ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КАНТЕЛЕ, карело-финский народный музыкальный инструмент типа гуслей.

 

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

КАНТЕЛЕ, карело-фин. муз. инструмент, род крыловидных гуслей.

 

 

Кантеле. Большая российская энциклопедия. Том 12. — Москва, 2008. — С. 749

КА́НТЕЛЕ (сев.-карел., фин. kantele, от протобалтийского *kantle̅s), струнный щипковый инструмент типа цитры. Родственные инструменты – эст. каннель, литов. канклес, латыш. коклес. Инструменты «классического» вида имеют плоский долблёный корпус, веерообазно рас­по­ло­жен­ные стру­ны (в ар­ха­ич. ва­ри­ан­те ка­рел. К. име­ло 5 струн).

Кантеле: 1 – карельское кантеле. Карельский краеведческий музей (Петрозаводск) Карельский государственный краеведческий музей

Кантеле: 2 – коклес из Курземе. Фото В. Муктупавелса

Функ­цио­ни­ро­вал как соль­ный ин­ст­ру­мент, со­про­во­ж­дал пе­ние (на К. иг­ра­ли, напр., ме­ло­дии ру­ни­че­ских пе­сен). Со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям И. В. Ты­ну­ри­ста, «кан­те­ле­вид­ный» ин­ст­ру­мент был рас­про­стра­нён по все­му ареа­лу балт­ских и при­бал­тий­ско-фин­ских на­ро­дов ещё до их со­при­кос­но­ве­ния с вост. сла­вя­на­ми (т. е. до сер. 1-го тыс.). Ло­каль­ный ва­ри­ант ин­ст­ру­мен­та – К. с «от­крыл­ком» (часть де­ки, вы­сту­паю­щая за ли­нию кол­ков; слу­жит для уси­ле­ния зву­ка и как опо­ра для ле­вой ру­ки иг­раю­ще­го) – рас­про­стра­нил­ся по­сле 14 в. у тех групп бал­тов (лат­га­лы) и при­бал­тий­ских фин­нов (веп­сы, эс­тон­цы-се­ту), ко­то­рые пе­ре­ня­ли рус. пля­со­вые наи­гры­ши на кры­ло­вид­ных гус­лях. На­зван­ные 2 ви­да ин­ст­ру­мен­та встре­ча­лись в сель­ском бы­ту до сер. 20 в. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние К. в гор. куль­ту­ре Фин­лян­дии и Ка­ре­лии в сер. 19 в. свя­за­но с пуб­ли­ка­ци­ей эпо­са «Ка­ле­ва­ла». В сер. 19 – 1-й пол. 20 вв. из­го­тав­ли­ва­лись ин­ст­ру­мен­ты б. ч. с клеё­ным кор­пу­сом (с тон­ки­ми стен­ка­ми), с боль­шим ко­ли­че­ст­вом па­рал­лель­но рас­по­ло­жен­ных струн; из­ме­ни­лись на­строй­ки (Э. Лён­нро­ту при­над­ле­жит од­на из пер­вых по­пы­ток со­зда­ния К. с хро­ма­тич. стро­ем) и спо­со­бы иг­ры; осно­вой ре­пер­туа­ра ста­ли тан­це­валь­ные наи­гры­ши. Бы­ли раз­ра­бо­та­ны мо­дер­ни­зи­ров. ин­ст­ру­мен­ты, в ви­де се­мейств по­лу­чив­шие рас­про­стра­не­ние в ор­ке­ст­рах и ан­самб­лях нар. ин­ст­ру­мен­тов (напр., в Нац. ан­самб­ле пес­ни и тан­ца Ка­ре­лии «Кан­те­ле», ос­но­ван­ном в 1936). Ны­не в кон­церт­ной прак­ти­ке ис­поль­зу­ют­ся са­мые раз­ные ви­ды ин­ст­ру­мен­тов, вклю­чая ста­рин­ные.

Лит.: Ты­ну­рист И. В. Где во гус­ли зво­ни­ли? // Эт­но­гра­фи­че­ские ис­сле­до­ва­ния Се­ве­ро-За­па­да СССР. Л., 1977; Senosios kanklės ir kankliavimas. 2 leid. Vilnius, 1994; Kuue­keel­ne kannel. Vil­jandi, 2001.

 

 

Кантеле
(карел. и фин. kantele)

Концертные кантеле 38-струнные
Классификация Струнный музыкальный инструмент, хордофон
Родственные инструменты цитра, канклес, каннель, коклес
Пример звучания
Пятиструнное кантеле
Commons-logo.svg Кантеле на Викискладе
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ка́нтеле (карел. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям, относится к группе дощечных цитр.

Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати девяти.

Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

Олонецкий крестьянин-рунопевец. Начало XX века

История

Музыканты из Карело-Финской ССР на II Всемирном фестивале молодёжи и студентов (Будапешт, 1949 год)

Первые инструменты были цельнодолблёными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из берёзы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.

Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот — создатель «Калевалы». В 1830-х — 1840-х годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии. В начале 30-х годов XX столетия под руководством сотрудника фольклорной секции научно-исследовательского института В. П. Гудкова мастерами Клюхиным и Ямщиковым был изготовлен профессиональный инструмент — кантеле с хроматическим строем. В 1936 году был организован Государственный ансамбль КАССР «Кантеле» во главе с В. П. Гудковым. В настоящее время хроматическое кантеле получило распространение и в Финляндии.

Большую работу по изготовлению хроматических кантеле проделали мастера Клюхин, Ямщиков, Кристал, Кук, Челомбитько, Фролов, Смолин.

В настоящее время изготавливаются кантеле-пикколо, кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.

От слова «кантеле» образовано слово «Кантелетар» — название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840—1841 годах. Суффикс tar (фин) указывает на женский род, то есть кантелетар — дочь кантеле или муза-покровительница игры на кантеле.

Производители

Примечания

  1. http://www.kantele.ru/ Государственный национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле»

Литература

  • Семакова И. Б. О типологии карельских долблёных кантеле // Кантеле: Вопросы теории и исполнительства. — Петрозаводск, 2001
  • Шишканова И. В. Кантеле. Ступени к совершенству. — Петрозаводск, 2008
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. С. 16—464 с.: ил., карт.(т. 2)
  • Н. С. Михайлова. Карельское кантеле: традиции и современность. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН (2011).

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Кантеле (кандала — Олонецкой губ.) — древнейший из финских народных музыкальных инструментов, о котором говорится в Калевале. К. состоит из небольшого деревянного резонансового ящика с голосником; на этот ящик натянуты струны разной длины, напоминающие своим расположением арфу. В одном конце ящика струны прикреплены, а с другой навертываются на колки, воткнутые в отверстия, сделанные в доске ящика. К. в первобытном виде имел пять волосяных струн; новейший его вид имеет струны металлические, которых число доходит до 13. На К. играют без смычка, пальцами обеих рук, задевающими за струны; играющий держит инструмент на и коленях, в горизонтальном положении. Строй К. в натуральной, или неискусственной, гамме — соль-минор (начиная с малой октавы), без повышенной седьмой ступени, т. е. в транспонированной эолийской гамме.

Строй К. с пятью струнами:

Строй К. с 13 струнами:

Редко кантеле строится в гамме соль-мажор. Перемена делается вследствие требований рунических песен, которые сопровождаются игрой на К. По мнению А. С. Фаминцына, кантеле заимствован финнами у северных славян, старинные гусли которых весьма схожи с К. Эсты, литовцы, латыши заимствовали К. у финнов. Названия этих инструментов довольно схожи с финским: каннель — у эстов, канклес — у литовцев, кауклес — у латышей. Образчики К. хранятся в музеях Стокгольма, Дерпта, СПб. консерватории. В музее Импер. русского географического общества хранятся К. латышского и литовского происхождения. О К. писали: Асерби («Voyage au Cap-Nord», 1804), Рециус («Finland i Nordiska Museet», 1881), А. С. Фаминцин («Гусли», 1890), М. О. Петухов («Кантеле», в «Всемирной иллюстрации», № 1209, 1882 г.).

Н. Соловьев.

 

Культура Ленинградской области. Энциклопедия

КАНТЕЛЕ, прибалт.-фин. щипковый струнный муз. инструмент (фин. и карел. – kantele, эст. – kannel). Подобные инструменты известны у литовцев (канклес), латышей (кокле). К. похоже на крыловидные (звончатые) гусли, распространенные у русских Северо-Запада России. К. отличается от них отсутствием открылка (часть гуслей, на к-рые опиралась рука музыканта при полунаклонном или вертикальном положении инструмента). Традиционное К. имело пять струн из жил.

Старик ижор играет на кантеле. Фото 1926

В XIX в. появились К. с 10, 12, 14, 16, 24 струнами. В 1930-е карельский фольклорист В.П. Гудков создал хроматическое К. с 36 струнами, на к-ром можно исполнять как нар., так и классические произв. Во время игры К. держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении, пальцами обеих рук защипывают струны. К. использовали для аккомпанемента карельские и ижорские рунопевцы. У ижор К. встречалось в быту еще в 1920–30-е гг.

В карельской и фин. традиции К. приобрело символическое значение: согласно «Калевале» (руны 40-44), это волшебный инструмент, созданный одним из гл. эпических героев – Вяйнямёйненом (Vainamoinen).

Лит.: Тынурист И. В. Где во гусли звонили (Опыт картографирования народных музыкальных инструментов) // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977. С. 16—29.
А. Ю. Чистяков

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024