СЕТУ // Большая российская энциклопедия 2004—2017 // Электронная версия |
СЕ́ТУ (самоназвание – setokõsõq), этнографич. группа эстонцев. Живут в осн. на юго-востоке Эстонии [12,3 тыс. чел. – 2015, оценка, из них 4 тыс. чел. в волостях Микитамяэ и Вярска на востоке мааконда (уезда) Пылва, Меремяэ и Миссо на востоке мааконда Выру] и северо-западе России (123 чел. – 2010, перепись; г. Печоры и Новоизборская вол. Печорского р-на Псковской обл.; в 1989 насчитывали ок. 950 чел., в кон. 20 в. мн. рос. С. уехали в Эстонию); неск. сотен С. (по переписи 2010 – 75 чел.) – потомков переселенцев нач. 20 в. – проживают в Красноярском крае (в осн. в с. Хайдак Партизанского р-на). Сохраняется говор выруского диалекта эст. языка. Верующие – православные (их обращению в православие способствовало основание Псково-Печерского Успенского монастыря в 1473).
Одни учёные считают С. потомками эстонцев, переселившихся из Выру в средние века; по др. точке зрения, они – автохтонная группа, восходящая к древнему чудскому населению. Назв. «С.» перенято ими у эстонцев в 1920-е гг., у эстонцев имело уничижит. оттенок. Русские называли их «полуверцами». Культура С. отличается архаич. особенностями (сближающими их с водью, ижорой, поволжскими финнами), а также рус. заимствованиями. Жилище – изба зап.-рус. типа; характерно украшение интерьера полотенцами (с льняной основой и шерстяным утком) с браным узором. Были известны открытые очаги с подвешенным над ними котлом. Традиц. костюм С. (рис.) испытал рус. влияние: мужская рубаха-косоворотка, женский сарафан и др. Женская рубаха (хаме) туникообразная, с кон. 19 в. – с вшитым по основе длинным рукавом с полосой красного браного тканья [до сер. 19 в. были распространены рубахи армии хаме с рукавами длиной до 1,5 м; при работе руки продевали в отверстия в проймах, а рукава откидывали и завязывали на спине]; сарафан глухой с клиньями из белой (рююд), позднее чёрной шерстяной (сукман) или синей холщовой (китасник) ткани; рююд имел откидные рукава, носился с набедренником. Девушки носили налобник на твёрдой основе, завязывающийся на затылке (ваник); женщины – полотенчатый убор (линик), поверх которого повязывали узорную налобную полосу, под лиником вокруг головы укладывали накладные косы из льна. Характерны обильные нагрудные серебряные украшения с большими (до 12 см в высоту) конусообразными пряжками (сыльг); см. илл. к ст. Традиционная культура народов России в томе «Россия». Сохраняется уникальная многоголосная традиция исполнения рунических песен. Традиц. муз. инструмент – каннель «с открылком» (аналог псковско-новгородских крыловидных гуслей). Бытуют дохристианские обряды: культ бога плодородия Пеко, фигурку которого хранили в доме, приношения даров в церкви (в т.ч. к скульптуре св. Николая в Псково-Печерском Успенском монастыре), к священным камням и т. п.
С 1990-х гг. в Эстонии проводятся Конгрессы сетуского народа, создан Фонд сетуской культуры; на сетуском говоре издаётся газета, ведутся радиопередачи. В России С. включены в перечень коренных малочисленных народов. В деревнях Сигово и Хайдак открыты этнографич. музеи сету.
Лит.: Громова Ю. В. и др. Сету: история, культура, современные этнические процессы // Историко-этнографические очерки Псковского края. Псков, 1999; Setomaa 2. Vanem ajalugu muinasajast kuni 1920. aastani. Tartu, 2009.
Сету | |
Современное самоназвание | seto («сето») |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: 10 197 | |
Эстония: 10000
Россия: 214 (2010 г.), 197 (2002 г.)
|
|
Язык |
Эстонский язык
|
Религия | православие |
Входит в | финно-угорские народы: эстонцы |
Родственные народы | эстонцы, финны, карелы, вепсы |
Сету (также сетукезы, сето, псковская чудь, полуверцы) — малочисленная финно-угорская этническая группа, проживающая в Печорском районе Псковской области (с 1920 по 1940 гг. — уезде Петсери Эстонской Республики) и прилегающих районах Эстонии (уезды Вырумаа и Пылвамаа), до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа или Сетукезия. В Эстонии насчитывается от 10 до 13 тыс. сету; в России по переписи 2010 года к сету себя отнесли 214 человек (в 2002 году — 250 человек).
Численность и расселение
Точную численность сету установить трудно, так как данная этническая группа, не внесённая в списки народов, проживающих на территории России и Эстонии, подверглась сильной ассимиляции; примерная оценка численности — 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами и русскими.
