ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

СЕТУ // Большая российская энциклопедия 2004—2017

СЕ́ТУ (са­мо­на­зва­ние – setokõsõq), эт­но­гра­фич. груп­па эс­тон­цев. Жи­вут в осн. на юго-вос­то­ке Эс­то­нии [12,3 тыс. чел. – 2015, оцен­ка, из них 4 тыс. чел. в во­лос­тях Ми­ки­та­мяэ и Вяр­ска на вос­то­ке маа­кон­да (уез­да) Пыл­ва, Ме­ре­мяэ и Мис­со на вос­то­ке маа­кон­да Вы­ру] и се­ве­ро-за­па­де Рос­сии (123 чел. – 2010, пе­ре­пись; г. Печоры и Новоизборская вол. Пе­чор­ского р-на Псков­ской обл.; в 1989 на­счи­тывали ок. 950 чел., в кон. 20 в. мн. рос. С. уехали в Эстонию); неск. сотен С. (по переписи 2010 – 75 чел.) – по­том­ков переселенцев нач. 20 в. – про­жи­вают в Красноярском крае (в осн. в с. Хайдак Партизанского р-на). Со­хра­ня­ет­ся го­вор вы­рус­ко­го диа­лек­та эст. язы­ка. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные (их обращению в православие способствовало осно­ва­ние Псково-Печерского Успенского мо­нас­ты­ря в 1473).

Женщины сету в сукманах, линиках и с пряжками сыльг. Фото Gerd Tarand / flickr.com

Одни учёные считают С. потомками эстонцев, переселившихся из Выру в средние века; по др. точке зрения, они – автохтонная группа, восходящая к древнему чудскому населению. Назв. «С.» перенято ими у эстонцев в 1920-е гг., у эстонцев имело уничижит. оттенок. Русские называли их «полуверцами». Культура С. отличается архаич. особенностями (сближающими их с водью, ижо­рой, поволжскими финнами), а также рус. заимствованиями. Жилище – изба зап.-рус. типа; характерно украшение интерьера полотенцами (с льняной основой и шерстяным утком) с браным узором. Были известны открытые очаги с подвешенным над ними котлом. Тра­диц. кос­тюм С. (рис.) ис­пы­тал рус. влия­ние: муж­ская ру­ба­ха-ко­со­во­рот­ка, жен­ский са­ра­фан и др. Жен­ская ру­ба­ха (хаме) ту­ни­ко­об­раз­ная, с кон. 19 в. – с вши­тым по ос­но­ве длин­ным ру­ка­вом с по­ло­сой крас­ного бра­ного тканья [до сер. 19 в. бы­ли рас­про­стра­не­ны ру­ба­хи армии хаме с ру­ка­ва­ми длиной до 1,5 м; при ра­бо­те ру­ки про­де­ва­ли в от­вер­стия в прой­мах, а ру­ка­ва от­ки­ды­ва­ли и за­вя­зы­ва­ли на спи­не]; са­ра­фан глу­хой с клинь­я­ми из бе­лой (рююд), позднее чёрной шер­стя­ной (сукман) или синей хол­що­вой (китасник) тка­ни; рююд имел откидные рукава, но­сил­ся с на­бед­рен­ни­ком. Де­вуш­ки но­си­ли на­лоб­ник на твёр­дой ос­но­ве, за­вя­зы­ваю­щий­ся на за­тыл­ке (ва­ник); жен­щи­ны – по­ло­тен­ча­тый убор (ли­ник), по­верх ко­то­ро­го по­вя­зы­ва­ли узор­ную на­лоб­ную по­ло­су, под лиником во­круг го­ло­вы ук­ла­ды­ва­ли на­клад­ные ко­сы из льна. Ха­рак­тер­ны обиль­ные на­груд­ные се­реб­ря­ные ук­ра­ше­ния с боль­ши­ми (до 12 см в вы­со­ту) ко­ну­со­об­раз­ны­ми пряж­ка­ми (сыльг); см. илл. к ст. Традиционная культура народов России в томе «Россия». Сохраняется уникальная многоголосная традиция исполнения рунических песен. Традиц. муз. инструмент – каннель «с открылком» (аналог псковско-новгородских крыловидных гуслей). Бытуют дохристианские обряды: культ бога плодородия Пеко, фигурку которого хранили в доме, приношения даров в церкви (в т.ч. к скульптуре св. Николая в Псково-Печерском Успенском монастыре), к священным камням и т. п.

