ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

энгельс

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels; 28 ноября 1820, Бармен (ныне район Вупперталя) — 5 августа 1895, Лондон) — немецкий философ, один из основоположников марксизма... Википедия

энгельс

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 658—689


ЭНГЕЛЬС, Фридрих (28 ноября 1820 — 5 августа 1895), один из основоположников научного коммунизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник Карла Маркса. После Маркса «Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире» (В. И. Ленин).

Фридрих Энгельс род. в семье фабриканта, владельца текст. предприятия в г. Бармен (Рейнская пров. Пруссии). Рейнская провинция в наибольшей мере испытала на себе влияние франц. бурж. революции конца 18 в.; в ней находили широкий отклик революционно-демократические и социалистические идеи. С 1834, после городской школы, Ф. Энгельс учился в гимназии. В 1837 по настоянию родителей он вынужден был оставить гимназию и заняться изучением коммерческого дела в торговой конторе своего отца. В 1838 он переехал в г. Бремен и стал приказчиком в одном крупном торговом доме. В свободное от работы время Ф. Энгельс упорно занимался самообразованием.

Уже в ранних статьях, стихотворениях, а также в письмах к друзьям (1839—41) Ф. Энгельс выступал с позиций революц. демократа. Он резко критиковал затхлую, реакц. обстановку в Пруссии и с сочувствием относился к бедственному положению трудящихся. Одна из его первых лит. работ «Письма из Вупперталя» (1839) является особо примечательной в этом отношении. Однако «Письма», содержавшие протест против безжалостной эксплуатации трудящихся, еще не указывали путей их устранения. Социалистом Ф. Энгельс сделался несколько позже, после того как он переселился в Англию, где вплотную занялся изучением жизни рабочего класса.

Осенью 1841 Ф. Энгельс отправляется в Берлин для отбывания воинской повинности. В свободное от службы время он посещает лекции в Берлинском ун-те, усиленно изучает философию. Примкнув здесь к кружку левогегельянцев и восприняв всё рациональное, что было в диалектич. методе Гегеля, Ф. Энгельс в то же время решительно выступил против идеалистич. философии Шеллинга и против реакц. сторон философии самого Гегеля. В отличие от левогегельянцев, остававшихся в плену абстрактных философских рассуждений, Ф. Энгельс принимал активное участие в борьбе за демократию. В 1842 Ф. Энгельс сотрудничает в «Рейнской газете», редактором к-рой с конца 1842 был К. Маркс. Как указывает В. И. Ленин, Маркс и Энгельс «сделались социалистами из демократов, и демократическое чувство ненависти к политическому произволу было в них чрезвычайно сильно».

В октябре 1842 Ф. Энгельс покинул Берлин и после непродолжительного пребывания в Бармене в декабре прибыл в Манчестер (Англия), где начал работать в торговой конторе «Эрмен и Энгельс», совладельцем к-рой был его отец. Англия была в то время самой развитой капиталистической страной, с промышленностью, снабжавшей своими изделиями весь мир. Здесь был наиболее многочисленный рабочий класс, только что вступавший на путь политич. борьбы (см. Чартизм). Борьба пролетариата против буржуазии приобрела здесь более развитые формы. Живя в Англии, Ф. Энгельс установил связь с социалистами-утопистами, а затем и с лидерами левого крыла чартистского движения; вскоре он стал активно сотрудничать в печатных органах англ. социалистов-утопистов, а позднее и чартистов. В противоположность социалистам-утопистам, не понимавшим историч. роли пролетариата и сторонившимся рабочего движения, Ф. Энгельс нашёл дорогу к рабочему классу. Он глубоко и упорно изучал положение англ. пролетариата, причины его глубокой нищеты и страданий, его борьбу против буржуазии, взаимоотношения классов, роль государства. Выводы, к к-рым пришёл Ф. Энгельс, он изложил в своих первых статьях об Англии, напечатанных в «Рейнской газете» и в других органах печати. Но самым важным результатом длительного изучения жизни, положения и борьбы английского пролетариата явилась его знаменитая книга «Положение рабочего класса в Англии», к-рую он завершил и опубликовал в 1845, возвратившись в Германию. Формулируя основные выводы этой книги, В. И. Ленин писал: «И до Энгельса очень многие изображали страдания пролетариата и указывали на необходимость помочь ему. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса». В своей книге Ф. Энгельс выдвинул ряд положений о классовой организации пролетариата.

