ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Гольбах

Поль Анри Тири Гольбах (барон д’Ольба́х, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach, немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах, нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach; 8 декабря 1723, Эдесхайм — 21 января 1789, Париж)... Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 323


ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723—89), французский философ-материалист, атеист, идеолог революционной буржуазии. Активно сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Вместе с тем опирался на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался идеалистические теории общественного договора. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм 19 в. Главные сочинения «Система природы» (1770). Автор остроумных атеистических произведений.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 445


ГОЛЬБАХ, Поль Анри (1723—1789), французский философ, виднейший представитель материализма 18 в., идеолог предреволюционной буржуазии. Автор знаменитой «Системы природы» (1770). В этом основном произведении французского материализма материалистического мировозрение было изложено в форме стройной философской системы. «Система природы» даёт развёрнутую критику религиозных воззрений и обоснование атеизма. Кроме «Системы природы» Гольбах написал ряд антирелигиозных работ («Разоблаченное христианство», 1761, «Карманное богословие», 1768, и др.), автор пользовались громадным успехом. Классики марксизма-ленинизма относят сочинения Гольбаха к лучшим образцам атеистической пропаганды домарксового периода. Материализм Гольбах, сыгравший в своё время прогрессивную роль, носил метафизический и механистический характер. В объяснении явлений общественной жизни Гольбах, как и другие материалисты до Маркса, стоял на идеалистических позициях.

 

 

Краткий философский словарь. — Москва, 1954


ГольбахГОЛЬБАХ Поль Анри (1723—1789) — один из главных представителей французского материализма и атеизма XVIII в., идеолог французской революционной буржуазии, участник «Энциклопедии», автор знаменитой книги «Система природы», в которой ярко выступает связь французского материализма с передовым естествознанием, и ряда антирелигиозных памфлетов: «Разоблачённое христианство», «Карманное богословие», «Священная зараза» и др. Разрешая основной вопрос философии в духе материализма, Гольбах определяет природу как причину всего сущего. Материя, по Гольбаху,— это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Первичные свойства материи — протяжённость, подвижность, делимость, твёрдость, тяжесть и т. п., производные свойства — плотность, вес, фигура, цвет и т. п. Серьёзной заслугой Гольбаха является признание им движения как неотъемлемого атрибута материи. Однако, будучи метафизическим и механическим материалистом, он понимает движение как простое перемещение тел в пространстве. Созданная им классификация видов движения — чисто механическая теория. Учение Гольбаха направлено против теологии и идеализма, против субъективного идеализма Беркли (см.). Природа, по Гольбаху, существует вечно, никем не сотворена и неуничтожима. «Материя,— учит Гольбах, действует по своим собственным силам и не нуждается ни в каком внешнем толчке, чтобы быть приведённой в движение». С точки зрения Гольбаха рассуждения о бестелесных духах — нелепая фантазия, противоречащая здравому смыслу. Сознание рассматривается Гольбахом как свойство организованной материи. В «Системе природы» Гольбах резко критикует религиозный взгляд на человека, как на подобие бога: «Человек — дело рук природы, он существует в природе, он подчинён её законам, он не может — даже в мысли — выйти из природы». Человек — часть природы, подчинённая её законам, как и все физические тела. Попытка философов-идеалистов делить человека на физическое и духовное существо объявляется Гольбахом несостоятельной. «Человек есть организованное целое, составленное из различных веществ». Отвергая взгляды идеалистов, их веру в существование бессмертной души, Гольбах доказывает, что умственные способности человека зависят от организации человеческого тела. Способность ощущать даёт нам возможность познать мир и его закономерности. Никаких врождённых идей нет. Человек черпает свои идеи из внешнего мира, а не из своей души. Телеологии Гольбах противопоставляет свой механический детерминизм. Явления, причин которых мы не знаем, он называет случайными. Он не понимал объективного характера случайности. Развитие общества он понимал как фатальный процесс.

К человеческому обществу Гольбах подходит с позиции идеализма, буржуазного просветительства. Признавая влияние общественной среды на формирование человеческой личности, Гольбах в то же время приходит к неверному, идеалистическому выводу, будто бы «мнения правят миром». Он утверждает, что человечество может избавиться от феодального гнёта в результате распространения просвещения и торжества разума над средневековым мракобесием. Идеолог французской буржуазии, Гольбах боится революционного движения масс; он предпочитает революцию «сверху», т. е. мирный переход от сословно-феодального строя к буржуазному при помощи «совершенного» законодательства — монархии конституционного или даже «просвещённой». Критикуя религию, Гольбах видит в ней только результат невежества, он не в состоянии дать исторической критики религии, раскрыть классовую сущность религиозного мировоззрения. Однако его атеистические трактаты сыграли огромную роль в борьбе против религиозного мракобесия  и суеверия. Современные агенты Ватикана (Маритэн, Гаррингтон и др.) до сих пор занимаются «опровержением» Гольбаха.

