Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 328—332
МАРКС, Женни, урождённая фон Вестфален (1814—81), жена, верный друг и помощник К. Маркса. Порвав с аристократич. средой, в к-рой она родилась и выросла, Женни М. «не только разделяла участь, труды и борьбу своего мужа, но и активно участвовала в них с величайшей вдумчивостью и с пламеннейшей страстью» (Ф. Энгельс).
МАРКС (Лонге), Женни (1844—1883), деятель рабочего движения, видный марксистский публицист, старшая дочь К. Маркса. С 1872 — жена Шарля Лонге.
МАРКС, Карл (5 мая 1818—14 марта 1883), основоположник научного коммунизма, великий учитель и вождь международного пролетариата, гениальный мыслитель, корифей революционной науки. Род. в г. Трир (Рейнская провинция Пруссии) в семье адвоката. Родина К. Маркса — Рейнская провинция, сильнее др. частей Германии испытавшая на себе влияние франц. бурж. революции конца 18 в., в 1815 была присоединена к Пруссии — «самой отсталой, самой косной, самой невежественной, еще полуфеодальной части Германии» (Ф. Энгельс). Рейнская пров. была одной из наиболее развитых в экономич. отношении областей Пруссии, где развивалась крупная пром-сть и формировался новый класс — пролетариат.
С 1830 до 1835 К. Маркс учился в Трирской гимназии, по окончаний к-рой стал студентом юридич. факультета сперва Боннского, а затем Берлинского ун-тов. Избрав своей специальностью юридические науки, К. Маркс в то же время проявлял огромный интерес к философии и истории.
Мировоззрение молодого Маркса формировалось в эпоху, непосредственно предшествовавшую революции, к-рая произошла в ряде стран Европы в 1848—49. Развитие капитализма в странах Зап. Европы вело к обострению классовой борьбы, к развёртыванию буржуазно-демократических и нац.-освободит. движений, к зарождению рабочего движения, направленного не только против феод. пережитков, но и против капиталистич. эксплуатации. «Германия была чревата тогда, так же как и Россия в начале XX столетия, буржуазной революцией» (И. В. Сталин). Докторская диссертация К. Маркса «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841) показывает, что, будучи в то время еще левогегельянцем, К. Маркс стремился сделать из философии Гегеля атеистич. и революц. выводы. Получив диплом доктора философии, К. Маркс намеревался стать профессором в Бонне. Однако реакц. политика прусского пр-ва, изгонявшего из ун-тов прогрессивных профессоров, лишний раз убедила Маркса, что для свободной научной мысли нет места в прусских университетах.
С апр. 1842 К. Маркс стал сотрудником, а с октября того же года редактором «Рейнской газеты». На ее страницах К. Маркс развернул страстную борьбу против социального, политич. и духовного гнёта, царившего в Пруссии и во всей Германии. Работа в «Рейнской газете» явилась важным этапом в формировании мировоззрения К. Маркса. Здесь наметился переход К. Маркса от идеализма к материализму и от революц. демократизма к коммунизму. После того как прусское пр-во издало приказ о закрытии газеты, К. Маркс принял решение покинуть Пруссию, чтобы издавать за границей революц. журнал.
КАРЛ МАРКС
В ноябре 1843 К. Маркс переехал в Париж. Здесь он познакомился с представителями социалистического и демократич. движения, сблизился с поэтом Г. Гейне, встречался с русскими Политическими деятелями — М. Бакуниным, В. Боткиным и др. Непосредственное знакомство с жизнью и борьбой франц. рабочих, критических исследование буржуазной политической экономии и философии, ознакомление с социалистической литературой способствовали окончательному переходу К. Маркса от идеализма к материализму и от революц. демократизма к коммунизму. Этот поворотный пункт в жизни К. Маркса особенно ярко отразился в его статьях, напечатанных в Немецко-французском ежегоднике». Здесь К. Маркс, по словам В. И. Ленина, «выступает уже как революционер, провозглашающий „беспощадную критику всего существующего" и в частности „критику оружия", апеллирующий к массам и к пролетариату». Работа К. Маркса «К критике гегелевской философии права» (1843), его статьи в «Немецко-французском ежегоднике» (1844), а также его письма этого периода показывают, как Маркс «становился Марксом, т. е. основателем социализма, как науки, основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма» (В. И. Ленин).
В великой борьбе за дело пролетариата К. Маркс нашёл себе верного соратника и друга в лице Фридриха Энгельса. Встреча в Париже в конце августа — начале сентября 1844 обнаружила полное единство их взглядов и положила начало их замечательному содружеству.
