ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 575


ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА, порядок, при к-ром гос-во не вмешивается в церк. дела, церковь не выполняет никаких гос. функций и религия считается личным делом граждан. В СССР церковь полностью отделена от государства. Конституция СССР (ст. 124) указывает: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Осн. задачу в области преодоления религ. пережитков партия и правительство видят не в запрещении веры, а в глубокой воспитательной и политико-просветительной работе.

В капиталистич. странах, даже в тех, где, согласно конституциям, церковь отделена от гос-ва (напр., Франция), отделение носит формальный характер. Правящая буржуазия имеет в лице церкви союзника в борьбе против революц. и прогрессивного движения.

 

 

Юридический энциклопедический словарь. — Москва, 1987. — С. 297


ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА, в гос. праве принцип. предполагающий невмешательство гос-ва во внутр. дела церкви, неучастие церкви в гос. управлении, отделение школы от церкви и свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии либо атеизму. «Государству,— писал В. И. Ленин,— не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью» (Полн. собр. соч., т. 12, с. 143). См. также Свобода совести.

 

 

ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018). Новая версия


ОТДЕЛЕ́НИЕ ЦЕ́РКВИ ОТ ГО­СУДА́Р­СТ­ВА, в пра­ве прин­цип, пред­по­ла­гаю­щий не­вме­ша­тель­ст­во го­су­дар­ст­ва во внут­рен­ние де­ла Церк­ви и не­уча­стие Церк­ви в гос. управ­ле­нии, обес­пе­чи­ваю­щий сво­бо­ду гра­ж­дан в оп­ре­де­ле­нии сво­его от­но­ше­ния к ре­ли­гии и ре­ли­ги­оз­ной при­над­леж­но­сти.

Тре­бо­ва­ние об от­де­ле­нии Церк­ви бы­ло вы­дви­ну­то мыс­ли­те­ля­ми эпо­хи Про­све­ще­ния и на­прав­ле­но про­тив ср.-век. по­ряд­ков, ко­гда оп­ре­де­лён­ная ве­ра бы­ла обя­за­тель­ной, име­ла пуб­лич­ное зна­че­ние и ска­зы­ва­лась на пра­во­вом по­ло­же­нии че­ло­ве­ка. В совр. го­су­дар­ст­вах по­ло­же­ние об от­де­ле­нии Церк­ви со­дер­жит­ся в боль­шин­ст­ве кон­сти­ту­ций, в т. ч. в рос­сий­ской.

В Сов. Рос­сии от­де­ле­ние Церк­ви от го­судар­ст­ва бы­ло про­из­ве­де­но Дек­ре­том об отделении церкви от государства (офиц. название  – «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», при публикации употреблялось также название «Об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ст­ва и шко­лы от церк­ви») от 20.1(2.2).1918 и за­кре­п­ле­но Кон­сти­ту­ци­ей РСФСР 1918. Пре­по­да­ва­ние ре­лиг. ве­ро­уче­ний в об­ще­об­ра­зо­ват. учеб­ных за­ве­де­ни­ях бы­ло за­пре­ще­но, соб­ст­вен­ность Це­рк­ви объ­яв­ле­на «на­род­ным до­стоя­ни­ем» (см. Изъя­тие цер­ков­ных цен­но­стей).

Со­глас­но дей­ст­вую­щей Кон­сти­ту­ции РФ 1993 (ст. 14), Рос­сия – свет­ское го­су­дар­ст­во, ни­ка­кая ре­ли­гия не мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся в ка­че­ст­ве гос. или обя­за­тель­ной, ре­лиг. объ­е­ди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ст­ва и рав­ны пе­ред за­ко­ном. Шко­ла так­же от­де­ле­на от Церк­ви в боль­шин­ст­ве стран. Разл. ре­ли­гии ми­ра мо­гут изу­чать­ся как пред­мет пре­по­да­ва­ния, но ис­клю­ча­ет­ся при­ну­дит. обу­че­ние ре­лиг. об­ря­дам. Про­воз­гла­ша­ет­ся сво­бо­да со­вес­ти.

