ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи. — СПб, 1895


4,500 по свѣд. за 1862 г.

22) Водь,— небольшое финское племя, занимается главнымъ образомъ хлѣбопашествомъ, скотоводствомъ и отчасти рыболовствомъ.

Исповѣданiе: Православное.

Территорiя: Ямбургскiй и Оранiенбамскiй уѣзды Петербургской губернiи.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ВОДЬ, древнее племя финского происхождения, жившее на Ю. и В. от Финского зал. и входившее в 10—12 вв. в состав населения Новгородской земли (Водская пятина).

 

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980


ВОДЬ прибалтийско-фин. племя в Водской пятине Новгородской земли. Упоминается с 11 в. К 19 в. слилось с русским населением.

ВОДСКИЙ ЯЗЫК, язык води, относится к прибалтийско-фин. подгруппе финно-угорских яз.; бесписьменный.

ВОДСКАЯ ПЯТИНА, адм.-терр. единица Новгородской земли (в Новгородской республике и до нач. 18 в.), между рр. Волховом и Лугой. В 16 в. делилась на Карельскую и Полужскую половины. В нач. 18 в. вошла  в Ингерманландскую (Петербургскую) губ.

 

 

  ВОДЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Версия 2023


ВОДЬ (вожане, устар. чудь, чудья, чудейцы; самоназв. – vad’d’alain, vadjakko, maavätši – народ [этой] земли), прибалтийско-финский народ на Северо-Западе России (Кингисеппский р-н Ленинградской обл.). Численность 64 чел. (2010, перепись). Говорят в осн. по-русски, <водский язык (в) находится на грани исчезновения. Верующие – православные.

1 – головной убор замужней женщины: шапочка-пайкас с покрывалом-пеапюхде и шёлковым платком; 2 – девичья шапочка пяясиэ.

В. – автохтонное население Северо-Запада России; по археологич. и лингвистич. данным, сформировалась из племён, близкородственных сев.-эстонским, в 1 тыс. н. э. Были расселены от реки Нарва на западе до реки Нева на востоке и от Финского зал. на севере до верховьев рек Луга и Плюсна на юге. Известны по рус. летописям с 1069, в зарубежных источниках (буллы пап Александра III и Григория IX) с 12 в. упоминается страна Ватланд, Ватландия. Вост. В., занимавшая Ижорское плато (Водская земля), была рано втянута в орбиту влияния Новгорода, с 12 в. в вассальной зависимости от Новгородской республики, к 15 в. христианизирована и постепенно ассимилирована. До сер. 20 в. люди, знавшие вост. диалект водского языка, встречались в деревне Иципино (около Копорья). О юж. В. почти ничего не известно. Численность В. сокращалась также в ходе войн, массовых, в т. ч. насильственных, миграций (так, потомки В., угнанной орденскими рыцарями в сер. 15 в. из Прилужья под Бауск (ныне Бауска), на территорию совр. Латвии, сохранялись до сер. 19 в. под назв. кревингов; в кон. 17 в., когда территория В. отошла под власть Швеции, б. ч. В. ушла на рос. земли). Долее всего (до сер. 20 в.) сохранялись поселения зап. В. в Кингисеппском р-не Ленинградской обл., живших 3 группами по 4-6 деревень: «луговая» В. (низовья Луги), «долинная» (озёра Бабинское и Гамоловское) и «верхняя» (у пос. Котлы). В 1848 В. насчитывала 5,1 тыс. чел., по переписи 1926 – 705 чел. К нач. 21 в. язык сохранился только у «луговой» В. в деревне Лужицы (включая бывшую деревню Пески) и Краколье.

Женщина из деревни Лужицы в сарафане-уммико. Фото В. Сетяля. 1910-е гг.

