ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. — М.: Русский язык, 1978


ПЛЕМЯ ср. (плодъ) въ обширн. значеньи: видъ животныхъ. Вся племена земная. Племя человѣческое, всѣ люди. || Колѣно, поколѣнье, родъ, потомство. Племя Пожарскихъ вымерло и угасло. || Приплод. ❘ Народъ, языкъ, совокупность мѣстныхъ уроженцевъ. Онъ англiйскаго, рускаго, нѣмецкаго племени, родители, либо предки оттуда родомъ. || Видоизмѣненье, отродье, порода, раса. Лошадь названье родовое: конь, оселъ, зебра, куланъ; конь, видовое; аргамакъ, обвинка, казанка, битюкъ: племенныя. Видъ всегда одинаковъ, одинъ, а порода, племя перерождается; оно образовалось изъ вида, подъ особыми условiями климата, пищи, ухода; главныхъ племенъ человѣческихъ считаютъ пять: бѣлое (Кавказъ или Европа), желтое (Китай, Азiя), красное (Америка), бурое (Полинезiя), черное (Африка). У него ни роду, ни племени, никакого родства. Покинуть скотину, птицу на племя, на приплодъ. Хамово племя, бран. холопъ. Удался, ни въ родъ, ни въ племя. Двѣнадцать племенъ израильскихъ. Окаянное племище! Дрянное племишко куръ. Это дорогое племячко. Какого роду-племени? Отъ худаго сѣмени не жди добраго племени. Что родъ, то племя. Пало теля, такъ миновалося племя! Не всѣхъ коли: хоть одного на племя пусти (говор. хвастуну)! Знаетъ Богъ, кого на племя пустить. Родъ да племя близки, а свой ротъ ближе. Племянный, племенной скотъ, не рабочiй, не на убой, а на племя, на приплодъ, на заводъ. Племястый, племенистый скотъ, птица, добраго племени, породистый. Племиться, множиться, размножаться, плодиться. Лошакъ не племится. Племени(с)тый родъ, въ коемъ много племенъ или колѣнъ. Племенистый семьянинъ, большесемейный. Племенитость, сост. по прл. Племе(но)начальникъ, старшина наличнаго племени, или же предокъ поколѣнья, рода. Племяшъ м. вост. родичъ, свой, родня, родной, родственникъ, сродникъ, сродственникъ; иногда || родичъ, соплеменникъ, землякъ, одноземец, или || племянникъ, —ненка, —ница, братанъ, братанокъ, братанчищъ (или сынъ брата), сестринъ, сестренокъ, сестричъ, сестреничъ, сестричищъ, у Нестор. нетiй (сынъ сестры), братанка (дочь брата), сестреница, сестрична (дочь сестры). || Стар. сродникъ вообще, боковой. Божiй племянничекъ, кому всѣ блага даются даромъ. Двоюродный, троюродный или внучатный племянникъ, сынъ двоюроднаго или внучатнаго брата, сестры. Застольный племянникъ, призрѣнный въ домѣ бѣдный сродникъ. У тетки баловень племянникъ, у дяди племянница. Это барской (генеральской) курицы племянникъ. Пошелъ бы охотой въ племянники къ богатому дядѣ! Племянниковъ, —ницынъ, имъ лично прндлжщ. Племянничiй, —ческiй, къ нимъ отнсщ. Племянничать, навязываться въ родство, искать покровительства черезъ дальнихъ родныхъ. Племенникъ, питомникъ, заводъ, для ращенья племеннаго скота, птицы, для разводки лѣсу ипр. || Племенной жеребецъ, быкъ, баранъ ипр.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ПЛЕМЯ, общность людей, свойственная первобытно — общинному строю и возникшая на основе общности происхождения от одного предка (реального или мифического), а также на основе общности территории и культуры. Элементы плем. организации сохраняются до известного времени и в классовом обществе. Для П. характерны коллективная собственность на землю, специфич. обществ. организация (плем. вожди, плем. совет и т. д.), общеплем. обычаи, мифология, культы. В развитом первобытном обществе внутри П. шёл процесс образования классового общества. Одновременно возникали союзы родственных племён.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПЛЕМЯ, тип этнич. общности и социальной орг-ции эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородств. связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность терр., нек-рых элементов х-ва, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа — самоуправление, состоящее из плем. совета, воен. и гражд. вождей. Образование союзов П. и завоевания и переселения вели к смещению П. и возникновению более крупных общностей — народностей. Пережитки плем. орг-ции сохраняются у нек-рых народов и в клас. об-ве.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5, М.: Издательство политической литературы, 1987


ПЛЕМЯ — форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе П. лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к П. делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю производственного продукта, право участия в общественной жизни. Вытеснение родовых отношений товарными приводило к распаду племен и к объединению их в народность.