С 1990-х гг. в Эстонии проводятся Конгрессы сетуского народа, создан Фонд сетуской культуры; на сетуском говоре издаётся газета, ведутся радио­передачи. В России С. включены в пе­речень коренных малочисленных наро­дов. В деревнях Сигово и Хайдак от­крыты этнографич. музеи сету.

Литература

Лит.: Громова Ю. В. и др. Сету: история, культура, современные этнические процес­сы // Историко-этнографические очерки Псков­ского края. Псков, 1999; Setomaa 2. Vanem ajalugu muinasajast kuni 1920. aastani. Tartu, 2009.

 

 

Материал из Википедии


Сету
Современное самоназвание seto («сето»)
Численность и ареал
Всего: 10 197

Flag of Estonia.svg Эстония: 10000

    • Сетумаа: от 1700 до 10000
      • Võrumaa lipp.svg Вырумаа:
      • Põlvamaa lipp.svg Пылвамаа:

Flag of Russia.svg Россия: 214 (2010 г.), 197 (2002 г.)

    • Coat of Arms of Pskov Oblast.svg Псковская область:
      123 (2010 г.); 172 (2002 г.)
      • Печорский район:
        от 117 — 170 до 300
        • Городское поселение Печоры:
          54 (2010 г.); 64 (2002 г.)
          • город Печоры:
            14 (2010 г.); 31 (2002 г.)
        • Паниковская волость: 24 (2010 г.); 38 (2002 г.)
        • Новоизборская волость: 14 (2010 г.); 16 (2002 г.)
        • Круппская волость: 9 (2010 г.)
        • Изборская волость: 7 (2010 г.)
        • Лавровская волость: 4 (2010 г.)
    • Flag of Krasnoyarsk Krai.svg Красноярский край:
      75 (2010 г.); 7 (2002 г.)
    • Flag of Leningrad Oblast.svg Ленинградская область:
      4 (2010 г.); 2 (2002 г.)
    • Flag of Saint Petersburg Russia.svg Санкт-Петербург:
      3 (2010 г.); 5 (2002 г.)
    • Flag of Moscow.svg Мосъъъква:
      2 (2010 г.); 3 (2002 г.)
    • Flag of Khakassia.svg Хакасия:
      2 (2010 г.)
Язык

Эстонский язык
южноэстонский

  • выруско-сетуский язык (диалект)
    • язык (говор) сету
Русский язык
Религия православие
Входит в финно-угорские народы: эстонцы
Родственные народы эстонцы, финны, карелы, вепсы

Национальный флаг сету

Сету (также сетукезы, сето, псковская чудь, полуверцы) — малочисленная финно-угорская этническая группа, проживающая в Печорском районе Псковской области (с 1920 по 1940 гг. — уезде Петсери Эстонской Республики) и прилегающих районах Эстонии (уезды Вырумаа и Пылвамаа), до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа или Сетукезия. В Эстонии насчитывается от 10 до 13 тыс. сету; в России по переписи 2010 года к сету себя отнесли 214 человек (в 2002 году — 250 человек).

Численность и расселение

Точную численность сету установить трудно, так как данная этническая группа, не внесённая в списки народов, проживающих на территории России и Эстонии, подверглась сильной ассимиляции; примерная оценка численности — 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами и русскими.

В России по переписи 2002 года 197 человек идентифицировали себя как сету, в том числе 172 человека в Псковской области. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность сету в России составила 214 человек (городское население — 50 человек, сельское — 164), в том числе 123 человека в Псковской области, из которых 117 человек — в Печорском районе Псковской области.

