Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 288
ВЕПСЫ, народность. Живут в Ленинградской и Вологодской областях РСФСР и Карело-Финской ССР. Язык — финно-угорской группы. Культура сложилась под влиянием русской. Литературный язык — русский.
С. В. Кисловский. Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области. — Ленинград, 1974. — С. 4
3 Потомками веси являются проживающие на территории Ленинградской области, в Прионежском районе Карельской АССР и западной части Вологодской области вепсы (самоназвание «вепся»). Выпадение в русском языке звука «п» (вепся-вепс-весь) вполне закономерно. В настоящее время насчитывается 16 тысяч вепсов. Более половины их считают своим родным языком русский.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 211
ВЕПСЫ, народ в Ленинградской и Вологодской областях и Карельской АССР. 8,3 тыс. человек (1970). Язык вепский.
Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия
ВЕПСЫ (устар., чудь, чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи.
Вепсы. Жених в свадебном наряде
В. сформировались на терр. между Ладожским, Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас.
Традиционный орнамент вепсского полотенца из Музея в Доме творчества юных поселка Шугозеро Тихвинского р-на
Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. – православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений.
Лит.: Пименов В. В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А. П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И. Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX – нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324—467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н. И. Богданова). Петрозаводск, 2006.
С. Б. Егоров
См. далее — Этнические общности Ленинградской области
ВЕПСЫ // Большая российская энциклопедия (2016) // Электронная версия
ВЕ́ПСЫ (самоназвания – vepsläine, bepsläine и др.), народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России. Численность 7,1 тыс. чел. (2010, перепись, в т. ч. 1,2 тыс. чел. говорящих по-вепсски и назвавших себя русскими), в т. ч. в Карелии – 3,7 тыс. чел., Ленинградской обл. – 2,1 тыс. чел., Вологодской обл. – 0,5 тыс. чел. Более половины (56 %) вепсов живут в городах (в осн. в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Выделяются 3 диалектные группы: северные (прионежские, или шелтозёрские) – на зап. побережье Онежского оз. (Прионежский р-н Карелии); средние – на северо-востоке Ленинградской обл. (Подпорожский, Лодейнопольский и Тихвинский р-ны) и северо-западе Вологодской обл. (Бабаевский и Вытегорский р-ны); южные (Бокситогорский р-н Ленинградской обл.). Говорят на вепсском языке (им владеют 48,6% вепсов, в т. ч. 82% В. в Ленинградской обл., 32% в Карелии и 84% в Вологодской обл.; все В. владеют рус. языком). Верующие – православные.
Архив З. И. Строгальщиковой. Вепсская баня. Село Шелтозеро. Фото С. А. Макарьева. 1930.
В. считаются потомками веси и чуди; по археологич. источникам, предки В. жили в Межозерье (между Онежским, Ладожским и Белым озёрами). С кон. 19 в. учитывались офиц. статистикой как чудь (в Петрозаводском, Лодейнопольском и Вытегорском уездах Олонецкой губ.) или чухари (в Тихвинском и Белозерском уездах Новгородской губ.), в переписи 1926 впервые названы В.
Дом крестьянина И. Мелькина в селе Шелтозеро (ныне Этнографический музей). 1814.
В 1926 насчитывали 32,8 тыс. чел. Cуществовали Винницкий (1931–37) в Ленингр. обл. и Шелтозёрский (1927–56) в Карелии вепсские нац. районы, нац. сельсоветы. С 1929 в Шелтозёрском нац. районе было введено обучение в школах на фин. яз., с 1932 в Ленингр. обл. вводится преподавание на вепсском яз. В 1937–38 обучение на вепсском яз. прекращено, активные представители вепсской интеллигенции, в т. ч. авторы учебников, подверглись репрессиям. С 1989 по инициативе Об-ва вепсской культуры вепсская письменность возрождается (газ. «Кодима», перевод Библии), ведутся преподавание в Карелии и Ленингр. обл., теле- и радиопередачи на вепсском языке. В 1988 создан вепсский Куйский нац. сельсовет в Вологодской обл., в 1994–2005 существовала Вепсская нац. волость в Карелии. В 2006 В. получили статус коренного малочисленного народа Севера.
