Материал из Википедии
• • |
|
Самоназвание |
eestlased |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: около 1,055,000 (2000) Новая Зеландия: 99 (2001) |
|
Язык |
эстонский язык, выруский диалект |
Религия |
христиане (лютеране, есть православные). Большинство эстонцев нерелигиозны. |
Расовый тип |
Европеоидная раса |
Входит в |
прибалтийско-финские народы |
Родственные народы | |
Этнические группы |
выру, сету |
Эстонцы (эст. eestlased) — прибалтийско-финский народ Эстонии, общая численность примерно 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии порядка 925 тыс. (2012). Основной язык - эстонский прибалтийско-финской группы финно-угурской языковой семьи.
До XVIII—XIX вв. эстонцы называли себя maarahvas, что буквально значит «народ земли», то есть занимающийся земледелием. Термин eestlane пришёл из латыни (Aesti). Так назван Тацитом в «Германии» народ, населяющий дальний берег Балтийского моря. В Средние века на Руси предков эстонцев называли чудью.
Антропологически относятся к восточно-балтийской и атланто-балтийской расам и переходным типам между ними. По состоянию на начало XXI века большинство эстонцев атеисты; верующие в основном лютеране, есть также православные.
История и этнография
Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.
Эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери пытаются выявить в традициях современных эстонцев финно-угорское наследие.
Начало I-го тысячелетия
Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.
Железный век
C V до IX века — период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества. Семья состояла из 8—10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.
В последний период железного века (IX—XIII вв.) быстро развивалось земледелие. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.
Племена эстов
В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, селонов, латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.
К концу древнего времени (XIII в) на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречии сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли».
Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатыми вариациями мотивом.
С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали до бела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.
Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».
Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (эст. «дед»).
Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.
Эстонцы в России и СССР
Эстонцы-сету компактно проживали на территории, контролировавшейся с X века Псковом.
Эстонская православная церковь в Санкт-Петербурге |
Эсто-Садок — поселение эстонцев рядом с Сочи |
Массовое переселение эстонцев на территорию современной России (Ленинградская область) произошло в первой половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской империи в ходе Великой Северной войны и в связи с необходимостью освоения новых территорий в Ингерманландии.
В XIX веке большое количество эстонцев из-за малоземелья переехало на малоосвоенные земли Сибири, Северного Кавказа и Дальнего Востока, эстонские крестьяне активно нанимались работать на промышленные предприятия Риги, Петербурга и его пригородов. В 1860 году для нужд эстонской общины в Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна.
В 1920-е годы существовали эстонские национальные сельсоветы в Ленинградской области и Сибири. Но в 1936—1937 годах эти сельсоветы были упразднены, а большое количество эстонцев репрессировано.
После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в Коми АССР, Кировскую область и Казахстан. Кроме того, с началом Великой Отечественной войны несколько тысяч эстонцев было эвакуировано в восточные районы страны. В 1949 году из Эстонии была проведена депортация 20 535 человек, большинство которых были эстонцами.
После 1955 года началась массовая реабилитация эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР. Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться — с 78,5 тыс. в 1959 году до 46,4 тыс. в 1989 году.
После распада СССР численность эстонцев в России резко сократилась по ряду причин — репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением. По переписи населения 2002 года в России проживало 28 113 эстонцев — граждан России.
Субъект федерации | Численность эстонцев в 2002 году, чел. | Численность эстонцев в 2010 году, чел. |
---|---|---|
Красноярский край | 4 104 | 2 346 |
Омская область | 3 095 | 2 082 |
Санкт-Петербург | 2 266 | 1 534 |
Ленинградская область | 1 409 | 772 |
Новосибирская область | 1 399 | 891 |
Москва | 1 244 | 1 072 |
Краснодарский край | 1 136 | 668 |
Псковская область | 1 122 | 625 |
Томская область | 751 | 528 |
Челябинская область | 504 | 353 |
Новгородская область | 307 | 171 |
Калининградская область | 282 | 185 |
Свердловская область | 437 | 275 |
Республика Карелия | 257 | 156 |
См. также
Примечания
- Финно-угорская мифология
- Национальные меньшинства Ленинградской области. П. М. Янсон.— Л.: Орготдел Лен. Облисполкома. 1929.
- Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей
Ссылки
- Эстонцы Энциклопедия народов мира Etnolog.ru
- Эстонцы в России, сайт посольства ЭР в РФ
Литература
- Эстонцы // Народы России. Атлас культур и религий.— М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.— 320 с.
- Эстонцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008.— 224 с.
- Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 114
Ссылки
Приложения
АССИМИЛЯЦИЯ, уподобление, слияние. А. в биологии, А. в речи — см. соответствующие статьи. Об А. народов и наций, а также о насильственно проводимой эксплуататорскими классами антинародной политике ассимиляции см. в статье Национальный вопрос.
АССИМИЛЯЦИЯ, в биологии — процесс использования (уподобления себе) организмом или его органами внешних, по отношению к ним, веществ или условий. В результате процесса А. внешние условия включаются в ход развития организма, переходят во внутренние. А. составляет одну из сторон присущего организмам обмена веществ. Другую сторону обмена веществ, противоположную А., представляет диссимиляция. Жизненность и развитие организма обусловливаются единством А. и диссимиляции.
АССИМИЛЯЦИЯ в речи, уподобление одного звука другому (напр., «амман» вместо «обман», «зделать» вместо «сделать»).
ВЫРУ, город, р. ц. Эст. ССР, ж.-д. станция. Льнообрабат. ф-ка, произ-во мебели.
ДИАЛЕКТ местный (территориальный), ответвление от общенародного языка. В отличив от жаргонов, к-рые обслуживают не народные массы, а узкую социальную верхушку или деклассированные элементы, местные Д. обслуживают народные массы, обладают своим грамматич. строем и основным словарным фондом. В период образования наций национальные языки образуются на основе тех или иных местных Д.
РЕПАТРИАЦИЯ, 1) возвращение эмигрантов в силу соглашения между соответств. странами в страну происхождения с восстановлением в правах гражданства. 2) Возвращение на родину граждан и военнопленных.
ТАЦИТ, Корнелий (ок. 55 — ок. 120), древнеримский историк. Гл. труды Т.: «Истории», «Анналы» (охватывающие события времён ранней империи) и «Германия» — один из важнейших источников по истории социального и обществ. строя древних германцев.