Вме­сте с тем во мно­гих стра­нах су­ще­ст­ву­ет гос. ре­ли­гия (или гос. Цер­ковь), ис­поль­зу­ют­ся не­ко­то­рые ре­лиг. об­ря­ды в гос. уч­ре­ж­де­ни­ях, при­ме­ня­ет­ся ор­га­ни­зо­ван­ное по­се­ще­ние цер­ков­ных мо­леб­нов школь­ны­ми клас­са­ми (напр., в Фин­лян­дии). В не­ко­то­рых стра­нах есть кон­сти­ту­ци­он­ные по­ло­же­ния о при­ви­ле­ги­ро­ван­ной ре­ли­гии. Так, в Кон­сти­ту­ции Таи­лан­да (ст. 79) го­во­рит­ся, что го­су­дар­ст­во долж­но под­дер­жи­вать и за­щи­щать буд­дизм.

Зна­че­ние пра­во­вых по­ло­же­ний о гос. ре­ли­гии в стра­нах Вос­то­ка и ев­роп. госу­дар­ст­вах не­оди­на­ко­во. В му­сульм. стра­нах ис­лам объ­яв­лен кон­сти­ту­ция­ми гос. ре­ли­ги­ей. При этом в не­ко­то­рых из них (Еги­пет, Ирак, Ли­ван, Си­рия и др.) на­ря­ду с ис­ла­мом су­ще­ст­ву­ют и др. ре­ли­гии, церк­ви, но в стра­нах му­сульм. фун­да­мен­та­лиз­ма (Ка­тар, Оман, Сауд. Ара­вия и др.) ис­лам – часть гос. сис­те­мы. Не­со­блю­де­ние об­ря­дов в по­ло­жен­ное вре­мя (за этим сле­дит спец. по­ли­ция нра­вов – му­та­ва) мо­жет по­влечь су­ро­вое на­ка­за­ние (пор­ке под­вер­га­лись и ино­стран­цы, в т. ч. жен­щи­ны), су­щест­ву­ют ша­ри­ат­ские су­ды, при­го­ва­ри­ваю­щие лю­дей к чле­но­вре­ди­тель­ным на­ка­за­ни­ям и смерт­ной каз­ни. В стра­нах Ев­ро­пы и не­ко­то­рых др. стра­нах про­воз­гла­ше­ние к.-л. ре­ли­гии го­су­дар­ст­вен­ной (Анг­ли­кан­ской церк­ви в Ве­ли­ко­бри­та­нии, ка­то­ли­циз­ма в Ис­па­нии, вост. пра­во­слав­ной Церк­ви в Гре­ции, иу­да­из­ма в Из­раи­ле, лю­те­ран­ст­ва в Да­нии, двух гос. ре­ли­гий – пра­во­сла­вия и лю­те­ран­ст­ва в Фин­лян­дии и др.) не ог­ра­ни­чи­ва­ет пра­во ли­ца ис­по­ве­до­вать лю­бую ре­ли­гию, вес­ти про­па­ган­ду ре­ли­ги­оз­ных и иных взгля­дов. Ни­кто не обя­зан за­яв­лять о сво­их ре­ли­ги­оз­ных или ан­ти­ре­ли­ги­оз­ных убе­ж­де­ни­ях. Гра­ж­да­нин, ес­ли его ре­лиг. убе­ж­де­ния про­ти­во­ре­чат не­се­нию во­ен. служ­бы, име­ет пра­во на за­ме­ну её аль­тер­на­тив­ной гра­ж­дан­ской служ­бой. Кон­сти­ту­ции и за­ко­ны та­ких стран раз­ре­ша­ют гос. и му­ни­ци­паль­ным ор­га­нам со­труд­ни­чать с Цер­ко­вью в об­ществ. ин­те­ре­сах, но за­пре­ща­ют им фи­нан­си­ро­вать цер­ков­ные уч­ре­ж­де­ния. Как пра­ви­ло, за­пре­ще­но фи­нан­си­ро­ва­ние гос. Церк­ви (и иных церк­вей) из гос. бюд­же­та. Вме­сте с тем по­ло­же­ние гос. Церк­ви пред­по­ла­га­ет, что мо­нарх и его суп­ру­га долж­ны ис­по­ве­до­вать гос. ре­ли­гию, оп­ла­та свя­щен­ни­ков этой ре­ли­гии в вой­сках про­из­во­дит­ся из гос. бюд­же­та, ино­гда воз­мож­но вы­де­ле­ние и иных средств из гос. бюд­же­та. Выс­шие ду­хов­ные ли­ца на­зна­ча­ют­ся мо­нар­ха­ми (в не­ко­то­рых рес­пуб­ли­ках Лат. Аме­ри­ки осу­ще­ст­в­ля­ет­ся гос. па­тро­нат над оп­ре­де­лён­ной Цер­ко­вью, пре­зи­дент на­зна­ча­ет епи­ско­пов из кан­ди­да­тов, пред­ло­жен­ных Цер­ко­вью). В Ве­ли­ко­бри­та­нии в Па­ла­те лор­дов по долж­но­сти за­се­да­ют выс­шие цер­ков­ные ие­рар­хи (26 чел.) го­су­дар­ст­вен­ной (Анг­ли­кан­ской) церк­ви. В Ли­ва­не, со­глас­но пак­ту ме­ж­ду ре­лиг. об­щи­на­ми (1989), мес­та в Па­ла­те де­пу­та­тов и выс­шие гос. долж­но­сти (пре­зи­дент, гла­ва пра­ви­тель­ст­ва, пред­се­да­тель пар­ла­мен­та и др.) стро­го рас­пре­де­ле­ны ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми ре­лиг. групп (хри­сти­ан-ма­ро­ни­тов, пра­во­слав­ных хри­сти­ан, му­суль­ман-сун­ни­тов, му­суль­ман-шии­тов и др.). Ак­ты гражд. со­стоя­ния (до­ку­мен­ты о ре­ги­ст­ра­ции ро­ж­де­ний, бра­ков и др.) име­ют офиц. зна­че­ние, ес­ли они вы­да­ны гос. Цер­ко­вью или гос. уч­ре­ж­де­ния­ми (до­ку­мен­ты др. церк­вей та­ко­го зна­че­ния не име­ют).

