ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») — особая форма познания мира... Википедия

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. — Москва, 1978. — С. 534—535


ФИЛОСОФIЯ ж. греч. любомудрiе, наука о достиженiи человѣкомъ мудрости, о познанiи истины и добра. Философическое сочиненье. Философскiй факультетъ.– камень, у алхимиковъ: мнимое искусство дѣлать золото.

 

 

Краткий философский словарь. 1939. — С. 292—294


Философия (по-гречески «фило» — любовь и «офос» — мудрость) — в диалектическом материализме наука о наиболее общих законах природы, человеческого общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении бытия к мышлению. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два лагеря — материалистический (см. Материализм) и идеалистический (см. Идеализм). Еще в древнейшие времена философия существовала в Китае и Индии. В Европе она возникла в VI в. до н. э. в Греции, где она достигла блестящего развития. В средние века философии как самостоятельной науки не существовало, она была частью богословия. С началом развития буржуазной науки, в XVII—XVIII вв. расцветает классическая буржуазная философия (так называемая новая философия). После немецкого классического идеализма (Кант, Гегель — конец XVIII в., начало XIX в.) буржуазная философия начинает вырождаться в крохоборческие, махрово-реакционные идеалистические системки, лишенные научного значения. Единственной научной и прогрессивной философией со времени Маркса и Энгельса является диалектический материализм — философия пролетариата. Философия в течение долгого периода времени вследствие неразвитости отдельных наук выступила в роли своеобразной «науки наук», включавшей в себя все отрасли человеческого знания. Развитие в середине  XIX в. естествознания и общественных наук, отделившихся от философии, положило этому конец. В диалектическом материализме философия выступает как наука о наиболее общих законах действительности. Марксистский диалектический метод способ изучения, познания природы. Марксистский философский материализм дает материалистическое истолкование природы и ее законов. Теория исторического материализма является приложением диалектического материализма к явлениям человеческого общества. Диалектический и исторический материализм — теоретическая, философская основа коммунизма, неотъемлемая составная часть марсистско-ленинской теории.

 

 

 Краткий философский словарь. 1954. — С. 630—633


философияФИЛОСОФИЯ (греч. φιλοσ — друг и σοφία — мудрость).— Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук, включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о природе и обществе, недиференцированностью науки. Развитие конкретных наук и возникновение марксизма положили конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической, философии конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем, в которых отдельные науки являются лишь подчинёнными философии частями и звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия Гегеля (см.). Конец философии как «науки наук», указывал А. А. Жданов на философской дискуссии 1947 г., был прогрессивным явлением как для естественных и общественных наук, так и для самой философии. Марксистская философия в отличие от прежних философских систем не является наукой над другими науками. Предметом марксистской философии как науки является исследование наиболее общих законов развития природы, человеческого общества и мышления, разработка научного мировоззрения, т. е. взгляда на мир в целом, научного метода-инструмента познания и практической деятельности.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря — материалистический и идеалистический, Борьба между материализмом и идеализмом,формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и Индии. В VI в. до н. э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия, XV-ХVI века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника (см.), Галилея (см.), Джордано Бруно (см.) наука сделала огромный шаг вперед. На почве анализа природы вырастают материалистические философские системы. XVII и XVIII столетия — эпоха бурного развития материалистического мировоззрения. В Англии возникают материалистическое теории Ф. Бекона (см.), Гоббса (см.), Толанда (см.), Пристли, и Голландии — Спиноза (см.), во Франции — Ламеттри (см.), Гольбаха (см.), Гельвеция (см.), Дидро (см.), в России — Ломоносова (см.), Радищева (см.). В учениях материалистов даётся резкая критика философского идеализма, наносится удар по религиозным идеям, обосновывается принцип материальности мира, поднимаются на щит силы и способности человеческих чувств и разума. Ломоносов первый в истории человеческой мысли открыл закон сохранения материи и движения, имеющий огромное значение для естественно-научного обоснования материализма. Радищев выступил не только как материалист, но и как борец за освобождение народа от ига крепостничества. С материалистическим мировоззрением в эту эпоху тесно связаны прогрессивные coциальные движения, борьба народа и революционной буржуазии против феодального строя. Ленин указывал: «В течение всей новейшей истории Европы, и особенно и конце XVIII века, во Франции, где разыгралась решительная битва против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и в идеях, материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п. Враги демократии старались поэтому всеми силами «опровергнуть», подорвать, оклеветать материализм и защищали разные формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии» (т. 19, с. 4). Но домарксовский материализм был ограниченным. Это был механистический и метафизический материализм. В объяснении общественной жизни он стоял на позициях идеализма. В своё время, однако, он имел большое прогрессивное значение.