В Печорском районе Псковской области выделяют два ареала сету:

Численность сету в Печорском районе на начало года в период с 1945 по 1999 гг.:

  • 1945 — 5700 человек
  • 1959 — 4500
  • 1970 — 2360
  • 1979 — 1630
  • 1989 — 950
  • 1996 — 720
  • 1999 — 500

составлено по: Историко-этнографические очерки 1998 г., стр. 296:

Наибольшее количество сету (34 человека) в 2002 году проживало в городе Печоры.

По итогам переписи населения 2002 года, из 172 сету в Псковской области, 170 — в Печорском районе, в том числе:

  • 33 или 34 человек проживало в городе Печоры (0,26 % из 13056 жителей),
  • 13 (или 12) человек в деревне Качево (46 % из 28-ми жителей), 11 (или 10) человек в деревне Лыково (73 % из 15), 0 или 7 человек в деревне Угарево (0 или 33 % из 21 жителя); 5 (или 13) человек в деревне Трофимково (38 % из 13 или 52 % из 25), 4 (или 6) человек в деревне Вруда (100 %), 3 (или 0) человек в деревне Черемново (33 % из 9), 2 (или 0) человек в деревне Керино (33 % из 6) Паниковской волости (всего 38 или 48 человек),
  • 10 (или 7) человек в деревне Соколово (31 % из 32-х), 6 (или 11) человек в деревне Махново (86 % из 7-ми или 100 % из 11) Новоизборской волости (всего 16 или 18 человек),
  • 14 человек в деревне Подлесье (5 % из 257 жителей); 0 или 10 человек в деревне Затрубье-Лебеды (0 или 24 % из 42-х жителей); 9 человек в деревне Кошельки (30 % из 30), 0 или 7 человек в деревне Горохово (0 или 23 % из 30); 6 (или 4) человек в деревне Рысево (40 % из 15), 4 (или 7) человек в деревне Грабилово (80 % из 5 или 100 % из 7-ми), 4 или 7 человека в деревне Смольник (40 % из 10), 3 (или 0) человек в деревне Митковицкое Загорье (50 % из 6), 2 (или 0) человек в деревне Демидово (100 % из 2-х), 2 (или 0) человека в деревне Сорокино (67 % из 3-х), 2 (или 0) человека в деревне Индовино (67 % из 3-х), 1 (или 0) человек в деревне Херково (50 % из 2-х) в составе городского поселения Печоры (всего 33 (или 58) человек на территории бывшей Печорской волости и 64 (или 92) человека в новых (с 2005 г.) границах городского поселения Печоры). Большинство молодежи сету перебралось в Эстонию.

Происхождение

Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Часть из них полагает, что сету — это потомки эстов, бежавших от ливонского ига в пределы Псковской земли; другие считают, что сету сформировались к середине XIX века на основе чудского субстрата, включив в свой состав и более поздних эстонских переселенцев, которые приняли православие. Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток автохтонного этноса — некогда столь же самостоятельного, сколь и ливы, водь, ижорцы. Наконец, всё большее распространение получает теория, по которой эстонцы и сету в равной мере восходят к древней чуди, с которой славяне встретились при освоении ими северо-западных земель будущей России (в пользу данной теории говорит наличие в культуре сету мощного пласта языческих элементов при полном отсутствии элементов лютеранства).

Исторические миграции

В середине ХIХ века численность сету оценивалась в 9 тыс. человек, из которых около 7 тыс. проживали в пределах Псковской губернии. Бурный рост населения привёл к тому что число сету к 1890-му году оценивалось в 12–13 тысяч человек. Первая и единственная в Российской империи перепись населения 1897 года выявила численность сету на уровне 16,5 тысяч человек.