В «Очерках критики политической экономии» (1844) Ф. Энгельс разоблачил теоретиков бурж. экономич. мысли — защитников капиталистич. строя. Уничтожающей критике подверг Фридрих Энгельс человеконенавистническую мальтузианскую теорию народонаселения, к-рую он охарактеризовал как «отвратительное издевательство над природой и человечеством». Этой лживой буржуазной теории Ф. Энгельс противопоставил научный взгляд о росте обнищания рабочего класса в условиях капитализма, показав, что «избыточное население» одного класса — пролетариата — порождается избыточным богатством другого класса — буржуазии. В «Очерках» Ф. Энгельс рассмотрел с точки зрения социализма осн. явления современного ему экономич. порядка, как необходимые последствия господства частной собственности. Эту работу Ф. Энгельс опубликовал в издаваемом К. Марксом и А. Руге «Немецко-французском ежегоднике». К. Маркс назвал её «гениальным очерком критики экономических категорий». Общение с Ф. Энгельсом, указывает В. И. Ленин, «бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической экономией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот».

1842—44 являются знаменательным периодом в жизни Ф. Энгельса, он совершает в это время переход от революц. демократизма к революц. коммунизму и от идеализма к материализму. Со времени опубликования «Очерков» между Ф. Энгельсом и К. Марксом завязывается дружеская переписка, устанавливаются непосредственные отношения, вылившиеся затем в беспримерную тесную дружбу и сотрудничество.

В августе 1844 Ф. Энгельс покинул Англию (Манчестер) и по пути в Германию заехал в Париж, чтобы повидаться с К. Марксом. Десять дней, проведённые Энгельсом у Маркса, явились знаменательной вехой в истории возникновения учения научного коммунизма. «С тех пор, как судьба столкнула Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, жизненный труд обоих друзей сделался их общим делом» (В. И. Ленин). Во время этой встречи К. Маркс и Ф. Энгельс решили совместно выступить против левогегельянцев, отстаивавших идеалистич. идеи. Левогегельянцы отрицали историч. значение борьбы народных масс, рассматривали идеи и действия выдающихся личностей как движущие силы истории, пропагандировали идеалистич. культ личности и, т. о., являлись врагами демократического и революц. движения. В написанной совместно К. Марксом и Ф. Энгельсом книги «Святое семейство, или критика "критической критики"...» (1845), направленной против левых гегельянцев, заложены основы революц. материалистич. мировозрения, разоблачена реакц. сущность философского идеализма и обоснована революц. идея о решающем значении борьбы народных масс в историч. развитии общества. В ней содержится почти сложившееся, по словам В. И. Ленина, марксистское положение о всемирно-историч. освободит. роли пролетариата. Разъясняя великое значение для обществ. развития борьбы народных масс и историч. роль пролетариата, К. Маркс и Ф. Энгельс вооружали трудящиеся массы духовным оружием в их борьбе за освобождение.

