ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 30


КАНТЕЛЕ, карело-финский народный музыкальный инструмент типа гуслей.

«КАНТЕЛЕ», гос. ансамбль песни и танца Карело-Финской ССР. Организован в 1936. В составе «К.» ─ хор, инструментальная и танцевальная группы.

 

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 545

КАНТЕЛЕ, карело-фин. муз. инструмент, род крыловидных гуслей.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 12. — Москва, 2008. — С. 749 // Электронная версия

КА́НТЕЛЕ (сев.-карел., фин. kantele, от протобалтийского *kantle̅s), струнный щипковый инструмент типа цитры. Родственные инструменты – эст. каннель, литов. канклес, латыш. коклес. Инструменты «классического» вида имеют плоский долблёный корпус, веерообазно расположенные струны (в архаич. варианте карел. К. имело 5 струн).

Кантеле: 1 – карельское кантеле. Карельский краеведческий музей (Петрозаводск) Карельский государственный краеведческий музей
 

Кантеле: 2 – коклес из Курземе. Фото В. Муктупавелса

Функционировал как сольный инструмент, сопровождал пение (на К. играли, напр., мелодии рунических песен). Согласно исследованиям И. В. Тынуриста, «кантелевидный» инструмент был распространён по всему ареалу балтских и прибалтийско-финских народов ещё до их соприкосновения с вост. славянами (т. е. до сер. 1-го тыс.). Локальный вариант инструмента – К. с «открылком» (часть деки, выступающая за линию колков; служит для усиления звука и как опора для левой руки играющего) – распространился после 14 в. у тех групп балтов (латгалы) и прибалтийских финнов (вепсы, эстонцы-сету), которые переняли рус. плясовые наигрыши на крыловидных гуслях. Названные 2 вида инструмента встречались в сельском быту до сер. 20 в. Широкое распространение К. в гор. культуре Финляндии и Карелии в сер. 19 в. связано с публикацией эпоса «Калевала». В сер. 19 – 1-й пол. 20 вв. изготавливались инструменты б. ч. с клеёным корпусом (с тонкими стенками), с большим количеством параллельно расположенных струн; изменились настройки (Э. Лённроту принадлежит одна из первых попыток создания К. с хроматич. строем) и способы игры; основой репертуара стали танцевальные наигрыши. Были разработаны модернизиров. инструменты, в виде семейств получившие распространение в оркестрах и ансамблях нар. инструментов (напр., в Нац. ансамбле песни и танца Карелии «Кантеле», основанном в 1936). Ныне в концертной практике используются самые разные виды инструментов, включая старинные.

Лит.: Тынурист И. В. Где во гусли звонили? // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977; Senosios kanklės ir kankliavimas. 2 leid. Vilnius, 1994; Kuuekeelne kannel. Viljandi, 2001.

 

 

Кантеле
(карел. и фин. kantele)

Концертные кантеле 38-струнные
Классификация Струнный музыкальный инструмент, хордофон
Родственные инструменты цитра, канклес, каннель, коклес
Пример звучания
Пятиструнное кантеле
Commons-logo.svg Кантеле на Викискладе
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ка́нтеле (карел. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям, относится к группе дощечных цитр.

Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати девяти.

Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

Олонецкий крестьянин-рунопевец. Начало XX века

История

Музыканты из Карело-Финской ССР на II Всемирном фестивале молодёжи и студентов (Будапешт, 1949 год)

Первые инструменты были цельнодолблёными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из берёзы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.

Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот — создатель «Калевалы». В 1830-х — 1840-х годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии. В начале 30-х годов XX столетия под руководством сотрудника фольклорной секции научно-исследовательского института В. П. Гудкова мастерами Клюхиным и Ямщиковым был изготовлен профессиональный инструмент — кантеле с хроматическим строем. В 1936 году был организован Государственный ансамбль КАССР «Кантеле» во главе с В. П. Гудковым. В настоящее время хроматическое кантеле получило распространение и в Финляндии.

Большую работу по изготовлению хроматических кантеле проделали мастера Клюхин, Ямщиков, Кристал, Кук, Челомбитько, Фролов, Смолин.

