НОМИНАЛЬНЫЙ, нарицательный, таковой по одному названью. Номиналисты, школа мудрецовъ, противопл. реалистамъ, отвергавшая всѣ отвлеченности и общiя понятiя.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 187—188
Номинализм (от латинского «номина» — названия) — направление в средневековой схоластической философии, утверждавшее, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами, а общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но и не отражают их свойств и качеств. Номиналисты выдвигали тезисы: «вещи существуют раньше общих понятий» и «общие понятия суть имена». Сильная сторона номинализма заключалась в том, что он признавал первичность предмета и вторичность понятия. Это была материалистическая линия. И поэтому Маркс и Энгельс считали номинализм «первым выражением материализма» в средние века. Однако номинализм не понимал, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами были Росцеллин, Дунс Скот, Вильгельм Оккам.
НОМИНАЛИЗМ, направление в ср.-век. схоластич. философии, утверждавшее, что общие понятия (т. н. «универсалии») являются лишь названиями, именами единичных предметов (Дунс Скот, Уильям Оккам и др.). Н. вёл борьбу со ср.-век. реализмом — богословско-идеалистич. направлением, утверждавшим, что общие понятия предшествуют вещам. Споры номиналистов и реалистов не выходили за рамки схоластики, однако в Н. имелись материалистич. тенденции.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 407
НОМИНАЛИЗМ (от лат. «nomen» — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность средневековому реализму номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами, а общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качества. Номиналисты выдвигали тезисы: «общие понятия суть имена». Номинализм был неразрывно связан с материалистическими тенденциями: он ограничивал вмешательство бога в природу. Сильная сторона номинализма заключалась в том, что он признавал первичность предмета и вторичность понятия. Поэтому номинализм, как говорит Маркс в «Святом семействе», является первым выражением материализма в средние века. Однако номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в XI—XIV вв. были Иоанн Росцелин, Дунс Скот, Вильям Оккам (см.). Будучи прогрессивным течением в средние века, номинализм впоследствии — в философии Беркли (см.) и Юма (см.), а в настоящее время в так называемой сематической философии (см.) стал играть реакционную роль.
НОМИНАЛИЗМ, направление ср.-век. схоластич. философии, к-рое в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалии), считая их лишь именами (лат. nomen — имя, отсюда назв.), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, Н.— И. Росцелин и др.), или чисто мыслит. образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда назв. этого «умеренного Н.» — концептуализм; осн. П. Абеляром). Возник в 11—12 вв., получил особое развитие в 14—15 вв. (У Оккам и его школа). В борьбе ср.-век. номиналистов и реалистов В. И. Ленин видел аналогии с борьбой материалистов и идеалистов.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 324
НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Н. был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Н., по словам Маркса, был первым выражением материализма в средние века. Однако номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11—14 вв. были Росцелин, Оккам. Идеи Н. развивались на идеалистической основе в новое время в учениях Гоббса, Беркли и Юма, в совр. период — в семантической философии.