ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 288


ВЕПСЫ, народность. Живут в Ленинградской и Вологодской областях РСФСР и Карело-Финской ССР. Язык — финно-угорской группы. Культура сложилась под влиянием русской. Литературный язык — русский.

 

 

С. В. КисловскийЗнаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области. — Ленинград, 1974. — С. 4


3 Потомками веси являются проживающие на территории Ленинградской области, в Прионежском районе Карельской АССР и западной части Вологодской области вепсы (самоназвание «вепся»). Выпадение в русском языке звука «п» (вепся-вепс-весь) вполне закономерно. В настоящее время насчитывается 16 тысяч вепсов. Более половины их считают своим родным языком русский.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 211


ВЕПСЫ, народ в Ленинградской и Вологодской областях  и Карельской АССР. 8,3 тыс. человек (1970). Язык вепский.

 

 

Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия


ВЕПСЫ (устар., чудь, чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи.

Вепсы. Жених в свадебном наряде

В. сформировались на терр. между Ладожским, Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас.

Традиционный орнамент вепсского полотенца из Музея в Доме творчества юных поселка Шугозеро Тихвинского р-на

Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. – православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений.

Лит.: Пименов В. В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А. П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И. Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX – нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324—467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н. И. Богданова). Петрозаводск, 2006.

С. Б. Егоров

См. далее — Этнические общности Ленинградской области

 

 

ВЕПСЫ // Большая российская энциклопедия (2016) // Электронная версия


ВЕ́ПСЫ (самоназвания – vepsläine, bepsläine и др.), народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России. Численность 7,1 тыс. чел. (2010, перепись, в т. ч. 1,2 тыс. чел. говорящих по-вепсски и назвавших себя русскими), в т. ч. в Карелии – 3,7 тыс. чел., Ленинградской обл. – 2,1 тыс. чел., Вологодской обл. – 0,5 тыс. чел. Более половины (56 %) вепсов живут в городах (в осн. в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Выделяются 3 диалектные группы: северные (прионежские, или шелтозёрские) – на зап. побережье Онежского оз. (Прионежский р-н Карелии); средние – на северо-востоке Ленинградской обл. (Подпорожский, Лодейнопольский и Тихвинский р-ны) и северо-западе Вологодской обл. (Бабаевский и Вытегорский р-ны); южные (Бокситогорский р-н Ленинградской обл.). Говорят на вепсском языке (им владеют 48,6% вепсов, в т. ч. 82% В. в Ленинградской обл., 32% в Карелии и 84% в Вологодской обл.; все В. владеют рус. языком). Верующие – православные.

Архив З. И. Строгальщиковой. Вепсская баня. Село Шелтозеро. Фото С. А. Макарьева. 1930.

В. считаются потомками веси и чуди; по археологич. источникам, предки В. жи­ли в Межозерье (между Онежским, Ладожским и Белым озёрами). С кон. 19 в. учитывались офиц. статистикой как чудь (в Петрозаводском, Лодейнопольском и Вытегорском уездах Олонецкой губ.) или чухари (в Тихвинском и Белозерском уездах Новгородской губ.), в переписи 1926 впервые названы В.

Дом крестьянина И. Мелькина в селе Шелтозеро (ныне Этнографический музей). 1814.

В 1926 насчитывали 32,8 тыс. чел. Cуществовали Винницкий (1931–37) в Ленингр. обл. и Шелтозёрский (1927–56) в Карелии вепсские нац. районы, нац. сельсоветы. С 1929 в Шелтозёрском нац. районе было введено обучение в школах на фин. яз., с 1932 в Ленингр. обл. вводится преподавание на вепсском яз. В 1937–38 обучение на вепсском яз. прекращено, активные представители вепсской интеллигенции, в т. ч. авторы учебников, подверглись репрессиям. С 1989 по инициативе Об-ва вепсской культуры вепсская письменность возрождается (газ. «Кодима», перевод Библии), ведутся преподавание в Карелии и Ленингр. обл., теле- и радиопередачи на вепсском языке. В 1988 создан вепсский Куйский нац. сельсовет в Вологодской обл., в 1994–2005 существовала Вепсская нац. волость в Карелии. В 2006 В. получили статус коренного малочисленного народа Севера.

Фото Л. Л. Красавцевой. Вепсянки в традиционных костюмах, играющие на кантелете. 2000.

