Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 527
ДЕМОКРИТ из Абдеры (ок. 460—370 до н. э.), великий др.-греч. философ-материалист. Д. был «первым энциклопедическим умом среди греков» (К. Маркс и Ф. Энгельс). По мнению Д., объективно и вечно существуют материя (состоящая из неизменных, неделимых частиц — атомов, образующих все многообразные тела) и бесконечное пустое пространство, в котором движутся атомы. Движение происходит в силу господствующей во Вселенной необходимости; материя не нуждается в первотолчке. Материалистич. философия Д. разрушала религ. представления, веру в потусторонний мир и бессмертие души. Д. разрабатывал вопросы биологии, медицины, языкознания, грамматики, эстетики, математики и т. п. Был сторонником рабовладельческой демократии.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 378
ДЕМОКРИТ (ок. 470 или 460 до н. э.— ум. в глубокой старости), из г. Абдера (Фракия), др.-греч. философ-материалист, один из основателей антич. атомистики. По Д., существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые матер. элементы (геом. тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в разл. направлениях, из их «вихря» образуются как отд. тела, так и все бесчисл. миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывает ощущения. В этике развил учение об атараксии.
Краткий философский словарь. — Москва, 1939
Демокрит (около 460—370 до н, э.)— величайший древнегреческий философ-материалист. Ленин считает Демокрита наиболее ярким выразителем материализма в древности, противопоставляя его линию идеалистической линии Платона, Демокрит-основатель атомистической теории. По Демокриту существуют два первоначала вещей: атомы и пустота. Атомы, т. е. неделимые частицы материи, вечны, неизменны и находятся в движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как цвет, звук, вкус и т. д., атомам не присущи. В этом взгляде Демокрита имеются зародыши механистического учения о первичных и вторичных качествах (см.). Из соединения атомов образуются тела. Душа также состоит из атомов, Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной пустоте; падая, атомы сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов; из вихревого движения атомов образуется бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богами, а возникают и уничтожаются естественным путем. Продолжателями Демокрита были греческий философ Эпикур (III в. до н. э.) и римский философ Лукреций (I в. до н. э.).
Краткий философский словарь. — Москва, 1954
ДЕМОКРИТ (ок. 460—370 до и. э.) — великий древнегреческий философ-материалист. Был первым энциклопедическим умом среди греков. Ленин считает Демокрита наиболее ярким выразителем материализма в древности, противопоставляя его философскую линию идеалистической линии Платона (см.). Демокрит (ученик Левкиппа) — один из основателей атомистической теории. Его смелый и революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки. Вместе с тем атомистическая теория Демокрита была ограничена условиями донаучного периода развития естествознания.
По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и пустота. При этом атомы, т. е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы материи, неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как звук, цвет, вкус и т. д., атомам не присущи. Указанные свойства существует, по Домокриту, лишь условно, «но по природе самих вещей». В этом взгляде его имеются уже зародыши ложного учения о первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведёт к гибели тел. Душа тоже состоит из атомов, а именно огненных, шаровидных и легкоподвижных.
Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной пустоте; перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Из вихревого движения атомов происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богами, а возникают и уничтожаются естественным путём, по закону необходимости. Демокрит как сторонник детерминизма, доходящего до фатализма, устраняет случайность, признавая её выдумкой людей, не умеющих объяснить причинную связь явлений.
Свою теорию познания Демокрит основывает на предположении, что из тел истекают, отделяются тонкие оболочки («идолы» — образы) вещей, воздействующие на органы чувств. Хотя весь материал для познания доставляется чувствами, но последние дают лишь «тёмное» значение о предметах; над этим знанием возвышается другое, «светлое», более тонкое знание, знание посредством разума; в своим анализе это знание доходит до обнаружения атомов и пустоты. По своим политическим взглядам Демокрит был представителем античной демократии, противником рабовладельческой аристократии. Продолжателями материализма Демокрита были греческий философ Эпикур (см.) и позднее — римский философ Лукреций Кар (см.).
