ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь : в 3 т. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. 1953—1955


ЭПИКУР (341—270 до н. э.), др.-греч. философ, крупнейший материалист и атеист античного мира, идеолог рабовладельческой демократии. Э. продолжил и развил атомистич. философию Левкиппа—Демокрита. Он исходил из признания вечности материи и отрицал вмешательство богов в дела мира. Цель философии, по Э., — счастье человека, для достижения к-рого необходимо освободиться от предрассудков и овладеть знанием законов природы. Философия Э. была направлена против суеверий, мистики и религии. Поэтому церковники на протяжении двух тысячелетий стремились всячески очернить и оклеветать Э., извратить его учение.

ЭПИКУРЕЕЦ, 1) последователь философии Эпикура. 2) Человек, видящий смысл и цель жизни в удовольствиях, наслаждениях.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЭПИКУР (341—270 до н. э.), др.-греч. философ-материалист. С 306 — в Афинах, основал филос. школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в к-ром Э. поддерживался сенсуализма) и этику. В физике Э. следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно~безразличных богов в пространствах между бесчисл. мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Э.: живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.

ЭПИКУРЕИЗМ, учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах — «Сад» Эпикура, крупнейший предст. Э. в Риме — Лукреций. В новое время развивался с эпохи Возрождения, затем — в материалистич. и просветит. течениях 17—18 вв. (П. Гассенди). Как этич. принцип родствен эвдемонизму; впоследствии вульгарно толковался в духе гедонизма.

 

 

Краткий философский словарь. 1939


Эпикур (342—270 до н. э.) — философ-материалист, «величайший греческий просветитель» (Маркс), продолжатель Демокрита. Мир, по Эпикуру, состоит из атомов и пустоты, в которой из атомов образуется бесконечное множество миров. Боги не принимают участия в жизни миров, пребывая в безмятежности в их порах. Подтверждая основные принципы атомизма, Эпикур вносит в учение Демокрита существенные изменения. По Эпикуру, атомы, двигаясь прямолинейно, могут совершать «отклонения». Эти отклонения происходят самопроизвольно, случайно. Вводя понятие случайности, Эпикур стремился устранить фатализм, который вытекал из учения Демокрита. Защищая сенсуализм (см.) в теории познания, Эпикур и в этике стоял на почве разумного использования чувственных наслаждений. Это дало повод различным врагам материализма оборачивать эпикуреизм как философию, якобы поощряющую разврат. Задача мудреца, по Эпикуру, заключалась в достижении «атараксии» (безмятежности) духа; она достигается путем познания и избавления от страха перед богами и смертью. Эпикур сам и в особенности его последователь Лукреций оказали большое влияние на развитие материализма ХVII—XVIII вв.

 

 

Краткий философский словарь. 1954


ЭпикурЭПИКУР (341—270 до н. э.)— выдающийся материалист и атеист эпохи эллинизма, радикальный просветитель древности. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Философия Эпикура признаёт бытие вещей вне сознания человека и независимо от него. Возрождая атомизм Левкиппа—Демокрита (см.), Эпикур вносит в него оригинальные изменения, высказывает гениальные догадки, подтверждённые дальнейшим развитием науки. Всё существующее, по Эпикуру, есть результат движения и столкновения атомов. Для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, Эпикур вводит понятие спонтанного (внутренне обуcловленного) «отклонения» атома от прямой линии. Этот взгляд противостоит фаталистическому учению Демокрита о необходимости, отрицающему случайность.

В теории познания Эпикур — материалист-сенсуалист. Основой познания он признаёт ощущения, которые сами по себе всегда истинны, так как исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Эпикур развивает наивно-материалистическую теорию «идолов», согласно которой от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Утверждая материальность и смертность души, Эпикур выступает против невежества и суеверия, порождающих страх перед богами и смертью. Цель философии, по Эпикуру,— счастье человека, для достижения которого следует освободиться от предрассудков, овладеть знанием законов природы. Эпикур пытается построить этическую теорию разумного наслаждения, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа. Как идеолог рабовладельческого общества Эпикур считает наиболее разумным для человека не деятельность, а покой, атараксию. Материалистическое учение Эпикура всячески искажалось и опошлялось в буржуазной идеалистической истории философии (например, Гегелем); оно до сего времени вызывает ненависть теологов и прочих реакционеров.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. М.: Издательство политической литературы, 1987


ЭПИКУР (341—270 до н. э.) — греч. философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Э. отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Возрождая атомизм Левкиппа — Демокрита, Э. вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) "отклонения" атома от прямой линии. Это — основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с механическим детерминизмом Демокрита. В теории познания Э. — сенсуалист. Ощущения сами по себе всегда истинны, т. к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Возникновение ощущений Э. объясняет наивно-материалистически: от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, истечений, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия. Материалистическое учение Э. искажалось в идеалистической философии (напр., Гегелем).

