Поль Анри Тири Гольбах (барон д’Ольба́х, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach, немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах, нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach; 8 декабря 1723, Эдесхайм — 21 января 1789, Париж)... Википедия
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723—89), французскийфилософ-материалист, атеист, идеолог революционной буржуазии. Активно сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Вместе с тем опирался на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался идеалистические теории общественного договора. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм 19 в. Главные сочинения «Система природы» (1770). Автор остроумных атеистических произведений.
ГОЛЬБАХ, Поль Анри (1723—1789), французский философ, виднейший представитель материализма 18 в., идеолог предреволюционной буржуазии. Автор знаменитой «Системы природы» (1770). В этом основном произведении французского материализма материалистического мировозрение было изложено в форме стройной философской системы. «Система природы» даёт развёрнутую критику религиозных воззрений и обоснование атеизма. Кроме «Системы природы» Гольбах написал ряд антирелигиозных работ («Разоблаченное христианство», 1761, «Карманное богословие», 1768, и др.), автор пользовались громадным успехом. Классики марксизма-ленинизма относят сочинения Гольбаха к лучшим образцам атеистической пропаганды домарксового периода. Материализм Гольбах, сыгравший в своё время прогрессивную роль, носил метафизический и механистический характер. В объяснении явлений общественной жизни Гольбах, как и другие материалисты до Маркса, стоял на идеалистических позициях.
ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723—1789) — один из главных представителей французского материализма и атеизма XVIII в., идеолог французской революционной буржуазии, участник «Энциклопедии», автор знаменитой книги «Система природы», в которой ярко выступает связь французского материализма с передовым естествознанием, и ряда антирелигиозных памфлетов: «Разоблачённое христианство», «Карманное богословие», «Священная зараза» и др. Разрешая основной вопрос философии в духе материализма, Гольбах определяет природу как причину всего сущего. Материя, по Гольбаху,— это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Первичные свойства материи — протяжённость, подвижность, делимость, твёрдость, тяжесть и т. п., производные свойства — плотность, вес, фигура, цвет и т. п. Серьёзной заслугой Гольбаха является признание им движения как неотъемлемого атрибута материи. Однако, будучи метафизическим и механическим материалистом, он понимает движение как простое перемещение тел в пространстве. Созданная им классификация видов движения — чисто механическая теория. Учение Гольбаха направлено против теологии и идеализма, против субъективного идеализма Беркли (см.). Природа, по Гольбаху, существует вечно, никем не сотворена и неуничтожима. «Материя,— учит Гольбах, действует по своим собственным силам и не нуждается ни в каком внешнем толчке, чтобы быть приведённой в движение». С точки зрения Гольбаха рассуждения о бестелесных духах — нелепая фантазия, противоречащая здравому смыслу. Сознание рассматривается Гольбахом как свойство организованной материи. В «Системе природы» Гольбах резко критикует религиозный взгляд на человека, как на подобие бога: «Человек — дело рук природы, он существует в природе, он подчинён её законам, он не может — даже в мысли — выйти из природы». Человек — часть природы, подчинённая её законам, как и все физические тела. Попытка философов-идеалистов делить человека на физическое и духовное существо объявляется Гольбахом несостоятельной. «Человек есть организованное целое, составленное из различных веществ». Отвергая взгляды идеалистов, их веру в существование бессмертной души, Гольбах доказывает, что умственные способности человека зависят от организации человеческого тела. Способность ощущать даёт нам возможность познать мир и его закономерности. Никаких врождённых идей нет. Человек черпает свои идеи из внешнего мира, а не из своей души. Телеологии Гольбах противопоставляет свой механический детерминизм. Явления, причин которых мы не знаем, он называет случайными. Он не понимал объективного характера случайности. Развитие общества он понимал как фатальный процесс.
К человеческому обществу Гольбах подходит с позиции идеализма, буржуазного просветительства. Признавая влияние общественной среды на формирование человеческой личности, Гольбах в то же время приходит к неверному, идеалистическому выводу, будто бы «мнения правят миром». Он утверждает, что человечество может избавиться от феодального гнёта в результате распространения просвещения и торжества разума над средневековым мракобесием. Идеолог французской буржуазии, Гольбах боится революционного движения масс; он предпочитает революцию «сверху», т. е. мирный переход от сословно-феодального строя к буржуазному при помощи «совершенного» законодательства — монархии конституционного или даже «просвещённой». Критикуя религию, Гольбах видит в ней только результат невежества, он не в состоянии дать исторической критики религии, раскрыть классовую сущность религиозного мировоззрения. Однако его атеистические трактаты сыграли огромную роль в борьбе против религиозного мракобесия и суеверия. Современные агенты Ватикана (Маритэн, Гаррингтон и др.) до сих пор занимаются «опровержением» Гольбаха.
