ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылка

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 95—101


Исторический материализм, или  м а т е р и а л и с т и ч е с к о е  п о н и м а н и е  и с т о р и и — учение марксизма-ленинизма о законах развития человеческого общества. Исторический материализм есть последовательное распространение положений диалектического материализма на изучение общественных явлений. До Маркса в науке господствовало идеалистическое понимание истории. Создание теории исторического материализма связано с величайшим открытием, которое было сделано Марксом в истолкование истории и исторических событий. «Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории — тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств существования и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены,— а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Энгельс). В развитии способов производства материальных благ, необходимых для существования человека, исторический материализм видит главную силу, которая определяет всю общественную жизнь людей и обусловливает переход одного общественного строя в другой. Ни одно общество не может существовать, не производя материальных благ. При помощи орудий труда, техники человек в процессе производства воздействует на природу и добывает потребные для жизни предметы. От совершенства, развития материального производства зависит прогресс общества. С того времени как человек возвысился до употребления орудий и превратился в «животное, делающее орудия», начинается история человеческого общества. В развитии производительных сил общества находит свое выражение рост господства человека над природой. А с развитием производительных сил изменяется и вторая необходимая сторона материального производства — отношения между людьми, в которые они вступают в производстве,— производственные отношения, изменяются социально-экономические порядки. Смена общественно-экономических формаций (см.) в истории — первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический — есть прежде всего смена одних производственных отношений другими, более прогрессивными. Эта смена есть всегда необходимое, закономерное следствие развития производительных сил общества. Утверждение новых производственных отношений, экономических порядков, которые необходимо вызываются к жизни развитием производительных сил, происходит обычно путем революционного свержения старых производственных отношений. Величайшая заслуга теории исторического материализма Маркса, следовательно, заключается в том, что она прежде всего обратила внимание на объективные условия материального производства, на экономические законы жизни общества, которые-являются базой всей исторической деятельности людей. Благодаря теории Маркса «хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий,— из крепостничества, например, вырастает капитализм» (Ленин). Открытие в материальном производстве истинной основы всей жизни и развития общества по зволило впервые понять великую творческую роль народных масс, трудящихся в истории. История общественного развития впервые была понята как «история самих производителей материальных благ, история трудящихся масс, являющихся основными силами производственного процесса и осуществляющих производство материальных благ, необходимых для существования общества. Значит, историческая наука, если она хочет быть действительной наукой, не может больше сводить историю общественного развития к действиям королей и полководцев, к действиям «завоевателей» и «покорителей» государств, а должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов» (Краткий курс истории ВКП(б). В зависимости от существующего способа производства, материального бытия общества складывается и определенный исторический характер всего общественного строя, политических учреждений, образа мысли людей, их взглядов, идей, теорий. О б щ е с т в е н н о е  б ы т и е  о п р е д е л я е т  о б щ е с т в е н н о е  с о з н а н и е. Нельзя правильно понять сути политических учреждений, идей, теорий, если забыть материальную основу их происхождения — экономический уклад жизни общества. Нельзя понять, почему в одну эпоху возникают одни учреждения и идеи, а в другую иные, если исходить из них самих, а не из способа производства. Формы, например, эксплуататорского государства (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое) зависели всегда от разделения общества на классы: рабовладельцев и рабов, помещиков и крепостных, буржуазии и пролетариата. Формы общественного сознания (политические взгляды, наука, религия и т. д.) также всегда зависят в последнем счете, от господствующих производственных отношений между людьми и коренным образом изменяются с преобразованием в способе производства, в экономических порядках. Объясняя происхождение и зависимость политических учреждений, идей, теорий от способа производства, теория исторического материализма вовсе не отрицает их серьезного значения в жизни общества. Этим исторический материализм в корне отличается от экономического материализма (см.). Раз возникнув, общественные и политические учреждения и идеи сами становятся силой, воздействующей на условия, их породившие. Они или задерживают общественное развитие, как реакционные силы, служащие отсталым слоям и класса общества, или двигают это развитие вперед, служа передовым, революционным классам. Последовательный материализм и историзм тесно и неразрывно соединены в теории исторического материализма. Именно поэтому с открытием теории исторического материализма общественная наука впервые превратилась в подлинную науку о законах развития человеческого общества.
 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 711—712


ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, наука о законах развития общества, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитая В. И. Лениным, учеником и продолжателем дела Ленина И. В. Сталиным. И. м. есть распространение положений диалектич. материализма на изучение обществ. жизни, применение положений диалектич. материализма к явлениям жизни общества, с изучению общества, к изучению истории общества. Диалектический материализм и И. м. составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретические основы марксистской партии. Создание И. м. было величайшим научным открытием, к-рое дало возможность партии пролетариата в своей практич. деятельности руководствоваться знанием законов развития общества. И. м. показал несостоятельность идеалистич. понимания истории, согласно к-рому главную роль в развитии общества играют сознание, идеи, мнения и т. п.; в действительности материальная жизнь общества, общественное бытие, является первичным, а духовная жизнь общества, общественное сознание,— вторичным, производным. Каково бытие общества, каковы условия материальной жизни общества,— таковы его идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения. Главной,  о п р е д е л я ю щ е й  силой развития общества является способ производства материальных благ. Орудия производства и люди, обладающие известным производственным опытом и навыками к труду, составляют одну сторону произ-ва — производительные силы общества. Отношения людей друг к другу в процессе произ-ва составляют другую сторону произ-ва — производственные отношения людей, совокупность к-рых образует реальный базис общества, экономич. структуру, экономич. строй общества на данном этапе его развития. Всякий базис имеет соответствующую ему надстройку, к-рая активно помогает ему оформиться и укрепиться, ликвидировать старый базис и старые классы. Надстройка — это политич., правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политич., правовые и другие учреждения. Надстройка связана с произ-вом косвенно, через посредство базиса, экономики. Произ-во всегда находится в состоянии изменения и развития, причём наиболее подвижным и революционным элементом произ-ва являются производительные силы (прежде всего орудия произ-ва). С изменением и развитием производительных сил изменяются и развиваются производственные отношения. Истории известны 5 основных типов производственных отношений: первобытно - общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистической. Возникшие новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, к-рая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил; устарев, производственные отношения превращаются в тормоз производительных сил. Переход от старых производственных отношений к новым происходит обычно революционным путем. «После того, как новые производительные силы созрели, существующие производственные отношения и их носители — господствующие классы, превращаются в ту "непреодолимую" преграду, которую можно снять с дороги лишь путем сознательной деятельности новых классов, путем насильственных действий этих классов, путем революции» (И. В. Сталин). Закон перехода от старого качества к новому путём взрыва, т. е. свержения существующей власти и создания новой власти, обязателен для общества, разделённого на враждебные классы. С ликвидацией эксплуататорских классов качественные изменения в развитии общества навсегда утрачивают характер политических революций. 

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 201—205


ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, или материалистическое понимание истории,— распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества.

До Маркса в науке господствовало идеалистическое понимание истории. Создание теории исторического материализма связано с величайшим открытием, которое было сделано Марксом в истолкование истории и исторических событий. «Подобно тому,— указывал Энгельс,— как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории — тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены,— а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. II, 157). В развитии способов производства материальных благ, необходимых для существования человека, исторический материализм Видит главную силу, которая oпределяет всю общественную жизнь людей и обусловливает переход одного общественного строя в другой. Ни одно общество не может существовать, не производя материальных благ. При помощи орудий труда, техники человек в процессе производства воздействует на природу и добывает то, что необходимо для жизни. От развития материального производства зависит прогресс общества. С того времени, как человек возвысился до употребления и изготовления орудий производства, начинается история человеческого общества. Чем более развиты производительные силы общества, тем сильнее господство человека над природой. С развитием производительных сил изменяется и вторая сторона материального производства — производственные отношения, изменяются социально-экономические порядки. Новые производственные отношения, возникающие на базе производительных сил и находящиеся в полном соответствии с ними, являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил. Смена общественно-экономических формаций в истории (первобытно-общинный строй, рабовладельческой, феодальный, буржуазный, социалистический) есть смена одних производственных отношений другими, более прогрессивными. Эта смена есть всегда необходимое, закономерное следствие развития производительных сил общества. Утверждение новых производственных отношений происходит обычно путём революционного свержения старых производственных отношений.

Заслуга Маркса и Энгельса, следовательно, заключается в том, что они прежде всего обратили внимание на экономические законы жизни общества, на объективные условия материального производства, которые являются основой всей исторической деятельности людей. Благодаря историческому материализму хаос и произвол, царившие «во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, — из крепостничества, например, вырастает капитализм» (Ленин, т. 19, с. 5).

Исторический материализм навсегда покончил с идеалистическими теориями, рассматривавшими историю общества как хаотическую, произвольную деятельность индивидуумов, как следствие воли и желаний людей. Развитие общества, как и развитие природы, определяется не произволом, не субъективными желаниями людей, а объективными, от воли и создания людей не зависящими законами. Люди могут открыть объективные законы, познать, изучать их, учитывать их в своих действиях, использовать их в своих интересах, ограничивая действие одних законов и создавая полный простор для других, но они не могут изменить или отменить их. Тем более они не могут создать новые законы. Величайшее значение исторического материализма в том и состоит, что он открыл и теоретически обосновал законы развития общества и тем самым вооружил пролетариат и его партию знанием путей революционного преобразования общества. Как указывает Ленин, материалистическое понимание истории свело действия индивидуумов к действиям классов, борьба которых определяла развитие общества.