В России по переписи 2002 года 197 человек идентифицировали себя как сету, в том числе 172 человека в Псковской области. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность сету в России составила 214 человек (городское население — 50 человек, сельское — 164), в том числе 123 человека в Псковской области, из которых 117 человек — в Печорском районе Псковской области.
В Печорском районе Псковской области выделяют два ареала сету:
- северный: приграничный запад Круппской волости;
- основной (с рассеянными участками на территории Паниковской, Изборской, Новоизборской волостей и городского поселения Печоры):
Численность сету в Печорском районе на начало года в период с 1945 по 1999 гг.:
-
- 1945 — 5700 человек
- 1959 — 4500
- 1970 — 2360
- 1979 — 1630
- 1989 — 950
- 1996 — 720
- 1999 — 500
составлено по: Историко-этнографические очерки 1998 г., стр. 296:
Наибольшее количество сету (34 человека) в 2002 году проживало в городе Печоры.
По итогам переписи населения 2002 года, из 172 сету в Псковской области, 170 — в Печорском районе, в том числе:
- 33 или 34 человек проживало в городе Печоры (0,26 % из 13056 жителей),
- 13 (или 12) человек в деревне Качево (46 % из 28-ми жителей), 11 (или 10) человек в деревне Лыково (73 % из 15), 0 или 7 человек в деревне Угарево (0 или 33 % из 21 жителя); 5 (или 13) человек в деревне Трофимково (38 % из 13 или 52 % из 25), 4 (или 6) человек в деревне Вруда (100 %), 3 (или 0) человек в деревне Черемново (33 % из 9), 2 (или 0) человек в деревне Керино (33 % из 6) Паниковской волости (всего 38 или 48 человек),
- 10 (или 7) человек в деревне Соколово (31 % из 32-х), 6 (или 11) человек в деревне Махново (86 % из 7-ми или 100 % из 11) Новоизборской волости (всего 16 или 18 человек),
- 14 человек в деревне Подлесье (5 % из 257 жителей); 0 или 10 человек в деревне Затрубье-Лебеды (0 или 24 % из 42-х жителей); 9 человек в деревне Кошельки (30 % из 30), 0 или 7 человек в деревне Горохово (0 или 23 % из 30); 6 (или 4) человек в деревне Рысево (40 % из 15), 4 (или 7) человек в деревне Грабилово (80 % из 5 или 100 % из 7-ми), 4 или 7 человека в деревне Смольник (40 % из 10), 3 (или 0) человек в деревне Митковицкое Загорье (50 % из 6), 2 (или 0) человек в деревне Демидово (100 % из 2-х), 2 (или 0) человека в деревне Сорокино (67 % из 3-х), 2 (или 0) человека в деревне Индовино (67 % из 3-х), 1 (или 0) человек в деревне Херково (50 % из 2-х) в составе городского поселения Печоры (всего 33 (или 58) человек на территории бывшей Печорской волости и 64 (или 92) человека в новых (с 2005 г.) границах городского поселения Печоры). Большинство молодежи сету перебралось в Эстонию.
Происхождение
Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Часть из них полагает, что сету — это потомки эстов, бежавших от ливонского ига в пределы Псковской земли; другие считают, что сету сформировались к середине XIX века на основе чудского субстрата, включив в свой состав и более поздних эстонских переселенцев, которые приняли православие. Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток автохтонного этноса — некогда столь же самостоятельного, сколь и ливы, водь, ижорцы. Наконец, всё большее распространение получает теория, по которой эстонцы и сету в равной мере восходят к древней чуди, с которой славяне встретились при освоении ими северо-западных земель будущей России (в пользу данной теории говорит наличие в культуре сету мощного пласта языческих элементов при полном отсутствии элементов лютеранства).
Исторические миграции
В середине ХIХ века численность сету оценивалась в 9 тыс. человек, из которых около 7 тыс. проживали в пределах Псковской губернии. Бурный рост населения привёл к тому что число сету к 1890-му году оценивалось в 12–13 тысяч человек. Первая и единственная в Российской империи перепись населения 1897 года выявила численность сету на уровне 16,5 тысяч человек.