Традиц. культура типич­на для народов Северо-Запада России (см. в разделе Народы и языки в томе «Россия»). Традиц. занятия – земледелие и животноводство, озёрное и морское (в т. ч. промысловое) рыболовство, лесные промыслы. В 19 в. осн. средством существования были отхожие промыслы. Осн. пища – ржаной хлеб, ячменная каша (позднее – картофель), свежая и сушёная рыба; благодаря гор. влияниям уже к 19 в. употребляли чай и табак. Поселения насчитывали 30–60 дворов, нередко делились на «концы». Традиц. жилище – вост.-слав. типа, состояло из 1 или 2 изб (рихи) и сеней. Планировка интерьера зап.-рус. типа (печь ставилась у входа устьем к двери, стол и красный угол – юмалнурка – в противоположном от входа углу). Жилище объединялось с хозяйств. двором (хлева, кладовые): древнейший тип связи – П-образный «круглый» двор; распространена двурядная, позднее появилась однорядная связь. Отдельно ставили клеть (ратис) и баню (саун). Снопосушильни-риги часто были в коллективном пользовании. Мужской костюм в осн. рус. типа; женский сохранял своеобразие до сер. 19 в.: глухая безрукавная одежда, у девушек – из белого полотна (амы), у женщин – из синего сукна (рукка); короткая блуза-рукавник (ихад – букв. ‘рукава’); множество разного типа тканых узорных поясов (для замужних обязательным был и кожаный ремень-пуута с металлич. пряжкой); красные суконные набедренники-каатерыд; передник (у девушек – белый, у женщин – белый и под ним – синий суконный). Девичьим праздничным головным убором служила полусферич. шапочка (пяясиэ) с петлёй сзади, сквозь которую продевали распущенные волосы. Замужним женщинам отрезали волосы (мать невесты отдавала их жениху, их хранили до смерти женщины, затем клали с ней в гроб), головной убор сменялся конич. шапочкой из белого полотна (пайкас), после рождения первого ребёнка – из красного сукна (пяясиэ), повязанной белым покрывалом (пеапюхде) и шёлковым платком. Носили множество украшений: накладные красные суконные серповидной формы нагрудники, бусы, ушные и височные украшения сложных форм. Головные уборы, нагрудники, набедренники, передники богато украшались вышивкой бисером, оловянными бляшками, кораллами, раковинами каури, монетами, бубенчиками. Старые женщины носили простые белые рубахи (уммико), голову и плечи покрывали широким белым покрывалом (ыгалина). В архаич. формах одежды В. прослеживаются как западные, так и вост. влияния. Так, шерстяная безрукавная одежда известна по археологич. находкам 13–14 вв. на территории Эстонии, покрой водского рукавника также свидетельствует о его зап. происхождении. Наряду с этим, формы девичьего и женского головных уборов, серповидные нагрудные украшения имеют аналогии у финно-угорских и тюркских народов Поволжья; использование для украшений раковин каури свидетельствует о сохранении торговли с Востоком. С сер. 19 в. стали носить одежду рус. типа: рубаху, сарафан – сначала белый на лямках, с небольшой вышивкой на груди (уммико, беляк), затем синий из нанки.

До нач. 20 в. существовали большие патриархальные семьи. До сер. 20 в. сохранялись архаичные семейные обряды (обязат. помещение роженицы в бане; курение табака при помолвке; погребение вне кладбища, причём на могилу в головах клали камень; погребальные и поминальные причитания и др.). На Святки исполняли колядки, на Ильин день – 20 июля (2 авг.) устраивали братчины (вакковы), иногда – с жертвоприношением животных. До кон. 20 в. была распространена вера в духов-«хозяев».

Устное творчество. Фольклор В. сохранился в записях: сказки, поговорки, загадки, заклинания, песни, плачи и др. Осн. слой – рунические песни, наиболее архаичные среди песен этой формы у прибалтийско-финских народов. Объединяют свадебные (гл. жанр водского песенного фольклора), эпич., лирич. и некоторые др. песни. К т. н. доруническому слою относятся причитания; к позднему неруническому – т. н. новые лирические, танцевальные, хороводные песни, частушки. Характерно одноголосие, песни поются в одиночку или хором. К древнейшим муз. инструментам относятся канныль (см. Кантеле), волынка (ракконилли), аэрофоны. В 20 в. общепринятой стала русская гармоника.

Лит.: Ariste P. Vadjalane kätkist kalmuni // Emakeele Seltsi Toimetised. 1974. № 10; Рюйтель И. Типология и стили водской народной музыки // Музыкальное наследие финно-угорских народов. Тал., 1977; Рябинин Е. А. [Водь] // Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб., 1997; Шлыгина Н. В., Тынурист И. В. Водь // Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.

