Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 30
КАНТЕЛЕ, карело-финский народный музыкальный инструмент типа гуслей.
«КАНТЕЛЕ», гос. ансамбль песни и танца Карело-Финской ССР. Организован в 1936. В составе «К.» ─ хор, инструментальная и танцевальная группы.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 545
КАНТЕЛЕ, карело-фин. муз. инструмент, род крыловидных гуслей.
Большая российская энциклопедия. Том 12. — Москва, 2008. — С. 749 // Электронная версия |
КА́НТЕЛЕ (сев.-карел., фин. kantele, от протобалтийского *kantle̅s), струнный щипковый инструмент типа цитры. Родственные инструменты – эст. каннель, литов. канклес, латыш. коклес. Инструменты «классического» вида имеют плоский долблёный корпус, веерообазно расположенные струны (в архаич. варианте карел. К. имело 5 струн).
Функционировал как сольный инструмент, сопровождал пение (на К. играли, напр., мелодии рунических песен). Согласно исследованиям И. В. Тынуриста, «кантелевидный» инструмент был распространён по всему ареалу балтских и прибалтийско-финских народов ещё до их соприкосновения с вост. славянами (т. е. до сер. 1-го тыс.). Локальный вариант инструмента – К. с «открылком» (часть деки, выступающая за линию колков; служит для усиления звука и как опора для левой руки играющего) – распространился после 14 в. у тех групп балтов (латгалы) и прибалтийских финнов (вепсы, эстонцы-сету), которые переняли рус. плясовые наигрыши на крыловидных гуслях. Названные 2 вида инструмента встречались в сельском быту до сер. 20 в. Широкое распространение К. в гор. культуре Финляндии и Карелии в сер. 19 в. связано с публикацией эпоса «Калевала». В сер. 19 – 1-й пол. 20 вв. изготавливались инструменты б. ч. с клеёным корпусом (с тонкими стенками), с большим количеством параллельно расположенных струн; изменились настройки (Э. Лённроту принадлежит одна из первых попыток создания К. с хроматич. строем) и способы игры; основой репертуара стали танцевальные наигрыши. Были разработаны модернизиров. инструменты, в виде семейств получившие распространение в оркестрах и ансамблях нар. инструментов (напр., в Нац. ансамбле песни и танца Карелии «Кантеле», основанном в 1936). Ныне в концертной практике используются самые разные виды инструментов, включая старинные.
Лит.: Тынурист И. В. Где во гусли звонили? // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977; Senosios kanklės ir kankliavimas. 2 leid. Vilnius, 1994; Kuuekeelne kannel. Viljandi, 2001.
Кантеле | |
(карел. и фин. kantele) | |
Концертные кантеле 38-струнные |
|
Классификация | Струнный музыкальный инструмент, хордофон |
---|---|
Родственные инструменты | цитра, канклес, каннель, коклес |
Пример звучания |
|
Кантеле на Викискладе |
Ка́нтеле (карел. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям, относится к группе дощечных цитр.
Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати девяти.
Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».
Олонецкий крестьянин-рунопевец. Начало XX века
История
Музыканты из Карело-Финской ССР на II Всемирном фестивале молодёжи и студентов (Будапешт, 1949 год)
Первые инструменты были цельнодолблёными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из берёзы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.
Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот — создатель «Калевалы». В 1830-х — 1840-х годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии. В начале 30-х годов XX столетия под руководством сотрудника фольклорной секции научно-исследовательского института В. П. Гудкова мастерами Клюхиным и Ямщиковым был изготовлен профессиональный инструмент — кантеле с хроматическим строем. В 1936 году был организован Государственный ансамбль КАССР «Кантеле» во главе с В. П. Гудковым. В настоящее время хроматическое кантеле получило распространение и в Финляндии.
Большую работу по изготовлению хроматических кантеле проделали мастера Клюхин, Ямщиков, Кристал, Кук, Челомбитько, Фролов, Смолин.
В настоящее время изготавливаются кантеле-пикколо, кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.