Гольбах Поль-Анри (1723—1789) — французский философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в. Гольбах признавал существование материи независимо от сознания человека, считал её вечной и несотворимой. Материю он считал состоящей из атомов. Материи присуще внутреннее движение, возникающее в силу механических движений и столкновений частиц. Гольбах признавал только механическое движение, отрицая движение самопроизвольное. Душу, сознание он считал проявлением особым образом организованной материи. Гольбах был атеистом. Религию он считал результатом невежества и отсталости человека. В своих сочинениях, посвященных человеческому обществу, Гольбах развивал идею, что человек руководится интересом. Направление интересов человека определяется средой. Среда создается законодательством. Законодатель же руководится мнениями. Таким образом, Гольбах приходил к идеалистическому выводу о том, что «мнения правят миром». Признавая необходимость уничтожения феодального строя, Гольбах выдвигал идею возврата к «естественному строю», который на деле оказался капиталистическим строем. Главные работы Гольбаха: «Система природы», 1770 г., «Социальная система», 1773 г., «Естественная политика», 1773 г., «Разоблачение христианства», 1761 г., «Здравый смысл», 1772 г.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987
ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723 — 89) фр. философ-материалист и атеист, По происхождению нем. барон, однако большую часть жизни провел во Франции. Гл. труд Г. „Система природы" (1770) был сожжен по решению парижского парламента. Др. его работы — „Разоблаченное христианство" (1761), „Карманное богословие" (1768), „Здравый смысл" (1772). Г. выступил с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Беркли. В идеализме Г. видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии он объяснял темнотой, страхом одних и обманом др. Материя, по Г.,— это „все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". Она состоит из неизменных и неделимых атомов, осн. свойства к-рых — протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение — также атрибут материи — Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Г.,— часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Г. вместе с тем понимал причинность механистически. Он отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины к-рых нам неизвестны. В теории познания Г. придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. В политике Г.— сторонник конституционной монархии, а в ряде случаев — просвещенного абсолютизма, Во взглядах на об-во Г.— идеалист, утверждал, будто „мнения правят миром". Решающую роль в истории он придавал деятельности законодателей. Путь к освобождению людей видел в просвещении. Незнание своей собственной природы, по Г., привело род человеческий к тому, что он оказался порабощенным и стал жертвой правительств. Развивающееся буржуазное об-во Г. понимал как царство разума.
ГОЛЬБАХ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Версия 2023
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (8.12.1723, Эдесхайм, Германия – 21.6.1789, Париж), франц. философ. Иностр. почётный чл. РАН (1780). Родился в семье нем. коммерсанта. В 1735–44 жил в Париже, в семье своего дяди, от которого получил фамилию и титул барона. В 1744–49 изучал химию в Лейденском ун-те. Переехав в Париж, принял активное участие в создании возглавлявшейся Д. Дидро «Энциклопедии», для которой написал 375 статей. Открытый Г. салон стал местом регулярных филос. дискуссий между энциклопедистами. В своём осн. соч. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» («Système de la nature ou Des loix du monde physique et du monde moral», vol. 1–2, 1770, рус. пер. 1924) – этой, по выражению современников, «Библии материализма» – Г. выступил систематизатором материалистич. и атеистич. идей эпохи Просвещения. 18.8.1770 книга была публично сожжена по приговору парижского парламента.
Материя, по Г., – единственная субстанция. Движение – способ существования материи. «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение» (Избр. произв. М., 1963. Т. 1. С. 66). Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя. Всё существующее в природе образовано сочетанием мельчайших частиц, которые Г. именует «молекулами» (иногда – атомами). Элементы материи различны по своим свойствам и способам действия. В учении о причинности Г. развивал своеобразную «систему фатализма»: всё происходящее в мире необходимо, подчинено постоянно действующим законам природы; случайных явлений нет. В гносеологии он придерживался сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания; врождённых идей не существует.
Гл. мотивом человеческих действий Г. считал интересы, важнейший из них – стремление к счастью. Счастье состоит в соответствии желаний человека окружающей его обстановке, но он не может его достичь без помощи др. людей, отсюда его заинтересованность в содействии счастью ближних. Улучшение обществ. порядков Г. связывал с деятельностью просвещённого монарха, допуская, однако, и возможность революции как средства упразднения деспотич. формы правления. Справедливое гос. устройство должно основываться на общественном договоре.
Религию, по мнению Г., создали страх, невежество и обман. Учение о бестелесной душе и загробной жизни «фантастично» и основано на «произвольных допущениях»: нематериальная душа никак не смогла бы действовать на телесные органы. Дальнейшее познание природы приведёт к исчезновению представлений о богах, а упразднению религии должны содействовать также отделение церкви от государства и ликвидация привилегий священнослужителей. Идеи Г. оказали влияние на последующее развитие материалистич. философии.
Литература
Соч.: Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956; Textes choisis. P., 1957; Избр. произведения. М., 1963. Т. 1–2.
Лит.: Naville P. D’Holbach et la philosophie scientifique au XVIII siècle. P., 1967; Кочарян М. Т. П. Гольбах. М., 1978; Haupt M. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.