Как реакция на материализм возникают в XVII—XVIII вв. идеалистические теории Беркли (см.), Юма (см.) в Англии, а также немецкая философия конца XVIII и начала XIX в., связанная с именами Канта (см.), Шеллинга (см.), Фихте (см.), Гегеля (см.). Идеалисты пытаются уничтожить результаты, добытые материалистической философией, развивавшейся в тесной связи с естествознанием, реставрировать религиозные идеи первенства «абсолютного духа», бога, субъективного «Я» и т. п. В области политики философский идеализм был аристократической реакцией на идеи революции, революционной борьбы против феодализма. Цепным приобретением немецкой, особенно гегелевской, философии был диалектический метод. Но этот метод строился на ложных, идеалистических основаниях, и только марксизм увидел его рациональное, положительное зерно и создал революционную материалистическую диалектику.

Величайший переворот в философии произошёл в 40-х годах ХIХ в. На основе новейших достижений наук как теоретическое выражение интересов самого революционного класса капиталистического общества-пролетариата — возникла марксистская философия. Это был подлинно революционный скачок от старой философии, которая не могла быть научным мировоззрением, к новой философии, единственно научной и всесторонне обоснованной как данными естествознания, так и всемирно-историческим опытом развития человеческого общества. Все старые философские школы и течения никогда не имели большого количества последователей, не оказывали влияния на широкие народные массы. Старые философские системы были учениями одиночек, рассчитанными на избранные круги. Марксистская философия — это не философская школа в обычном понимании, это не просто очередная новая школа в философии . с небольшим кругом последователей. Это идеология миллионов и миллионов трудящихся, прежде ~ всего рабочего класса как самого передового и самого революционного класса. Марксизм-ленинизм-идеология пролетариата, учение о путях свержения капитализма и путях построения социализма и коммунизма. Философия марксизма, таким образом, есть философия миллионов, для которых она является великим и всепобеждающим оружием в борьбе за своё освобождение. Этими качествами никогда не обладала и не могла обладать ни одна философия, ни одна философская школа. Старый материализм был созерцательным, он не ставил задачи революционного преобразования мира. Новая философия — философия марксизма провозгласила своей задачей революционное переустройство мира.

Марксизм создал высшую форму материализма — диалектический материализм, давший ответ на все вопросы, которые до марксизма передовая мысль поставила, но не могла решить. Вся старая, домарксовская философия, включая и материалистическую, не могла дать правильное объяснение явлениям общественной. жизни. До Маркса и Энгельса господствовало ложное, идеалистическое понимание истории. Идеологи пролетариата впервые сделали науку об обществе столь же точной, как и науки о природе, к примеру биология. Созданная ими теория исторического материализма явилась величайшим достижением научной философии. Она раскрыла подлинные движущие силы общественного развития и вооружила борющиеся против капитализма угнетённые классы точным знанием законов развития общества, способностью сознательно действовать в соответствии с исторической необходимостью, с объективными законами развития общества. Благодаря диалектическому и историческому материализму социализм из мечты, утопии превратился в науку. Марксистская философия неразрывно связана с пролетарским социализмом, является его теоретическим фундаментом.

В России середины XIX столетия, в условиях острой борьбы крестьянства против крепостничества, происходил процесс интенсивного развития материалистической философии. Блестящая плеяда русских революционных демократов — Белинский (см.), Герцен (см.), Чернышевский (см.), Добролюбов (см.),— отражая идеи нараставшей в то время антикрепостнической крестьянской революции, выступила против философского идеализма как оружия старого строя и обосновала самую передовую в домарксовский период материалистическую философию. Воинствующему материализму русских революционных демократов была чужда созерцательность; революционные демократы сознавали необходимость коренного переустройства общества, исходили из принципа развития и изменения, понимали огромную роль народных масс в истории. Маркс и Энгельс очень высоко ценили Чернышевского и Добролюбова как великих учёных и критиков капитализма. Однако условия крепостнической России не позволили русским революционным демократам подняться до диалектического и исторического материализма, хотя они шли в этом направлении.

