ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980


ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715—71), французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи. В то же время, будучи идеалистом в понимании истории, считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посм.).

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 401


гельвецийГЕЛЬВЕЦИЙ, Клод Адриан (1715—71), выдающийся французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 века, смело критиковавший феодальные порядки и католическую религию. Исходя из сенсуализма Дж. Локка, Гельвеций материалистически рассматривал ощущения, считал их единственным источником человеческих знаний и отбрасывал религиозные идеалистические вымыслы о субстанциональности и бессмертии души. Материализм Гельвеция носил метафизический и механистический характер. У Гольвеция «чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу морали.

Природное равенство человеческих духовных способностей, единство успехов разума с успехами индустрии, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его системы» (К. Маркс). Ратуя за буржуазный строй, Гельвеций изображал его как строй всеобщего счастья людей. В действительности буржуазный строй оказался строем безжалостной капиталистической эксплуатации. Основные сочинения Гельвеция: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посмертно).

 

 

Краткий философский словарь. — Москва, 1954


гельвецийГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715—1771) — выдающийся представитель французского материализма и атеизма XVIII в. и один из идейных предшественников деятелей буржуазной революции во Франции. Гельвеций открыто признаёт реально существующими только материальные предметы; возникающие в человеческой голове представления и понятия он рассматривает как вторичные по отношению к материальной действительности. Гельвеций высмеивают религиозную догму о бессмертии души и провозглашает зависимость психической жизни человека от его телесной организации. В теории познания он стоит на позиции материалистического сенсуализма. «Всё, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума»,— утверждает он. Ощущения вызываются действием на наши органы чувств предметов и явлений внешнего мира, существующего в пространстве и времени. Гельвеций признаёт достоверность наших чувственных восприятий. Подобно другим французским материалистам Гельвеций — враг агностицизма.

Выступая в качестве воинствующего атеиста, он объявляет веру в бога результатом невежества одних и сознательного обмана других. Он видит прямую связь между религией и тиранией. Вместе с тем материализм его механистичен и метафизичен. В силу исторических условий Гельвеций не дошёл до понимания великой роли революционно-практической деятельности. Развивая материалистическую теорию познания, он ставил себе целью применить материалистический принцип к объяснению общественной жизни. Однако Гельвеций, как и все прочие домарксовские материалисты, стоял на позиции идеалистического понимания истории. Он утверждал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем-то врождённым, а определяется опытом, средой. Это был материалистический исходный пункт. Мысль Гельвеция о решающем влиянии среды, политических учреждений на образование характера человека имела прогрессивное значение.Отсюда вытекал революционный вывод о необходимости изменения среды, общества, феодальных отношений. «Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными» (Маркс и Энгельс, т. III, 160). Прогрессивные взгляды французских материалистов на общество оказали влияние на утопических социалистов начала XIX в. С другой стороны, Гольвеций в духе идеализма утверждал, что общественная среда в свою очередь создаётся существующим законодательством. «Законы делают всё»,— заявляет он. Законодательство же определяется господствующими в обществе идеями. Гельвеций делит идеи на полезные, вредные и безразличными. Люди действуют сообразно с полезными, выгодными им идеями. Мир духовный, по Гольвецию, подчинён закону интереса. Люди по своей природе — эгоисты. Но в их личных интересах считаться с общественными интересами, следовать принципу разумного эгоизма, действовать в интересах государства, народа. Нравственные недостатки имеют своей причиной порочное законодательство. Конечным выводом такого идеалистического объяснения было положение: «мнения правят миром». Требования изменения среды означало лишь требования замены феодальных порядков буржуазии. Идеалом Гельвеция был преуспевающий буржуа с его принципом личной пользы; этот буржуа непрочь способствовать общественному благу, но не в ущерб своим личным интересам. Гельвеций отстаивал принцип частной собственности, он был лишь против чересчур резкого имущественного неравенства. Вместе с тем критика Гельвецием политического устройства и законодательства феодального общества носила прогрессивный для того времени характер.

Главное произведение Гельвеция — «Об уме (1758) — относится к числу тех блестящих, талантливых произведений философской и атеистической мысли XVIII в., которые высоко ценил В. И. Ленин. Книга Гельвеция была вызовом религиозному  и идеалистическому мировоззрению. Это был, по словам Дидро, «здоровенный удар дубиной по предрассудкам всех родов». Реакция осудила книгу из сожжения за нарушение «основ христианской веры». Другое известное материалистическое  и атеистическое произведение Гельвеция — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» — опубликовано в 1773 г. Современные реакционные философы Франции резко выступают против прогрессивных идей Гельвеция. В борьбе с идеалистическим мракобесием Коммунистическая партия Франции отмечает выдающееся значение материалистических традиций Гельвеция и других материалистов XVIII в.