Во время этой встречи К. Маркс и Ф. Энгельс решили совместно написать книгу, подвергнув в ней критике реакц. идеалистич. гегелевскую философию. В февр. 1845 вышла их работа под назв. «Святое семейство, или критика „критической критики". Против Бруно Бауэра и К0». В этом труде были заложены основы нового революц. материалистич. мировоззрения. В противоположность левогегельянцам, к-рые считали, что историю творят избранные личности,«носители духа», а народные массы являются лишь пассивным, косным материалом, К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали решающую роль народных масс в развитии общества. Они указали, что роль народных масс, как подлинных творцов истории, будет неизбежно возрастать в ходе историч. процесса.В этой их совместной работе содержится, по словам В. И. Ленина, почти уже сложившийся взгляд К. Маркса и Ф. Энгельса на революц. роль пролетариата. Положение о всемирно-историч. освободительной миссии пролетариата явилось краеугольным камнем, на к-ром было воздвигнуто стройное здание научного социализма.
В январе 1845 К. Марксу, как сотруднику газеты «Вперёд», получившей под его влиянием антипрусское и коммунистическое направление, было предложено покинуть Париж. В феврале К. Маркс переехал в Брюссель (Бельгию). Вскоре сюда прибыл и Ф. Энгельс. Задаче детальной разработки новых воззрений был посвящён совместный труд К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», в котором они сформулировали ряд основных положении исторического материализма. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивают действенный, революционный характер создаваемой ими новой теории, её неразрывную связь с практикой, с борьбой масс. Эта мысль особенно ярко и сжато сформулирована К. Марксом в его знаменитых «Тезисах о Фейербахе» (1845): «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Рассматривая своё учение как духовное оружие пролетариата в его борьбе за изменение мира, К. Маркс и Ф. Энгельс стремились вооружить рабочие массы пониманием целей и средств борьбы. Организованный ими Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет завязал переписку с лондонскими руководителями Союза справедливых, с парижскими общинами этого союза, с отдельными коммунистическими группами в Германии, а также с лидерами левого крыла англ. чартистов.
Революционная теория К. Маркса и Ф. Энгельса прокладывала себе путь к рабочим массам в борьбе против бурж. идеологии, а также против распространённых в то время среди рабочих идей мелкобуржуазного, утопич. социализма, грубо-уравнительного коммунизма («истинного социализма», вейтлингианства, прудонизма и т. д.). Критике Прудона К. Маркс посвятил свой труд «Нищета философии. Ответ на „Философию нищеты" г-на Прудона». В этом произведении, вышедшем на франц. яз. в 1847, Карл Маркс впервые в печати изложил основы своего материалистич. понимания истории и сформулировал основы политич. экономии пролетариата, коренным образом отличающейся от буржуазной политич. экономии. Создаваемое новое экономич. учение К. Маркс популяризировал также в лекциях, прочитанных им в 1847 нем. рабочим в Брюсселе и опубликованных в 1849 в «Новой Рейнской газете» под назв. «Наёмный труд и капитал». В февр. 1847 уполномоченный лондонского руководства Союза справедливых И. Молль приехал к К. Марксу в Брюссель, а затем к находившемуся в Париже Ф. Энгельсу с предложением вступить в Союз и принять участие в его реорганизации и в разработке его программы. К. Маркс и Ф. Энгельс дали своё согласие. В июне 1847 в Лондоне состоялся конгресс Союза справедливых, на к-ром присутствовал Ф. Энгельс. Было принято решение о реорганизации Союза. Отныне он стал называться Союзом коммунистов. Старый лозунг «Все люди братья» был заменён лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В этом лозунге подчёркивался классовый и интернациональный характер рабочего движения.
В конце ноября — начале декабря 1847 в Лондоне состоялся 2-й конгресс Союза коммунистов, на к-ром присутствовали К. Маркс и Ф. Энгельс. Конгресс окончательно утвердил устав Союза и обсудил вопрос о его программе, разработка к-рой была поручена К. Марксу и Ф. Энгельсу.
Написанный ими «Манифест Коммунистической партии» в февр. 1848 вышел из печати. «Манифест Коммунистической партии» — первый программный документ марксизма. В этом гениальном труде впервые дано цельное, систематич. изложение основных составных частей марксизма — философии, политич. экономии и социализма. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (В. И. Ленин). В «Манифесте» заложены основы учения о диктатуре пролетариата, сформулированы основные положения о роли Коммунистической партии как авангарда пролетариата, обоснованы принципы пролетарского интернационализма.
