Дени Дидро (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр, Франция — 31 июля 1784, Париж)... Википедия |
Содержание:
• Дидро Дени — Краткий философский словарь. 1939
• Дидро Дени — Краткий философский словарь. 1954
• Дидро Дени — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
• Дидро (Diderot) Дени — Советский Энциклопедический Словарь. 1980
• Дидро Дени — Философский словарь. 1987
• Дидро (Diderot) Дени — Большая российская энциклопедия. 2007
Краткий философский словарь. — ОГИЗ. Гос. издательство политической литературы, 1939. — С. 70-71
Дидро Дени (1713—1784) — крупнейший французский философ-материалист XVIII в., видный писатель. Сын ремесленника-ножовщика. Основатель и редактор «Энциклопедии», в которой проводились идеи революционной французской буржуазии XVIII в. За свои радикальные взгляды подвергался репрессиям. Дидро — материалист, атеист. Он признает объективное существование материи, которой вечно присуще движение. Материя состоит из молекул. Каждой молекуле свойствен внутренний источник движения — «интимная сила», внешним выражением которой является механическое перемещение в пространстве. Ощущение — свойство материи. Но по мнению Дидро это свойство возникает не на определенной ступени развитие материи, как это утверждает диалектический материализм, а вся материя обладает чувствительностью («и камень чувствует»). Воздействуя на наши органы чувств, материя порождает ощущения, восприятия — источник нашего знания. Общественный строй Дидро ставил в зависимость от политической организации общества, которая возникает из существующего законодательства и, в конечном счете, из господствующих в обществе идей. У Дидро имеется ряд элементов диалектического понимания мира, в частности по вопросу об эволюции живых существ. Главные его произведения: «Мысли об объяснении природы», 1754 г., «Разговор Даламбера с Дидро», 1769 г., «Племянник Рамо», 1762 г.
Краткий философский словарь. — Гос. издательство политической литературы, 1954. — С. 143-145
ДИДРО Дени (1713—1784) — великий французский просветитель, философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в., основатель и редактор «Энциклопедии» (см. Энциклопедисты). За свои радикальные взгляды подвергался репрессиям. Дидро признаёт объективное существование материи; материя вечна, ей присуще движение. Абсолютный покой, согласно Дидро,— абстракция, его нет в природе. Пространство и время рассматриваются им как объективные формы бытия материи. Материя состоит из молекул. Каждой молекуле свойствен внутренний источник движения — «интимная сила», внешним выражением которой является механическое перемещение в пространстве. Все изменения в природе закону причинности. Явления природы находятся в непрерывной связи между собой, в единстве. Нет непроходимой грани между живой и неживой материей, они могут взаимно превращаются друг в друга. У Дидро имеется ряд элементов диалектического понимания мира, в частности по вопросу об эволюции живых существ, о связи между изменением видов и условиями их существования (хотя в целом его материализм, как и материализм всех французских философов XVIII в., является механическим и метафизическим). Отдельные формы живых существ, согласно Дидро, находятся в процессе постоянного изменения. По учению Дидро, в развитии природы существует естественная преемственность, включающая и человека; в соответствии с ней и должна быть построена классификация существ. «Надо начать,— писал он,— с классификации существ, от инертной молекулы — если такая есть — до живой молекулы, микроскопического животного, животно-растения, животного, человека». Ощущение — свойство материи. С точки зрения Дидро, вся материя обладает чувствительностью. При этом он различает инертную, скрытую форму чувствительности, присущую неорганической природе, и деятельную чувствительность, свойственную органической природе. Само мышление, по взгляду Дидро, есть развитая форма чувствительности материи. Источником человеческого познания является ощущения, которые возникают в результате воздействия предметов, явлений природы на органы чувств. Не только ощущения, но и сложные выводы, умозаключения, по утверждению Дидро, отражают объективную, реальную взаимосвязь явлений природы. Критерий истины он усматривает в опыте, считая истинными представления, правильно отражающие объективную материальную действительность, но в целом ему осталось чуждо понимание роли общественной практики в познании.