 

 

ЭПИКУР // Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 409—410

ЭПИКУ́Р (’Επίϰουρος) из Самоса (341–271/270 до н. э.), др.-греч. философ, основатель эпикурейской школы и филос. традиции эпикуреизма. Родился в бедной семье афинских колонистов на о. Самос, отец Э. был школьным учителем. После того как в 323 Афины потеряли контроль над островом, родители Э. эмигрировали в Колофон в Малой Азии. Ранние годы Э. провёл в Лампсаке на Геллеспонте и близлежащем о. Лесбос, где познакомился с ионийской философией природы и учением Демокрита. В 306 до н. э. основал свою школу в «саду» при собств. доме, купленном в Афинах за гор. стеной, отсюда неформальное название эпикурейской школы «Сад» (Κῆπος). В отличие от др. филос. школ в Афинах (Академии Платона, Ликея Аристотеля и Стои), школа Э. не была образоват. учреждением, а скорее содружеством «друзей», живших вместе для «совместного философствования» (συμφιλοσοφεῖν) и обретения счастья. Др. отличием был её демократич. характер: в число «друзей» входили женщины и выходцы из простонародья. Э. соединял в себе роли просветителя, нравств. учителя жизни и психотерапевта, после его смерти ученики прославляли его как «спасителя», избавившего человечество от гнёта невежественной религии глупцов и указавшего путь всем к реальному блаженству в этой жизни.

Многочисл. филос. трактаты Э. не сохранились. Гл. источником для изучения его биографии и философии являются кн. 10 «Жизни и мнения прославленных философов...» Диогена Лаэртия, который цитирует целиком три филос. письма Э. к ученикам, и «Основные воззрения», сборник 40 цитат, излагающих преим. основы этики. Др. сходное собрание цитат известно как «Ватиканский гномологий». «Письмо к Геродоту» посвящено атомистич. физике, «Письмо к Пифоклу» – объяснению небесных явлений, «Письмо к Менекею» – этике. Важным источником являются поэма Лукреция «О природе вещей» – популярное изложение эпикуреизма для рим. читателя, а также доксография (особенно в сочинениях Цицерона) и многочисл. фрагменты-цитаты из утраченных сочинений Э. у позднейших греч. и лат. авторов (изданы Г. Узенером, 1887, и Арригетти, 1973). Особую ценность имеют фрагменты из утраченного трактата Э. «О природе» в 37 кн. (папирусных свитках), обнаруженные археологами на «Вилле папирусов» в Геркулануме, погребённом, как и Помпеи, под вулканич. пеплом при извержении Везувия в 79 н. э.

Философия Э. содержит две осн. дисциплины – физику и этику, логика была придатком учения о природе. Э. отстаивал эмпиризм сенсуалистич. толка в эпистемологии, натуралистич. монизм в учении о мире, гедонизм (принцип удовольствия) в этике – приоритетной части его системы. Физика ставила просветительские задачи: понимание естеств. порядка вещей должно освободить людей от страха богов и страха смерти (загробного наказания) и тем самым способствовать достижению счастья – гл. практич. цели жизни. Учение Э. о природе с незначит. модификациями заимствовано из атомистики Демокрита, в отличие от которого Э.: 1) признавал, что у атомов есть вес; 2) допускал, что атомы способны спонтанно «отклоняться» от траектории (греч. παρέγϰλισις) и менять курс, что делало возможной свободу воли (у Демокрита господствует строгий детерминизм: движение атомов подчинено слепой «необходимости» и «принудит. силе» внешних факторов); 3) следовал принципу радикального сенсуализма («всякое ощущение истинно»), тогда как у Демокрита критерием истины признавался разум, а не ощущения.

Вселенная бесконечна и состоит из атомов и пустого пространства. Миров, подобных нашему (т. е. планетных систем), бесконечно много, все они возникли из скоплений атомов и подвержены гибели. Боги существуют, они состоят из атомов и находятся далеко от нас в «междумириях» (космич. пространстве между мирами). Они пребывают в состоянии блаженства, не оказывая никакого влияния ни на естеств. процессы, ни на жизнь людей, о существовании которых им даже неизвестно; вследствие этого вера в божественное провидение, мантику и силу молитвы отрицается. Боги самодостаточны и ни в чём не нуждаются (поэтому жертвоприношения бесполезны), им неведомы страсти, и эта отрешённая безмятежность является образцом для философа-эпикурейца, который бежит от суеты полиса (принцип «живи сокровенно»), замыкается в «саду» с друзьями и вместе с ними взыскует просветлённости и безмятежности (атараксия) духа. В отличие от «этики добродетели» Сократа, Платона и стоиков, требующей подавления страстей разумом, этика Э. ставит во главу угла удовольствие (ἡδονή): добро отождествляется с удовольствием, а зло – со страданием. В отличие от гедонизма Аристиппа и киренской школы, Э. понимал удовольствие как отсутствие страдания и отрицал существование нейтрального состояния между удовольствием и страданием. Как только тело освобождается от всякой физич. боли, а душа от всякой печали, вызываемой прежде всего страхом, человек уже пребывает в состоянии удовольствия и достигает конечной цели – счастья. Э. делил удовольствия на «кинетические» (наслаждение процессом, кинесис) и «катастематические» (от греч. ϰaτάστημα  – «состояние») и ставил первые ниже вторых, т. к. кинетич. удовольствия (напр., утоление чувственного желания) – бурные и скоротечные, а катастематические – тихие и длительные (напр., филос. беседа с друзьями или воспоминания о приятных моментах прошлой жизни). Подлинное удовольствие отличается от радости (χαρά) и веселья (εὐφροσύνη) и не может варьироваться по интенсивности: оно всегда ровное и одинаковое, отсюда вытекает бессмысленность погони за наслаждениями, роскошью и богатством. Эпикурейское «четвероякое целебное слово» (логос тетрафармакос) гласит: «Бог не страшен, в смерти ничего не таится, добро легко обрести, а зло легко перенести». Добродетели сократич. этики (напр., справедливость, мужество, целомудрие) Э. считал полезными условностями человеческого общежития в качестве вспомогат. средства для достижения высшего блага – удовольствия.