Русские и сету традиционно проживали чересполосно по причине встречного потока их миграций. Оба народа объединило православие и главным регулятором отношений в регионе стал Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. По описаниям Ю. Ю. Трусмана, двуязычными среди сету были в основном мужчины, чьим родным языком был сетуский говор, а вторым, приобретенным в подростковом возрасте (для религиозных и торговых нужд) — псковский говор русского языка. Среди русских реже но также встречались знающие язык сету, в основном в северных приходах у Псковского озера, где местное промысловое хозяйство приобрело артельные черты. С 1890 по 1904 году, ввиду интенсификации контактов с русским населением, языковая граница между русским языком и сету подверглась эрозии не в пользу последнего: полоса сплошного русскоязычия продвинулась вверх по западному берегу Чудского озера, также постепенно русифицировались малые анклавы и протуберанцы сету в районе Мал, Изборска, Залесья, Паниковичей. Впрочем обрусение шло довольно медленно и абсолютная численность сету до переселений столыпинского периода продолжала расти в крае. Интересно и то что несмотря на тяготение к русским и формально имперский статус русского языка, сету отмечали его коммуникативную ограниченность в этом регионе: «Им только до Печёр можно дойти».
В конце XIX—начале ХХ века веке часть сету покидает ареал традиционного расселения и принимает участие в переселенческом движении на восток, основав несколько колоний в Пермской губернии и к востоку от Красноярска (в 1918 году в Енисейской губернии насчитывалось 5—6 тыс. сету).
Язык
В Эстонии сету официально не считаются национальным меньшинством, их язык считается частью выруского диалекта эстонского языка. Сету и выру Эстонии в связи с преподаванием в школах близкого литературного эстонского языка перешли на него. Однако сейчас в Южной Эстонии начато преподавание языка выру/сету. Там же с 2006 года издавался иллюстрированный журнал общины сету (Королевства Сету) «Peko Helü», на этом диалекте.
Сами сету считают свой язык самостоятельным, в то время как многие этнографы-лингвисты — частью выруского диалекта южноэстонского языка-диалекта.
Язык сету включён в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения».
Статус
В июне 2010 году народ сету Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 г. № 453 внесён в Единый перечень малочисленных народов России.
Культура и религия
Сету, в отличие от лютеран-эстонцев, являются православными. Православие они приняли в XV—XVI веках, причём обращены в христианство они были сразу после язычества; поэтому (в отличие от собственно эстонцев, которые в XIII веке приняли католицизм, а в XVI веке — лютеранство) сету сохранили древнейшие черты финно-угорской дохристианской культуры. И всё же народный календарь сету является результатом трех конфессиональных напластований православного, католического и лютеранского типов, а всего же в верованиях сету российские исследователи Ю. В. Алексеев и А. Г. Манаков выделили шесть хронологически значимых исторических пластов.
В течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами»; часто это наименование выступало в качестве этнонима.
Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяются двухкамерные (а затем — и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь.
Традиционный народный костюм сету значительно отличался от костюма других групп эстонцев и включал в себя элементы русской одежды. У женщин бытовали рубаха-долгорукавка и косоклинный сарафан, у мужчин — русская косоворотка. Характерно обилие вязаных шерстяных вещей (носков, перчаток, варежек) с двуцветным (белый с коричневым) геометрическим орнаментом.
В деревнях Сигово и Обиница расположены музеи-усадьбы сету.
См. также
Примечания
- Setokaisten kulttuuria Setomaalla. // Veebisait Visitestonia.com.
- Донских, Екатерина. Редкие люди. «Красная книга» коренных народов России // Аргументы и факты. — 2013. — № 48 (1725) за 27 ноября. — С. 36.
- Отчёт по итогам исследования сету Печорского района летом 2012 года. Псков, 2012 г.
- http://thelib.ru/books/manakov_a/narod_setu_mezhdu_rossiey_i_estoniey-read.html
- Алексеев Ю. В., Манаков А. Г. Народ сету: между Россией и Эстонией. — М.: Европа, 2005. — 104 с.
- Гурт Я. О псковских эстонцах, или так называемых «сетукезах» // Известия Императорского Русского Географического Общества. — 1905. — Т. XLI. — С. 1—22.
- Манаков А. Г., Потапова К. Н. Псковские сету: спорные вопросы происхождения // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2012. — № 2. — С. 106—112.
- Тынурист И. В. Эстонцы // Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 479 с. — С. 423—427.
- Koltat, karjalaiset ja setukaiset: Pienet kansat maailmojen rajoilla («Колтты, карелы, сету: маленькие народы на краю Земли») / Tuija Saarinen, Seppo Suhonen (toim.). — Snellman-Instituutti, 1995. — 277 p. — (A-sarja, 19/1995).
Видео
- Народ Сето — выпуск № 80 передачи «Ремесло» телеканала «Загородная жизнь».
Ссылки
- Народность сету (Печоры)
- Сетумаа. Pskovgrad.ru
- Сету в Печорском районе. Pskovgrad.ru
- «Музей — усадьба народности сето» в деревне Сигово (Radaja)
- Декларация IV Сетоского Конгресса
- Последних сето не отпускает родная земля // НТВ, 05.08.2010 (видео и текст)