Возвратившись в сентябре 1844 в Германию, Ф. Энгельс устанавливает связи с социалистами, сотрудничает в демократических органах печати, выступает на собраниях и ведёт активную коммунистическую пропаганду. Революц. деятельность Ф. Энгельса не могла остаться не замеченной прусской полицией; ему угрожал арест. Весной 1845 Ф. Энгельс покинул Германию и переехал в Брюссель (Бельгия), где тогда проживал К. Маркс. К этому времени К. Маркс в гл. чертах уже развил материалистич. понимание истории. Совместно с Ф. Энгельсом К. Маркс продолжал дальнейшую разработку революц. теории. Первым результатом совместной деятельности К. Маркса и Фридриха Энгельса в этот период явилась «Немецкая идеология» 1845—46. В этой работе основоположники научного коммунизма нанесли сокрушительный удар по идеалистич. философии Гегеля и левых гегельянцев, подвергли критике метафизич. материализм Л. Фейербаха и вскрыли мелкобурж. реакц. характер немецкого т. н. «истинного социализма». Гл. значение этого труда заключается в том, что в нём сформулированы теоретич. основы научного коммунизма—мировоззрения революц. пролетариата. В нём изложены важнейшие положения диалектич. и историч. материализма. Развитие общества рассматривается как единый закономерный процесс, определяемый развитием материальных производит. сил и производств. отношений. В «Немецкой идеологии» даны наброски учения об общественно-экономич. формациях, о классовой борьбе и социальной революции пролетариата, а также содержится зародыш идеи диктатуры пролетариата. Свою теорию основоположники марксизма с самого начала поставили на службу революц. борьбе пролетариата. Ф. Энгельс развёртывает совместно с К. Марксом активную деятельность по созданию коммунистической партии. Создав в Брюсселе в начале 1846 Коммунистический корреспондентский комитет, К. Маркс и Ф. Энгельс добиваются образования подобных комитетов в Германии, во Франции, в Англии с тем, чтобы сплотить все подлинно пролетарские революц. элементы в социалистическом движении. Для того чтобы успешно вести борьбу против антипролетарских направлений в немецком социалистическом движении—вейтлингианцев, «истинных социалистов», сторонников Прудона, имевших влияние на немецких рабочих в Париже, Фридрих Энгельс в августе 1846 приезжает в Париж и успешно осуществляет эту задачу. В результате деятельности основоположников марксизма руководство тайной организацией нем. рабочих — Союза справедливых, к-рое до этого находилось под влиянием вейтлингианцев и «истинных социалистов», убеждается в необходимости коренной реорганизации Союза и обращается с этой целью за помощью к К. Марксу и Ф. Энгельсу. До этого Союз был скован сектантскими полузаговорщич. формами организации и господством в нём идей утопич. социализма. Своё вступление в Союз справедливых К. Маркс и Ф. Энгельс обусловили тем, что его руководство решительно отбросит сектантство и заговорщичество, а из устава Союза будет выброшено всё, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами. На 1-м (июнь), а затем на 2-м (ноябрь—декабрь) конгрессах Союза в 1847, состоявшихся в Лондоне, они добились коренной его реорганизации и создания на его основе Союза коммунистов — ядра коммунистической партии пролетариата. В основе принятого устава Союза лежали принципы научного коммунизма. Старый утопич. лозунг Союза справедливых — «Все люди — братья», был заменён новым лозунгом — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», выражавшим интернациональный и классовый характер рабочего движения. Основоположники марксизма создали и научную программу этой новой организации, изложив её в «Манифесте Коммунистической партии», ставшем знаменем борьбы миллионов трудящихся во всех концах земного шара.

фридрих энгельс

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

В «Манифесте» в сжатой форме изложены основные идеи марксизма и открыто провозглашены конечные цели борьбы пролетариата. Марксистская теория выступила теперь перед всем миром как всесторонне развитое мировоззрение революц. пролетариата. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (В. И. Ленин). Выход в свет «Манифеста» совпал с началом февральской революции 1848 во Франции, распространившейся на Италию, Германию, и Австрию. В начале марта К. Маркс, а затем и Ф. Энгельс переезжают в Париж. В новых условиях Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, развивает кипучую деятельность по укреплению руководства Союза коммунистов. Ф. Энгельс вошёл в состав его Центрального комитета и вместе с К. Марксом написал «Требования коммунистической партии в Германии», в которых были сформулированы задачи коммунистов в начавшейся революции.

