ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 71, 76


РАСА, 1) в зоологии и ботанике — синоним подвидов. 2) В антропологии — группа людей, объединённая общностью происхождения и различных наследств, особенностей: строения тела, формы волос,, пигментации кожи, волос, глаз и т. п. См. Расы.

 

РАСЫ, 1) в зоологии и ботанике — синоним подвидов. 2) В антропологии — группы людей, объединённых общностью происхождения и различных наследственных особенностей: строения тела, формы волос, пигментации кожи, волос, глаз и т. д. Крупнейшие Р.: негроидная раса (негро-австролоидная, или экваториальная), монголоидная раса и европеоидная раса.

Время возникновения Р. точно не выяснено. Несомненно, что Р. формировались уже после выделения человека из животного мира под влиянием различных условий обитания. Уже среди неандертальцев существовали расовые различия в физич. типе. Три большие Р. современного человечества известны уже в позднем палеолите (древнекаменный век), т. е. несколько десятков тысяч лет тому назад. Большие Р. могут быть разделены на антро-пологич. типы, иногда называемые Р. 2-го порядка. Так, напр., среди европеоидов выделяют северных (светловолосых) и южных (темноволосых), в свою очередь разделяемых на более мелкие типы по строению черепа, длине тела и др. признакам. Нек-рые группы населения Юго-Вост. Азии и Океании не могут быть с уверенностью отнесены ни к одной из трёх перечисленных Р. Так, напр., коренное население Австралии сходно с европеоидной Р. по различным особенностям волосяного покрова, но по цвету кожи, по строению носа и губ сближается с негроидной. Полинезийцы сочетают в себе признаки всех трёх главных Р. Кроме того, значительные группы человечества, образовавшиеся в результате давнего и длительного смешения, представляют собой переходные формы между главными Р. К числу древних областей смешения между главными Р. относятся: Сев. и Вост. Африка, Индия, Ср. Азия, При-уралье с примыкающими к нему областями Зап. Сибири и Сев.-Вост. Европы. В течение последних столетий смешение Р. непрерывно усиливается. В нек-рых латино-амер. странах (Парагвай, Боливия и др.) подавляющее большинство населения состоит из метисов, происходящих от браков между европеоидами и индейцами, являющимися особым типом монголоидной Р. Ввоз в Америку рабов из Африки также имел следствием смешение Р.

Р. не следует смешивать с нациями, народностями или языковыми группами. «...Нация — не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся общность людей» (И. В. Сталин). Поэтому выражения «семитская Р.», «тюркская Р.», «арийская Р.» и т. п. совершенно не научны и употребляются лишь сторонниками реакционной расовой теории (см. Расизм). Сходство языков не обусловлено принадлежностью людей, говорящих на этих языках, к одной Р. или антропологич. типу, и наоборот — группы людей, относящиеся к одной Р. или антропологич. типу, говорят, как правило, на различных языках.

Изучение Р. имеет большое значение для исследования происхождения народов, т. к. расселение и смешение человеческих рас является следствием историч. причин.

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1114, 1116


РАСА, см. Расы человека.

РАСЫ (франц., ед. ч. race), подразделения вида человека разумного (homo sapiens), представленного совр. человечеством. Р. человека характеризуются общими наследств. физ. особенностями, связанными с единством происхождения и определ. областью распространения. Наиболее отчётливо выделяются три осн. группы Р.— негроидная, европеоидная и монголоидная, к-рые принято наз. большими Р. Признаки отличия Р. (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т. д.) имеют второстепенное значение, и, вопреки реакц. расистским концепциям (см. Расизм), все Р. совр. человечества обладают равными биол. возможностями для достижения высокого уровня цивилизации.

