ является первичная организация, создаваемая в колхозе, совхозе, на предприятиях и т. д. Все органы СВБ — выборные. Высшим руководящим органом СВБ является Всесоюзный съезд СВБ, выбирающий Центральный совет, на обязанности которого лежит руководство организациями (республиканскими, областными и районными советами) СВБ между съездами. Антирелигиозные журналы и литература издаются на языках многих народов СССР.

Средства СВБ составляются из членских, вступительных и интернациональных взносов.
Девиз СВБ — «Борьба против религии — борьба за коммунизм».

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2020