Открытие того факта, что материальное производство — основа всей жизни и развития общества, позволило понять великую творческую роль трудящихся масс в истории. Тем самым было доказано, что история общественного развития является историей самих производителей материальных благ, историей трудящихся масс, являющихся основными силами производственного процесса и осуществляющих производство материальных благ, необходимых для существования общества.

В зависимости от существующего способа производства, материального бытия общества складывается и определённый характер всего общественного строя, политических учреждений, образ мыслей людей, их взгляды, идеи, теории. Общественное бытие определяет общественное сознание. Нельзя правильно понять суть политических учреждений, идей, теорий, если забыть материальную основу их происхождения — экономической строй общества. Нельзя понять, почему в одну эпоху возникают одни учреждения и идеи, а в другую — иные, если исходить из них самих, а не из экономического базиса (см. Базис и надстройка). Общественное сознание — политические, правовые, художественные взгляды, философия, религия и другие идеологические формы — зависит от господствующих производственных отношений между людьми и коренным образом изменяется с изменением экономического базиса, экономических порядков. Объясняя происхождение и зависимость политических учреждений, идей, теорий от базиса, теория исторического материализма вовсе не отрицает их серьёзного значения в жизни общества. Исторический материализм в отличие от экономического материализма, который сводит роль идей к нулю, напротив, подчёркивает их огромную роль, Раз возникнув, общественные и политические учреждения и идеи сами становятся силой, воздействующей на условия, их породившие. Они или задерживают общественное развитие как реакционные силы, служащие отсталым слоям и классам общества, или двигают это развитие вперёд, служа передовым, революционным классам.

Благодаря историческому материализма наука об обществе стала столь же точной наукой, как, например, биология, Исторический материализм имеет большое значение для практической деятельности Коммунистической партии. Чтобы не ошибиться в политике, партия пролетариата должна исходить в своей деятельности не из отвлечённых «принципов человеческого разума», а из конкретных условий материальной жизни общества, из реальных потребностей развития материальной жизни общества.

Сущность исторического материализма сформулирована Марксом в предисловии к книге «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, не обходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, па котором возвышается юридическая п политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политической и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри который они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальных, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форы, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее созданию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления» (с. 7—8).

Созданная Марксом и Энгельсом теория исторического материализма была развита и обогащена Лениным и Сталиным на основе анализа новых условия развития общества в эпоху империализма и пролетарских революций, в эпоху строительства социализма.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 517


ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории), марксистская теория развития об-ва и методология его познания; составная часть марксистско-ленинской философии, изучающая об-во как целостную и развивающую социальную систему, общие законы и движущие силы ист. процесса; общая теория марксистско-ленинской социологии. И. м. органически связан с диалектич. материализмом. Создан К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развит В. И. Лениным. Возникновение И. м. было переворотом в развитии философии и обществознания, т. к. означало преодоление господствовавших во взглядах на об-во идеализма, волюнтаризма и фатализма. Важнейшие принципы И. м.: признание первичности материальной жизни об-ва — обществ. бытия по отношению к обществ. сознанию, к-рое в свою очередь играет активную роль в об-ве; выделение из всей совокупности обществ. отношений производств. отношений как формы развития производит. сил, как экон. структуры, базиса об-ва, определяющего надстройку, все др. отношения между людьми, дающего объективную основу для их анализа (см. Базис и надстройка); идея о том, что люди, трудящиеся массы сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями обществ. произ-ва; ист. подход к об-ву (см. Историзм), т. е. признание развития в истории, понимание его как закономерного естественноист. процесса движения и смены обществ.-ист. формаций; первобытнообщинная, рабовладельч. феод. капиталистич., коммунистич. формации образует прогресс, ступени развития об-ва; движущей силой развития антагонистич. об-ва является клас. борьба. Она приводит к социальной революции, к-рая является выражением противоречий между производит. силами и производств. отношениями, закономерной формой перехода от одной формации к другой. Капитализм — последняя в истории антагонистич. формация, на смену к-рой с необходимостью в результате социалистич. революции, осуществляемой рабочим классом в союзе со всеми трудящимися, приходит коммунистич. формация. Коммунистич. и рабочие партии разрабатывают И. м. с учётом опыта мирового революц. движения, развития социалистич. системы, в борьбе с враждебными марксизму-ленинизму течениями, правым и «левым» оппортунизмом.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 177—179


ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — составная часть марксистско-ленинской философии, философская наука об об-ве, материалистически решающая осн. вопрос философии применительно к истории и исследующая на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. И. м. составляет теоретическую и методологическую базу социологии и др. общественных наук. Все домарксистские философы, в т. ч. и материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в об-ве действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. В связи с этим Ленин указывал, что сама идея материализма в социологии была гениальной идеей (т. 1, с. 136). Ее реализация — создание И. м.— означала проникновение науки в сущность исторического процесса, открытие его законов. Социальные предпосылки для решения этой задачи возникли с развитием капитализма, когда отчетливо выявились экономические основания социальной деятельности людей, борьбы общественных классов, а в лице пролетариата на историческую арену выступила социальная сила, объективно заинтересованная в знании законов общественного развития, в прогрессе науки об об-ве. Создание И. м. было коренным переворотом в развитии общественной мысли. Оно позволило, с одной стороны, провести последовательно математический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на об-во, с др. — вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех др. ее сторон, Свою осн. идею о естественно-исторические процессе развития об-ва Маркс выработал, выделив из разных областей общественной жизни область экономическую, из всех общественных отношений — отношения производственные как осн. и определяющие все др. отношения. Взяв за исходный пункт осн. для всякого человеческого об-ва факт — добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в к-рые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел ту основу — реальный базис каждого определенного об-ва, к-рая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. Действия людей в пределах каждой общественно экономической формации — бесконечно разнообразные, индивидуализированные, казалось бы, не поддающиеся никакому учету и систематизации-были обобщены и сведены к действиям больших масс, в классовом об-ве классов, реализующих в своей деятельности назревшие потребности общественного развития. В противоположность идеализму И. м. не ограничивается рассмотрением идейных мотивов человеческой деятельности, а исследует то, чем вызываются эти мотивы, какими материальными причинами они порождаются. Признавая роль выдающихся личностей в истории, И. м. уделяет осн. внимание действиям народных масс — подлинных творцов истории. Вскрывая материальную обусловленность общественно-исторического процесса, И. м. в противовес вульгарно-материалистическим теориям, отрицающим роль идей, политических и др. учреждений и организаций, подчеркивает их обратное, активное воздействие на породивший их базис и выявляет огромную роль субъективного фактора — действий людей, классов, партий, сознательности и организованности масс. И. м. враждебен как фатализму, так и волюнтаризму. Люди сами творят свою историю, но не могут творить ее по произволу, ибо каждое новое поколение действует в определенных объективных условиях, созданных до него. Эти условия и действующие на их основе законы открывают разнообразные возможности для деятельности людей. Реализация этих возможностей, а значит, реальный ход истории зависит от людей, нх активности и инициативы, от организованности и сплоченности прогрессивных сил. Поскольку человек есть социальное существо, то научный анализ об-ва в И. м. дает ключ к пониманию развития человека в истории и взаимоотношения об-ва и личности в различные исторические эпохи. И. м. показал, что антагонизм между об-вом и личностью при капитализме есть прямое следствие частной собственности и порождаемого ею oтчуждения от человека социальных сил и законов, к-рые господствуют над ним как внешняя необходимость. Это отчуждение преодолевается в рамках коммунистической формации, утверждающей принцип единства интересов личности, коллектива, об-ва на базе общественной собственности и создающей постепенно все более благоприятные условия для всестороннего развития свободной человеческой индивидуальности. Впервые осн. черты И. м. были изложены Марксом и Энгельсом в работе „Немецкая идеология". Формулировка сущности И. м. дана в предисловии „К критике политической экономии" (1859). Но „синонимом общественной науки" И. м. стал только со времени выхода в свет „Капитала" (Ленин В. И., т. 1, с. 140), Вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение И. м., как и марксизма в целом. Замечательный образец такого развития дал Ленин. И. м. тесно связан с задачами революционной классовой борьбы пролетариата, с потребностями социалистического и коммунистического строительства, с развитием наук. Существование двух мировых социальных систем, выход на историческую арену сотен миллионов людей в бывших колониях империализма, научно техническая революция, возникновение глобальных проблем, мировой революционный процесс — эта совр. историческая реальность выдвигает новые проблемы, разработка к-рых обогащает И. м. Особенно большое значение для обогащения теории и методологии И. м. имеет развитие реального социализма, решающего впервые в истории задачи сознательного созидания новых форм общественной жизни. В мгой связи в сферу И. м. включается все шире проблематика человека, культуры, ценностей, гуманизма, механизмов сознательного использования объективных социальных законов, конечно, в их теоретико-методологических аспектах. КПСС творчески применяет И. м. как метод реалистического анализа совр. действительности, опирается на него при выработке программных положений, внутренней и внешней политики. Идеи И. м. нашли последовательное воплощение и развитие в принятой XXVII съездом партии новой редакции Программы КПСС, в разработанной ею стратегии ускорения социально-экономического развития советского об-ва.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024