 

 

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.— С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907


стр. 807Водь (воты, вожане) — народ финского племени, остатки которого существуют и теперь в уездах Петергофском и Ямбургском С.-Петербургской губ. Впервые имя В. встречается в древнем новгородском «Уставе о мостех», приписываемом Ярославу Мудрому, когда водь, или вожане, составляли одну из пяти новгородских областей, примыкавшую к Финскому заливу. Область распространения их ни в то время, ни ранее точно указать нет возможности, но основываясь на водских названиях теперешних селений: Водьвой — у Нарвского залива, Водского — в Лужском уезде, Водосьи, Воцкого и друг., можно предположить, что поселения В. простирались первоначально от Финского побережья и Наровы на юг — к Ильменю и за Ильмень, на восток — ко Мсте, откуда они были вытеснены племенем новгородских славян.

Сохранились упоминания о В. и у новгородских летописцев. Так, под 1069 г. находим известие, что при одержании новгородцами победы над полоцким князем Всеславом побито много вожан, бывших в союзе с последним. Под 1149 г. передается, что на В. напала емь, но была разбита водью при помощи новгородцев.

Со второй половины XII в. о В. встречаем известия и в иностранных источниках, переименовавших их в ватландцев, а страну, ими населенную, в Ватландию. Вскоре начинаются попытки распространить здесь христианство. Первое приказание об этом было дано первому упсальскому епископу, Стефану, папою Александром III (1159-1181). Папа Григорий IX в 1230 г. буллою к епископу Упсальскому предписывает запретить всем христианам под наказанием отлучения от церкви привозить к язычникам корельским, ингерским, лапским и ватландским оружие, железо и деревянные изделия, чтобы вера Христова в этой местности не была опять искоренена ее врагами. В 1255 г. Папа Александр IV на донесение рижского архиепископа о желании идолопоклонников в Ватландии, Ингрии и Корелии принять христианство приказал архиепископу поставить особого епископа для названных земель. С 1240 г. вторгаются в страну В. в союзе со шведами и финнами (сумь и емь) ливонские рыцари, которые в следующем году даже овладели всею страною и были вытеснены оттуда только победою Александра Ярославича Невского. Рыцари не раз вторгались и после, разоряли В. и захватывали пограничные владения, но не надолго. Новгородцы никому не уступали своей власти над В. и ее землею. В позднейших известиях наших летописцев (XV, XVI и XVII вв.) встречается более упоминаний о Водской пятине, нежели о В., которая мало-помалу теряла свои этнографические особенности и сливалась с славянами. С исчезновением Водской пятины исчезла окончательно в наших источниках память и о В. Обыкновенное русское название води, сохранившееся и до сих пор в С.-Петербургской губ.,— чудь (литературу о води — см. под словом Водская пятина).

В. Р.

 

 

  ВОДСКИЙ ЯЗЫК // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018)


ВО́ДСКИЙ ЯЗЫ́К, язык води. Распространён как язык бытового общения в нескольких деревнях Кингисеппского р-на Ленингр. обл. По данным переписи 2010, число владеющих В. я. 68 чел., однако оно завышено; по оценкам лингвис­тов, В. я. владеют не более двух десятков чел.

В. я.; один из финно-угорских языков (прибалтийско-финская подгруппа). В прошлом различались диалекты: кревинский, вымерший в 19 в.; восточный, вымерший в сер. 20 в.; куровицкий, подвергшийся очень сильному влиянию ижорского языка и почти вымерший; западный, в прошлом самый распространённый, представленный к нач. 21 в. только двумя говорами.

В фонетике гласные противопоставляются по долготе-краткости. Имеется гармония гласных по ряду (см. Сингармонизм). Произошла палатализация k в č перед гласными переднего ряда (кроме куровицкого и кревинского диалектов). Представлены сложные морфонологич. чередования. Для морфологич. системы характерно большое количество падежей. Много послелогов, небольшое количество предлогов. Категория притяжательности исчезла. Глагол имеет 3 наклонения: индикатив, императив и кондиционал (потенциалис утрачен). В индикативе развилось аналитич. буд. время (при сохранении старого синтетич. настоящего-будущего). Формы 3-го лица мн. ч. практически вытеснены формой имперсонала. Отрицание выражается с помощью специального отрицательного глагола. В синтаксисе исконные полипредикативные конструкции в осн. заменены на сложные предложения индоевроп. типа. При относительно большом количестве рус. и ижорских заимствований исконная лексика хорошо сохраняется.