Дидро — атеист. Он решительно отрицал существование бога и критиковал философский идеализм и религиозные догматы о бессмертии души, свободе воли и т. д. Ленин высоко ценил Дидро за материалистическую критику субъективного идеализма Беркли (см.). Отвергая религиозную феодальную мораль, Дидро в основу нравственного поведения людей положил стремление человека к счастью. Он проповедовал разумное сочетание личных и общественных интересов. Материалистически объяснял природу, Дидро, однако, остался идеалистом в области истории. Характер общественного строя он, как и другие французские материалисты XVIII в., ставил в зависимость от политической организации общества, которая с его точки зрения возникает из существующего законодательства и в конечном счёте из господствующих в обществе идей. Как и другие французские материалисты, Дидро свои надежды на разумное устройство общества связывал с появлением просвещённого государя. Но это царство разума было, по выражению Энгельса, идеализированным царством буржуазии. В 1773—1774 гг. Дидро посетил Россию, где усиленно рекомендовал Екатерине II развивать промышленность, торговлю, опираясь на третье сословие. Как известно, планы Дидро пришлись не по душе Екатерине II.
Дидро — крупный теоретик эстетики и литературы, автор ряда художественных произведений. В своих эстетических трудах он отстаивал реалистическое направление в искусстве. Главные его произведения: «Мысли к объяснению природы» (1754), «Племянник Рамо» (1762), «Разговор Даламбера и Дидро» (1769), «Сон Даламбера» (1769), «Философские основания материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1774—1780).
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 551
ДИДРО, Дени (1713—84), выдающийся французский философ-материалист, писатель, идеолог революционной французской буржуазии 18 века, основатель и редактор «Энциклопедий», ставшей центром борьбы против феодально-религиозной идеологии. «Дидро отчетливо противопоставил основные философские направления» (В. И. Ленин), резко выступил против субъективного идеализма Дж. Беркли и отстаивал объективное существование материи. По мнению Дидро, мир познаваем, ощущения — единственный источник познания. В сочинениях Дидро «Племянник Рамо» (1762—79, изд. 1805), отмечает Ф. Энгельс, содержатся «высокие образцы диалектики». Однако в целом Дидро не преодолел основных недостатков, присущих домарксовому материализму. Разделяя убеждение французских материалистов 18 века, что человек есть продукт среды, и понимая под средой форму правления, законодательство, мнения и т. д., Дидро, как и его единомышленники, остался идеалистом в объяснении общественных явлений.
Будучи решительным противником религиозной морали и феодального деспотизма, Дидро защищал идею просвещённой монархии. Согласно эстетическим взглядам Дидро, искусство должно отображать природу, реальную жизнь, обличать феодализм и пропагандировать гражданские и политические требования буржуазии. Значение Дидро в литературе определяется его борьбой за реализм (роман «Жак фаталист», 1773, изд. 1792), которая велась им также в области изобразительных иск-в («Салоны [1759—81]», изд. 1795—1857) и театра («Парадокс об актере», 1773, изд.1830). Основные философские произведения: «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор Д'Аламбера с Дидро» (1769), «Сон Д'Аламбера» (1769).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 395
ДИДРО (Diderot) Дени (1713—84), французский философ-материалист, писатель, идеолог революционной французской буржуазии 18 века. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». В основных философских произведениях—«Письмо о слепых в назидание зрячим»(1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д´Аламбера» (1769), «Философские принципы материи и движения» (1770) — выступил против субъективного идеализма. В сочинении «Племянник Рамо» (1762—79, изд. 1823) содержатся, как отмечал Энгельс, «высокие образцы диалектики». В объяснении общественных явлений оставался на идеалистических позициях, защищал идею просвещённой монархии. Значение Дидро в литературе определяется его борьбой за реализм (роман «Жак-фаталист и его хозяин», 1773; повесть «Монахиня», 1760). которую он вёл также в области изобразительного искусства («Салоны», 1759—81) и театра («Парадокс об актёре», 1773—78).