Учение К. Маркса — идеология пролетариата, теоретич. обобщение опыта рабочего движения всех стран — ознаменовало собой коренной переворот во взглядах на природу и общество, подлинную революцию в философии, в политич. экономии, в социалистических воззрениях. Марксизм явился духовным оружием пролетариата в его борьбе против капиталистич. рабства.
К. Маркс и Ф. Энгельс опирались на прочный фундамент человеческих знаний, критически ими переработанных и проверенных на опыте живого пролетарского движения. Как неоднократно отмечал Ф. Энгельс, эта новая теория справедливо называется именем Маркса. «Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и скорее всех вас,— писал Ф. Энгельс — Маркс был гений, мы, в лучшем случае,— таланты. Без него наша теория далеко не была бы теперь тем, что она есть. Поэтому она справедливо называется его именем».
«Манифест Коммунистической партии» вышел в свет накануне февральской революции во Франции, нашедшей большой отклик и в др. странах Европы. Бельгийское пр-во, напуганное ростом республиканского движения в стране, арестовало К. Маркса, а затем выслало его из Бельгии. К. Маркс направился в Париж. Здесь он сформировал новый Центр. комитет Союза коммунистов. В разработанном К. Марксом и Ф. Энгельсом документе «Требования коммунистической партии в Германии» (1848) были сформулированы задачи герм. революции, из которых главной К. Маркс и Ф. Энгельс считали создание единой демократической германской республики. В начале апреля К. Маркс и его ближайшие соратники отправились в Германию. Местом своего пребывания они избрали Кёльн — центр одной из передовых областей Германии, где имелись кадры пром. пролетариата и где существовали более благоприятные условия для выполнения плана К. Маркса — создания большой ежедневной революц. газеты. Рабочий класс Германии был в то время еще очень слаб и политически неорганизован. Несколько сот членов Союза коммунистов были разбросаны по всей стране. В условиях буржуазно-демократич. революции К. Маркс и Ф. Энгельс примкнули к демократич. движению, заняв место на его передовом, фактически пролетарском фланге. Они рекомендовали членам Союза коммунистов вступать в демократич. общества, чтобы, критикуя мелкобурж. демократов, толкать их вперёд и таким путём воздействовать на находившиеся еще под их влиянием рабочие массы. Созданная и редактируемая К. Марксом «Новая Рейнская газета» выступала как орган демократии, подчёркивавший повсюду, по каждому отдельному случаю свой специфич. пролетарский характер. На страницах газеты К. Маркс и Ф. Энгельс развернули страстную, беспощадную борьбу против абсолютизме, прусских помещиков-юнкеров, дворянской бюрократии, против реакц. военщины. Разоблачая предательство крупной буржуазии, нерешительность и колебания мелкобурж. демократов, К. Маркс призывал народ к суровой плебейской расправе со всеми врагами революции, к установлению революц. диктатуры народа.
Подлинно пролетарский характер газеты, руководимой К. Марксом, особенно ярко сказался в связи с июньскими событиями во Франции. К. Маркс откликнулся на июньское восстание парижских рабочих 1848 изумительной по силе и революционной страстности статьёй, в к-рой он прославлял мужество повстанцев и гневно клеймил жестокость победившей контрреволюции. Когда контрреволюция и в Германии перешла в наступление, К. Маркс и Ф. Энгельс развернули кипучую деятельность, чтобы мобилизовать народные массы на борьбу с ней. Обеспокоенное подъёмом революц. движения в Рейнской провинции и ростом влияния «Новой Рейнской газеты», прусское правительство объявило 26 сент. Кёльн на осадном положении и запретило выпуск газеты. Массовые протесты заставили пр-во 3 окт. снять осадное положение. 12 окт. возобновился выход «Новой Рейнской газеты». В статье, посвящённой падению революц. Вены, К. Маркс призывал народ прибегнуть к самому действенному методу борьбы против наступающей контрреволюции — массовому революц. террору. В связи с наступлением контрреволюции в Пруссии К. Маркс развернул на страницах газеты кампанию за неуплату налогов, за создание вооружённых народных ополчений, за организацию комитетов безопасности. В замечательной статье «Буржуазия и контрреволюция» (1848) К. Маркс подвёл итоги мартовской революции и заклеймил трусость и бессилие прусской буржуазии, к-рая пошла на сделку с реакц. силами. С укреплением контрреволюции в Пруссии усилились преследования «Новой Рейнской газеты». 7 февр. 1849 К. Маркс и только что возвратившийся в Германию Ф. Энгельс предстали перед судом присяжных по обвинению в «оскорблении властей». Однако суд оправдал обвиняемых. 8 февр. К. Маркс вновь предстал перед судом. Ему и др. руководителям окружного комитета Кёльнского демократич. общества было предъявлено обвинение в призыве к отказу от уплаты налогов и в «подстрекательстве к восстанию». Как и накануне, К. Маркс выступил в суде не как обвиняемый, а как обвинитель. Суд присяжных и на этот раз вынес оправдательный приговор. В середине апреля К. Маркс, Ф. Энгельс и руководимый ими Кёльнский рабочий союз вышли из Кёльнского демократич. общества, чтобы, приступить к созданию самостоятельной организации пролетариата. После того как контрреволюции удалось подавить ряд разрозненных восстаний на Рейне, прусское пр-во издало указ о высылке К. Маркса «как иностранца» из Пруссии; было возбуждено также судебное преследование против др. членов редакции. Последний помер газеты, отпечатанный красной краской, вышел 19 мая 1849.