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987
ДЕМОКРИТ из Абдер (ок. 460-ок. 370 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, ученик Левкиппа, первый энциклопедический ум среди греков (Маркс). Ленин считал Д. наиболее ярким выразителем материализма в древности, Д.— один из основателей атомистики. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. При этом атомы, т. е. неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Др. свойства, такие, как звук, цвет, вкус и т. д., атомам не присущи, а существуют лишь условно, „не по природе самих вещей". В этом взгляде уже имеются зародыши учения о первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной пустоте; перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Так происходит бесконечное множество „рождающихся и умирающих" миров, к-рые не сотворены богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости. Отождествляя причинность с необходимостью, Д. отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. В теории познания он исходит из предположения, что от тел истекают, отделяются тонкие оболочки („идолы"— образы) вещей, воздействующие на органы чувств. Чувственное восприятие — осн. источник познания, но оно дает лишь „темное" знание о предметах; над этим знанием возвышается др., „светлое", более тонкое — знание посредством разума, ведущее к познанию сущности мира: атомов и пустоты. Этим Д. ставил проблему соотношения чувств и разума в познании. По своим политическим взглядам Д. был представителем античной демократии, противником рабовладельческой аристократии. Продолжателями материализма Д. были Эпикур и Лукреций Кар.
Большая российская энциклопедия. Том 8. — Москва, 2007. — С. 515 // Электронная версия |
ДЕМОКРИ́Т (Δημόϰριτος) (460–370 до н. э., по Аполлодору, 470–380, по Трасиллу), др.-греч. философ и учёный-энциклопедист, основатель античного атомизма.
Родился в Абдере. Биографич. предание (в котором история переплетается с легендой) рисует Д. воодушевлённым подвижником науки, отрешённым затворником и в то же время неутомимым путешественником, потратившим всё состояние на исследовательские поездки по странам Востока: Вавилон, Персия, Египет, Эфиопия и даже Индия, что отчасти подтверждается собств. словами Д. о его превосходстве над егип. геометрами. Известна легенда о Д. как «смеющемся философе» (в противоположность Гераклиту как «плачущему философу») – столь нелепыми и бессмысленными казались ему повседневные занятия и устремления людей.
Д. – первый греч. философ и учёный, который оставил сочинения практически по всем областям знания своего времени. Свод сочинений Д. (т. н. Corpus Democriteum) имелся в Александрийской б-ке, в 1 в. он был заново издан грамматиком Трасиллом, разделившим его на 13 тетралогий, из которых 1–2-я включали сочинения по этике, 3–6-я – по физике, космографии, анатомии, психологии, логике, 7–9-я – по математике, астрономии, географии, 9–11-я – по музыке, грамматике, поэтике, 12–13-я – по медицине, земледелию, живописи, воен. искусству. Особую группу сочинений (вне тетралогий) составляли «Причины» (этиологич. трактаты по метеорологии, геологии, акустике, ботанике, зоологии, магнетизму) и, вероятно, подлинные «Записки» (в осн. материалы путешествий, в т. ч. трактат о вавилонской клинописи). Полный каталог названий сохранил Диоген Лаэртий (IX, 45–49). Под именем Д. существовала также обширная подложная лит-ра по магии, астрологии, алхимии и медицине. Все сочинения Д. утрачены, сохранилось ок. 300 фрагментов-цитат (в осн. этич. содержания), атомистич. учение известно по кратким изложениям Аристотеля, Теофраста и доксографов.
Эпистемология
Д. движется в русле выдвинутой элейской школой дихотомии мнения и знания и гераклитовского релятивизма в отношении феноменального мира. Противопоставлению того, что существует «доподлинно», «в реальности», тому, что существует лишь в субъективном представлении, или «условно», соответствуют два вида познания – «подлинное» (или «законнорождённое», γνώμη γνησίη) и «тёмное» (или «незаконнорождённое», γνώμη σϰοτίη), т. е. теоретич. разум и чувственное восприятие, причём разум выступает как шестое чувство, которое видит и слышит там, где ощущения слепы. Разум даёт «точное знание», ощущения – лишь «привтекающее мнение», обусловленное психофизич. состоянием индивида. Все чувственные качества субъективны, следовательно, картина мира, передаваемая ощущениями, – театральная декорация или бредовое наваждение (обыденное сознание как «сумасшествие»), «человек отрезан от реальности», «истина погребена в глубине». Но в отличие от скептиков Д. не сомневается в том, что «истинная реальность», скрытая за феноменами, существует и познаваема: это атомы и пустота. Возможно, позднее эмпиризм ионийской школы взял верх в Д.: в более позднем, чем «Каноны» (осн. логико-эпистемологич. трактат), соч. «Преодоления» ощущения дают «подтверждения» или «удостоверения» того, что постигается разумом.