В начале апреля 1848 Ф. Энгельс и К. Маркс возвратились в Германию — в г. Кёльн. Здесь Ф. Энгельс становится ближайшим помощником К. Маркса в создании (июнь 1848) боевого демократического органа печати — «Новой Рейнской газеты», к-рая по всем важнейшим вопросам проявляла свой специфич. пролетарский характер. В статьях, опубликованных в газете, Ф. Энгельс звал немецкий народ к решительной расправе с крепостничеством и абсолютизмом, разоблачал предательство нем. буржуазии, трусость и непоследовательность мелкобурж. демократов. Совместно с К. Марксом Ф. Энгельс последовательно отстаивал революц. программу — объединение Германии в единую демократическую республику и призывал покончить с ненавистным всем народам Европы пруссачеством и его политикой грабительских войн и закабаления других народов. Ф. Энгельс — ближайший помощник и советник К. Маркса, замещал его как главного редактора, когда К. Маркс совершал агитац. поездки. В обстановке политич. отсталости герм. пролетариата и организац. слабости Союза коммунистов его члены примкнули к демократической партии, составив в ней самое крайнее, пролетарское крыло. В то же время они критически относились к декларативным фразам мелкобурж. демократов, разоблачая их непоследовательность и трусость. Такова была в тот период тактика К. Маркса и Ф. Энгельса, следуя к-рой, они вступили в Кёльнское демократическое общество и вскоре заняли руководящее положение среди демократов Рейнской провинции и Вестфалии. Вскоре назрела настоятельная необходимость создания самостоятельной политической организации рабочего класса. В середине апр. 1849 К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники вышли из состава объединения демократич. обществ и предприняли конкретные шаги по созданию самостоят. массовой организации герм. пролетариата. Но в это время прусское пр-во распорядилось о высылке К. Маркса из Пруссии и начало преследования и против других членов редакции газеты. 19 мая 1849 вышел последний номер «Новой Рейнской газеты». В мае 1849 в Рейнской пров. и в Юж. Германии развернулась вооруж. борьба. Ф. Энгельс был в числе активных и мужественных борцов. После поражения повстанцев Ф. Энгельс направился сначала в Швейцарию, а затем в Лондон, где к тому времени находился и К. Маркс. Здесь Ф. Энгельс принял деятельное участие в реорганизации и дальнейшем укреплении Союза коммунистов.

Ф. Энгельс принял вместе с К. Марксом непосредств. участие в издании журнала «Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение» (1850). В «Обозрении» основоположники научного коммунизма подвели итоги революции (1848—49); они вооружали рабочий класс пониманием перспектив революц. движения и разрабатывали тактику революц. рабочего класса в его борьбе с буржуазией.

Огромное значение в деле обобщения опыта революции 1848—49 и разработки революц. тактики пролетариата имели, наряду с работами К. Маркса («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и др.), работы Ф. Энгельса, опубликованные в «Обозрении» («Германская кампания за имперскую конституцию» и «Крестьянская война в Германии»). В написанном Ф. Энгельсом совместно с К. Марксом «Обращении Центрального комитета к Союзу коммунистов» (март 1850) была сформулирована идея о непрерывной революции, послужившая впоследствии В. И. Ленину одним из отправных пунктов в разработке его теории перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую. Наряду с научной деятельностью, Ф. Энгельс осуществлял, вместе с К. Марксом, большую организационно-практич. работу по руководству Союзом коммунистов, отстаивал его революционно-пролетарский характер и решительно боролся против авантюристско-дезорганизаторских элементов (Виллих, Шаппер и др.), находившихся под влиянием мелкобурж. демократов. После массовых арестов членов Союза коммунистов в Германии и предпринятого против них Кёльнского судебного процесса, когда связь между немногочисленными их секциями распалась, в ноябре 1852 было объявлено о роспуске Союза коммунистов.