В. я. никогда не имел письменности, но собрано и записано в транскрипции относительно большое количество образцов водской речи (первые записи относятся к кон. 17 в.).

Лит.: Ahlquist A. Wotisk grammatik jemte språkprof och ordförteckning. Hels., 1856; Видеман Ф. И. О происхождении и языке вымерших ныне кревинов. СПб., 1872; Mustonen O. A. F. Muistoonpanoja Vatjan kielestä // Virittäjä . Hels., 1883; Ленсу Я. Я. Материалы по говорам води // Западно-финский сборник. Л., 1930; Kettunen L. Vatjan kielen äännehistoria. Hels., 1930; Ariste P. A grammar of the Votic language. Bloomington, [1968].

Словари: Posti L., Suhonen S. Vatjan kielen Kukkosin murteen sanakirja. Hels., 1980; Vadja keele sõnaraamat=Словарь водского языка. Tallinn, 1990–2000– . Osa 1–4–; Tsvetkov D. Vatjan kielen Joenperän murteen sanasto. Hels., 1995.

 

 

Культура Ленинградской области. Энциклопедия


Общие сведения (водь)

Водь — самоназвание вадьялайн, живут в Ингерманландии, которая простирается от Санкт-Петербурга к западу до границы с Эстонией и к северу до Карельского перешейка между Ладожским озером и Финским заливом. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Относятся к беломорско-балтийской расе большой евоопеоидной расы.

Водский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный.

Водь ("вожане") — древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в.; с вхождения в состав Новгородских земель среди води постепенно распространяется православие. В источниках XVIII в. известны также как чудь. Водь, переселенная в XV в. Ливонским орденом на латышские земли, известна как кревинги. Сокращение численности води в средние века связано с войнами на территории Ингрии и постепенной ассимиляцией русскими и ижорой.

Традиционные занятия — пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца XIX в. усиливается отход в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние.

Библиография:
Информационный центр финно-угорских народов // http://www.finugor.ru/
Историко-культурный атлас Республики Коми.— М., 1997.
Сородичи по языку. – Будапешт, 2000

 

Этническая история. Территория расселения (водь)

Водь — древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.).

Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события — бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода.

Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью — колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость.

Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги.
В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции.

В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944—1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания.

На рубеже XIX—XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) — окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги.

Использованные источники:
1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008)
2. Гадзяцкий С. С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б. Д. Греков.— [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940.— С. 100–148; 110–111.
3. Конькова О. И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов.— СПб. : Лениздат, 1992.— С. 71—88; 71–74.
4. Народы мира : ист.— этногр. справ. / гл. ред. Ю. В. Бромлей.— М. : Сов. энциклопедия.— 1988.— С. 125–126.
5. Рябинин Е. А. Водь // Природа.— 1992.— № 3.— С. 78—86.

 

Археологические памятники (водь)

Археологическое изучение води было начато в 70—80-х годах XIX века раскопками Л. К. Ивановского более 5500 курганов и жальников на Ижорском плато. В конце XIX в. курганные исследования на северо-западе Новгородской земли были продолжены В. Н. Глазовым и Н. К. Рерихом. В результате в этом регионе в целом раскопано свыше 7000 курганных и жальничных погребений, которые стали важным источником изучения средневековой води и водско-славянских отношений.

Еще в 70-х годах XIX в. финский археолог И. Р. Аспелин в числе восьми групп финно-угорских древностей выделил ингерманландскую, отнеся к ней все раскапывавшиеся в то время Л.К. Ивановским курганы. Эта группа древностей характеризовалась исследователем как единая славяно-водская культура.