Атомы и пустота
Согласно Аристотелю, атомистич. учение Д. возникло в ответ на аргументы элейцев против движения и множества. Элейцы утверждали, что движение и множественность бытия (понимаемого как «полное») невозможны без разграничивающей его пустоты, отождествлявшейся ими с небытием. Согласно сформулированному Д. принципу равновероятности, или исономии, бытие (полное) ничуть не более реально, чем небытие (пустое). Вместо единого сущего Парменида имеется бесконечно много сущих в бесконечной пустоте, причём каждая частица бытия «неделима» (атомон). Атом неделим в силу своей физич. плотности и непроницаемости (отсутствия в нём пустоты). Атомы вечны (безначальны и неуничтожимы), не подвержены изменениям, лишены чувственных качеств, их субстанция («природа») абсолютно однородна. Они различаются только величиной, формой, а также (в соединениях) «контактом» и «поворотом» (или «порядком» и «положением», по Аристотелю). Атомы могут механически соединяться между собой путём «сцепления» или «переплетения» и временно «сопребывать», пока внешняя необходимость (ананкэ) не рассеет их. Согласно сформулированному Д. закону сквозной причинности, «ничто не происходит беспричинно (или «спонтанно», μάτην), но всё в силу некоторого основания и под действием (внешней) необходимости» (у Иоанна Стобея этот фрагмент приписывается Левкиппу). Подобно тому как из одних и тех же букв можно составить трагедию или комедию, так всевозможными комбинациями атомов порождается всё многообразие чувственного мира. По-видимому, атомы обладают «весом», пропорциональным их величине, но не обладают «тяжестью», которая побуждала бы их «падать» в пустоте (как атомы Эпикура). Т. о., атомам скорее всего свойственно беспорядочное движение во всех направлениях, обусловленное исключительно соударением и отскакиванием («распрей», по выражению Д.). Пространство Д. отождествлял с пустотой, а время считал субъективной фикцией.
Атомистическая космогония
(включая происхождение живых существ и ранние стадии человеческой культуры) излагалась в «Большом Мирострое» и «Малом Мирострое» (первый из них только Аристотель и Теофраст приписывали Левкиппу). На первой стадии происходит обособление скопления атомов в «великой пустоте» (т. е. пространстве одного мира, части «бесконечной пустоты»), на второй стадии «в силу необходимости» возникает вихрь, действующий как сепаратор: крупные атомы собираются в центре вихря (будущая Земля), мелкие «выталкиваются» на периферию (огненное вещество небесных светил), «подобное стремится к подобному», как при просеивании семян через сито. Традиц. четыре элемента, т. о., сводятся к агломератам атомов равного размера, но разл. формы, и, как и у Анаксагора, представляют собой «панспермии» (наборы всевозможных семян-веществ). Весь космос (по аналогии с ростом живых существ) заключён в «оболочку», в центре находится «барабанообразная» Земля, на самой удалённой орбите – Солнце, на самой близкой – Луна, между ними – планеты. Первые живые организмы зародились из ила по мере высыхания влажной земли. По закону исономии нет оснований считать, что наш мир – единственный: в бесконечном пространстве их должно быть бесконечно много, причём одни их них подобны, другие отличны от нашего. В течение бесконечного времени в разных частях Вселенной миры возникают, растут и погибают, сталкиваясь между собой при расширении. В частности, вспышки эпидемий объясняются проникновением в земную атмосферу атомных потоков из погибших миров.
Происхождение и развитие человеческой культуры по Д. предположительно реконструируются на основании соч. Диодора Сицилийского (I, 7) (согласно гипотезе Райнхардта, этот пассаж через Гекатея Абдерского восходит к Д.). Изобретение жилища, одежды и т. д. выводится из «нужды» и «стремления к пользе», в искусствах и ремёслах человек подражал природе и животным (пауку – в ткачестве, ласточке – в домостроительстве и т. д.). В теории происхождения языка Д. предполагал постепенное развитие от стадии «невнятности» к членораздельной ясности и рассматривал язык как чисто конвенциональную систему знаков («по установлению»), ссылаясь на существование омонимии, синонимии, переименования и отсутствие строгого аналогизма в словообразовании.
