Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 288
ЛУКРЕЦИЙ, Тит Кар (ок. 99─55 до н. э.), римский поэт и философ, сторонник атомистического материализма Демокрита и Эпикура, крупнейший представитель материалистической философии и атеизма в Древнем Риме. Автор выдающейся философской поэмы «О природе вещей» (лучший рус. пер.─ 2 тт., 1946─47).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 738
ЛУКРЕЦИЙ (Lucretius), Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus), рим. поэт и философ-материалист 1 в. до н. э. Дидактич. поэма «О природе вещей» — единств. полностью сохранившееся систематич. изложение материалистич. философии древности; популяризует учение Эпикура.
Краткий философский словарь. — Москва, 1954. — С. 299, 225-226
ЛУКРЕЦИЙ КАР — см. Кар Лукреций.
КАР Лукреций (99—55 rr. до н, о.) — выдающийся римский поэт-философ, материалист. В своём произведении «О природе вещей» Лукреций в поэтической форме излагает философию атомистического материализма. В полном согласии с греческими философами Демокритом (см.) и Эпикуроль (см.) он провозглашает основные положения материализма: в мире нет ничего, кроме вечно существующей материи, состоящей из мелких, неделимых частиц — атомов. Вселенная, по Лукрецию, бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих. Лукреций опровергает учение идеалистов и жрецов религии о сотворении мира богом. «Из ничего не творится ничто по божественной воле»,— говорил он.
Всё разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Ни один атом не может быть уничтожен. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты. Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов. В вопросах теоретико-познавательных Лукреций стоял на позициях познаваемости объективного мира. Источником познания внешнего мира являются чувственные восприятия. Будучи многообразными по форме (круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т. д.), атомы воздействуют на органы чувств человека, вызывая различные восприятия. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание.
«Ибо не только падёт всякий разум тогда, но погибнет самая жизнь вместе с ним, коль ты ввериться чувству не смеешь...»
Лукреций выступал с критикой религиозных предрассудков; религия, по его мнению, является источником людских злодеяний. Корни религии — в страхе человека перед непознанными явлениями природы; первых богов на земле создал страх. Полагая, что достаточно разъяснить человеку истинные причины природных явлений, как религиозные предрассудки будут уничтожены, Лукреций в поэме «О природе вещей» большое внимание уделил описанию явлений природы (гром, молния, дождь и т. д.). Материалистическая философия Лукреция и его атеизм содействовали распространению науки и оказали огромное влияние на всё последующее развитие материализма. Джордано Бруно (см.), Ванини, Гассенди (см.) возрождают атомистический материализм Эпикура—Лукреция, французские материалисты XVIII в. также отдают большую дань материалистической философии Лукреция Кара. Римского философа высоко ценил Н. Г. Чернышевский (см.). По своим политическим взглядам Лукреций был идеологом рабовладельческой демократии, боролся против аристократии, но рабов призывал к покорности. Развитие общества, по Лукрецию,— поступательный процесс. Источник этого развития он видит в разуме. Таким образом, воззрения Лукреция на общество—идеалистические. Произведение Лукреция Кара «О природе вещей» отразило уровень знаний и материалистические идеи того времени. Книга эта несколько раз издавалась на русском языке. Последнее издание выпущено Академией наук СССР в 1946 г.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 249
ЛУКРЕЦИЙ (Тит Лукреций Кар) (ок. 99—55 до н. э.) — римский поэт и философ-материалист, продолжатель Эпикура, автор поэмы „О природе вещей". Цель философии видел в том, чтобы указать путь к счастью, возможному для личности, кинутой в водоворот общественной борьбы и бедствий, угнетенной страхами: перед богами, смертью, загробным наказанием. Средство освобождения от них — усвоение учения Эпикура о природе вещей, о человеке, об об-ве. Душа, по Л. К., смертна, т. к. она лишь временное соединение особых частиц и после гибели тела распадается на отдельные атомы. Познание смертности души исключает веру не только в загробную жизнь, но и в загробное наказание, освобождает человека от страха перед адом. Устраняется и страх смерти: пока мы живы — нет смерти; пришла смерть — нет нас. Наконец, и страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в нашем мире, а в пустых промежутках между мирами: ведя там блаженную жизнь, они не могут оказывать никакого влияния на судьбу человека. Л. К. дал яркое материалистическое изображение и объяснение мира, природы человека, развития материальной культуры и техники. Л. К.— великий просветитель римского мира; его поэма оказала огромное влияние на развитие материалистической философии Возрождения.