 

 

Краткий философский словарь. — Москва, 1939


Гольбах Поль-Анри (1723—1789) — французский философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в. Гольбах признавал существование материи независимо от сознания человека, считал её вечной и несотворимой. Материю он считал состоящей из атомов. Материи присуще внутреннее движение, возникающее в силу механических движений и столкновений частиц. Гольбах признавал только механическое движение, отрицая движение самопроизвольное. Душу, сознание он считал проявлением особым образом организованной материи. Гольбах был атеистом. Религию он считал результатом невежества и отсталости человека. В своих сочинениях, посвященных человеческому обществу, Гольбах развивал идею, что человек руководится интересом. Направление интересов человека определяется средой. Среда создается законодательством. Законодатель же руководится мнениями. Таким образом, Гольбах приходил к идеалистическому выводу о том, что «мнения правят миром». Признавая необходимость уничтожения феодального строя, Гольбах выдвигал идею возврата к «естественному строю», который на деле оказался капиталистическим строем. Главные работы Гольбаха: «Система природы», 1770 г., «Социальная система», 1773 г., «Естественная политика», 1773 г., «Разоблачение христианства», 1761 г., «Здравый смысл», 1772 г.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. Москва, Издательство политической литературы, 1987


ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723 — 89) фр. философ-материалист и атеист, По происхождению нем. барон, однако большую часть жизни провел во Франции. Гл. труд Г. „Система природы" (1770) был сожжен по решению парижского парламента. Др. его работы — „Разоблаченное христианство" (1761), „Карманное богословие" (1768), „Здравый смысл" (1772). Г. выступил с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Беркли. В идеализме Г. видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии он объяснял темнотой, страхом одних и обманом др. Материя, по Г.,— это „все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". Она состоит из неизменных и неделимых атомов, осн. свойства к-рых — протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение — также атрибут материи — Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Г.,— часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Г. вместе с тем понимал причинность механистически. Он отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины к-рых нам неизвестны. В теории познания Г. придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. В политике Г.— сторонник конституционной монархии, а в ряде случаев — просвещенного абсолютизма, Во взглядах на об-во Г.— идеалист, утверждал, будто „мнения правят миром". Решающую роль в истории он придавал деятельности законодателей. Путь к освобождению людей видел в просвещении. Незнание своей собственной природы, по Г., привело род человеческий к тому, что он оказался порабощенным и стал жертвой правительств. Развивающееся буржуазное об-во Г. понимал как царство разума.
 

 

ГОЛЬБАХ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Версия 2023

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (8.12.1723, Эдесхайм, Германия – 21.6.1789, Париж), франц. философ. Иностр. почётный чл. РАН (1780). Родился в семье нем. коммерсанта. В 1735–44 жил в Париже, в семье своего дяди, от которого получил фамилию и титул барона. В 1744–49 изучал химию в Лейденском ун-те. Переехав в Париж, принял активное участие в создании возглавлявшейся Д. Дидро «Энциклопедии», для которой написал 375 статей. Открытый Г. салон стал местом регулярных филос. дискуссий между энциклопедистами. В своём осн. соч. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» («Système de la nature ou Des loix du monde physique et du monde moral», vol. 1–2, 1770, рус. пер. 1924) – этой, по выражению современников, «Библии материализма» – Г. выступил систематизатором материалистич. и атеистич. идей эпохи Просвещения. 18.8.1770 книга была публично сожжена по приговору парижского парламента.

Материя, по Г., – единственная субстанция. Движение – способ существования материи. «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение» (Избр. произв. М., 1963. Т. 1. С. 66). Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя. Всё существующее в природе образовано сочетанием мельчайших частиц, которые Г. именует «молекулами» (иногда – атомами). Элементы материи различны по своим свойствам и способам действия. В учении о причинности Г. развивал своеобразную «систему фатализма»: всё происходящее в мире необходимо, подчинено постоянно действующим законам природы; случайных явлений нет. В гносеологии он придерживался сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания; врождённых идей не существует.

Гл. мотивом человеческих действий Г. считал интересы, важнейший из них – стремление к счастью. Счастье состоит в соответствии желаний человека окружающей его обстановке, но он не может его достичь без помощи др. людей, отсюда его заинтересованность в содействии счастью ближних. Улучшение обществ. порядков Г. связывал с деятельностью просвещённого монарха, допуская, однако, и возможность революции как средства упразднения деспотич. формы правления. Справедливое гос. устройство должно основываться на общественном договоре.

Религию, по мнению Г., создали страх, невежество и обман. Учение о бестелесной душе и загробной жизни «фантастично» и основано на «произвольных допущениях»: нематериальная душа никак не смогла бы действовать на телесные органы. Дальнейшее познание природы приведёт к исчезновению представлений о богах, а упразднению религии должны содействовать также отделение церкви от государства и ликвидация привилегий священнослужителей. Идеи Г. оказали влияние на последующее развитие материалистич. философии.

Литература

Соч.: Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956; Textes choisis. P., 1957; Избр. произведения. М., 1963. Т. 1–2.

Лит.: Naville P. D’Holbach et la philosophie scientifique au XVIII siècle. P., 1967; Кочарян МТ. П. Гольбах. М., 1978; Haupt M. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024