ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Гос. издательство политической литературы, 1939. — С. 82—88


ИдеализмИДЕАЛИЗМ — одно из двух основных философских направлений, которое при разрешении вопроса об отношении мышления к бытию, в противоположность материализму, берет за первичное — сознание, дух, отрицая, что сознание есть продукт материи. Идеализм считает мир воплощением «абсолютной идеи», «мирового духа», «сознания». Идеализм утверждает, «что реально существует лишь наше сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших ощущениях, представлениях, понятиях» (Краткий курс истории ВКП(б). Идеалистическое направление в философии распадается на две основных разновидности. Идеализм субъективный берет за основу ощущение, представление, сознание отдельного индивидуума, субъекта. Идеализм объективный берет за основу сознание вообще: мировой разум, универсальную волю и т. д., существующие, по мнению объективных идеалистов, самостоятельно, независимо от человека. Идеализм тесным образом связан с религией и приводит скрыто или открыто к идее бога. Указывая, что идеализм есть поповщина, Ленин подчеркивает вместе с тем, что «идеализм философский есть («в е р н е е» и «к р о м е   т о г о») дорога к поповщине через о д и н  из  о т т е н к о в бесконечно сложного познания (диалектического) человека» (Ленин). Ленин вскрывает теоретико-познавательные корни идеализма. В самом познании, в процессе обобщения явлений есть возможность отрыва, отлета сознания от действительности, возможность превращения (и притом незаметного, не сознаваемого человеком превращения) общих понятий в абсолют, оторванный от материи и обожествленный. Эта возможность реализуется при определенных социальных условиях. Такими социальными условиями являются отделение духовного труда от материального, появление классов и эксплуатации. Идеалистическое объяснение явлений природы развивалось, как правило, идеологами реакционных классов или идеологами тех классов, которые пошли на компромисс с реакционными классами. Древнейшими представителями философского идеализма были пифагорейцы. В учениях пифагорейцев, которые представляли собой политическую организацию древнегреческой аристократии, активно боровшейся с демократией, развивалось идеалистическое учение о числах как основе мира. Величайшим представителем древнегреческого идеализма был Платон (427—347 до н. э.). Платон объявил подлинным миром особый, сверхчувственный мир идей, а мир реальных вещей объявил миром теней, миром бледных отблесков идей. В феодальном обществе господствовала идеалистическая схоластика, которая превратила философию в служанку богословия. В период разложения феодализма и развития буржуазных отношений революционная буржуазия передовых стран (Англия, Голландия) выдвигает целый ряд философов-материалистов (Бэкон, Спиноза, Гоббс и др.). Реакцией на материализм английских философов в эпоху утверждения капиталистических отношений в Англии явился субъективный идеализм епископа Беркли и агностицизм Юма. Немецкая буржуазия XVII и начала XVIII в., заинтересованная в развитии капиталистических отношений и вместе с тем тесным образом связанная с феодализмом и идущая с ним на компромисс, выдвигает философа-идеалиста ученого Лейбница (1646—1716). В XVIII в. и в первой половине XIX в. в Германии складывается идеалистическая классическая философия (Кант, Фихте (1762—1814), Шеллинг (1775—1854), Гегель). Эта философия отражает компромиссность немецкой буржуазии той эпохи: с одной стороны, ее революционные мечтания, с другой — ее бессилие совершить буржуазную революцию благодаря. неразвитости экономических отношении и политической раздробленности Германии. Представители немецкого классического идеализма не только вобрали в свою философию много ценного из развития науки, но в идеалистической форме высказали ряд гениальных мыслей, предвосхитивших открытия естествознания XIX в. (натурфилософия Канта, натурфилософия Шеллинга). Завершением философии немецкого идеализма была философия объективного идеалиста Гегеля, который на базе идеализма впервые представил весь мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении и развитии, и попытался проследить взаимную внутреннюю связь этого движения и развития. «Та мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал исчерпывающую и сознательную картину ее общих форм движениях» (Маркс). Гегель был последним представителем той идеалистической философии, в которой вопреки идеализму имелись ценные, прогрессивные моменты. После Маркса и Энгельса, создавших диалектический материализм — философское мировоззрение и метод революционного пролетариата, буржуазная философия вырождается, заимствуя из идеалистических систем прошлого самые реакционные, антинаучные и мистические идеи. Особенно реакционный характер буржуазная философия принимает в эпоху империализма. Буржуазная реакционно-идеалистическая философия становится знаменем ревизионизма и оппортунизма. Защищая идею сотрудничества классов, борясь против идеи пролетарской революции, ревизионизм выхолащивает из марксизма материалистическую диалектику и пытается соединить учение Маркса с той или иной идеалистической философией. Только в CCCР, где социалистическая система хозяйства стала безраздельно господствующей, где уничтожена эксплуатация человека человеком, где уничтожается противоположность между умственным и физическим трудом, возможен безостановочный прогресс и развитии производства и науки, созданы все условия и предпосылки для окончательного изживания идеалистическо-религиозного мировоззрения. В объяснении общественных явлений все философы до Маркса и Энгельса исходили из идеализма, из признания того, что история сводится к прогрессу идей и что основными двигателями истории являются образованные люди, «гeрои», творение историю без народа. На этих идеалистических позициях стояли русские народники (Лавров, Михайловский), на этих же позициях до сих пор стоит буржуазная наука. Только марксизм указал истинную основу общества, открыв, что в основе идей лежат материальные условия жизни. Марксизм впервые создал последовательно-материалистическое мировоззрение, до конца враждебному идеализму.