От слова «кантеле» образовано слово «Кантелетар» — название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840—1841 годах. Суффикс tar (фин) указывает на женский род, то есть кантелетар — дочь кантеле или муза-покровительница игры на кантеле.
Производители
- Koistinen Kantele (Финляндия)
Примечания
- http://www.kantele.ru/ Государственный национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле»
- Кантелетар. Лирическая антология. Статья на сайте Kalevala. Народный эпос Официального портала органов государственной власти Республики Карелия. (Проверено 1 января 2011)
Литература
- Семакова И. Б. О типологии карельских долблёных кантеле // Кантеле: Вопросы теории и исполнительства. — Петрозаводск, 2001
- Шишканова И. В. Кантеле. Ступени к совершенству. — Петрозаводск, 2008
- Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. С. 16—464 с.: ил., карт.(т. 2)
- Н. С. Михайлова. Карельское кантеле: традиции и современность. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН (2011).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Кантеле (кандала — Олонецкой губ.) — древнейший из финских народных музыкальных инструментов, о котором говорится в Калевале. К. состоит из небольшого деревянного резонансового ящика с голосником; на этот ящик натянуты струны разной длины, напоминающие своим расположением арфу. В одном конце ящика струны прикреплены, а с другой навертываются на колки, воткнутые в отверстия, сделанные в доске ящика. К. в первобытном виде имел пять волосяных струн; новейший его вид имеет струны металлические, которых число доходит до 13. На К. играют без смычка, пальцами обеих рук, задевающими за струны; играющий держит инструмент на и коленях, в горизонтальном положении. Строй К. в натуральной, или неискусственной, гамме — соль-минор (начиная с малой октавы), без повышенной седьмой ступени, т. е. в транспонированной эолийской гамме.
Строй К. с пятью струнами:
Строй К. с 13 струнами:
Редко кантеле строится в гамме соль-мажор. Перемена делается вследствие требований рунических песен, которые сопровождаются игрой на К. По мнению А. С. Фаминцына, кантеле заимствован финнами у северных славян, старинные гусли которых весьма схожи с К. Эсты, литовцы, латыши заимствовали К. у финнов. Названия этих инструментов довольно схожи с финским: каннель — у эстов, канклес — у литовцев, кауклес — у латышей. Образчики К. хранятся в музеях Стокгольма, Дерпта, СПб. консерватории. В музее Импер. русского географического общества хранятся К. латышского и литовского происхождения. О К. писали: Асерби («Voyage au Cap-Nord», 1804), Рециус («Finland i Nordiska Museet», 1881), А. С. Фаминцин («Гусли», 1890), М. О. Петухов («Кантеле», в «Всемирной иллюстрации», № 1209, 1882 г.).
Н. Соловьев.
Культура Ленинградской области. Энциклопедия
КАНТЕЛЕ, прибалт.-фин. щипковый струнный муз. инструмент (фин. и карел. – kantele, эст. – kannel). Подобные инструменты известны у литовцев (канклес), латышей (кокле). К. похоже на крыловидные (звончатые) гусли, распространенные у русских Северо-Запада России. К. отличается от них отсутствием открылка (часть гуслей, на к-рые опиралась рука музыканта при полунаклонном или вертикальном положении инструмента). Традиционное К. имело пять струн из жил.
Старик ижор играет на кантеле. Фото 1926
В XIX в. появились К. с 10, 12, 14, 16, 24 струнами. В 1930-е карельский фольклорист В.П. Гудков создал хроматическое К. с 36 струнами, на к-ром можно исполнять как нар., так и классические произв. Во время игры К. держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении, пальцами обеих рук защипывают струны. К. использовали для аккомпанемента карельские и ижорские рунопевцы. У ижор К. встречалось в быту еще в 1920–30-е гг.
В карельской и фин. традиции К. приобрело символическое значение: согласно «Калевале» (руны 40-44), это волшебный инструмент, созданный одним из гл. эпических героев – Вяйнямёйненом (Vainamoinen).
Лит.: Тынурист И. В. Где во гусли звонили (Опыт картографирования народных музыкальных инструментов) // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977. С. 16—29.
А. Ю. Чистяков