Во мно­гих стра­нах, где хо­тя и нет гос. Церк­ви, но клят­ва в су­де или выс­ших долж­но­ст­ных лиц про­из­но­сит­ся на Биб­лии (напр., в США), текст при­ся­ги пре­зи­ден­та во мно­гих стра­нах вклю­ча­ет упо­ми­на­ние о Бо­ге. За­се­да­ния пар­ла­мен­тов в ря­де стран (Ве­ли­ко­бри­та­ния, США и др.) на­чи­на­ют­ся с об­щей крат­кой мо­лит­вы, в Фин­лян­дии – с об­ще­го по­се­ще­ния пре­зи­ден­том и де­пу­та­та­ми ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. В 2000-х гг. в не­ко­то­рых стра­нах Ев­ро­пы, в Тур­ции при­ня­ты за­ко­ны, ог­ра­ни­чи­ваю­щие де­мон­ст­ра­цию ин­ди­ви­да­ми сво­ей ре­лиг. при­над­леж­но­сти: за­пре­ще­но в об­ществ. мес­тах и на ули­це но­сить му­сульм. хид­жаб, евр. ки­пу и хри­сти­ан­ский крест боль­шо­го раз­ме­ра. При­ня­ты так­же по­ста­нов­ле­ния, за­пре­щаю­щие но­ше­ние в об­ществ. мес­тах па­ранд­жи и др. форм жен­ской оде­ж­ды, ко­то­рые пол­но­стью за­кры­ва­ют ли­цо, пре­пят­ст­вуя опо­зна­нию че­ло­ве­ка.

Библиография

Лит.: От­де­ле­ние це­рк­ви от го­су­дар­ст­ва: Сб. дек­ре­тов... Хар., 1925; Шер­ш­не­ва-Ци­туль­ская И. А. От­де­ле­ние це­рк­ви от го­су­дар­ст­ва в Со­вет­ской Рос­сии: К 90-ле­тию дек­ре­та СНК РСФСР «Об от­де­ле­нии це­рк­ви от го­су­дар­ст­ва и шко­лы от це­рк­ви» // Ве­ст­ник Рос­сий­ской пра­во­вой ака­де­мии. 2008. № 2.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024