ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Гольбах

Поль Анри Тири Гольбах (барон д’Ольба́х, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach, немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах, нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach; 8 декабря 1723, Эдесхайм — 21 января 1789, Париж)... Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723—89), французский философ-материалист, атеист, идеолог революционной буржуазии. Активно сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Вместе с тем опирался на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался идеалистические теории общественного договора. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм 19 в. Главные сочинения «Система природы» (1770). Автор остроумных атеистических произведений.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ГОЛЬБАХ, Поль Анри (1723—1789), французский философ, виднейший представитель материализма 18 в., идеолог предреволюционной буржуазии. Автор знаменитой «Системы природы» (1770). В этом основном произведении французского материализма материалистического мировозрение было изложено в форме стройной философской системы. «Система природы» даёт развёрнутую критику религиозных воззрений и обоснование атеизма. Кроме «Системы природы» Гольбах написал ряд антирелигиозных работ («Разоблаченное христианство», 1761, «Карманное богословие», 1768, и др.), автор пользовались громадным успехом. Классики марксизма-ленинизма относят сочинения Гольбаха к лучшим образцам атеистической пропаганды домарксового периода. Материализм Гольбах, сыгравший в своё время прогрессивную роль, носил метафизический и механистический характер. В объяснении явлений общественной жизни Гольбах, как и другие материалисты до Маркса, стоял на идеалистических позициях.

 

 

Краткий философский словарь. 1954


ГольбахГОЛЬБАХ Поль Анри (1723—1789) — один из главных представителей французского материализма и атеизма XVIII в., идеолог французской революционной буржуазии, участник «Энциклопедии», автор знаменитой книги «Система природы», в которой ярко выступает связь французского материализма с передовым естествознанием, и ряда антирелигиозных памфлетов: «Разоблачённое христианство», «Карманное богословие», «Священная зараза» и др. Разрешая основной вопрос философии в духе материализма, Гольбах определяет природу как причину всего сущего. Материя, по Гольбаху,— это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Первичные свойства материи — протяжённость, подвижность, делимость, твёрдость, тяжесть и т. п., производные свойства — плотность, вес, фигура, цвет и т. п. Серьёзной заслугой Гольбаха является признание им движения как неотъемлемого атрибута материи. Однако, будучи метафизическим и механическим материалистом, он понимает движение как простое перемещение тел в пространстве. Созданная им классификация видов движения — чисто механическая теория. Учение Гольбаха направлено против теологии и идеализма, против субъективного идеализма Беркли (см.). Природа, по Гольбаху, существует вечно, никем не сотворена и неуничтожима. «Материя,— учит Гольбах, действует по своим собственным силам и не нуждается ни в каком внешнем толчке, чтобы быть приведённой в движение». С точки зрения Гольбаха рассуждения о бестелесных духах — нелепая фантазия, противоречащая здравому смыслу. Сознание рассматривается Гольбахом как свойство организованной материи. В «Системе природы» Гольбах резко критикует религиозный взгляд на человека, как на подобие бога: «Человек — дело рук природы, он существует в природе, он подчинён её законам, он не может — даже в мысли — выйти из природы». Человек — часть природы, подчинённая её законам, как и все физические тела. Попытка философов-идеалистов делить человека на физическое и духовное существо объявляется Гольбахом несостоятельной. «Человек есть организованное целое, составленное из различных веществ». Отвергая взгляды идеалистов, их веру в существование бессмертной души, Гольбах доказывает, что умственные способности человека зависят от организации человеческого тела. Способность ощущать даёт нам возможность познать мир и его закономерности. Никаких врождённых идей нет. Человек черпает свои идеи из внешнего мира, а не из своей души. Телеологии Гольбах противопоставляет свой механический детерминизм. Явления, причин которых мы не знаем, он называет случайными. Он не понимал объективного характера случайности. Развитие общества он понимал как фатальный процесс.

К человеческому обществу Гольбах подходит с позиции идеализма, буржуазного просветительства. Признавая влияние общественной среды на формирование человеческой личности, Гольбах в то же время приходит к неверному, идеалистическому выводу, будто бы «мнения правят миром». Он утверждает, что человечество может избавиться от феодального гнёта в результате распространения просвещения и торжества разума над средневековым мракобесием. Идеолог французской буржуазии, Гольбах боится революционного движения масс; он предпочитает революцию «сверху», т. е. мирный переход от сословно-феодального строя к буржуазному при помощи «совершенного» законодательства — монархии конституционного или даже «просвещённой». Критикуя религию, Гольбах видит в ней только результат невежества, он не в состоянии дать исторической критики религии, раскрыть классовую сущность религиозного мировоззрения. Однако его атеистические трактаты сыграли огромную роль в борьбе против религиозного мракобесия  и суеверия. Современные агенты Ватикана (Маритэн, Гаррингтон и др.) до сих пор занимаются «опровержением» Гольбаха.

