ПЛЕМЯ, общность людей, свойственная первобытно — общинному строю и возникшая на основе общности происхождения от одного предка (реального или мифического), а также на основе общности территории и культуры. Элементы плем. организации сохраняются до известного времени и в классовом обществе. Для П. характерны коллективная собственность на землю, специфич. обществ. организация (плем. вожди, плем. совет и т. д.), общеплем. обычаи, мифология, культы. В развитом первобытном обществе внутри П. шёл процесс образования классового общества. Одновременно возникали союзы родственных племён.
ПЛЕМЯ, тип этнич. общности и социальной орг-ции эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородств. связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность терр., нек-рых элементов х-ва, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа — самоуправление, состоящее из плем. совета, воен. и гражд. вождей. Образование союзов П. и завоевания и переселения вели к смещению П. и возникновению более крупных общностей — народностей. Пережитки плем. орг-ции сохраняются у нек-рых народов и в клас. об-ве.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5, М.: Издательство политической литературы, 1987
ПЛЕМЯ — форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе П. лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к П. делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю производственного продукта, право участия в общественной жизни. Вытеснение родовых отношений товарными приводило к распаду племен и к объединению их в народность.
ПЛЕМЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)
ПЛЕ́МЯ, 1) первобытное этнопотестарное (этносоциальное) образование, сочетающее этническую (этнокультурную) общность и потестарную организацию. В совр. науке отсутствует единая точка зрения на генезис, развитие, типологию П. и на соотношение в нём этнического и потестарного. Обычно различают первичное П. (первоначальное, раннее, предплемя) и собственно П. (классическое, позднее, потестарное).
Первичное П. (напр., у пигмеев, сан, австралийцев-аборигенов) – надобщинное образование, для которого характерны единство территории, хозяйственно-культурного типа, языка и сознание общего происхождения, отражённое в самосознании, но в котором отсутствуют развитые потестарные функции и единые органы управления. В социальном отношении первичное П. трактуется либо как объединение (в осн. эндогамное) нескольких взаимосвязанных родовых общин, либо как совокупность эпигамных родов, как правило двух (см. Дуальная организация).
Классич. П. – это этносоциальный организм (в терминах Ю. В. Бромлея) с развитыми потестарными институтами во главе с вождём, обусловливающими и бóльшую степень этнокультурной унификации. Роды П. могли, разрастаясь, образовывать фратрии, составляющие 2- или 3-фратриальную организацию П. П. с централизов. управлением и сильной воен. организацией совпадает с вождеством (П.-вождество). Э. Сервис и др. представители неоэволюционизма рассматривали П. как эволюц. стадию политич. организации, промежуточную между первобытной общиной и вождеством. В сов. обществоведении П. считалось первичной формой этнической общности (триада «племя – народность – нация»).
В эпоху поздней первобытности группы родств. П. образовывали соплеменности (метаплемена, семьи П.) и раннеполитич. (воен.-политич.) объединения (союзы, лиги, конфедерации) П., часто иерархически организованные по принципу неравноправия (неполноправия) «младших» П. В дальнейшем на базе П. и их объединений происходит становление раннегосударств. структур типа т. н. варварских королевств у древних германцев и первых слав. княжеств.
2) В англоязычной литературе термином «П.» (tribe) обозначают крупные неевропейские этнич. общности, прежде всего африканские (йоруба, игбо, хауса и др.), – отсюда понятие трибализм.
Библиография
Лит.: Essays on the problem of tribe. [S. l.], 1968; Fried M. H. The notion of tribe. Menlo Park, 1975; Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982; Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983; История первобытного общества: Эпоха классообразования. М., 1988; Гиренко Н. М. Социология племени. СПб., 2004; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. 3-е изд. М., 2009.