Традиц. культура типична для народов лесной зоны Северо-Запада России (см. см. раздел Традиционная культура народов России в томе «Россия»). Осн. традиц. занятие – подсечно-огневое земледелие (рожь, ячмень, овёс), традиц. орудия – соха (адр) и борона-суковатка (ягез). Были развиты каменотёсный промысел в Прионежье (добыча малинового кварцита, или «шокшинского порфира»), отходничество (В. известны как строители Санкт-Петербурга). Традиц. малодворные поселения образовывали скопления. Жилище у сев. В. – дом-двор на высоком, у ср. и юж. В. – на невысоком подклете; изба с крытым двором соединяется переходом, для ср. и юж. В. характерна поперечная (Т-образная) связь. Навершия резных наличников украшались женскими фигурами, с 18 в. – волютами. Планировка избы у юж. и ср. В. – сев.-среднерусского типа (печь обращена устьем к фасадной стене, стол – в красном углу); у сев. В. печь обращена устьем к входу, стол – у фасадной стены (т. н. финская планировка). У печи сооружается ящик (каржин), ведущий в подклет. Одежда у ср. и юж. В. близка к сев.-русской, в Прионежье бытует юбочный комплекс. Головной убор у девушек – повязка-лента, у женщин – закрытые сорока, кика, повойник, сборник. Женские рубахи украшались по подолу красной или белой вышивкой; изобразит. мотивы близки к сев.-русским. Осн. пища – ржаной хлеб, рыба, напиток – квас из репы, по праздникам – пиво. До 1930-х гг. сохранялись большие патриархальные семьи (3–4 поколения). Обычаи «пивных праздников» (типа братчин), молодёжных посиделок (нориштехт), ряжения и гадания на Святки и Иванов день, свадебный и календарные ритуалы, обряд оплакивания умерших близки к русским; при погребении девушек и неженатых – обряд «веселения» покойника. На могилу в течение 40 дней (иногда до года) вместо креста ставили две жерди от погребальных носилок, веря, что через них поддерживалась связь умершего с родственниками. Бытовала вера в колдунов (нойд) и предсказателей (арбуй). Сохраняется традиция обетных праздников.
Осн. жанр фольклора – причитания (похоронные, поминальные, свадебные). Исполняются обычно на вепсском яз., так же как колыбельные («байки») и частушки. Свадебные, протяжные и плясовые песни (большая часть – многоголосные) поются в осн. на рус. языке. Муз. инструменты: кантелет (типа цитры), натуральные трубы (пист, торд), флейты, ударные, мирлитоны (из бересты, стебля лука и др.), гармоника. Сюжеты сказок (сарнад, старинад) близки к карельским и севернорусским.
Лит.: Песни народов Карело-Финской ССР. Сборник карельских, вепсских и русских песен / Сост. В. П. Гудков, Н. Н. Леви. Петрозаводск, 1941; Пименов В. В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Вепсы // Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ве́псы (вепс. vepsläižed; официально до 1917 — чудь) — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.
В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Названия и этногруппы
Самоназвания — vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad. До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).
Выделяются три этнографические группы вепсов:
- северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
- средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
- южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).
Язык и письменность
Генезис и история
В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье. Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.
Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису. Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.
Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). «Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».
Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озера.
В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII—XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь, стали частью карельского этноса — людиками и ливвиками. В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.
Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.
Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.
Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067.
В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч чел., в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 году вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.
В 1920—1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.
В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.
С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тысяч вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тысяч в СССР, в том числе 12,5 тысяч в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тысяч вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.
Динамика численности вепсов в СССР и Российской Федерации
Республики и области | 1926 | 1937 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СССР | 32 785 | 29 842 | 31 679 | 16 374 | 8281 | 8094 | 12 501 | ... | ... |
РСФСР / Российская Федерация | 32 783 | 29 585 | 31 442 | 16 170 | 8057 | 7550 | 12 142 | 8240 | 5936 |
Республика Карелия | 8587 | 9007 | 9388 | 7179 | 6323 | 5864 | 5954 | 4870 | 3423 |
Ленинградская область | 17 290 | 15 146 | 15 343 | 8026 | 650 | 774 | 4273 | 2019 | 1380 |
Вологодская область | 6888 | 5432 | 4976 | 117 | 282 | 65 | 728 | 426 | 412 |
Санкт-Петербург | 5 | 0 | 198 | 848 | 154 | 208 | 368 | 318 | 271 |
прочие регионы | 13 | 0 | 1316 | 648 | 639 | 819 | 607 | 450 | |
остальные союзные республики | 2 | 257 | 237 | 204 | 224 | 544 | 359 | … | … |
По сведениям переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).
Современное расселение и численность
Общая численность в России... ЧИТАТЬ ОРИГИНАЛ