В конце XIХ в. вместе с ростом капитализма в России быстро развивался русский рабочий класс, которому суждено было в новую эпоху, в которую вступил капитализм,— в эпоху империализма — стать авангардом всего международного пролетариата. В силу исторических условий Россия была к этому времени узловым пунктом всех противоречий империализма. Центр революционного движения переместился в Россию, в ней нарастала и подымалась величайшая народная революция, во главе которой стоял самый революционный в мире пролетариат — русский пролетариат. Именно поэтому Россия стала очагом ленинизма — новой, высшей ступени марксизма, марксизма эпохи империализма и пролетарских революций. Россия первой прорвала цепь империализма и положила начало эре крушения капитализма. Идеи научного социализма Маркса и Энгельса впервые восторжествовали в России. Победа социализма в России была величайшим триумфом марксизма и марксистской философии. В трудах вождей русского и международного пролетариата — Ленина и Сталина — марксистская философия получила своё дальнейшее всестороннее развитие. Ленин и Сталин развили все составные части марксистской философии-диалектический метод, материалистическую теорию, исторический материализм. Они отстояли марксистскую философию от покушений оппортунистов II Интернационала и ещё острее отточили это могучее теоретическое оружие пролетариата. Диалектический и исторический материализм является ныне теоретическим фундаментом борьбы пролетариата всех стран против умирающего капитализма, является теоретической основой строительства социализма в странах народной демократии (см.), строительства коммунизма в СССР. Диалектический материализм-единственно научный метод современного естествознания, единственно научная теория объяснения и преобразования природы и общества.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 513


ФИЛОСОФИЯ, форма общественного сознания, наука о наиболее общих закономерностях мира. Высшим, основным вопросом Ф. является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философы, к-рые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистич. лагерь. Те же, к-рые основным началом считали природу, образовали лагерь материализма. На протяжении всей истории философии шла борьба между материализмом и идеализмом. В борьбе философских направлений в конечном счёте отражается борьба общественных классов и партий. Как правило, материалистическая Ф. составляет мировоззрение исторически прогрессивных классов, а идеализм выступает как идеология консервативных и реакционных сил общества. Предмет Ф. как науки изменялся в ходе её развития. Домарксистская философия стремилась быть «наукой наук», включающей в себя все знания о мире и объясняющей все явления действительности. Исторически это стремление было оправдано слабым развитием конкретных наук, недифференцированностью науки. Раскрытие действительных закономерностей развития и связей явлений природы и общества сделало Ф. как «науку наук» излишней. К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологи пролетариата, критически переработали достижения Ф. за предыдущий период, обобщили успехи естествознания и опыт классовой борьбы пролетариата и создали единственно научную философию — диалектический и исторический материализм. Марксистская философия представляет собой инструмент научного исследования, метод, пронизывающий все науки о природе и обществе и обогащающийся данными этих наук.

В древнейшие времена Ф. существовала в Китае и Индии. В 7—6 вв. до н. э. Ф. возникла в Древней Греции, где она достигла высокого развития (крупнейшие представители — Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур). Ф. средних веков (6—15 вв.) характеризуется засилием религии, подчинением Ф. богословию (см. Схоластика). С развитием капиталистич. производства и ростом опытных наук (открытия Н. Коперника, Г. Галилея и др.) связано плодотворное развитие материалистич. философии 16—18 вв. В Англии возникают материалистич. системы Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Толанда, в Голландии — Б. Спинозы, во Франции отстаивают материализм Р. Декарт (в своей физике), Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, в России — М. В. Ломоносов, A. Н. Радищев. Историч. ограниченность материализма этого периода состояла в его метафизическом, механистическом характере, в созерцательности, в отступлении к идеализму при рассмотрении истории общества. Как реакция на Материализм возникли в 17—18 вв. идеалистич. теории Дж. Беркли, Д. Юма в Англии и немецкая идеалистич. философия конца 18 — начала 19 вв. (И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Фихте, Г. Гегель). Гегель сформулировал основные положения диалектического метода, но его диалектика была идеалистической; она была обращена только в прошлое, примиряла противоположности и т. д. Крупным материалистом 19 в. был Л. Фейербах, но и он стоял на позициях метафизич. методологии и идеализма в понимании истории. Выдающееся место в развитии Ф. занимает русская материалистич. философия 19 в. Философские взгляды B. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова явились высшим достижением домарксистской философской мысли.