 

 

Краткий философский словарь. 1939


Гольбах Поль-Анри (1723—1789) — французский философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в. Гольбах признавал существование материи независимо от сознания человека, считал её вечной и несотворимой. Материю он считал состоящей из атомов. Материи присуще внутреннее движение, возникающее в силу механических движений и столкновений частиц. Гольбах признавал только механическое движение, отрицая движение самопроизвольное. Душу, сознание он считал проявлением особым образом организованной материи. Гольбах был атеистом. Религию он считал результатом невежества и отсталости человека. В своих сочинениях, посвященных человеческому обществу, Гольбах развивал идею, что человек руководится интересом. Направление интересов человека определяется средой. Среда создается законодательством. Законодатель же руководится мнениями. Таким образом, Гольбах приходил к идеалистическому выводу о том, что «мнения правят миром». Признавая необходимость уничтожения феодального строя, Гольбах выдвигал идею возврата к «естественному строю», который на деле оказался капиталистическим строем. Главные работы Гольбаха: «Система природы», 1770 г., «Социальная система», 1773 г., «Естественная политика», 1773 г., «Разоблачение христианства», 1761 г., «Здравый смысл», 1772 г.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723 — 89) фр. философ-материалист и атеист, По происхождению нем. барон, однако большую часть жизни провел во Франции. Гл. труд Г. „Система природы" (1770) был сожжен по решению парижского парламента. Др. его работы — „Разоблаченное христианство" (1761), „Карманное богословие" (1768), „Здравый смысл" (1772). Г. выступил с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Беркли. В идеализме Г. видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии он объяснял темнотой, страхом одних и обманом др. Материя, по Г.,— это „все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". Она состоит из неизменных и неделимых атомов, осн. свойства к-рых — протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение — также атрибут материи — Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Г.,— часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Г. вместе с тем понимал причинность механистически. Он отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины к-рых нам неизвестны. В теории познания Г. придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. В политике Г.— сторонник конституционной монархии, а в ряде случаев — просвещенного абсолютизма, Во взглядах на об-во Г.— идеалист, утверждал, будто „мнения правят миром". Решающую роль в истории он придавал деятельности законодателей. Путь к освобождению людей видел в просвещении. Незнание своей собственной природы, по Г., привело род человеческий к тому, что он оказался порабощенным и стал жертвой правительств. Развивающееся буржуазное об-во Г. понимал как царство разума.
 

 

ГОЛЬБАХ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Версия 2023

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Ан­ри (8.12.1723, Эдес­хайм, Гер­ма­ния – 21.6.1789, Па­риж), франц. фи­ло­соф. Иностр. по­чёт­ный чл. РАН (1780). Ро­дил­ся в се­мье нем. ком­мер­сан­та. В 1735–44 жил в Па­ри­же, в се­мье сво­его дя­ди, от ко­то­ро­го по­лу­чил фа­ми­лию и ти­тул ба­ро­на. В 1744–49 изу­чал хи­мию в Лей­ден­ском ун-те. Пе­ре­ехав в Па­риж, при­нял ак­тив­ное уча­стие в соз­да­нии воз­глав­ляв­шей­ся Д. Дид­ро «Эн­цик­ло­пе­дии», для ко­торой на­пи­сал 375 ста­тей. От­кры­тый Г. са­лон стал ме­стом ре­гу­ляр­ных фи­лос. дис­кус­сий ме­ж­ду эн­цик­ло­пе­ди­ста­ми. В сво­ём осн. соч. «Сис­те­ма при­ро­ды, или О за­ко­нах ми­ра фи­зи­че­ско­го и ми­ра ду­хов­но­го» («Système de la nature ou Des loix du monde physique et du monde moral», vol. 1–2, 1770, рус. пер. 1924) – этой, по вы­ра­же­нию со­вре­мен­ни­ков, «Биб­лии ма­те­риа­лиз­ма» – Г. вы­сту­пил сис­те­ма­ти­за­то­ром ма­те­риа­ли­стич. и атеи­стич. идей эпо­хи Про­све­ще­ния. 18.8.1770 кни­га бы­ла пуб­лич­но со­жже­на по приговору па­риж­ско­го пар­ла­мен­та.