Несколько сотен курганов и жальников Ижорского плато на рубеже XIX и ХХ вв. раскопал Н. К. Рерих, который склонялся к мысли о принадлежности большинства курганов этого региона славянам. Вместе с тем он допускал наличие в этих курганах погребений местного финского племени, перенявшего погребальный обряд от славян.
В 50-х годах ХХ века после тщательного анализа курганных древностей северо-западного региона Новгородской земли в результате изучения взаимовстречаемости между отдельными находками удалось доказать что, среди курганных древностей северо-запада выделяются две разнотипные группы украшений. Курганные могильники, в которых встречены многобусинные височные кольца и характерные финно-угорские украшения были интерпретированы как водские. К водским украшениям нужно отнести и найденные в небольшом количестве нагрудные цепочки ливского типа, и фигурные цепедержатели, тождественные ливским.

Собственно водские курганы выделяются среди славянских специфическими женскими украшениями, ритуалом захоронения в сидячем положении, а также данными антропологии. Курганные материалы дают возможность проследить постепенное смешение води со славянами, что привело к славянизации значительных масс местного прибалтийско-финского населения.

Использованные источники:
1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В. В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б. А. Рыбакова.— М.: Изд-во «Наука», 1987.— С. 34—42.— (Археология СССР).
2. Гадзяцкий С. С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б. Д. Греков.— [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940.— С. 100–148; 100—103.
3. Конькова О. И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992.— С. 71—88; 71.
4. Рябинин Е. А. Водь // Природа.— 1992.— № 3.— С. 78—86; 85—86.

 

Календарные обряды (водь)

Особо почитаемыми праздниками води были Егорьев день 23 апреля (6 мая), Иванов день 24 июня (7 июля), дни святого Ильи 20 июля (2 августа), святых Флора и Лавра 18 августа (31 августа). В день весеннего Егория — в первый день выгона скота на пастбище — молодые парни и девушки разводили на краю деревни костер, играли, танцевали и пели. В 1927 году удалось записать одну из егорьевских песен:

Приходите девицы к огню,
Старые старухи на бдение.
Смольняки в огонь,
Лен в поле,
Сорную траву на межу!
Кто не придет к огню,
У того пусть девочка родится…

В ночь Купала (Иванов день) жгли старое колесо, танцевали вокруг огня. Девушки обязательно гадали о замужестве: под крышей, куда не проникает солнце, сажали капусту, если она через девять дней не взойдет — замужем в этом году девушке не бывать. В поле из ржаных колосьев заплетали косы, если коса расплетется — быть свадьбе. Древнейший пласт дохристианских верований проявился в праздновании дня святого Ильи, когда устраивали не только «братчины» вблизи старых деревьев и «святых» мест, но и ритуальный лов рыбы. Накануне шли к ближайшему озеру или другому водному источнику, пели и молили о богатой рыбной ловле. На следующий день после молебна начинался лов рыбы, причем первую пойманную рыбу жарили и бросали назад в воду, а остальной угощались в продолжении всего дня святого Ильи. Считалось, что без этого год будет безрыбным.

День святых Флора и Лавра — покровителей скота — водь отмечала подобно русским.

Во время летних праздников в дом приносили растительные украшения. Особую магическую силу придавали можжевельнику, называя его «крестовым» деревом, так как на верхушке каждой шишечки есть крестообразная складка, а крест защищает от всего плохого. В Юрьев день хозяин дома вырывал можжевельник из земли с корнями и подвешивал его на чердаке (часто над местом расположения стола), что служило защитой от бед и гроз.

1. Конькова О. И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов.– СПб.: Лениздат, 1992.— С. 84; 87-88.
2. Народы мира: ист.— этногр. справ. / гл. ред. Ю. В. Бромлей.— М. : Сов. Энциклопедия.— 1988.— С. 125-126.
3. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26

Библиография
Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленингр. обл. / Сост. и науч. ред. К. В. Чистов. СПб., 1992., С. 84; 87—88
Народы мира : ист.— этногр. справ. / гл. ред. Ю. В. Бромлей.— М. : Сов. энциклопедия.—1988., С. 125—126
Водь. Водский язык и культура (03.04.2008). URL: http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1, С. 125—126

Далее см. Этнические общности Ленинградской области

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Водь (самоназвание ваддялайзыд (водск. vaďďalaizõd), вадьякко, водь, редк. вожане) — малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ленинградской области... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024