Величайшим революционным переворотом в Ф. явилось создание в 40-х годах 19 в. марксистской философии, впервые давшей до конца научное, цельное философское материалистическое мировоззрение. См. Диалектический материализм, Марксистский диалектический метод, Марксистский философский материализм, Исторический материализм.

 

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1425


ФИЛОСОФИЯ (от фил...  и греч. sophia — мудрость), форма обществ. сознания, направленная на выработку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нём человека и исследующая познават., ценностное, этич. и эстетич. отношение человека к миру; марксистско-ленинская Ф.— наука о всеобщих законах развития природы, об-ва и мышления, общая методология науч.познания. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с классовыми интересами, с политич. и идеологич. борьбой. Будучи обусловлена социальной действительностью, оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей. Основываясь на теоретич. и практич. отношении человека к действительности, Ф. выявляет взаимоотношения субьекта и обьекта. Осн. вопрос Ф.— вопрос об отношении материи и духа, бытия и сознания, а содержание ист.-филос. процесса — борьба материализма и идеализма. Исторически сложившиеся осн. разделы Ф.: онтология (учение о бытии)гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении разл. филос. проблем выделялись такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Ист. формы Ф.: филос. учения Др. Индии, Китая, Египта; др.-греч., антич. Ф.— классич. форма Ф. (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); ср.-век. Ф.— патристика и выросшая из неё схолистика; Ф. эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Николай Кузанский, Дж. Бруно); Ф. нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); франц. материализм 18 в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах); нем. классич. философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель); учение Л. Фейербаха, оказавшее большое воздействие на формирование филос. взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса; Ф. рус. рев. демократов (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов); осн. направления совр. бурж. Ф.—неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм — разновидности идеализма. Ф. марксизма-ленинизма, основанная Марксом и Энгельсом и развития в новых ист. условиях В. И. Лениным,— диалектический материализм и исторический материализм, являющиеся мировоззренч. и методологич. основой науч. познания и революционно-преобразующей деятельности коммунистич. партий.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва, 1987. — С. 510—511


ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом об-ве как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления — на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф., составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием об-ва, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф. В то же время из-за недостаточности конкретных знаний Ф. пыталась заменять недостающие связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми др. науками, „науку наук". В отношении природы такая Ф. выступала как натурфилософия, в отношении истории — как философия истории. Последней системой такого рода была Ф. Гегеля. Однако по мере роста и дифференциации знаний исчезли всякие основания для существования Ф. как „науки наук". Ясное понимание общественной потребности, к-рая рождает Ф. как особую науку, понимание ее места и роли в составе духовной культуры, а следовательно, и круга ее проблем (ее предмета) было впервые достигнуто в марксизме-ленинизме (Диалектический материализм, Исторический материализм). Теоретическое познание явлений окружающего мира невозможно без мышления, развитого в логическом отношении. Но логические категории и законы в силу исторически сложившегося разделения труда между науками разрабатывались именно Ф. Марксистско-ленинская Ф. развила и последовательно провела материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, оплодотворив его диалектическим воззрением, построив диалектическую логику как „учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей", т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира" (Ленин В. И., т. 29, с. 84). Рассматривая логические формы и закономерности как осознанные и проверенные всей человеческой практикой формы и законы развития природных и общественно-исторических процессов, марксистская Ф. упразднила различение между онтологией, логикой и теорией познания. Совпадение диалектики, логики и теории познания — осн. принцип Ф. диалектического материализма. Тем самым философская теория марксизма представляет собой конкретно развернутое, проведенное через все детали диалектика-материалистическое решение осн. вопроса Ф. Логические формы и закономерности предстают здесь как отраженные в сознании человека универсальные формы и закономерности протекания любого естественно-природного и общественно-исторического процесса, как ступени теоретического воспроизведения предметов в согласии с их действительным развитием. Ф., развитая на основе такого понимания ее роли, предмета и действительных задач в прогрессе человеческой культуры, выступает как могущественное орудие познания и деятельности людей, как активный фактор дальнейшего развития познания и практики. При таком понимании Ф. ее части — психология, этика, эстетика все более превращаются в самостоятельные науки, лишь по традиции считающиеся философскими. Правда, эта традиция имеет основание, т. к. упомянутые науки в наибольшей степени связаны со специфически философской проблематикой, в частности с проблемой взаимоотношения субъекта и объекта. Ф. способствует развитию самосознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, дает тем самым масштаб для их оценки и связи отдельных звеньев знания в единстве мировоззрения. Совр. буржуазным теориям присущи антифилософские тенденции. Они особенно характерны для неопозитивизма, к-рый объявляет проблемы Ф. псевдопроблемами, пытается заменить философский анализ развития совр. знания и практики анализом „языка науки", т. е. лингвистически-семантическим анализом „внешних форм мышления" языка, знаковых систем выражения мысли и т. д. Тем самым Ф., по существу, ликвидируется как наука. Единственным путем развития Ф. как особой науки остается поэтому путь диалектического материализма, продолжающего лучшие традиции мировой Ф.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 33. — Москва, 2017. — С. 366-369 // Электронная версия