После кратковременного пребывания в юго-зап. Германии К. Маркс направился в Париж. Здесь он восстановил и расширил свои связи с франц. демократами и рабочими обществами. После выступления франц. демократов 13 июня 1849, франц. пр-во издало приказ о высылке К. Маркса из Парижа. К. Маркс принял решение переехать в Лондон (Англия), куда вскоре прибыл и Ф. Энгельс. С этого момента начался новый период жизни К. Маркса в эмиграции, продолжавшийся до конца его жизни.
В марте 1850 К. Маркс и Ф. Энгельс разослали написанное ими «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов». Обобщая уроки революции 1848—49, опыт борьбы народных масс, К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали идею непрерывной революции и наметили тактику пролетарской партии в будущей революции в Германии. Теоретич. обобщению уроков революции 1848—49 была посвящена также и работа К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», опубликованная в созданном им журн. «Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение». 6 номеров этого журнала вышли в 1850 в Гамбурге под ред. К. Маркса. В этой работе К. Маркс глубоко исследовал один из сложнейших периодов в истории Франции и обогатил революц. теорию новыми, весьма важными политич. выводами. На опыте франц. революции К. Маркс, доказывал, что рабочий класс Франции не сможет уничтожить капитализм, если он пе привлечёт на свою сторону крестьянство. Конкретизируя идею «Манифеста Коммунистической партии» о необходимости превращения пролетариата в господствующий класс, К. Маркс впервые применяет в этом произведении формулу «диктатура пролетариата». Учение о диктатуре пролетариата является главным в марксизме. В письме к Вейдемейеру в марте 1852 К. Маркс писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».
Важнейшие теоретич. и политич. выводы, сделанные на основе опыта революции в работе «Классовая борьба во Франции...», К. Маркс развил в др. своём труде «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). Вскрывая двойственную, противоречивую природу франц. крестьянства, К. Маркс доказал, что правильно понятые крестьянством интересы должны привести его к союзу с пролетариатом. «Крестьяне... находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок» (К. Маркс). Этот весьма важный политич. вывод, подтверждённый также и опытом герм. революции, К. Маркс так сформулировал в письме Ф. Энгельсу в 1856: «Все дело в Германии будет зависеть от возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторым изданием крестьянской войны». Неоценимое значение имел и другой вывод К. Маркса, сформулированный в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». К. Маркс доказывал, что задача пролетарской революции состоит в том, чтобы разбить, сломать старую гос. машину. Отмечая, что этот вывод означал громадный шаг вперёд по сравнению с положениями «Манифеста», В. И. Ленин указывал, чур этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве.
Теоретически обобщая в своих трудах опыт революционной борьбы 1848—49, К. Маркс одновременно продолжал работу по сплочению рабочих масс и укреплению Союза коммунистов. После поражения революции 1848—49 К. Маркс развернул борьбу против «левой» фракции А. Виллиха и К. Шаппера, к-рые, не считаясь с реальными историч. условиями, выдвигали авантюристич. проекты вооружённого восстания в Германии. 15 сент. 1850 произошёл раскол, причём большинство членов ЦК Союза коммунистов выступило на стороне К. Маркса. В 1852 прусское пр-во, намереваясь положить конец деятельности Союза коммунистов, состряпало в Кёльне процесс на основе лживых донесений шпионов и грубо подделанных фальшивых «документов». С арестом ряда членов Кёльнского ЦК связи К. Маркса с континентом оказались порванными и сама организация в Германии фактически перестала существовать. В ноябре 1852 Союз коммунистов по предложению Карла Маркса объявил себя распущенным.