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 126—127
ДИДРО Дени (1713—84) — фр. философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на совр. ему общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, Д. внес нек-рые элементы диалектики — идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством к-рого механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений, Д. решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи. Развив этот взгляд, Д. наметил материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные,— инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. В теории познаний Д. отверг представления идеалистов о спонтанности мышления: все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем известные нам из опыта явления и существующие между ними либо необходимые, либо условные связи. Отсюда, по Д., не следует, будто наши ощущения — зеркально точные копии предметов; между большинством ощущений и их внешними причинами не больше сходства, чем между представлениями и их названиями в языках. Разделяя взгляды Локка о первичных и вторичных качествах, Д. подчеркивал объективный источник и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. Бэкона, согласно к-рому знание, опытное по своему источнику, имеет целью не самодовлеющее постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При этом Д. учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познания. Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания если и не вполне достоверного, то высоко вероятного. Центральным делом жизни Д. стало создание Энциклопедии (Энциклопедисты). Передовая по содержанию, Энциклопедия была боевой по тону: пропаганда новых идей дополнялась в ней критикой рутинных взглядов, предрассудков, верований. Несмотря на огромные трудности, Д. сумел довести издание Энциклопедии до конца. Д. написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Теоретические принципы разработанной им эстетики он стремился осуществлять в своих романах и драмах. Классики марксизма высоко оценили деятельность и учение Д. „Высокие образцы диалектики" у Д. („Племянник Рамо", 1762—79) отмечал Энгельс (т, 20, с. 20). Ленин указывал, что Д. вплотную подошел к взгляду совр. материализма (т, 18, с. 28) и что он „отчетливо противопоставил основные философские направления" (там же, с. 32). Но при всех этих достижениях Д. в понимании общественных явлений остался идеализм. Борясь против феодального деспотизма, он высказывался за конституционную монархию.
Осн. соч. "Мысли к объяснению природы" (1754), "Разговор Даламбера и Дидро" (1769), "Философские основания материи и движения" (1770), "Элементы физиологии" (1774—80).
Большая российская энциклопедия. Том 8. — Москва, 2007. — С. 733 // Электронная версия |
ДИДРО́ (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр – 31.7.1784, Париж), франц. писатель, философ. Родился в семье ремесленника. Блестяще окончив иезуитский коллеж в Лангре, Д. сбежал в Париж; учился в коллеже д’Аркур, занимался лит-рой, философией, теологией, математикой и правом. Получил звание магистра искусств в Сорбонне (1732). Работал письмоводителем у прокурора, учителем; занимался переводами с англ. яз. В 1742 познакомился с Ж. Ж. Руссо, с 1749 участвовал в работе кружка П. А. Гольбаха.
В ранних сочинениях [«Философские мысли» («Pensées philosophiques», опубл. анонимно в Гааге в 1746, полемика с деистич. позиций с христианской философией Б. Паскаля), роман «Нескромные сокровища» («Les bijoux indiscrets», 1748), «Письмо о слепых в назидание зрячим» («Lettre sur les aveugles à l’usage de ceux qui voient», 1749), за публикацию которого был заключён в тюрьму] запечатлено становление материалистич. и атеистич. идей Д. С 1747 Д. совм. с Ж. Д’Аламбером начал работу над многотомным проектом «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» («Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers», 1751–80), ставшим грандиозным сводом науч. знаний эпохи Просвещения. Д. написал для издания ок. 6000 статей, привлёк к сотрудничеству мн. известных учёных и писателей-энциклопедистов (Вольтера, Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбаха и др.). После запрета «Энциклопедии» и внесения её в «Индекс запрещённых книг» (1759) Д. довёл проект до конца, подпольно выпуская и рассылая тома подписчикам.