 

 

РАСА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


РА́СА (санскр. «сок», «вкус», «сущ­ность»), ос­но­во­по­ла­гаю­щая ка­те­го­рия инд. эс­те­ти­ки, ха­рак­те­ри­зую­щая эмо­цио­наль­ную ре­ак­цию зри­те­ля, чи­та­те­ля, слу­ша­те­ля. Впер­вые раз­ра­бо­та­на в «Нать­я­ша­ст­ре», где опи­са­ны 8 ви­дов Р.: на­сла­ж­де­ние, смех, го­ре, гнев, ге­ро­изм, страх, от­вра­ще­ние и удив­ле­ние. Од­на из Р. вы­би­ра­лась в ка­че­ст­ве гл. чув­ст­ва дра­мы и ста­но­ви­лась сво­его ро­да ре­зуль­ти­рую­щей эмо­ци­ей, ко­то­рую в оп­ре­де­лён­ный мо­мент долж­ны бы­ли ис­пы­тать все зри­те­ли. Ре­цеп­тив­ный ас­пект Р., рас­кры­ваю­щий её сущ­ность сверх­силь­но­го, эмо­цио­наль­но ок­ра­шен­но­го экс­та­за, имел ри­ту­аль­но-ми­фо­ло­гич. про­ис­хо­ж­де­ние, к ко­то­ро­му так­же вос­хо­ди­ли сим­во­ли­ка цве­то­вых со­от­вет­ст­вий и имя бо­га-по­кро­ви­те­ля. Тех­нич. ас­пект Р. как эле­мен­та дра­ма­тич. струк­ту­ры за­дей­ст­во­вал все сред­ст­ва сце­нич. ре­пре­зен­та­ции (кос­тюм, грим, де­ко­ра­ции). С их по­мо­щью соз­да­ва­лись эмо­цио­наль­ные со­стоя­ния (бха­вы), под­раз­де­ляв­шие­ся на не­про­из­воль­ные, про­яв­ляю­щие скры­тое со­стоя­ние ге­роя в ви­де ру­мян­ца, об­мо­ро­ка или слёз, пре­хо­дя­щие (фор­ми­ро­вав­шие на­рас­таю­щий эмо­цио­наль­ный фон) и по­сто­ян­ные, сов­па­дав­шие с 8 ра­са­ми и при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях в них пе­ре­хо­див­шие. Впо­след­ст­вии Р. мно­го­крат­но пе­ре­ос­мыс­ля­лась – в ка­че­ст­ве при­зна­ка по­этич. язы­ка (у по­это­ло­гов-алан­ка­ри­ков 7–8 вв. Бха­ма­хиДан­ди­на и др.), до­ми­ни­рую­щей ка­те­го­рии по­эти­ки, про­яв­ляю­щей скры­тый смысл ре­чи (Анан­да­вард­ха­на, кон. 9 в.), уни­вер­саль­ной эмо­ции, при­во­дя­щей к выс­ше­му бла­жен­ст­ву (Аб­хи­на­ва­гуп­та, 10–11 вв.). В кон­цеп­ции бхак­ти в виш­ну­из­ме 15–18 вв. бы­ло ак­туа­ли­зи­ро­ва­но древ­нее са­краль­ное по­ни­ма­ние Р. как экс­та­тич. лич­но­го об­ще­ния с бо­же­ст­вом. Под влия­ни­ем прак­ти­ки йо­ги к 8 ра­сам бы­ла при­бав­ле­на Р. по­коя. На Р. опирается эстетич. компонент раги.

Библиография

Лит.: Gnoli R. The aesthetic experience according to Abhinavagupta. Roma, 1956; Mas­son I. L., Patwardhan M. N. Aesthetic rapture: The Rasa̅dhyaya of the Na̅ñyaśa̅stra. Poona, 1970. Vol. 1–2; Raghavan V. The Number of Rasa-s. 3rd ed. Madras, 1975; Schwartz S. L. Rasa: Performing the divine in India. N. Y., 2004; Ли­до­ва Н. Р. Ра­са в сис­те­ме эс­те­ти­че­ских ка­те­го­рий «Нать­я­ша­ст­ры» // По­это­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки Вос­то­ка: Об­раз, стиль, жанр. М., 2010; Грин­цер П. А. Тео­рия эс­те­ти­че­ско­го вос­при­ятия («ра­са») в древ­не­ин­дий­ской по­эти­ке // Грин­цер П. А. Избр. про­изв. М., 2013. T. 2.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024