После поражения революции 1848—49 наступил период реакции в Европе. Это был самый тяжёлый период в жизни К. Маркса. Все тяжести изгнания, клевета врагов, тяжёлые материальные лишения обрушились на него. И если в эти годы К. Маркс не погиб под гнётом нищеты, то неоценимая заслуга в этом принадлежала его другу — Ф. Энгельсу. В 1850 Ф. Энгельс переехал в Манчестер, поступил в контору и взял на себя значительную часть материальных забот о К. Марксе и его семье. Чтобы высвободить время К. Марксу для его научной работы, Ф. Энгельс взял на себя написание большого числа статей для «Нью-Йоркской трибуны», корреспондентом к-рой К. Маркс являлся с 1851 по 1862. Многочисленные статьи К. Маркса об Индии и Китае, о революции в Испании, о гражданской войне в США и др. проникнуты горячим стремлением поддержать революционную борьбу масс против реакции и угнетения, оказать помощь всякому демократическому, народному движению.
Постоянным средством общения и творческого содружества К. Маркса и Ф. Энгельса стала теперь переписка. Отмечая высокую научную и политич. ценность этой переписки, В.И. Ленин писал: «Если попытаться одним словом определить, так сказать, фокус всей переписки,— тот центральный пункт, к которому сходится вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей, то это слово будет диалектика. Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли».
Главным предметом научных занятий К. Маркса являлась политич. экономия. Чрезвычайно высокая требовательность К. Маркса к себе, как учёному, сказалась в том, что, возобновив свои занятия политич. экономией, он принялся за критич. пересмотр всего того, что им было сделано прежде, и к изучению гигантского по своему объёму нового материала.
В июне 1859 вышла из печати работа К. Маркса «К критике политической экономии», вып. 1-й. В знаменитом предисловии к этой, книге содержится гениальная формулировка существа исторического материализма, к-рый являлся для К. Маркса руководящей нитью как в философских, историч. трудах, так и в экономич. исследованиях.
После издания 1-го вып. «К критике политической экономии», в к-ром К. Маркс ограничился анализом товара и денег, он вновь должен был прервать свои экономич. исследования. Началась эпоха оживления демократич. движений, в ряде стран Европы вновь развернулась борьба против сохранившихся еще остатков феодализма. Как и в 1848, К. Маркс и теперь заботился больше всего о вовлечении в борьбу широких народных масс: пролетариата, крестьянства, мелкой буржуазии. Так, в 1859, когда с новой силой встал вопрос об объединении Италии, К. Маркс призывал итал. народ взять дело нац. объединения в свои руки. Вовремя австро-итало-французской войны 1859 обнаружились острые разногласия между К. Марксом и Ф. Лассалем, к-рый якобы от имени нем. демократов выражал готовность поддержать Пруссию в её стремлении объединить Германию сверху, контрреволюционным путём. Эти разногласия ещё больше углубились, когда Лассаль, став президентом Всеобщего германского рабочего союза, положил в основу его деятельности оппортунистич. принципы и сделал попытку толкнуть рабочих на путь т. н. «реальной политики», на путь союза с Бисмарком. В противоположность Лассалю К. Маркс и Ф. Энгельс последовательно боролись за объединение Германии снизу, революционным путём, за создание единой демократической герм. республики.
Внимательно следя за пробуждением крестьянского движения в России, К. Маркс видел в русском крестьянстве, поднимавшемся против крепостничества, союзника европ. революции. Серьёзное внимание К. Маркса привлекали борьба против рабства в США, а также борьба польского народа за свою независимость.
Оживление бурж.-демократич. движений в Европе, как и гражданская война в США содействовали усилению рабочего движения. Создавшаяся обстановка благоприятствовала практич. осуществлению идеи международной пролетарской солидарности, к-рую не переставал пропагандировать К. Маркс. 28 сент. 1864 на многолюдном митинге в Лондоне было основано Международное Товарищество рабочих (Интернационал 1-й). К. Маркс был организатором Интернационала, вождём на всём протяжении его истории. Им были разработаны первые программные документы Интернационала — «Учредительный манифест Международного Товарищества рабочих» (1864) и «Временный устав Товарищества» (1864). Главными противниками марксизма на первом этапе деятельности Интернационала были прудонисты — противники политич. борьбы, защитники мелкой частной собственности. В результате борьбы К. Маркса и его сторонников против прудонизма, в результате собственного опыта рабочих масс марксизм одержал идейную победу в Интернационале над прудонистами. Главным противником марксизма в Германии было лассальянство. К. Маркс и Ф. Энгельс предупреждали нем. рабочих об опасности игры, затеянной Лассалем с прусской реакцией. С помощью В. Либкнехта К. Маркс и Ф. Энгельс стремились создать в Германии рабочую партию, отличную от лассальянской.