 

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: БСЭ, 1953—1955. — Т. 1, с. 661


ИДЕАЛИЗМ, антинаучное философское направление, к-рое, в противоположность материализму, признаёт идею, дух, сознание первичным, исходным, а природу, материю, бытие — вторичным, производным. И. считает мир воплощением «абсолютной идеи», «мирового духа», «сознания»; утверждает, что реально существует лишь наше сознание, что материальный мир, бытие, природа существуют лишь в нашем сознании, в наших ощущениях, представлениях, понятиях; оспаривает возможность познания мира и его закономерностей, не верит в достоверность наших знаний, не признаёт объективной истины. В истории философии И. выступал как идеология реакц. классов и препятствовал развитию научного познания. В античной философии представителями И. были пифагорейцы, Сократ, Платон и др. В средние века И. открыто обслуживал господствующее теологич. мировоззрение. В философии 17—18 вв. реакцией на материализм Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Спинозы явился идеализм Г. Лейбница, Дж. Беркли, Д. Юма. Нем. идеалистич. философия конца 18 и нач. 19 вв. (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) явилась аристократич. реакцией на франц. материализм и франц. бурж. революцию конца 18 в. В эпоху империализма буржуазная философия целиком выступает под знаменем воинствующего идеализма. И. имеет две основные разновидности: субъективный и объективный И. Субъективный И. (Беркли, Фихте) отрицает объективное, независимое от субъекта, существование внешнего мира и признаёт единственной реальностью ощущения, представления, индивидуальное сознание. Объективный И. (Платон, Гегель) утверждает, что основой всего сущего является идея, дух, существующий якобы независимо и от материи т от индивидуального человеческого :сознания. Объективный И. также не признаёт независимое от духа существование материи. Философский И. тесно связан с защитой религии, он есть, говорит В. И. Ленин, «д о р о г а  к «поповщине», утончённая форма религии. Марксизм развивался в непримиримой борьбе против всех форм И. В России с позиций И. выступали народники, «легальные марксисты», анархисты, махисты и др. Все идеалистич. течения были подвергнуты сокрушительной критике в работах классиков марксизма-ленинизма. В совр. капиталистич. странах И. выступает как идеологич. оружие империалистич. реакции в борьбе против прогрессивных общественных движений и научного, материалистич. мировоззрения.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4, М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 182—185


ИдеализмИДЕАЛИЗМ — антинаучное направление в философии, которое при разрешении основного вопроса философии — вопроса об отношении мышления к бытию — в противоположность материализму за первичное берёт сознание, дух и отрицает, что сознание есть продукт материи. Идеализм считает мир воплощением «сознания», «абсолютной идеи», «мирового духа». Согласно идеализму реально существует лишь наше сознание, а материальный мир, бытие, природа есть лишь продукт сознания, ощущений, представлений, понятий.

Идеалистическое направление в философии распадается на две основные разновидности: с объективный идеализм и «объективный» идеализм. Идеализм субъективный берёт за основу существующего ощущение, представление, сознанию отдельного индивидуума, субъекта. Этот вид идеализма связан прежде всего с именем английского епископа Беркли (см.). Субъективный идеализм отрицает, что за ощущениями находятся реальные, независимые от человека предметы, которые действуют на наши органы чувств и вызывают в нас определённые ощущения. Эта точка Зрения с неизбежностью ведёт к солипсизму. Общественная практика, которая па каждом шагу убеждает нас в том, что человеческих ощущения, восприятия, представления отражают реально существующие предметы, убедительнее всего показывает антинаучный характер субъективного идеализма как одной из форм идеалистической философии.

