ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, осн. направления ист. процесса, раскрывающий методы его познания. Домарксистские концепции (термин ввёл Вольтер) объявляли движущей силой истории божеств. предопределение (Августин), божеств. разум (И. Г. Гердер), абс. дух (Г. Гегель), неизм. природу человека и его естеств. условия (просветители, Л. Фейербах) и носили идеалистич. или натуралистич. характер. В совр. бурж. философии выдвигаются концепции ист. круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин), христ. концепции смысла истории (Н. А. Бердяев, Ж. Маритен, Р. Бультман, Р. Нибур), отвергается идея её познаваемости. В марксизме-ленинизме науч. теория развития об-ва — историч. материализм.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы, 1987


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, осн. направлением развития человечества и историческим познанием. Исторически Ф. и. ведет начало с античности. В новое время она разрабатывалась Вико и просветителями 18 в. (Вольтер, Гердер, Кондорсе, Монтескье) . Выступая против идущей от Августина Блаженного теологизации истории, просветители внесли в Ф. и. идею причинности, разработали теорию прогресса, высказали идею единства исторического процесса, обосновывали влияние на человека географической и социальной среды. Высшим этапом в развитии буржуазной Ф. и. явилась Ф. и. Гегеля, рассматривавшего историю как единый, закономерный, внутренне необходимый процесс саморазвития духа, идеи. Основоположники марксизма отмечали ограниченность гегелевской Ф. и., ее спекулятивный, априорный, идеалистический характер. Они создали подлинную научную Ф. и.— исторический материализм, изучающий наиболее общие законы и движущие силы развития об-ва, исследующий проблемы исторического познания, создания научной, адекватной картины исторического прошлого. В совр. буржуазной Ф. и. особым влиянием пользуются концепции Тойнби и Шпенглера. Буржуазные философы обычно рассматривают историю как иррациональный поток событий, лишенный внутренней логики, как хаотическое чередование случайностей, отвергают причинность, закономерностй в истории и социальный прогресс. В их воззрениях преобладает дух пессимизма и агностицизма.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017) // Новая версия


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, филос. учение о смысле и сущности историч. процесса, его закономерностях, движущих силах и факторах, специфике познания историч. явлений. В качестве синонима иногда употребляется термин «историософия».

Зачатки Ф. и. обнаруживаются в большинстве высоких культур древности (напр., идея упадка и вырождения человеческого рода при переходе от «золотого века» в «Трудах и днях» Гесиода). Циклич. концепции смены форм обществ.-политич. устройства содержатся в сочинениях Платона, Аристотеля и др. античных мыслителей. В эпоху эллинизма зарождается идея «всемирной истории» (Полибий). Складывающееся в русле библейской традиции христианское «богословие истории» (Августин) имеет своей основой провиденциализм и эсхатологич. учение о конечных судьбах мира и человека.

С эпохи Возрождения история начинает рассматриваться как творение людей, продукт их целеполагающих устремлений, коллективно разделяемых чувств и сталкивающихся интересов, становясь при этом объектом рационального рассуждения (Н. Макиавелли). Сходные идеи за пределами европ. мысли высказывались Ибн Хальдуном. У истоков Ф. и. Нового и Новейшего времени стояли Дж. Вико («Основания новой науки об общей природе наций», 1725), М. Ж. Кондорсе («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794), И. Г. Гердер («Идеи к философии истории человечества», 1784–91) и Г. В. Ф. Гегель («Лекции по философии истории», 1822–31). Термин «Ф. и.» был впервые употреблён Вольтером (1765).

В многообразии филос.-историч. концепций 18–20 вв. (см. Историзм) в качестве субъекта историч. развития могли рассматриваться как человечество в целом, так и отд. народы, культуры, «локальные цивилизации», «культурно-историч. типы» (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби) и т. д. Характер развития мог определяться как линейно-поступательный (концепции прогресса и социальной эволюции А. Р. Ж. Тюрго, Кондорсе, К. А. Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера), скачкообразный, циклический (в круговорота исторического теориях), флуктуационный (колебательный) (П. А. Сорокин) и т. д. Выделяются специфич. этапы, фазы историч. процесса (напр., 10 эпох в концепции Кондорсе, «закон трёх стадий» умственного развития у О. Конта, смена обществ.-экономич. формаций в марксизме и т. д.). Траектории историч. изменений квалифицировались как прогресс или регресс, совершенствование или деградация, оценивались в оптимистич. или пессимистич. тонах в зависимости от тех или иных «идеалов», представлений о совершенном или желательном моральном состоянии, обществ. устройстве, помещаемых в воображаемое прошлое или будущее.

Предметом спец. обсуждения в Ф. и. становились также вопросы о наличии закономерностей и направленности историч. развития, о степени его предопределённости и вариативности, о месте и роли человека («великих личностей» и народных масс) в истории, о перспективах реализации в историч. процессе свободы, справедливости и т. п.

В традиции рос. филос. и обществ. мысли проблемы Ф. и. получили специфич. преломление в споре о судьбах и «особом пути» России, её самобытности, развернувшемся в 19 в. (полемика между западниками и славянофилами) и продолжающемся доныне.

Лит.: Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд. М., 1986; Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. М., 1994; Гречко П. К. Концептуальные модели истории. М., 1995; Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. 2-е изд. М., 1999; Ивин А. А. Философия истории. М., 2000; Розов Н. С. Философия и теория истории. М., 2002; Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М., 2006; Хвостов В. М. Теория исторического процесса: Очерки по философии и методологии истории. 5-е изд. М., 2009; Walsh W. H. An introduction to philosophy of history. N. Y., 2009; Кареев Н. И. Историология: теория исторического процесса. 2-е изд. М., 2010; Baberowski J. Der Sinn der Geschichte: Geschichtstheorien von Hegel bis Foucault. Münch., 2014; Rohbeck J. Geschichtsphilosophie zur Einführung. Hamb., 2015. См. также лит. при ст. Историзм.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024