Большая российская энциклопедия. Том 18. — Москва, 2011. — С. 128-129 // Электронная версия |
ЛУКРЕ́ЦИЙ, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (ок. 94 – 55 до н. э.), др.-рим. поэт и философ, представитель эпикуреизма. Автор сохранившейся филос. поэмы «О природе вещей» («De rerum natura») в 6 книгах, посвящённой рим. аристократу Гаю Меммию, патрону Катулла и Цинны. О жизни Л. почти ничего не известно; согласно легенде, сообщаемой Иеронимом, Л. писал свою поэму во время просветлений от безумия, вызванного любовным напитком, который дала ему жена, и затем покончил с собой. В поэме Л. в популярной форме излагается филос. система Эпикура, осн. задача которой – освобождение человечества от страха смерти и страха богов (прежде всего посмертных наказаний) через постижение «законов природы» (foedera naturae), исключающих всякое вмешательство богов в человеческую жизнь, и осознание смертности души, исключающей посмертные мучения. С гимна к богине любви и творящей силы природы Венере (влияние Эмпедокла) начинается 1-я книга, в которой излагаются фундам. начала атомизма – существование неделимых и вечных атомов и пустоты, а также формулируется закон сохранения материи («из ничего не будет ничего») и опровергаются монистические (Гераклит) и плюралистические (Эмпедокл, Анаксагор) теории неатомистич. толка. Во 2-й книге рассматривается атомистич. механика и сведение всех чувственных качеств (таких, как цвет, температура, вкус, запах) к механич. различиям в форме и размере атомов, а также формулируется теория бесчисленных миров в бесконечном пространстве Вселенной. В 3-й книге – после прославления гения Эпикура – трактуется природа души и её связь с телом. Вслед за Демокритом и Эпикуром Л. считает душу материальной, состоящей из мельчайших сферич. атомов «огня». Атомарная структура души доказывает её смертность и необоснованность страха смерти. Психологии ощущений (объясняемых демокритовской теорией «отпечатков» вещей, истекающих от вещей и проникающих в органы чувств) и мыслительной функции души посвящена 4-я книга. Л. остаётся верен эпикуровскому сенсуализму в теории познания (всякое ощущение истинно), а в конце книги анализирует (и осуждает) любовную страсть. В 5-й книге излагается космология и демонстрируется конечность нашего мира, а также рассматриваются проблемы геологии и происхождения животных и растений. Теория естеств. происхождения человека и развития цивилизации путём прогресса относится к самым знаменитым и влиятельным в истории философии частям поэмы Л. В 6-й книге объясняются естеств. причины «метеорологических» явлений (гром и молния, облака и дождь, землетрясения, вулканы, разливы Нила, линлогия, магнетизм, эпидемии), она завершается описанием чумы в Афинах.
Со времён Цицерона Л. стал прославленным рим. поэтом, но клеймо «безбожника», поставленное на нём зап. отцами Церкви (Лактанций и др.), привело к его почти полному забвению в средние века. Поэма Л. сохранилась в двух рукописях 9 в., которые были найдены итал. гуманистом П. Браччолини в 1417 и легли в основу первых печатных изданий в эпоху Возрождения. Наряду с 10-й кн. труда «Жизни и мнения прославленных философов» Диогена Лаэртия поэма Л. стала одним из осн. источников по философии Эпикура.
Библиография
Соч.: О природе вещей. М.; Л., 1946. Т. 1 [лат. текст и пер.]; О природе вещей / Вступ. ст. Ф. А. Петровского. М., 1958; De rerum natura. Camb. (Mass.); L., 1975.
Лит.: Лукреций. О природе вещей. М.; Л., 1947. Т. 2: [статьи о Лукрецие]; Sallmann K. G. Die Natur bei Lukrez. Bonn, 1962; Воуаnсé Р. Lucrèce: sa vie, son œuvre, avec un exposé de sa philosophie. P., 1964; Kenney E. J. Lucretius. Oxf., 1977 (bibl.); Roberts L. A Concordans of Lucretius. N. Y.; L., 1977; Clay D., Lucretius und Epicurus. Ithaca, 1983; Probleme der Lukrezforschung / Hrsg. von C. J. Classen. Hildesheim, 1986; Gale M., Myth and poetry in Lucretius. Camb., 1994; Lucretius and his intellectual background. Amst.; N. Y., 1997; Godwin J. Lucretius. L., 2004; The Cambridge companion to Lucretius / Ed. S. Gillespie, P. Hardie. Camb., 2007; Gordon С. A. A bibliography of Lucretius. 2nd ed. Winchester, 1985.