В отличие от субъективного идеализма идеализм «объективный» берёт за основу существующего не личное, не субъективное сознание, а некое мистическое, «объективной» сознание, сознание вообще: «мировой разум», «универсальную волю» и т. д., существующие, по мнению «объективных» идеалистов, самостоятельно, независимо от человека. На самом деле никакого объективного, т. е. существующего независимо от людей, создания ист и не может быть.

Идеализм тесным образом связан с религией и приводит так или иначе к идее бога. Идеализм — верный союзник и помощник религии. Указывая, что идеализм есть поповщина, Ленин подчеркивает вместе с тем, что «идеализм философский есть («в е р н е е» и «к р о м е   т о г о») дорога к поповщине через о д и н   и з   о т т е н к о в бесконечно сложного п о з н а н и я (диалектического) человека» («Философские тетради», 330). Идеализм имеет свои корни в общественной жизни, а также в самом процессе познания. В самом процессе познания, в процессе обобщения явлений есть возможность отрыва сознания от действительности, возможность превращения общих понятий в абсолют, оторванный от материи и обожествленный. Так, например, говоря о соотношении реально существующих яблок, груш, земляники, миндаля и их общего понятия «плод», «объективный» идеалист считает это абстрагированное от реальной действительности понятие(«плод») основой самого существования этих яблок, груш, земляники, миндаля. Точно так же субъективный идеализм на том основании, что без ощущений невозможно познать предметы, превращает ощущение в единственную реальность, отрицая существование внешнего мира.

Социальными условиями возникновения философского идеализма являются отделение умственного труда от физического, появление классов и эксплуатации. Идеалистическое объяснение явлений природы развивалось преимущественно идеологами реакционных классов. Поэтому, как правило, философский идеализм играл в истории общества реакционную роль: он боролся против прогрессивных сил, против демократии и науки.

Идеализм зародился в глубокой древности. Представителем древнегреческого «объективного» идеализма был Платон (см.), выражавший интересы рабовладельческой аристократии, ярый противник античной демократии. Платон объявил, что настоящий мир — это особый, сверхчувственный мир идей, а мир реальных вещей — мир теней, мир бледных отблесков идей. В феодальном обществе господствовала идеалистическая религиозная схоластика, которая превратила философию в служанку богословия. В период разложения феодализма и развития буржуазных отношений революционная буржуазия стран, более развитых в экономическом отношении (Англия, Голландия), выдвигает целый ряд философов-материалистов (Ф. Бэкон — см., Спиноза — см., Гоббс — см. и др.). Формами борьбы идеализма против материализма английских философов явились в эпоху утверждения капиталистических отношений в Англии субъективный идеализм Беркли и скептицизм Юма (см.).

Как аристократическая реакция на французскую революцию и французский материализм ХVIII в. в Германии складывается в XVIII в. и в первой трети XIX в. идеалистическая философия: Кант (см.), Фихте (см.), Шеллинг (см.), Гегель (см.). Гегель довёл философский идеализм до крайнего его выражения: по Гегелю, всё есть идея или инобытие идеи. Гегель был последним представителем той идеалистической философии, в которой вопреки идеализму имелись некоторые прогрессивные элементы («рациональное зерно» гегелевской диалектики).

Большую роль в борьбе против философского идеализма сыграли русские материалисты XVIII и XIX вв.— Ломоносов (см.), Радищев (см.), Белинский (см.), Герцен (см.), Чернышевский (см.), Добролюбов (см.), Писарев (см.), Сеченов (см.) и др.

В своём дальнейшем развитии идеалистическая философия вырождается, заимствуя из философских систем прошлого самые реакционные и мистические теории. Особенно реакционный характер принимает идеалистическая философия в эпоху империализма. В конце XIX и начале ХХ в. получил распространение эмпириокритицизм Маха и Авенариуса, возродивший берклианство. Подвергая махизм сокрушительной критике, Ленин писал, что «за гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества» (т. 14, с. 343). Но никогда ещё идеалистическая философия не находилась в состоянии такого маразма и гниения, как современная буржуазная философия. Гитлеризм, основывавшийся на идеалистической философии, показал, в какой тупик способны привести и привели целые народы антинаучные, реакционные взгляды на развитие общества. Об этом же свидетельствует идеалистическая философия идеологов современных империалистов США и других стран, идущих по стопам гитлеризма.