Психология и теория ощущений
Душа (псюхэ) тождественна с разумом (нусом) и состоит из тончайших сферич. атомов «огня», проникающих в любые межатомные промежутки и обладающих наивысшей подвижностью. Между любыми двумя атомами тела находится атом «души», приводящий их в движение. Смерть характеризуется «рассеянием» индивидуальной души, но сами по себе атомы «души» бессмертны; слабая степень сознания присуща даже трупам и неживому (см. Гилозоизм). Все чувственные восприятия Д., по Аристотелю, сводил к осязанию, т. е. к контакту между воспринимающими атомами души и «истечениями» от предметов. Все тела постоянно излучают материальные снимки, или «образы» (εἲδωλα), которые отпечатываются на воздухе между объектом и глазом; этот отпечаток, подобно волне, проникает в глаз и передаётся в мозг. Цветовые ощущения обусловлены различиями в форме и комбинации атомов. Звук вызывается «раздроблением» воздуха внутри тел на атомы одинаковой формы под воздействием звуковой волны. Вкусовые ощущения также сводятся к формальным различиям: ощущение кислого вызывают «угловатые» атомы, сладкого – «круглые» и т. д. Помимо пяти чувств Д. признавал существование экстрасенсорного восприятия «у бессловесных животных, мудрецов и богов». Любые фантастич. образы, возникающие в сознании (в т. ч. во время сна), – реальны. Реинтерпретируя в терминах атомистики нар. веру в «демонов», носящихся в воздухе, Д. рассматривал их как атомные «истечения»-образы, проникающие через поры в человека (особенно ночью и при экстатич. состояниях); они могут предсказывать будущее и оказывать на людей благотворное или злотворное влияние. По некоторым свидетельствам, эти образы проникают в «наш мир» из космич. пространства – благодаря им возникли древние представления о богах.
Этика
Д. ориентирована на психологич. эвдемонизм, её ключевое понятие – эвтюмия, «благорасположение духа», выражающее идею душевного комфорта, – трактовалось в одноим. этич. трактате. Иногда это идеальное состояние описывается в негативных терминах как «безмятежность» или «невозмутимость». «Судьбы» (тюхэ) не существует, человек обладает свободой воли (несмотря на атомистич. детерминизм в физике), никакие внешние условия не могут сделать его несчастным. Душевный покой достигается избавлением от глупых желаний и неоправданных надежд, преодолением страха смерти и загробного наказания (основанного на ошибочных представлениях о мире и божестве), предпочтением духовных ценностей материальным, неизменным следованием традиц. греч. этич. идеалу «меры». Жизнь философа имеет особую регламентацию: философ отказывается от деторождения, не участвует в обществ. делах, найти причину одного явления для него ценнее, чем получить персидский престол, он – гражданин мира.
В области политики Д. даёт гл. обр. практич. наставления. Бедность при демократии настолько же предпочтительнее богатства при тирании, насколько свобода лучше рабства. Интересы полиса – превыше всего, т. к. при его гибели гибнет всё. Законы благотворны для людей, только если они добровольно им подчиняются: как чисто внешнее принуждение, закон не может запретить грешить втайне. Отсюда постоянные апелляции Д. к нравств. воспитанию граждан, к совести, «стыду перед собой», к «закону в душе», запрещающему «совершать неподобающее». Богатые должны делиться с бедными, бедные – не завидовать богатым, т. к. «согласие» граждан – залог общего спасения. Зависть приводит к революциям и гражд. войнам, но в гражд. войне не может быть победителей, т. к. выигравшие её проигрывают наравне с побеждёнными. Т. о., достигший состояния эвтюмии (и свободный от зависти) становится не только источником радости для самого себя, но и залогом социального мира.
В эпоху античности философия Д. имела существенное влияние, в 4 в. до н. э. – благодаря демокритовцам (Несс, Метродор из Хиоса, Диоген из Смирны, Анаксарх, Гекатей из Абдеры, Аполлодор, Навсифан, Диотим, Бион из Абдеры), в эллинистич. время – благодаря её адаптации Эпикуром и Лукрецием. Забытая в средние века, она приобрела программное значение в Новое время (Ф. Бэкон, Дж. Бруно, Г. Галилей, П. Гассенди) как первая последоват. система механистич. детерминизма в противоположность телеологизму Аристотеля.
Соч.: [Фрагменты и свидетельства] // DK II. 81–230; [Тексты] // Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970.
Лит.: Лурье С. Я. Демокрит. М., 1937; Асмус В. Ф. Демокрит. М., 1960; Proceedings of the first International Congress on Democritus. Xanthi, 1984. Vol. 1–2; The Cambridge companion to early Greek philosophy / Ed. A. A. Long. Camb., 1999.
Ссылка
- Демокрит — Википедия