ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылки

 

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 2.  М., изд. Русский язык, 1978. — С. 554


НОМИНАЛЬНЫЙ, нарицательный, таковой по одному названью. Номиналисты, школа мудрецовъ, противопл. реалистамъ, отвергавшая всѣ отвлеченности и общiя понятiя.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 187—188


Номинализм (от латинского «номина» — названия) — направление в средневековой схоластической философии, утверждавшее, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами, а общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но и не отражают их свойств и качеств. Номиналисты выдвигали тезисы: «вещи существуют раньше общих понятий» и «общие понятия суть имена». Сильная сторона номинализма заключалась в том, что он признавал первичность предмета и вторичность понятия. Это была материалистическая линия. И поэтому Маркс и Энгельс считали номинализм «первым выражением материализма» в средние века. Однако номинализм не понимал, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами были Росцеллин, Дунс Скот, Вильгельм Оккам.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 509


НОМИНАЛИЗМ, направление в ср.-век. схоластич. философии, утверждавшее, что общие понятия (т. н. «универсалии») являются лишь названиями, именами единичных предметов (Дунс Скот, Уильям Оккам и др.). Н. вёл борьбу со ср.-век. реализмом — богословско-идеалистич. направлением, утверждавшим, что общие понятия предшествуют вещам. Споры номиналистов и реалистов не выходили за рамки схоластики, однако в Н. имелись материалистич. тенденции.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 407


НОМИНАЛИЗМ (от лат. «nomen» — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность средневековому реализму номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами, а общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качества. Номиналисты выдвигали тезисы: «общие понятия суть имена». Номинализм был неразрывно связан с материалистическими тенденциями: он ограничивал вмешательство бога в природу. Сильная сторона номинализма заключалась в том, что он признавал первичность предмета и вторичность понятия. Поэтому номинализм, как говорит Маркс в «Святом семействе», является первым выражением материализма в средние века. Однако номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в XI—XIV вв. были Иоанн Росцелин, Дунс Скот, Вильям Оккам (см.). Будучи прогрессивным течением в средние века, номинализм впоследствии — в философии Беркли (см.) и Юма (см.), а в настоящее время в так называемой сематической философии (см.) стал играть реакционную роль.

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 909


НОМИНАЛИЗМ, направление ср.-век. схоластич. философии, к-рое в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалии), считая их лишь именами (лат. nomen — имя, отсюда назв.), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, Н.— И. Росцелин и др.), или чисто мыслит. образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда назв. этого «умеренного Н.» — концептуализм; осн. П. Абеляром). Возник в 11—12 вв., получил особое развитие в 14—15 вв. (У Оккам и его школа). В борьбе ср.-век. номиналистов и реалистов В. И. Ленин видел аналогии с борьбой материалистов и идеалистов.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 324


НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Н. был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Н., по словам Маркса, был первым выражением материализма в средние века. Однако номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11—14 вв. были Росцелин, Оккам. Идеи Н. развивались на идеалистической основе в новое время в учениях Гоббса, Беркли и Юма, в совр. период — в семантической философии.

 

 

Ссылка


 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024