Ренегаты и предатели рабочего класса всегда использовали и используют буржуазную философию как идейное оружие для обоснования ревизионизма и оппортунизма. Защищая идею сотрудничества классов, борясь против идеи пролетарской революции, ревизионизм отбрасывал материалистическую диалектику, пытаясь эклектически соединить учение Маркса с той или иной идеалистической философией. Современные оппортунисты из лагеря правых социалистов открыто проповедуют философский идеализм и из кожи лезут вон, чтобы опорочить ненавистный им всепобеждающий марксизм-ленинизм. Но тщетны все попытки идеалистов отстоять своё реакционное дело. Прогресс науки и победа сил демократии и социализма приводят к тому, что философский идеализм теряет одну позицию за другой. Гибель капитализма будет означать крушение социальных основ идеализма.

В объяснении общественных явлений все философы до Маркса и Энгельса, в том числе и домарксовские материалисты, стояли на идеалистических позициях, утверждая, что основными двигателями истории являются образованные люди, «герои», творящие историю без народа, что народ есть пассивная, инертная сила, неспособная подняться до исторической деятельности. На этих идеалистических позициях стояли русские народники (Лавров — см., Михайловский), всякого рода мелкобуржуазные социалисты, анархисты и т. п. Современные буржуазные философы с целью продлить существование умирающего капитализма используют самые реакционные идеалистические теории — расизм, католицизм и т. п. Маркс и Энгельс изгнали идеализм из последнего его убежища — из области науки об обществе. Марксизм указал истинные движущие силы общественного развития, открыв, что способ производства материальных благ является главной силой общественного развития, что творцом истории является народ, трудящиеся массы. Основоположники марксизма впервые создали последовательно-материалистическое мировоззрение, до конца враждебное идеализму. Возникновение марксистского философского материализма означало целую революцию в многовековой истории развития материалистической философии.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 481


ИДЕАЛИЗМ (франц. idalisme, от греч. idea — идея), общее обозначение филос. учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. И. противостоит материализму в решении осн. вопроса философии — об отношении бытия и сознания, материального и духовного. Возник более 2,5 тыс. лет назад; термин «И.» как обозначение одного из двух противоборствующих лагерей в философии появился и нач. 18 в. Осн. формы И.— объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие к.-л. реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы И. в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистич. монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистич. рационализм), как чувств. многообразие ощущений (идеалистич. эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом науч. понимания (иррационализм). Крупнейшие предст. объективного И.: в антич. философии — Платон, Плотин, Прокл; в новое время — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный И. наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В совр. эпоху господствующие в бурж. философии идеалистич. течения — неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм. Марксизм-ленинизм, филос. основой к-рого является диалектич. материализм, развивался и развивается в борьбе против всех форм И. В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5, М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 154—155


ИДЕАЛИЗМ — философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую т. зр. (Телеология). Буржуазными философами термин „И." употребляется во мн. смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой т. зр., однако в противоположность метафизическому и вульгарному материализму, рассматривающему И. только как нелепость и чепуху, подчеркивает наличие гносеологических корней у любой конкретной формы идеализма (Ленин В. И., т. 29, с. 322). Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность И.— отрыв понятий от их объектов — дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становится действительностью только в условиях классового об-ва, где И. возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом И. абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем отдельные представители И., ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем. В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм И., марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный И., принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальные сознание, и субъективный И., сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным И. не абсолютно. Мн. объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного И.; с др. стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного И. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного И. была философия Платона. Особенность объективного И. Платона, свойственная древн. И. вообще,— тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного об-ва, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность объективного И. еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного И., произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Осн. понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного бога, к-рый мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир. Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался субъективный И. Классическим проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости „вещей в себе" от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.— объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая — в философии Шеллинга и особенно Гегеля, к-рый создал всеобъемлющую систему диалектического И. Эволюция И. после распада гегелевской школы определялась утратой буржуазией прогрессивной общественной роли и борьбой ее против диалектического материализма. У самих буржуазных философов понятие „И." стало отождествляться только с его наиболее откровенной, спиритуалистической формой. Появилось мн. якобы „промежуточных" и даже будто бы „возвышающихся" над И. и материализмом учений (позитивизм, неореализм и др.) . Усилились агностические и иррационалистические веяния, мифологизация философии как „необходимого самообмана", неверие в человеческий разум, в будущее человечества и т. д. Получил развитие реакционный псевдоатеизм (ницшеанство, фашистские философские концепции, нек-рые виды позитивизма и др.). В период общего кризиса капитализма распространились такие формы И., как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения гл. разновидности И. середины 20 в., но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления И. на мелкие эпигонские школки. Гл. социальными причинами „многообразия" форм совр. И. (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции франкфуртской школы и др.) являются углубляющийся процесс распада буржуазного сознания и стремление закрепить иллюзию „независимости" идеалистической философии от политических сил империализма. С др. стороны, происходит отчасти и противоположный процесс — сближения и даже „гибридизации" различных течений И. на основе общей антикоммунистической направленности буржуазной идеологии 20 в. Научные основы критики совр. форм И. заложены Лениным в книге „Материализм и эмпириокритицизм", где дан марксистский анализ не только махистской разновидности позитивизма, но и осн. содержания всей буржуазной философии эпохи империализма.

