РУНЫ ж. мн. руна ед. рунные или рунические знаки, древнiя скандинавскiя письмена, высѣченныя на камняхъ.
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 140
РУНЫ, 1) древние письмена, применявшиеся различными германскими племенами (готскими, скандинавскими, англо-саксонскими и др.); известны с 3—4 вв.; имеют большое значевие для истории скандинавских языков и литературы. 2) Народные карельские и финские эпические песни с коротким восьмисложным стихом без рифмы, распеваемые под аккомпанемент кантеле. Из рун составлен замечательный карело-финский эпос «Калевала».
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1159
РУНЫ, старинные народные карельские, финские и эстонские эпические песни, исполняемые без сопровождения, а также под аккомпанемент кантеле. Стихи силлабического строения, отличающиеся богатством аллитераций, метафор, гипербол. Из рун составлен карело-финский эпос «Калевала» и эстонский «Калевипоэг».
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986
РУ´НЫ, рун, рунам, ед. руна, -ы, ж. 1. Древние письмена скандинавов, сохранившиеся в надписях на камнях и древних предметах. 2. Древние народные песни у карелов, финнов. || прил. рунический, -ая, -ое (к 1 знач.). Руническое письмо.
Большая российская энциклопедия. Том 29. — Москва, 2015. — С. 37 // Электронная версия |
РУНИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ, рунные песни (фин., карел. runolaulut; эст. regilaulud – аллитерационные песни), старинные песни ряда народов, говорящих на прибалтийско-финских языках. Наибольшее распространение получили у карел и эстонцев, живая традиция локально сохранялась до 2-й пол. 20 в. Сюжеты связаны с архаич. космогонич. мифами, старинным крестьянским бытом и обрядами. Р. п. большей частью одноголосны, исполняются одним или поочерёдно двумя певцами; запевалой и хором (многоголосная традиция – у сету). Для нерифмованных стихов типичны сочетание квантитативной и квалитативной метрики (в основе – 8-сложная хореич. строка), аллитерации, ассонансы, параллелизмы (применительно к карельским эпич. Р. п. говорят о «калевальской метрике»). Стихи распеваются на огранич. количество коротких формульных напевов с узким амбитусом (опорные звуки находятся в отношениях большой секунды, кварты, квинты). Характерно силлабич. строение напевов (слог – тон), встречаются и мелодически более развитые варианты Р. п. (напр., эст. «качельные» песни).
Стихи Р. п., обработанные Э. Лённротом, легли в основу карело-фин. эпоса «Калевала». Обработки Р. п. – в хоровых циклах В. Тормиса и др.
Лит.: Tampere H. Eesti rahvalaule viisidega. Tallinn, 1956–1965. T. 1–5; Карельские народные песни / Сост. Л. М. Кершнер. М., 1962; Песни Карельского края. Петрозаводск, 1977; Тампере Х. Эстонская народная песня. Л., 1983.
Руны (эпические песни)
Ру́ны (фин. runo — руна) — эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других прибалтийско-финских народов. Происходят от древних мифов о сотворении мира.
Из народных песен собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил эпическое произведение «Калевала», также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг».
Происхождение
Древним германским (готским) словом руна (фин. runo) финны называют в настоящее время песню вообще; но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры (фин. loitsu runo), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов, как и у их родичей — саамов, мансе, коми-зырян и других угро-финских народов. Под влиянием столкновения с более развитыми народами — германцами и славянами — финны, особенно в период скандинавских викингов (VIII—XI вв.), пошли в своем духовном развитии дальше других народов-шаманистов, обогатили свои религиозные представления образами стихийных и нравственных божеств, создали типы идеальных героев и вместе с тем достигли определенной формы и значительного искусства в своих поэтических произведениях, которые, однако, не переставали быть всенародными.
Особенности и тематика
Отличительная внешняя форма руны — короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Особенность склада — почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразой предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые ученые. Руны повествуют о сотворении мира, богах, героях, воспевают природу родного края. Это могут быть плачи об умерших родственниках, разлуке с любимыми.
Рунотворчество при советской власти
В советское время в целях пропаганды издавались различные сборники народной поэзии, посвящённые вождям коммунистической партии, советскому строю, Великой Отечественной войне и т. п. Не обошла эта тенденция и районы СССР, где народная поэзия имела форму рун.
Рунопевцы
Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карелов, ижор, финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле.
Со времени опубликования «Калевалы» (1835—1849 года) интерес к финно-угорскому фольклору возрос, различные исследователи открывали всё новых рунопевцев, которые пели для них древние руны.
Литература
- Веселовский А. Н., Шишмарёв В. Ф.,. Эпос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Härkönen, I. Runolaulajia: Vanhan runon viimeinen miespolvi itäsellä suomenäärellä / Рунопевцы: последние исполнители старых рун / Iivo Härkönen. — Helsinki: Otava, 1926. — 159 s.: kuv.
- Евсеев В. Я. Руны и исторические песни. — Петрозаводск, 1946
- Евсеев В. Я. Карельские эпические песни. — М.,Л., 1950
- Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р — Я. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. — С. 38 — 384 с.: ил., (т. 3)
Ссылки