ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


Э’ПОС, -а. м. 1. Повествовательная литература (в отличие от драмы и лирики; спец.). 2. Совокупность произведений народного творчества — героические сказания, песни и т. п. Народный героический э. || прил. эпический, -ая, -ое. Э. стиль.

 

 

В. Даль. Толковый словарь


ЭПОСЪ м. эпопея ж. греч. поэма степеннаго важнаго содержанья. Эпическое стихотворенье, героическое или вообще повѣствовательное, сказательное, пртвпл. драматическое и лирическое. Эпикъ, эпическiй поэтъ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ЭПОС, один из трёх родов художественной литературы (наряду с драмой и лирикой). Классические образцы народного героического эпоса были созданы в условиях рабовладельческого и ранне-феодального строя. Эпопеи, эпические поэмы, сказания, былины, саги повествуют о всемирно-исторических событиях в истории общества, о народных движениях («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, величественные эпопеи народов СССР: «Шах-наме» Фирдоуси, «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Давид Сасунский» и др.). С развитием общества и с ростом литературы появляются новые формы эпоса: роман и более мелкие жанры эпического повествования (рассказ, повесть, очерк).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980.


ЭПОС, (греч. epos — слово, повествование). 1) то же, что эпопея. 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом; формально личность автора до предела устраняется. Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 века ведущий жанр литературного эпоса — эпическая поэма. Источник её сюжета — народные предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворения («Энейда» Вергилия). В 18—19 веках ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Толстой, Ф. Достоевский). Другие жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы («Повести Белкина» А. С. Пушкина). На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

 

 

ЭПОС // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия


Э́ПОС (греч. ἔπος – слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка; может быть как в стихотворной, так и в прозаич. форме. Как и драма, воспроизводит действие, развёртывающееся в пространстве и времени, но его специфика – в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда – к рассуждениям. Повествоват. пласт речи эпич. произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей (в т. ч. их внутренними монологами). Эпич. повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи; то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Поэтому черты Э. во многом определяются свойствами повествования. Эпич. повествование ведётся от лица, называемого повествователем, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. Вместе с тем повествователь может «сгущаться» в конкретное лицо, становясь рассказчиком (Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина). Повествовательная речь характеризует не только предмет высказывания, но и самого носителя речи; эпич. форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя.

Э. максимально свободен в освоении пространства и времени. В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значит. этапах времени, с Э. способно соперничать лишь кино и телевидение. Арсенал лит.-изобразит. средств используется Э. в полном его объёме (поступки, портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, жесты, мимика), что придаёт образам иллюзию пластич. объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Э., в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображённое, сколько «изображающий», т. е. повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях.

Э. может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое недоступно др. родам лит-ры и видам иск-ва. При этом повествоват. форма в состоянии воссоздавать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. В природе Э. – универсально-широкое использование познавательно-изобразит. возможностей лит-ры и иск-ва в целом.

Э. формировался разными путями. Лиро-эпические, а на их основе и собственно эпич. песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретич. представлений, основу которых составляли мифы. Повествоват. форма иск-ва складывалась и независимо от публичного обряда: устная прозаич. традиция вела от мифа (преим. неритуализованного) к сказке. На раннее эпич. творчество и дальнейшее становление худож. повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно историч. предания. До 18 в. ведущим жанром Э. была эпич. поэма; в дальнейшем на первое место постепенно выдвинулся роман. 2) То же, что эпопея.

Лит.: Бахтин М. М. Эпос и роман // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 198

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Певцы карельского эпоса братья Поавила и Триихво Яманен. Ухта, 1894 год.

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») — род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей. Часто эпические поэмы не имеют автора (собиратели древних эпосов не осознавали себя авторами написанного). Повествование ведётся от лица повествователя — реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя события... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылки


  • «КАЛЕВАЛА», карело-финский нац. эпос...
  • «КАЛЕВИПОЭГ», эстонский народный эпос...
  • Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей... Википедия

 

 

Приложения


ВЕРГИЛИЙ (менее правильно Виргилий) (70—19 до н. э.), римский поэт. Гл. произв. — эпич. поэма «Энеида», написанная под влиянием «Илиады»; поэма в художеств. отношении лишена эпич. целостности. Ранние произв. В.: «Буколики» (пастушеские песни), «Георгики» (поэма о земледелии).

ГОМЕР, легендарный др.-греч. поэт. Жил между 12 и 8 вв. до н. э. Создатель великих эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи», сохраняющих и в новое время «в известном смысле... значение нормы и недосягаемого образца» (К. Маркс). Проблема личности Г. и возникновения обеих поэм составляет в науке т. н. гомеровский вопрос.

РуставелиРУСТАВЕЛИ, Шота, великий груз, поэт-гуманист 12 в. Автор гениальной поэмы «Витязь в тигровой шкуре», являющейся вершиной груз. феод, культуры и выдающимся произведением мировой лит-ры. В аллегория. сказочной форме поэт отразил наиболее прогрессивные тенденции своего времени. Он выступил как эащитник идеи политич. единства и независимости государства. Он воспевал человеческие страсти, красоту и гармонию в природе и обществе, борьбу со злом и несправедливостью, дружбу и верность в отношениях людей. Поэма проникнута идеями патриотизма, долга перед родиной. Она отличается исключит. художеств. достоинствами, богатством языка, изяществом стиля. В ней ярко выступает глубоко оригинальное мировоззрение Р., к-рое предвосхищает идеи Раннего Возрождения. Поэма Р. оказала огромное влияние на всё последующее развитие груз. лит-ры.

 

Фирдоуси

ФИРДОУСИ, Абуль Касим (934 — ок. 1020), великий тадж. поэт, автор гениальной эпопеи «Шах-наме», излагающей историю тадж. народа от древнейших времён до вторжения арабских завоевателей в Персию и Ср. Азию. Герои Ф. (Рустам, Гударз и др.) сражаются с чужеземными захватчиками и тиранами. Поэма Ф. проникнута симпатиями к труженикам и простым людям. Ф.— большой мастер его характеризуется выразительностью, простотой. Ф. — классик также и персидской литературы.

ЭПОПЕЯ, название крупных произведений эпич. рода, изображающих историч. события, народные движения, жизнь народа в её многообразии («Илиада» Гомера, «Война и мир» Л. Н. Толстого и др.).

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024