ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Материал из Википедии


Эстонцы
eestlased

 •  • 
Лидия Койдула · Кристиан Палусалу · Леннарт Мери

Самоназвание

eestlased

Численность и ареал

Всего: около 1,055,000 (2000)
Flag of Estonia.svg Эстония: 922 398 (2010)
Flag of Sweden.svg Швеция: 26 000
Flag of the United States.svg США: 25 000 (2000)
Flag of Canada.svg Канада: 22 000
Flag of Finland.svg Финляндия: 20 000 (2007)
Flag of Russia.svg Россия: 17 875 (2010)
Flag of Australia.svg Австралия: 6 300
Flag of Germany.svg Германия: 5 000 (2001)
Flag of Norway.svg Норвегия: 2 871
Flag of Ukraine.svg Украина: 2 868 (2001)
Flag of the United Kingdom.svg Великобритания: 4 000
Flag of Latvia.svg Латвия: 2 381 (2010)
Flag of Ireland.svg Ирландия: 2 373
Flag of Belgium (civil).svg Бельгия: 2 000
Flag of Kazakhstan.svg Казахстан:  986 (2009)
Flag of Abkhazia.svg Абхазия:
  351 (2011)

Flag of New Zealand.svg Новая Зеландия: 99 (2001)

Язык

эстонский язык, выруский диалект

Религия

христиане (лютеране, есть православные). Большинство эстонцев нерелигиозны.

Расовый тип

Европеоидная раса

Входит в

прибалтийско-финские народы

Родственные народы

финны, карелы, водь, ливы, ижора, вепсы

Этнические группы

выру, сету

Эстонцы (эст. eestlased) — прибалтийско-финский народ Эстонии, общая численность примерно 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии порядка 925 тыс. (2012). Основной язык - эстонский прибалтийско-финской группы финно-угурской языковой семьи.

 

До XVIII—XIX вв. эстонцы называли себя maarahvas, что буквально значит «народ земли», то есть занимающийся земледелием. Термин eestlane пришёл из латыни (Aesti). Так назван Тацитом в «Германии» народ, населяющий дальний берег Балтийского моря. В Средние века на Руси предков эстонцев называли чудью.

Антропологически относятся к восточно-балтийской и атланто-балтийской расам и переходным типам между ними. По состоянию на начало XXI века большинство эстонцев атеисты; верующие в основном лютеране, есть также православные.

История и этнография

Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.

Эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери пытаются выявить в традициях современных эстонцев финно-угорское наследие.

Начало I-го тысячелетия

Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.

Железный век

C V до IX века — период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества. Семья состояла из 8—10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.

В последний период железного века (IX—XIII вв.) быстро развивалось земледелие. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.

Племена эстов

В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, селонов, латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.

К концу древнего времени (XIII в) на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречии сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли».

Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатыми вариациями мотивом.

С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали до бела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.

Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».

Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (эст. «дед»).

Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.

Эстонцы в России и СССР

Эстонцы-сету компактно проживали на территории, контролировавшейся с X века Псковом.

Эстонская православная церковь в Санкт-Петербурге

Эсто-Садок — поселение эстонцев  рядом с Сочи

 

Массовое переселение эстонцев на территорию современной России (Ленинградская область) произошло в первой половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской империи в ходе Великой Северной войны и в связи с необходимостью освоения новых территорий в Ингерманландии.

В XIX веке большое количество эстонцев из-за малоземелья переехало на малоосвоенные земли Сибири, Северного Кавказа и Дальнего Востока, эстонские крестьяне активно нанимались работать на промышленные предприятия Риги, Петербурга и его пригородов. В 1860 году для нужд эстонской общины в Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна.

В 1920-е годы существовали эстонские национальные сельсоветы в Ленинградской области и Сибири. Но в 1936—1937 годах эти сельсоветы были упразднены, а большое количество эстонцев репрессировано.

После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в Коми АССР, Кировскую область и Казахстан. Кроме того, с началом Великой Отечественной войны несколько тысяч эстонцев было эвакуировано в восточные районы страны. В 1949 году из Эстонии была проведена депортация 20 535 человек, большинство которых были эстонцами.

После 1955 года началась массовая реабилитация эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР. Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться — с 78,5 тыс. в 1959 году до 46,4 тыс. в 1989 году.

После распада СССР численность эстонцев в России резко сократилась по ряду причин — репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением. По переписи населения 2002 года в России проживало 28 113 эстонцев — граждан России.

Субъект федерации Численность эстонцев в 2002 году, чел. Численность эстонцев в 2010 году, чел.
Красноярский край 4 104 2 346
Омская область 3 095 2 082
Санкт-Петербург 2 266 1 534
Ленинградская область 1 409 772
Новосибирская область 1 399 891
Москва 1 244 1 072
Краснодарский край 1 136 668
Псковская область 1 122 625
Томская область 751 528
Челябинская область 504 353
Новгородская область 307 171
Калининградская область 282 185
Свердловская область 437 275
Республика Карелия 257 156

См. также

Примечания

  1. Финно-угорская мифология
  2. Национальные меньшинства Ленинградской области. П. М. Янсон.— Л.: Орготдел Лен. Облисполкома1929.
  3. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

Ссылки

 

Литература

  • Эстонцы // Народы России. Атлас культур и религий.— М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.— 320 с.
  • Эстонцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008.— 224 с.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 114

Источник —  wikipedia

 

 

Ссылки


 

 

Приложения


АССИМИЛЯЦИЯ, уподобление, слияние. А. в биологии, А. в речи — см. соответствующие статьи. Об А. народов и наций, а также о насильственно проводимой эксплуататорскими классами антинародной политике ассимиляции см. в статье Национальный вопрос.

АССИМИЛЯЦИЯ, в биологии — процесс использования (уподобления себе) организмом или его органами внешних, по отношению к ним, веществ или условий. В результате процесса А. внешние условия включаются в ход развития организма, переходят во внутренние. А. составляет одну из сторон присущего организмам обмена веществ. Другую сторону обмена веществ, противоположную А., представляет диссимиляция. Жизненность и развитие организма обусловливаются единством А. и диссимиляции.

АССИМИЛЯЦИЯ в речи, уподобление одного звука другому (напр., «амман» вместо «обман», «зделать» вместо «сделать»).

ВЫРУ, город, р. ц. Эст. ССР, ж.-д. станция. Льнообрабат. ф-ка, произ-во мебели.

ДИАЛЕКТ местный (территориальный), ответвление от общенародного языка. В отличив от жаргонов, к-рые обслуживают не народные массы, а узкую социальную верхушку или деклассированные элементы, местные Д. обслуживают народные массы, обладают своим грамматич. строем и основным словарным фондом. В период образования наций национальные языки образуются на основе тех или иных местных Д.

КОЙДУЛА, Лидия (1843—66), эстонская поэтесса и драматург. Сб. стихов К. «Полевые цветы» (1866), «Соловей Эмаеги» (1867) и др. проникнуты горячей любовью к родной стране.

РЕПАТРИАЦИЯ, 1) возвращение эмигрантов в силу соглашения между соответств. странами в страну происхождения с восстановлением в правах гражданства. 2) Возвращение на родину граждан и военнопленных.

ТАЦИТ, Корнелий (ок. 55 — ок. 120), древнеримский историк. Гл. труды Т.: «Истории», «Анналы» (охватывающие события времён ранней империи) и «Германия» — один из важнейших источников по истории социального и обществ. строя древних германцев.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024