В социальной и политич. философии Э. стоял на восходящей к Демокриту и софистам позиции конвенционализма и гуманизма: государство и правовые институты основаны на договоре между людьми, а не на божественном откровении.

В психологии Э. отвергал учения Платона и пифагорейцев о душе как бестелесной и бессмертной субстанции. Душа взаимодействует с телом и, следовательно, также имеет телесную природу, она состоит из тончайших атомов, которые настолько малы́, что свободно проходят в расстояниях между др. атомами тела и приводят его в движение. Сенсорная душа рассеяна по всему телу, рациональная часть души локализуется в грудной области, материальным субстратом интеллекта (нус) являются тончайшие сферич. атомы огня. Сами атомы души, как и все атомы, вечны, но их специфич. агломерат, составляющий индивидуальную душу, после смерти рассеивается в воздухе, поэтому душа смертна, а осознание её смертности освобождает человека от неразумного страха загробного наказания. «Смерть ничто для нас», т. к. она не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, нет смерти, когда есть смерть, нет нас. Чувственное восприятие Э. объяснял в рамках атомистич. доктрины Демокрита как взаимодействие внешних объектов и органов чувств. Все тела непрерывно излучают тонкие «образы» (εἲδωλα ), которые проникают в глаз и отпечатыватся в нём как зрительный образ. Др. ощущения имеют такую же природу: напр., слух – это поток атомов воздуха, взаимодействующий с ухом, сладкий вкус вызывается контактом языка с гладкими атомами.

Логика Э., которую он называл «каноникой» (от греч. ϰανών – «правило» плотника, в переносном смысле мерило или критерий истины), была неразрывно связана с его натуралистич. теорией познания. Э. считал бесполезными формальную силлогистич. логику, диалектику и риторику. В утраченном трактате «Канон» Э. признавал три критерия истины: ощущения, чувства (такие как удовольстие и страдание) и общие понятия («предвосхищения»). Ощущения дают нам информацию о внешнем мире и сами по себе не могут быть ложными, т. к. не содержат никакого суждения о вещах. «Предвосхищения» – такие понятия, как «тело» или «истина», формируются в душе в результате многократного повторения соответствующих чувственных восприятий. Др. понятия о вещах образуются по аналогии, по сходству или путём сочетания этих осн. понятий, так что врождённых идей не существует, и всё содержание разума коренится в чувственном восприятии. Внутр. чувства удовольствия и страдания служат мерилом того, что надо выбирать и чего избегать в практич. жизни. Избавившись от власти богов и достигнув просветлённой безмятежности духа, философ сам становится подобен богу.

Изд. греч. текста: Epicurea / Ed. H. Usener. Lpz., 1887 (изд. фрагменов); Epicurus: The extant remains / Ed. C. Bailey. Oxf., 1926; Epicuro opere / Ed. G. Arrighetti. Torino, 1973.

Лит.: Furley D. Two studies in the Greek atomists. Princeton, 1967; Asmis E. Epicurus’ scientific method. Ithaca; N. Y., 1984; Englert W. G. Epicurus on the swerve and voluntary action. Atlanta, 1987; Mitsis Ph. Epicurus’ ethical theory: The pleasures of invulnerability. Ithaca; N. Y., 1988; Warren J. Facing death: Epicurus and his critics. Oxf., 2004; Konstan D. A life worthy of the gods: The materialist psychology of Epicurus. Las Vegas, 2008; The Cambridge companion to Epicureanism / Ed. J. Warren. Camb., 2009; Epicurus and the Epicurean tradition / Ed. F. Jeffrey, K. Sanders. Camb., 2011; Cooper J. M. Pursuits of wisdom. Princeton, 2012.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024