Традиц. культура типична для народов лесной зоны Северо-Запада России (см. см. раздел Традиционная культура народов России в томе «Россия»). Осн. традиц. занятие – подсечно-огневое земледелие (рожь, ячмень, овёс), традиц. орудия – соха (адр) и борона-суковатка (ягез). Были развиты каменотёсный промысел в Прионежье (добыча малинового кварцита, или «шокшинского порфира»), отходничество (В. известны как строители Санкт-Петербурга). Традиц. малодворные поселения образовывали скопления. Жилище у сев. В. – дом-двор на высоком, у ср. и юж. В. – на невысоком подклете; изба с крытым двором соединяется переходом, для ср. и юж. В. характерна поперечная (Т-образная) связь. Навершия резных наличников украшались женскими фигурами, с 18 в. – волютами. Планировка избы у юж. и ср. В. – сев.-среднерусского типа (печь обращена устьем к фасадной стене, стол – в красном углу); у сев. В. печь обращена устьем к входу, стол – у фасадной стены (т. н. финская планировка). У печи сооружается ящик (каржин), ведущий в подклет. Одежда у ср. и юж. В. близка к сев.-русской, в Прионежье бытует юбочный комплекс. Головной убор у девушек – повязка-лента, у женщин – закрытые сорока, кика, повойник, сборник. Женские рубахи украшались по подолу красной или белой вышивкой; изобразит. мотивы близки к сев.-русским. Осн. пища – ржаной хлеб, рыба, напиток – квас из репы, по праздникам – пиво. До 1930-х гг. сохранялись большие патриархальные семьи (3–4 поколения). Обычаи «пивных праздников» (типа братчин), молодёжных посиделок (нориштехт), ряжения и гадания на Святки и Иванов день, свадебный и календарные ритуалы, обряд оплакивания умерших близки к русским; при погребении девушек и неженатых – обряд «веселения» покойника. На могилу в течение 40 дней (иногда до года) вместо креста ставили две жерди от погребальных носилок, веря, что через них поддерживалась связь умершего с родственниками. Бытовала вера в колдунов (нойд) и предсказателей (арбуй). Сохраняется традиция обетных праздников.

Осн. жанр фольклора – причитания (похоронные, поминальные, свадебные). Исполняются обычно на вепсском яз., так же как колыбельные («байки») и частушки. Свадебные, протяжные и плясовые песни (большая часть – многоголосные) поются в осн. на рус. языке. Муз. инструменты: кантелет (типа цитры), натуральные трубы (пист, торд), флейты, ударные, мирлитоны (из бересты, стебля лука и др.), гармоника. Сюжеты сказок (сарнад, старинад) близки к карельским и севернорусским.

Лит.: Песни народов Карело-Финской ССР. Сборник карельских, вепсских и русских песен / Сост. В. П. Гудков, Н. Н. Леви. Петрозаводск, 1941; Пименов В. В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Вепсы // Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


 

Флаг Вепсской национальной волости

Ве́псы (вепс. vepsläižed; официально до 1917 — чудь) — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.

В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Названия и этногруппы

Самоназвания — vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad. До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

  • северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
  • средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
  • южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Язык и письменность

Генезис и история

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье. Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису. Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). «Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озера.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII—XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь, стали частью карельского этноса — людиками и ливвиками. В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.

Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067.

В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч чел., в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 году вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

В 1920—1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.

В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.

С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тысяч вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тысяч в СССР, в том числе 12,5 тысяч в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тысяч вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

Динамика численности вепсов в СССР и Российской Федерации

 

Республики и области 1926 1937 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
СССР 32 785 29 842 31 679 16 374 8281 8094 12 501 ... ...
РСФСР / Российская Федерация 32 783 29 585 31 442 16 170 8057 7550 12 142 8240 5936
Республика Карелия 8587 9007 9388 7179 6323 5864 5954 4870 3423
Ленинградская область 17 290 15 146 15 343 8026 650 774 4273 2019 1380
Вологодская область 6888 5432 4976 117 282 65 728 426 412
Санкт-Петербург 5 0 198 848 154 208 368 318 271
прочие регионы 13 0 1316 648 639 819 607 450
остальные союзные республики 2 257 237 204 224 544 359

По сведениям переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).

Современное расселение и численность

Общая численность в России... ЧИТАТЬ ОРИГИНАЛ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024