 

 

ПЛЕМЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ПЛЕ́МЯ, 1) пер­во­быт­ное эт­но­по­те­стар­ное (эт­но­со­ци­аль­ное) об­ра­зо­ва­ние, со­че­таю­щее эт­ни­че­скую (эт­но­куль­тур­ную) общ­ность и по­тес­тар­ную ор­га­ни­за­цию. В совр. нау­ке от­сут­ст­ву­ет еди­ная точ­ка зре­ния на ге­не­зис, раз­ви­тие, ти­по­ло­гию П. и на со­от­но­ше­ние в нём эт­ни­че­ско­го и по­тес­тар­но­го. Обыч­но раз­ли­ча­ют пер­вич­ное П. (пер­во­на­чаль­ное, ран­нее, пред­пле­мя) и соб­ст­вен­но П. (клас­си­че­ское, позд­нее, по­тес­тар­ное).

Пер­вич­ное П. (напр., у пиг­ме­евсанав­ст­ра­лий­цев-або­ри­ге­нов) – на­доб­щин­ное об­ра­зо­ва­ние, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны един­ст­во тер­ри­то­рии, хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­но­го ти­па, язы­ка и соз­на­ние об­ще­го про­ис­хо­ж­де­ния, от­ра­жён­ное в са­мо­соз­на­нии, но в ко­то­ром от­сут­ст­ву­ют раз­ви­тые по­тес­тар­ные функ­ции и еди­ные ор­га­ны управ­ле­ния. В со­ци­аль­ном от­но­ше­нии пер­вич­ное П. трак­ту­ет­ся ли­бо как объ­е­ди­не­ние (в осн. эн­до­гам­ное) не­сколь­ких взаи­мо­свя­зан­ных ро­до­вых об­щин, ли­бо как со­во­куп­ность эпи­гам­ных ро­дов, как пра­ви­ло двух (см. Ду­аль­ная ор­га­ни­за­ция).

Клас­сич. П. – это эт­но­со­ци­аль­ный ор­га­низм (в тер­ми­нах Ю. В. Бром­лея) с раз­ви­ты­ми по­тес­тар­ны­ми ин­сти­ту­та­ми во гла­ве с во­ж­дём, обу­слов­ли­ваю­щи­ми и бóльшую сте­пень эт­но­куль­тур­ной уни­фи­ка­ции. Ро­ды П. мог­ли, раз­рас­та­ясь, об­ра­зо­вы­вать фрат­рии, со­став­ляю­щие 2- или 3-фрат­ри­аль­ную ор­га­ни­за­цию П. П. с цен­тра­ли­зов. управ­ле­ни­ем и силь­ной во­ен. ор­га­ни­за­ци­ей сов­па­да­ет с во­ж­де­ст­вом (П.-во­ж­де­ст­во). Э. Сер­вис и др. пред­ста­ви­те­ли не­оэво­лю­цио­низ­ма рас­смат­ри­ва­ли П. как эво­люц. ста­дию по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции, про­ме­жу­точ­ную ме­ж­ду пер­во­быт­ной об­щи­ной и во­ж­де­ст­вом. В сов. об­ще­ст­во­ве­де­нии П. счи­та­лось пер­вич­ной фор­мой эт­ни­че­ской общ­но­сти (триа­да «пле­мя – на­род­ность – нация»).

В эпо­ху позд­ней пер­во­быт­но­сти груп­пы родств. П. об­ра­зо­вы­ва­ли со­пле­мен­но­сти (ме­та­п­ле­ме­на, се­мьи П.) и ран­не­по­ли­тич. (во­ен­.-по­ли­тич.) объ­е­ди­не­ния (сою­зы, ли­ги, кон­фе­де­ра­ции) П., час­то ие­рар­хи­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ные по прин­ци­пу не­рав­но­пра­вия (не­пол­но­пра­вия) «млад­ших» П. В даль­ней­шем на ба­зе П. и их объ­е­ди­не­ний про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние ран­не­го­су­дарств. струк­тур ти­па т. н. вар­вар­ских ко­ро­левств у древ­них гер­ман­цев и пер­вых слав. кня­жеств.

2) В анг­лоя­зыч­ной ли­те­ра­ту­ре тер­ми­ном «П.» (tribe) обо­зна­ча­ют круп­ные не­ев­ро­пей­ские эт­нич. общ­но­сти, пре­ж­де все­го аф­ри­кан­ские (йо­ру­ба, иг­бо, хау­са и др.), – от­сю­да по­ня­тие три­ба­лизм.

Библиография

Лит.: Essays on the problem of tribe. [S. l.], 1968; Fried M. H. The notion of tribe. Menlo Park, 1975; Эт­нос в до­клас­со­вом и ран­не­клас­со­вом об­ще­ст­ве. М., 1982; Мор­ган Л. Г. Ли­га хо­де­но­сау­ни, или иро­ке­зов. М., 1983; Ис­то­рия пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва: Эпо­ха клас­со­об­ра­зо­ва­ния. М., 1988; Ги­рен­ко Н. М. Со­цио­ло­гия пле­ме­ни. СПб., 2004; Бром­лей Ю. В. Очер­ки тео­рии эт­но­са. 3-е изд. М., 2009.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024