В настоящее время изготавливаются кантеле-пикколо, кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.

От слова «кантеле» образовано слово «Кантелетар» — название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840—1841 годах. Суффикс tar (фин) указывает на женский род, то есть кантелетар — дочь кантеле или муза-покровительница игры на кантеле.

Производители

Примечания

  1. http://www.kantele.ru/ Государственный национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле»

Литература

  • Семакова И. Б. О типологии карельских долблёных кантеле // Кантеле: Вопросы теории и исполнительства. — Петрозаводск, 2001
  • Шишканова И. В. Кантеле. Ступени к совершенству. — Петрозаводск, 2008
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. С. 16—464 с.: ил., карт.(т. 2)
  • Н. С. Михайлова. Карельское кантеле: традиции и современность. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН (2011).

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Кантеле (кандала — Олонецкой губ.) — древнейший из финских народных музыкальных инструментов, о котором говорится в Калевале. К. состоит из небольшого деревянного резонансового ящика с голосником; на этот ящик натянуты струны разной длины, напоминающие своим расположением арфу. В одном конце ящика струны прикреплены, а с другой навертываются на колки, воткнутые в отверстия, сделанные в доске ящика. К. в первобытном виде имел пять волосяных струн; новейший его вид имеет струны металлические, которых число доходит до 13. На К. играют без смычка, пальцами обеих рук, задевающими за струны; играющий держит инструмент на и коленях, в горизонтальном положении. Строй К. в натуральной, или неискусственной, гамме — соль-минор (начиная с малой октавы), без повышенной седьмой ступени, т. е. в транспонированной эолийской гамме.

Строй К. с пятью струнами:

Строй К. с 13 струнами:

Редко кантеле строится в гамме соль-мажор. Перемена делается вследствие требований рунических песен, которые сопровождаются игрой на К. По мнению А. С. Фаминцына, кантеле заимствован финнами у северных славян, старинные гусли которых весьма схожи с К. Эсты, литовцы, латыши заимствовали К. у финнов. Названия этих инструментов довольно схожи с финским: каннель — у эстов, канклес — у литовцев, кауклес — у латышей. Образчики К. хранятся в музеях Стокгольма, Дерпта, СПб. консерватории. В музее Импер. русского географического общества хранятся К. латышского и литовского происхождения. О К. писали: Асерби («Voyage au Cap-Nord», 1804), Рециус («Finland i Nordiska Museet», 1881), А. С. Фаминцин («Гусли», 1890), М. О. Петухов («Кантеле», в «Всемирной иллюстрации», № 1209, 1882 г.).

Н. Соловьев.

 

 

Культура Ленинградской области. Энциклопедия

КАНТЕЛЕ, прибалт.-фин. щипковый струнный муз. инструмент (фин. и карел. – kantele, эст. – kannel). Подобные инструменты известны у литовцев (канклес), латышей (кокле). К. похоже на крыловидные (звончатые) гусли, распространенные у русских Северо-Запада России. К. отличается от них отсутствием открылка (часть гуслей, на к-рые опиралась рука музыканта при полунаклонном или вертикальном положении инструмента). Традиционное К. имело пять струн из жил.

Старик ижор играет на кантеле. Фото 1926

В XIX в. появились К. с 10, 12, 14, 16, 24 струнами. В 1930-е карельский фольклорист В.П. Гудков создал хроматическое К. с 36 струнами, на к-ром можно исполнять как нар., так и классические произв. Во время игры К. держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении, пальцами обеих рук защипывают струны. К. использовали для аккомпанемента карельские и ижорские рунопевцы. У ижор К. встречалось в быту еще в 1920–30-е гг.

В карельской и фин. традиции К. приобрело символическое значение: согласно «Калевале» (руны 40-44), это волшебный инструмент, созданный одним из гл. эпических героев – Вяйнямёйненом (Vainamoinen).

Лит.: Тынурист И. В. Где во гусли звонили (Опыт картографирования народных музыкальных инструментов) // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977. С. 16—29.
А. Ю. Чистяков

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024