Ма­те­рия, по Г., – един­ст­вен­ная суб­стан­ция. Дви­же­ние – спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния ма­те­рии. «Все­лен­ная, это ко­лос­саль­ное со­еди­не­ние все­го су­ще­ст­вую­ще­го, по­всю­ду яв­ля­ет нам лишь ма­те­рию и дви­же­ние» (Избр. про­изв. М., 1963. Т. 1. С. 66). Ма­те­рия не со­тво­ре­на, веч­на, есть при­чи­на са­мой се­бя. Всё су­ще­ст­вую­щее в при­ро­де об­ра­зо­ва­но со­че­та­ни­ем мель­чай­ших час­тиц, ко­то­рые Г. име­ну­ет «мо­ле­ку­ла­ми» (ино­гда – ато­ма­ми). Эле­мен­ты ма­те­рии раз­лич­ны по сво­им свой­ст­вам и спо­со­бам дей­ст­вия. В уче­нии о при­чин­но­сти Г. раз­ви­вал свое­об­раз­ную «сис­те­му фа­та­лиз­ма»: всё про­ис­хо­дя­щее в ми­ре не­об­хо­ди­мо, под­чи­не­но по­сто­ян­но дей­ст­вую­щим за­ко­нам при­ро­ды; слу­чай­ных яв­ле­ний нет. В гно­сео­ло­гии он при­дер­жи­вал­ся сен­суа­лиз­ма: ма­те­ри­аль­ные пред­ме­ты, воз­дей­ст­вуя на на­ши ор­га­ны чувств, вы­зы­ва­ют ощу­ще­ния, на ос­но­ве их об­ра­зу­ют­ся мыс­ли и же­ла­ния; вро­ж­дён­ных идей не су­ще­ст­ву­ет.

Гл. мо­ти­вом че­ло­ве­че­ских дей­ст­вий Г. счи­тал ин­те­ре­сы, важ­ней­ший из них – стрем­ле­ние к сча­стью. Сча­стье со­сто­ит в со­от­вет­ст­вии же­ла­ний че­ло­ве­ка ок­ру­жаю­щей его об­ста­нов­ке, но он не мо­жет его дос­тичь без по­мо­щи др. лю­дей, от­сю­да его за­ин­те­ре­со­ван­ность в со­дей­ст­вии сча­стью ближ­них. Улуч­ше­ние об­ществ. по­ряд­ков Г. свя­зы­вал с дея­тель­но­стью про­све­щён­но­го мо­нар­ха, до­пус­кая, од­на­ко, и воз­мож­ность ре­во­лю­ции как сред­ст­ва уп­разд­не­ния дес­по­тич. фор­мы прав­ле­ния. Спра­вед­ли­вое гос. уст­рой­ст­во долж­но ос­но­вы­вать­ся на об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре.

Ре­ли­гию, по мне­нию Г., соз­да­ли страх, не­ве­же­ст­во и об­ман. Уче­ние о бес­те­лес­ной ду­ше и за­гроб­ной жиз­ни «фан­та­стич­но» и ос­но­ва­но на «про­из­воль­ных до­пу­ще­ни­ях»: не­ма­те­ри­аль­ная ду­ша ни­как не смог­ла бы дей­ст­во­вать на те­лес­ные ор­га­ны. Даль­ней­шее по­зна­ние при­ро­ды при­ве­дёт к ис­чез­но­ве­нию пред­став­ле­ний о бо­гах, а уп­разд­не­нию ре­ли­гии долж­ны со­дей­ст­во­вать так­же от­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ст­ва и ли­к­ви­да­ция при­ви­ле­гий свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Идеи Г. ока­за­ли влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие ма­те­риа­ли­стич. фи­ло­со­фии.

Литература

Соч.: Свя­щен­ная за­раза. Ра­зо­бла­чен­ное хри­сти­ан­ст­во. М., 1936; Пись­ма к Ев­ге­нии. Здра­вый смысл. М., 1956; Textes choisis. P., 1957; Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1963. Т. 1–2.

Лит.: Naville P. D’Holbach et la philosophie scientifique au XVIII siècle. P., 1967; Ко­ча­рян МТ. П. Голь­бах. М., 1978; Haupt M. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024