 

 

Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ИДЕАЛИЗМ (от греч. δέα – видимое, вид, форма, понятие, образ), одно из основополагающих филос. течений или направлений, считающее собственно действительным идеальное в той или иной форме (идея, сознание, дух, абсолют и т. п.). Как термин употребляется в новоевропейской философии с 18 в., хотя обозначаемое им филос. учение оформилось уже в др.-греч. философии. Понятие И. многозначно и претерпело значит. изменения в процессе своей истории, вследствие чего нередко ретроспективно переосмыслялась и вся предшествующая история философии. В зависимости от того, идёт ли речь о теоретико-познавательном или метафизико-мировоззренч. аспекте в понимании «идеи», а также от того, что рассматривается в качестве противостоящего течения, выделяют разл. виды идеализма.

Г. В. Лейбниц, который впервые употребил термин «И.», рассматривал И. в оппозиции «величайших материалистов и величайших идеалистов»: образцом первых он считал Эпикура и его сторонников, согласно гипотезе которых «в теле всё совершается так, как если бы не существовало души», образцом вторых – Платона и его последователей, согласно гипотезе которых «всё в душе происходит так, как если бы тела вовсе не было» (Лейбниц Г. В. Соч. М., 1982. Т. 1. С. 332). К числу идеалистов Лейбниц относил представителей картезианства. Уже в 18 в. в качестве синонима И. выступал «спиритуализм» (М. Мендельсон и др.). Крайний случай И., признающего существующей лишь собственную душу, назывался в 18 в. «эгоизмом» (в совр. словоупотреблении именуется солипсизмом).

И. Кант и Т. Рид основоположником идеалистич. метафизики считали Дж. Беркли (сам он называл своё учение «имматериализмом»), однако Рид к «идеальным системам», или к «теориям идей», относил также философию Дж. Локка и Д. Юма. Причиной подобного расхождения оказывалось разл. понимание «идеи»: если для англ. и франц. философии идеей могло оказаться практически любое представление (напр., «красное»), то для нем. традиции (во всяком случае начиная с Канта) в качестве идеи преим. выступает понятие разума, носящее, как и у Платона, сверхчувственный и всеобщий характер, а употребление «идеи» в смысле любого представления оказывается невозможным. Рус. философия в данном вопросе следует немецкой и древнегреческой традиции.

И. Кант использовал понятие И. не только в полемике со своими оппонентами, но и – в новом значении – для обозначения собственной позиции. Он различал формальный и материальный, или психологический, И. Материальный, или «обыкновенный», И. «сомневается в существовании самих внешних вещей или отрицает их», при этом в случае сомнения в существовании предметов в пространстве вне нас речь идёт о проблематическом (скептическом) И. (Р. Декарт), а в случае объявления вещей в пространстве плодом воображения речь идёт о догматическом, или «мистическом и мечтательном», И. (Дж. Беркли). Подобному И., выводы которого о недоказанности существования вещей вне нас Кант считал «скандалом для философии и общечеловеческого разума», он противопоставил в «Критике чистого разума» собственный формальный, или трансцендентальный, И., в основе которого лежало его учение об эмпирической реальности и трансцендентальной идеальности пространства и времени. Первая состоит в объективной значимости пространства и времени для всех предметов, которые могут быть даны нашим чувствам, в то время как вторая означает отсутствие притязаний на абсолютную реальность и невозможность посредством чувств постигнуть свойства «вещей в себе». Столкнувшись с отождествлением собственной позиции с учением Беркли, Кант включил во 2-е изд. «Критики чистого разума» раздел «Опровержение идеализма» и предложил собственный формальный, или трансцендентальный, И. во избежание путаницы именовать также критическим И., согласно которому «нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления» (Кант И. Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 44). Т. о., критический И. относится не к существованию вещей, сомневаться в котором Канту «и в голову не приходило», а касается только чувственного представления о вещах. Однако уже И. Г. Фихте признание существования вещей показалось догматизмом. Пытаясь его преодолеть и построить систему «истинного» И., или критицизма, которую он не находил у Канта, Фихте положил в основание философии понятие Я, отождествляя трансцендентальный И. с собственным «наукоучением». Если у Канта... ЧИТАТЬ — НОВАЯ ВЕРСИЯ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024