Период наступившей реакции К. Маркс и Ф. Энгельс стремятся использовать для дальнейшей разработки политических, экономических и философских основ научного коммунизма. Хотя К. Маркс жил в Лондоне, а Ф. Энгельс с ноября 1850 — в Манчестере, их постоянное общение не прерывалось. Ярким выражением тесной дружбы К. Маркса и Ф. Энгельса является их переписка. В этой переписке «перед читателем проходит с поразительной живостью история рабочего движения всего мира — в самые важнейшие моменты и в наиболее существенных пунктах» (В. И. Ленин). Социалистическая теория и рабочее движение, философия и история, политич. экономия и естеств. науки живо и с глубоким знанием обсуждаются в письмах К. Маркса и Ф. Энгельса. Большой интерес испытывал в эти годы, как и позднее, Ф. Энгельс к применению законов материалистич. диалектики к познанию законов природы. Глубоко и всесторонне изучая науку о природе, Ф. Энгельс пришёл к выводу, что новейшие достижения естествознания полностью подтверждают основные положения диалектического материализма.

С огромным, неослабевающим вниманием следил Ф. Энгельс за событиями международной политич. жизни, проявляя горячий интерес к развитию прогрессивных демократических и нац.-освободит. движений. Это нашло своё выражение в его многочисл. статьях, напечатанных в 1851—62 в «Нью-Йоркской трибуне» и во мн. др. органах печати 50-х — нач. 60-х годов. Ф. Энгельс внимательно следит за развитием нац.-освободит. борьбы китайского и индийского народов, за национальными движениями итал., нем., ирланд. и польского народов, за борьбой против рабства в Сев. Америке и борьбой крепостных крестьян против помещичьего гнёта в России. В своих замечательных работах Ф. Энгельс отстаивает необходимость решительной борьбы за уничтожение феод. и абсолютистских порядков, разоблачает жестокость колониальной политики буржуазии и горячо приветствует нац.-освободит. движение народов Индии и Китая. В произведениях этого времени К. Маркс и Ф. Энгельс дали основные, отправные идеи по нац.-колониальному вопросу. В этих, как и в последующих работах, ярко сказались глубокие воен. знания Ф. Энгельса, давшего материалистич. освещение истории воен. дела и теории воен. искусства.

Живя в Англии, Ф. Энгельc принимает активное участие в чартистском движении, сотрудничая в его печатных органах и оказывая революционное влияние на наиболее левых деятелей чартизма. Наблюдая в конце 50-х гг. общий упадок чартистского движения, Ф. Энгельс ставил эти явления в прямую связь с господств. положением Англии на мировом рынке, с её промышленной монополией, позволявшей англ. буржуазии подкупать верхушку пролетариата. Уже тогда он стал отмечать экономич. причины роста оппортунизма в рабочем движении Англии.

Бурный рост капитализма, увеличение численности рабочего класса и усиление его эксплуатации, развёртывание демократических и нац.-освободит. движений в конце 50-х и в нач. 60-х гг. дали толчок новому подъёму рабочего движения в Европе. В этих условиях у рабочих разных стран стала расти потребность в установлении международных связей для совместной борьбы против капитала. Учитывая потребности рабочего движения, К. Маркс и Ф. Энгельс в 1864 создают Международное товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), разрабатывают теоретич. и тактич. основы его деятельности, ведут борьбу против антипролетарских, мелкобурж. направлений внутри Интернационала. Ф. Энгельс повёл решительную борьбу против прудонистов, являвшихся рьяными противниками политич. деятельности рабочего класса и установления обществ. собственности на средства произ-ва. Такую же острую борьбу вёл он и против лассальянцев в Германии, последовательно разоблачая попытки Ф. Лассаля и его сторонников приспособить рабочее движение Германии к политике реакционера Бисмарка, осуществлявшего объединение Германии под гегемонией прусской монархии путём династич. войн и жестокого подавления демократического движения. Ф. Энгельс решительно выступил против сектантских и по существу диктаторских методов руководства рабочим движением, применяемых лассальянцами, против проповедовавшего ими культа личности Лассаля. «Освобождение пролетариата должно быть его собственным делом» — вот чему неустанно учили рабочий класс основоположники научного коммунизма. Благодаря постоянной печатной и устной пропаганде революц. идей, к-рую вели К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники в Германии, эти идеи стали пробивать себе дорогу к передовым немецким рабочим. На этой основе, в 1869 возникла, в противовес лассальянцам, рабочая партия (эйэенахцы), примыкавшая к 1-му Интернационалу.