В сочинениях «Мысли об объяснении природы» («Pensées sur l’interprétation de la nature», 1754), «Разговор д’Аламбера с Дидро» («Entretien entre d’Alembert et Diderot») и «Сон д’Аламбера» («Rêve d’Alembert»; оба 1769, изд. 1830), «Философские принципы материи и движения» («Sur la matière et le mouvement», 1770, изд. 1798) Д., в отличие от механицизма П. А. Гольбаха и К. А. Гельвеция, развивал органически-динамич. понимание универсума (внутр. сила, проявляющаяся в движении, и чувствительность как всеобщие свойства материи, начиная с её мельчайших единиц – качественно различных молекул).
Обратившись к драматургии, Д. в пьесах «Побочный сын» («Fils naturel», 1757), «Отец семейства» («Père de famille», 1758) реализовал принципы мещанской драмы, осмысленные им также в эстетич. трудах – «Беседы о "Побочном сыне"» («Entretiens sur "Le fils naturel"», 1757), «Рассуждение о драматической поэзии» («Discours sur la poésie dramatique», 1758). В диалоге «Парадокс об актёре» («Paradoxe sur le comédien», 1773–78, изд. 1830) Д. предложил концепцию актёрской игры, чуждой внутр. переживанию; хороший актёр, по его мнению, должен потрясать зрителя изображаемой страстью, никогда не теряя контроль над собой. Как критик искусства Д. публиковал ежегодные обзоры худож. выставок [«Салоны» («Salons», 1759–81)] и др.
С 1762 Д. вёл переписку с Екатериной II, в 1765 продал ей свою библиотеку, был избран поч. членом Петерб. АН (1773); в 1773–74 путешествовал по Нидерландам и России. В составленном в 1775 по просьбе Екатерины II «Плане университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства» и в ряде заметок, написанных во время пребывания в С.-Петербурге, Д. сформулировал новые принципы организации просвещения (бессословность, всеобщность обязат. бесплатного начального образования и др.). Личное знакомство с рус. императрицей разочаровало Д.: он не нашёл в ней идеал просвещённого монарха.
Бо́льшая часть худож. прозы Д. не публиковалась при его жизни, однако была известна современникам в рукописях. Роман «Монахиня» («La réligieuse», 1760, опубл. в 1796, экранизация Ж. Ривета, 1965), написанный в исповедальной форме от лица девушки, насильно заточённой в монастырь, отмечен влиянием поэтики сентиментализма (прежде всего творчества С. Ричардсона). Обличая противоестественность монастырской жизни, роман трактует стремление к свободе как изначально присущее человеку свойство. Роман-диалог «Племянник Рамо» («Le neveu de Rameau», 1762–93, опубл. на нем. яз. в переводе И. В. Гёте в 1805, на франц. яз. – 1823) демонстрирует критич. подход Д. к просветительским постулатам, «сократический» характер его мышления, способность вести спор с самим собой. Филос. роман-диалог «Жак-фаталист» («Jacques le fataliste», 1773, опубл. на нем. яз. в переводе Гёте в 1792; на франц. яз. – в 1796) оригинально развивает традиции Л. Стерна, отличаясь новаторством повествоват. формы, причудливым развитием сюжета, сочетанием игры и серьёзности, иронии и меланхолии. Рус. переводы Д. начали появляться в сер. 18 в. («Нескромные самоцветы», 1748, «Монахиня», 1760, и др.).
Соч.: Собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1935–1947; Œuvres complètes. P., 1975–2004–. Vol. 1–25–; Эстетика и литературная критика. М., 1980; Салоны. М., 1989. Т. 1–2; Монахиня. Племянник Рамо. М., 2006.
Лит.: Луппол И. К. Д. Дидро. М., 1960; Гачев Д. И. Эстетические взгляды Дидро. 2-е изд. М., 1961; Барская Т. Э. Д. Дидро. Л.; М., 1962; Акимова А. Дидро. М., 1963; Chouillet J. La formation des idées esthétiques de Diderot. P., 1973; Длугач Т. Б. Д. Дидро. М., 1975; Alary L. Diderot: biographie, étude de l’œuvre. P., 1993; Lepape P. Diderot. P., 1994; Sejten A.-E. Diderot ou le défi esthétique. P., 1999.