 

 

Краткий философский словарь. — Москва, 1939


Гельвеций Клод-Адриан (1715—1771) — французский философ-материалист XVIII в. Гельвеций исходил из учения английского философа Локка о том, что идеи и представления человека имеют своим источником чувственный опыт. Развивая материалистическую теорию познания, Гельвеций ставил себе целью применить этот по существу материалистический принцип главным образом к объяснению общественной жизни. Он считал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем-то врожденным, а определяется опытом, внешней средой. Это был материалистический исходный пункт общественного учения Гельвеция. Однако далее он утверждал, что среда создается существующим в обществе законодательством. Законодательство же определяется господствующими в обществе идеями. Такое объяснение человеческого общества, конечным выводом которого было положение: «мнения правят миром», не является материалистическим. В общественном учении Гельвеций стоял в конечном счете на позициях идеализма. Взгляд Гельвеция о решающем влиянии среды, политических учреждений на образование характера человека имел большое революционное значение. «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными» (Маркс). Отсюда вытекало требование о необходимости изменения феодальных отношений. Маркс указывает, что эти взгляды Гельвеция оказали большое влияние на утопический социализм начала XIX в. Главные сочинения Гельвеция: «Об уме», 1758 г., и «О человеке», 1773 г., переведены на русский язык.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы, 1987


ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-71) — представитель фр. материализма 18 в. Основу философии Г. составил сенсуализм Локка, из к-рого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Г., познается при помощи ощущений. Др. орудием познания Г. считал память, к-рую определял как, "длящееся, но ослабленное ощущение". Упрощенно трактуя мышление, Г. понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Однако определяющую роль в общественном развитии, по Г., играют человеческое сознание и страсть, Глубокая характеристика взглядов Г. дана Марксом: „Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его системы" (т. 2, с. 144). Признание Г. решающей роли среды в формировании человека, его идея гармонического сочетания личных и общественных интересов, идея равенства умственных способностей сыграли большую роль в подготовке утопического социализма. Соч.:"Об уме" (1758) и "О человеке" (1769, изд. 1773).
 

 

ГЕЛЬВЕЦИЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Версия 2023

ГЕЛЬВЕ́ЦИЙ (Helvétius) Клод Адриан (26.1.1715, Париж – 26.12.1771, там же), франц. философ. Образование получил в од­ном из иезуитских коллежей Парижа, изучал античную и новую философию, литературу и языки. В 1738–51 занимал должность генерального откупщика налогов. В 1751 ушёл с гос. службы и переселился в Париж, где вошёл в круг энциклопедистов и включился в работу по созданию «Энциклопедии».

Материалистич. взгляды Г. складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц – атомов; с позиций сенсуализма Г. сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения. Выход в свет соч. Г. «Об уме» («De l’Esprit», vol. 1–2, 1758; рус. пер. 1917) стал событием в истории франц. Просвещения. Сочинение было осуждено теологич. ф-том Сорбонны и Парижским парламентом и сожжено. Причиной этих нападок, а также суровой критики мн. единомышленников стала последовательно проводимая Г. концепция утилитаризма. Определив человека как природное существо, физич. природа которого побуждает его к получению физич. удовольствий, Г. из этого делал вывод о личном, прежде всего материальном интересе как основе человеческой жизни. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему – результат любви к самому себе, в основе дружбы – корыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга (Вольтер считал, что такое понимание помещает дружбу в разряд «низких чувств»). Если бы человек не руководствовался корыстью, он проводил бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с Г., Д. Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал жизнью ради родины, или бескорыстии учёных, напр. Г. В. Лейбница и И. Ньютона, и т. п.).

В 1773 в Гааге усилиями друзей Г., а также рус. посланника в Голландии кн. Д. А. Голицына была опубл. кн. Г. «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» («De l’Homme, de ses facultés intellectuelles et de son éducation», рус. пер. 1938), где в центре его антропологич. концепции стоит проблема воспитания: «Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания» (Соч. М., 1974. Т. 2. С. 185). Уверенность во всемогуществе воспитания привела Г. к созданию демократич. социально-политич. программы. Его идеал – Франция как конфедерация небольших республик, где просвещённый монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политич. права, различие в их имущественном положении не должно быть слишком большим.

Г. за­ло­жил ос­но­ва­ние це­ло­ст­ной сис­те­мы ути­ли­та­риз­ма; его по­сле­до­ва­те­ля­ми ста­ли И. Бен­там и Дж. С. Милль

Литература

Соч.: Œuvres completes. P., 1795. Vol. 1–14; Соч. М., 1974. Т. 1–2; Счастье. М., 1987.

Лит.: Guillois A. Le Salon de Madame Helvètius. P., 1894; Вороницын И. К. А. Гельвеций. М., 1934; Horowitz I. L. C. Helvetius: philosopher of democracy and enlightenment. N. Y., 1954; Момджян Х. Н. Философия Гельвеция. М., 1955; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995.

 

 

Ссылка


  • Клод Адриа́н Гельве́ций (фр. Claude Adrien Helvétius; 31 января 1715, Париж, Франция — 26 декабря 1771, Париж, Франция) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления... Википедия

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024