С большим вниманием следил Ф. Энгельс за работой К. Маркса над «Капиталом», попрежнему оказывая ему огромную помощь. Проникнутый сознанием великого значения теоретич. работы К. Маркса, Ф. Энгельс систематически оказывал ему материальную поддержку. Вместе с тем он самостоятельно разрабатывал отдельные экономич. вопросы, получившие исчерпывающее освещение в «Капитале». Подписав последний лист корректуры 1-го тома «Капитала», К. Маркс писал 16 авг. 1867 Ф. Энгельсу: «Итак, этот том готов. Только тебе обязан я тем, что это стало возможным! Без твоего самопожертвования для меня я ни за что не мог бы проделать всю огромную работу для трех томов. Обнимаю тебя, полный благодарности!». К. Маркс не успел окончательно подготовить к печати два других тома «Капитала». Это сделал после смерти К. Маркса Ф. Энгельс. «Действительно, эти два тома „Капитала" — труд двоих: Маркса и Энгельса»,— писал В. И. Ленин.

Ф. Энгельс живо, горячо откликался на все важнейшие события международного революц. рабочего движения. Когда 18 марта 1871 парижские рабочие произвели революцию, сделав попытку установить своё политич. господство, Ф. Энгельс, подобно К. Марксу, тотчас же выступил как самый пламенный поборник дела Парижской Коммуны 1871. Ф. Энгельс в своих выступлениях на заседаниях Генерального совета Интернационала и в письмах к деятелям международного рабочего движения разъяснял историч. значение Коммуны и призывал международный пролетариат стать на её защиту. Вместе с К. Марксом он повёл решительную борьбу против тех тред-юнионистских лидеров, к-рые в угоду своей буржуазии отказались поддержать борьбу парижских коммунаров.

В этот новый период жизни Интернационала, начавшийся с Парижской Коммуны, бурж. тред-юнионисты и анархисты (бакунисты) являлись главными врагами марксизма в рабочем движении. В борьбе против анархистских взглядов и дезорганизаторской деятельности М. А. Бакунина и его сторонников Ф. Энгельс отстаивал необходимость для рабочего класса революц. политич. деятельности, создания самостоятельной политич. партии, к-рая была бы связана единой партийной дисциплиной и централизованным руководством и ставила бы своей целью завоевание диктатуры пролетариата. Эту линию Ф. Энгельс проводил как в печати, так и в своих выступлениях на Лондонской конференции (1871) и на Гаагском конгрессе 1-го Интернационала (1872),

С окончанием франко-прусской войны 1870—71 и поражением Парижской Коммуны начался новый, сравнительно мирный период в развитии мировой истории. 1-й Интернационал, заложив фундамент международной организации рабочих, тем самым выполнил свою великую историч. роль. Новая обстановка, определившая необходимость длительной подготовки к социалистической революции, потребовала иных методов организации рабочего класса. Решающую роль стали играть теперь массовые рабочие партии, в создании к-рых К. Маркс и Ф. Энгельс принимают непосредственное участие и оказывают огромную помощь в развёртывании их деятельности. В ряде работ («К жилищному вопросу», 1872—73, «Бакунисты за работой», 1873, «Эмигрантская литература», 1874—75, и др.) Ф. Энгельс подвергает критике антипролетарское течения в рабочем движении, разрабатывает и разъясняет вопросы революц. теории и партийной политики пролетариата, неутомимо борется за чистоту революц. теории, против всяких попыток принизить или исказить её. Ф. Энгельс указывал на необходимость глубокого изучения теории, на то, что следует «все более и более освобождаться от влияния традиционных, принадлежащих старому миросозерцанию фраз и всегда иметь в виду, что социализм, с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, то есть чтобы его изучали». Особенно требовательно относились К. Маркс и Ф. Энгельс к выработке партийной программы. Они со всей решительностью выступили против лидеров герм. с.-д-тии, когда последние пошли в 1875 на съезде в Готе на беспринципное объединение с лассальянцами и сделали серьёзные уступки в вопросах партийной программы и революц. теории. В письмах к лидерам нем. социалистов К. Маркс и Ф. Энгельс со всей непримиримостью раскритиковали оппортунистич. искажения, допущенные в Готской программе. Они требовали, чтобы практич. деятельность партии не расходилась с теорией научного коммунизма. Эта критика сочеталась у них с дальнейшей разработкой ряда коренных вопросов революц. теории.

