Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 71, 76
РАСА, 1) в зоологии и ботанике — синоним подвидов. 2) В антропологии — группа людей, объединённая общностью происхождения и различных наследств, особенностей: строения тела, формы волос,, пигментации кожи, волос, глаз и т. п. См. Расы.
РАСЫ, 1) в зоологии и ботанике — синоним подвидов. 2) В антропологии — группы людей, объединённых общностью происхождения и различных наследственных особенностей: строения тела, формы волос, пигментации кожи, волос, глаз и т. д. Крупнейшие Р.: негроидная раса (негро-австролоидная, или экваториальная), монголоидная раса и европеоидная раса.
Время возникновения Р. точно не выяснено. Несомненно, что Р. формировались уже после выделения человека из животного мира под влиянием различных условий обитания. Уже среди неандертальцев существовали расовые различия в физич. типе. Три большие Р. современного человечества известны уже в позднем палеолите (древнекаменный век), т. е. несколько десятков тысяч лет тому назад. Большие Р. могут быть разделены на антро-пологич. типы, иногда называемые Р. 2-го порядка. Так, напр., среди европеоидов выделяют северных (светловолосых) и южных (темноволосых), в свою очередь разделяемых на более мелкие типы по строению черепа, длине тела и др. признакам. Нек-рые группы населения Юго-Вост. Азии и Океании не могут быть с уверенностью отнесены ни к одной из трёх перечисленных Р. Так, напр., коренное население Австралии сходно с европеоидной Р. по различным особенностям волосяного покрова, но по цвету кожи, по строению носа и губ сближается с негроидной. Полинезийцы сочетают в себе признаки всех трёх главных Р. Кроме того, значительные группы человечества, образовавшиеся в результате давнего и длительного смешения, представляют собой переходные формы между главными Р. К числу древних областей смешения между главными Р. относятся: Сев. и Вост. Африка, Индия, Ср. Азия, При-уралье с примыкающими к нему областями Зап. Сибири и Сев.-Вост. Европы. В течение последних столетий смешение Р. непрерывно усиливается. В нек-рых латино-амер. странах (Парагвай, Боливия и др.) подавляющее большинство населения состоит из метисов, происходящих от браков между европеоидами и индейцами, являющимися особым типом монголоидной Р. Ввоз в Америку рабов из Африки также имел следствием смешение Р.
Р. не следует смешивать с нациями, народностями или языковыми группами. «...Нация — не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся общность людей» (И. В. Сталин). Поэтому выражения «семитская Р.», «тюркская Р.», «арийская Р.» и т. п. совершенно не научны и употребляются лишь сторонниками реакционной расовой теории (см. Расизм). Сходство языков не обусловлено принадлежностью людей, говорящих на этих языках, к одной Р. или антропологич. типу, и наоборот — группы людей, относящиеся к одной Р. или антропологич. типу, говорят, как правило, на различных языках.
Изучение Р. имеет большое значение для исследования происхождения народов, т. к. расселение и смешение человеческих рас является следствием историч. причин.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1114, 1116
РАСА, см. Расы человека.
РАСЫ (франц., ед. ч. race), подразделения вида человека разумного (homo sapiens), представленного совр. человечеством. Р. человека характеризуются общими наследств. физ. особенностями, связанными с единством происхождения и определ. областью распространения. Наиболее отчётливо выделяются три осн. группы Р.— негроидная, европеоидная и монголоидная, к-рые принято наз. большими Р. Признаки отличия Р. (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т. д.) имеют второстепенное значение, и, вопреки реакц. расистским концепциям (см. Расизм), все Р. совр. человечества обладают равными биол. возможностями для достижения высокого уровня цивилизации.
Большая российская энциклопедия. Том 28. — Москва, 2015. — С. 223 // Электронная версия
РА́СА (санскр. «сок», «вкус», «сущность»), основополагающая категория инд. эстетики, характеризующая эмоциональную реакцию зрителя, читателя, слушателя. Впервые разработана в «Натьяшастре», где описаны 8 видов Р.: наслаждение, смех, горе, гнев, героизм, страх, отвращение и удивление. Одна из Р. выбиралась в качестве гл. чувства драмы и становилась своего рода результирующей эмоцией, которую в определённый момент должны были испытать все зрители. Рецептивный аспект Р., раскрывающий её сущность сверхсильного, эмоционально окрашенного экстаза, имел ритуально-мифологич. происхождение, к которому также восходили символика цветовых соответствий и имя бога-покровителя. Технич. аспект Р. как элемента драматич. структуры задействовал все средства сценич. репрезентации (костюм, грим, декорации). С их помощью создавались эмоциональные состояния (бхавы), подразделявшиеся на непроизвольные, проявляющие скрытое состояние героя в виде румянца, обморока или слёз, преходящие (формировавшие нарастающий эмоциональный фон) и постоянные, совпадавшие с 8 расами и при определённых условиях в них переходившие. Впоследствии Р. многократно переосмыслялась – в качестве признака поэтич. языка (у поэтологов-аланкариков 7–8 вв. Бхамахи, Дандина и др.), доминирующей категории поэтики, проявляющей скрытый смысл речи (Анандавардхана, кон. 9 в.), универсальной эмоции, приводящей к высшему блаженству (Абхинавагупта, 10–11 вв.). В концепции бхакти в вишнуизме 15–18 вв. было актуализировано древнее сакральное понимание Р. как экстатич. личного общения с божеством. Под влиянием практики йоги к 8 расам была прибавлена Р. покоя. На Р. опирается эстетич. компонент раги.
Библиография
Лит.: Gnoli R. The aesthetic experience according to Abhinavagupta. Roma, 1956; Masson I. L., Patwardhan M. N. Aesthetic rapture: The Rasa̅dhyaya of the Na̅ñyaśa̅stra. Poona, 1970. Vol. 1–2; Raghavan V. The Number of Rasa-s. 3rd ed. Madras, 1975; Schwartz S. L. Rasa: Performing the divine in India. N. Y., 2004; Лидова Н. Р. Раса в системе эстетических категорий «Натьяшастры» // Поэтологические памятники Востока: Образ, стиль, жанр. М., 2010; Гринцер П. А. Теория эстетического восприятия («раса») в древнеиндийской поэтике // Гринцер П. А. Избр. произв. М., 2013. T. 2.