ФИЛОСОФИЯ (греч. φιλοσοφία, букв. – любовь к мудрости; от греч. φιλέω – любить и σοφία – мудрость), форма рационально-теоретич. мышления, имеющая своим предметом исследование предельных характеристик бытия, взаимоотношения человека и мира. К таковым относятся вопросы о первоначалах бытия, о возможности достижения истины, о сущности добра и красоты, о происхождении и назначении человека, а также о смысле его индивидуального существования как личности.

В отличие от конкретных наук, абстрагирующихся при изучении своего объекта от тех его свойств, которые для данной науки не являются существенными, Ф. пытается проникнуть в сущность исследуемых объектов как таковых. Условием такого типа постижения является опора как на предметные знания, доставляемые конкретными науками и затем перерабатываемые в Ф., так и на разл. формы ценностно-экзистенциального постижения бытия, которые реализуются, напр., через искусство, религию, саморефлексию и др. «Философия имеет дело с бытием в целом, которое имеет отношение к человеку как человеку, а также с истиной, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем любое научное познание. Хотя разработанная философия и связана с науками – она предполагает науки в том состоянии развития, которого они достигли в определённую эпоху, – однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек» (Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000. С. 10).

Это порождает целый ряд внутр. противоречий, всегда имеющих место в Ф. С одной стороны, в ней всегда присутствуют сложная интеллектуальная проблематика и её построения, реализуемые на высоком уровне абстрактного мышления. С др. стороны, Ф. отвечает и на жущиеся простыми вопросы, которые человек задаёт миру, самому себе и др. людям, что может создавать видимость её доступности. Часто оказывается, что именно простые вопросы могут потребовать сложных ответов в силу того, что не опираются просто на совокупность имеющихся знаний, а требуют постоянной работы мысли. «Философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно. Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей» (Там же. С. 11). Особенность Ф. заключается в том, что она не является системой завершённого знания, это не достигнутая раз и навсегда мудрость, а лишь стремление к ней, не прекращающийся процесс мышления в поисках истины.

Особое место занимает история Ф. В отличие от конкретных наук, где история лишь фиксирует то, что было в данных науках в прошедший период, и для изучения их совр. состояния вовсе не обязательно знать историю их развития, в Ф. нет полностью устаревших идей, как и нет абсолютно новых. Если относительно науки с некоторыми оговорками можно сказать, что последняя науч. теория одновременно является и наиболее истинной, то в Ф. никогда нельзя указать на некую новейшую Ф., которая вобрала бы в себя всю предшествующую. Ф. уже по своему определению не может выступать в качестве системы единых, всеми принятых знаний. Это вечно развивающееся знание, внутри которого происходит столкновение противоречащих концепций, намечающих разл. пути постижения филос. истины. Ф. в своём актуальном свершении предстаёт как своеобразный диалог, который мыслители разных эпох ведут друг с другом поверх пространственно-временных и культурно-нац. границ. Многообразие концепций, наличие жёстко конкурирующих теоретич. альтернатив – это устойчивое состояние Ф., свидетельствующее о её жизненности в ту или иную историч. эпоху, в той или иной социально-культурной среде.

Возникновение Ф. в Древней Греции – осевой для европ. культуры... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024