Повседневно руководя вместе с К. Марксом международным рабочим движением, Ф. Энгельс главное внимание уделял в эти годы проблемам марксистской философии и её применению к изучению природы и общества, в то время как К. Маркс был преимущественно занят развитием своей экономич. теории.

Деятельность Ф. Энгельса и его непосредств. вклад в разработку учения марксизма характеризуется такими произв., как «Анти-Дюринг» (1877—78), «Диалектика природы» (70—80-е гг.), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и др. Особо важное место среди работ Фридриха Энгельса занимает его книга «Анти-Дюринг», охарактеризованная В. И. Лениным как «удивительно содержательная и поучительная». В ней разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и обществ. наук. Три части этой книги: «Философия», «Политическая экономия» и «Социализм», дают стройное и всестороннее освещение трёх основных частей марксизма как науки. К этой работе близко примыкает и его работа «Диалектика природы», в к-рой дано диалектико-материалистич. обобщение всех наиболее значит. завоеваний научной мысли того времени и развиты дальше философские основы марксизма в применении к естеств. наукам. В этой рукописи Ф. Энгельс предвосхитил и нек-рые позднейшие конкретные научные открытия. Ф. Энгельс подходил к науке как революционер, решительно отметая всё старое, всё отжившее. Так, раскрывая великое значение учения Ч. Дарвина, Ф. Энгельс вместе с тем указывал и на слабые стороны его учения. В «Диалектике природы» Фридрих Энгельс, в противовес господствовавшему в биологической науке взгляду, высказал предположение о возможности существования живой бесклеточной материи и развития «от простого пластического белка к клетке», что было подтверждено впоследствии открытиями в области биологии.

К. Маркс и Ф. Энгельс постоянно подчёркивали необходимость единства между теорией и практикой и указывали, что нарушение этого единства способствует росту оппортунизма в рабочих социалистических партиях. Основоположники марксизма развернули борьбу против оппортунизма в рабочем движении, против проявления мелкобурж. влияния на рабочий класс. Они боролись против оппортунизма в герм. с.-д-тии, вели ожесточённую атаку против её правого крыла. Так, в период введения исключит. закона против социалистов в Германии они обращаются с «Циркулярным письмом» (1879) к лидерам герм. с.-д-тии, в к-ром беспощадно критикуют оппортунистич. попытки филистёрских элементов внутри партии (Хёхберг, Бернштейн и др.), стремившихся капитулянтством перед буржуазией и пр-вом выклянчить отмену исключительного закона, и осуждают примиренческую позицию руководства партии. К. Маркс и Ф. Энгельс критикуют руководство партии за его намерение поставить заражённых оппортунизмом деятелей во главе партийного органа «Социал-демократ». В то же время они ведут непримиримую борьбу против тех неустойчивых элементов в партии, к-рые в панике перед наступлением реакции ударились в анархизм (И. Мост и др.). В англо-амер. социализме основоположники марксизма всего резче критиковали его оторванность от рабочего движения, сектантство, догматизм. Во франц. социалистическом движении К. Маркс и Ф. Энгельс поддерживали революционное марксистское крыло в его борьбе против оппортунистич. направления — поссибилистов.

 

 

Продолжение



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024