Русские и сету традиционно проживали чересполосно по причине встречного потока их миграций. Оба народа объединило православие и главным регулятором отношений в регионе стал Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. По описаниям Ю. Ю. Трусмана, двуязычными среди сету были в основном мужчины, чьим родным языком был сетуский говор, а вторым, приобретенным в подростковом возрасте (для религиозных и торговых нужд) — псковский говор русского языка. Среди русских реже но также встречались знающие язык сету, в основном в северных приходах у Псковского озера, где местное промысловое хозяйство приобрело артельные черты. С 1890 по 1904 году, ввиду интенсификации контактов с русским населением, языковая граница между русским языком и сету подверглась эрозии не в пользу последнего: полоса сплошного русскоязычия продвинулась вверх по западному берегу Чудского озера, также постепенно русифицировались малые анклавы и протуберанцы сету в районе Мал, Изборска, Залесья, Паниковичей. Впрочем обрусение шло довольно медленно и абсолютная численность сету до переселений столыпинского периода продолжала расти в крае. Интересно и то что несмотря на тяготение к русским и формально имперский статус русского языка, сету отмечали его коммуникативную ограниченность в этом регионе: «Им только до Печёр можно дойти».

В конце XIX—начале ХХ века веке часть сету покидает ареал традиционного расселения и принимает участие в переселенческом движении на восток, основав несколько колоний в Пермской губернии и к востоку от Красноярска (в 1918 году в Енисейской губернии насчитывалось 5—6 тыс. сету).

Язык

В Эстонии сету официально не считаются национальным меньшинством, их язык считается частью выруского диалекта эстонского языка. Сету и выру Эстонии в связи с преподаванием в школах близкого литературного эстонского языка перешли на него. Однако сейчас в Южной Эстонии начато преподавание языка выру/сету. Там же с 2006 года издавался иллюстрированный журнал общины сету (Королевства Сету) «Peko Helü», на этом диалекте.

Сами сету считают свой язык самостоятельным, в то время как многие этнографы-лингвисты — частью выруского диалекта южноэстонского языка-диалекта.

Язык сету включён в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения».

Статус

В июне 2010 году народ сету Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 г. № 453 внесён в Единый перечень малочисленных народов России.

Культура и религия

Сету, в отличие от лютеран-эстонцев, являются православными. Православие они приняли в XV—XVI веках, причём обращены в христианство они были сразу после язычества; поэтому (в отличие от собственно эстонцев, которые в XIII веке приняли католицизм, а в XVI веке — лютеранство) сету сохранили древнейшие черты финно-угорской дохристианской культуры. И всё же народный календарь сету является результатом трех конфессиональных напластований православного, католического и лютеранского типов, а всего же в верованиях сету российские исследователи Ю. В. Алексеев и А. Г. Манаков выделили шесть хронологически значимых исторических пластов.

В течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами»; часто это наименование выступало в качестве этнонима.

Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяются двухкамерные (а затем — и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь.

Традиционный народный костюм сету значительно отличался от костюма других групп эстонцев и включал в себя элементы русской одежды. У женщин бытовали рубаха-долгорукавка и косоклинный сарафан, у мужчин — русская косоворотка. Характерно обилие вязаных шерстяных вещей (носков, перчаток, варежек) с двуцветным (белый с коричневым) геометрическим орнаментом.

В деревнях Сигово и Обиница расположены музеи-усадьбы сету.

См. также

Примечания

Литература
  • Алексеев Ю. В., Манаков А. Г.  Народ сету: между Россией и Эстонией. — М.: Европа, 2005. — 104 с.
  • Гурт Я.  О псковских эстонцах, или так называемых «сетукезах» // Известия Императорского Русского Географического Общества. — 1905. — Т. XLI. — С. 1—22.
  • Манаков А. Г., Потапова К. Н.  Псковские сету: спорные вопросы происхождения // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2012. — № 2. — С. 106—112.
  • Тынурист И. В.  Эстонцы // Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 479 с. — С. 423—427.
  • Koltat, karjalaiset ja setukaiset: Pienet kansat maailmojen rajoilla («Колтты, карелы, сету: маленькие народы на краю Земли») / Tuija Saarinen, Seppo Suhonen (toim.). — Snellman-Instituutti, 1995. — 277 p. — (A-sarja, 19/1995).

Видео

  • Народ Сето — выпуск № 80 передачи «Ремесло» телеканала «Загородная жизнь».

Ссылки

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024