Отдавая много времени руководству деятельностью Интернационала, К. Маркс усиленно работал над основным своим сочинением — «Капиталом». К. Маркс не соглашался опубликовывать свой труд до тех пор, пока не убедился в том, что каждый вопрос изучен и продуман им до конца, пока всё произведение не предстало перед ним как единое законченное целое. 16 авг. 1867 К. Маркс подписал последний, 49-й лист 1-го тома «Капитала» к печати. В письме, написанном Ф. Энгельсу в 2 часа ночи, он писал: «И так, этот том готов. Только тебе обязан я тем, что это оказалось возможным! Без твоего самопожертвования для меня я ни за что не смог бы проделать всю огромную работу для трех томов. Обнимаю тебя, полный благодарности!... Привет, мой дорогой, верный друг!».
Выход 1-го тома «Капитала» был не только крупной вехой в жизни К. Маркса, это было крупнейшим событием в истории международного рабочего движения, в истории человеческой мысли, в науке. Экономич. учение К. Маркса ознаменовало собой полный переворот, настоящую революцию в политич. экономии. Только теоретик пролетариата — передового класса, свободный от ограниченности и своекорыстия бурж. учёных, мог дать объективный анализ «анатомии» капиталистич. общества — его экономики, научно доказать неизбежность гибели капитализма и торжества коммунистического общества. «Капитал» — не только экономический, но и философский и исторический труд. Это главное и основное произведение К. Маркса означало гигантский шаг вперёд в развитии всех составных частей марксизма, в обосновании главного в марксизме — учения о диктатуре пролетариата. «Капитал» явился могучим духовным оружием пролетариата в его борьбе против капиталистического рабства.
Выход 1-го тома «Капитала» способствовал идейной победе марксизма над прудонизмом и лассальянством. Но в конце 60-х гг. появился новый противник марксизма в Интернационале — бакунизм. Опираясь на тайную анархистскую организацию «Альянс социальной демократии», М. Бакунин поставил своей задачей захватить руководство Интернационалом. Бакунисты стремились объединить все враждебные марксизму элементы, в т. ч. и оппортунистич. лидеров англ. тред-юнионов, разногласия с к-рыми приняли у К. Маркса в это время особенно острый характер. Вопреки позиции ряда лидеров англ. тред-юнионов, Генеральный совет Интернационала, по почину К. Маркса, выступил за поддержку национально-освободительной борьбы ирланд. народа. К. Маркс разъяснял англ. рабочим, что освобождение Ирландии является первым условием их собственного освобождения: «Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи» (К. Маркс). В статьях К. Маркса о Китае и Индии, напечатанных в «Нью-Йоркской трибуне», а также в ряде др. печатных органов, в его выступлениях и письмах 50—60-х гг. заложены основы политики пролетариата в национально-колониальном вопросе.
В борьбе против бакунистов К. Маркс нашёл поддержку со стороны русской секции Интернационала, представителем к-рой К. Маркс был в Генеральном совете. Среди русской демократ. интеллигенции труды К. Маркса пользовались огромной популярностью. Первое предложение о переводе «Капитала» К. Маркс получил из России. К. Маркс проявлял огромный интерес к России, к русской культуре, к русской лит-ре. Чтобы лучше познакомиться с Россией, К. Маркс изучил русский яз.; он читал произв. Н. Флеровского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Как высоко ценил К. Маркс Чернышевского, видно из того, что в послесловии ко 2-му изд. 1-го тома «Капитала» он особо отметил заслуги «великого русского учёного и критика», мастерски показавшего в своих «Очерках из политической экономии (по Миллю)» (1861) банкротство бурж. политич. экономии. К. Маркс установил дружеские связи с переводчиком «Капитала» Г. Лопатиным, к-рый по его предложению был введён в Генеральный совет Интернационала. Руководимый К. Марксом Интернационал стремился установить связь с передовыми людьми всех стран, всех народов.